Научная статья на тему 'К вопросу о применении социальных норм потребления электрической энергии'

К вопросу о применении социальных норм потребления электрической энергии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
398
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / ТАРИФЫ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / CROSS-SUBSIDIZATION / SOCIAL NORM / RATES / ELECTRICITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васин Дмитрий Анатольевич

Проведено исследование влияния размера социальных норм потребления электрической энергии и тарифов для населения на размер перекрестного субсидирования в электроэнергетике на примере данных электропотребления в Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO ENFORCING THE SOCIAL NORMS OF ELECTRIC ENERGY CONSUMPTION

The influence of the size of the social norms of consumption of electricity tariffs for the population and the size of the cross-subsidy in the power sector by the data of electricity consumption in the Tula region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении социальных норм потребления электрической энергии»

The problems of management of the entities in the energy sector of municipalities. Discusses the main goals and objectives, algorithmically, regulatory, technological and informational support.

Keywords: energy, energy management, energy policy ka, municipalities, control algorithms energy development.

Arsenjev Yurj Nikolaevich, doctor of science, (Russia, Tula, Tula State University, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula),

Davydova Tatjana Yurievna, candidate of science (pedagogics), docent (Russia, Tula, Tula State Pedagogical University)

Minaev Vladimir Sergeevich, candidate of technical science., Associate Dean for Research Faculty of Economics of the Tula State University

УДК 332.14

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Д.А. Васин

Проведено исследование влияния размера социальных норм потребления электрической энергии и тарифов для населения на размер перекрестного субсидирования в электроэнергетике на примере данных электропотребления в Тульской области.

Ключевые слова: перекрестное субсидирование, социальная норма, тарифы, электрическая энергия.

Действующая в настоящее время система формирования тарифов на электрическую энергию предполагает разные подходы к основным категориям потребителей:

- население оплачивает электрическую энергию по фиксированным тарифам, устанавливаемым на срок не менее года региональными регулирующими органами в пределах, утвержденных Федеральной службой по тарифам;

- прочие потребители приобретают электроэнергию (мощность) по рыночным ценам.

Тарифы, устанавливаемые для населения, практически во всех регионах Российской Федерации существенно ниже себестоимости. Кроме того, для таких категорий потребителей, как сельские жители и городские жители, проживающие в домах, оборудованных электроплитами и элек-троотопительными установками, предусмотрены понижающие коэффициенты (от 0,7 до 1).

Разница между стоимостью электроэнергии на низком напряжении и установленными для населения тарифами образует так называемое перекрестное субсидирование, которое в 2013 году в России в целом составило 232 млрд.руб. [3] (в Тульской области - 2 млрд.руб.). Эти средства перекладываются с населения на прочих потребителей путем включения в тарифы на услугу по передаче электроэнергии (основную нагрузку, как правило, несут крупные промышленные предприятия).

Перекрестное субсидирование, существование которого обусловлено необходимостью сдерживания роста тарифов по причине низкой платежеспособности значительной части населения, является одним из негативных факторов, сдерживающих развитие экономики. Кроме того, необоснованное увеличение тарифной нагрузки на отдельную категорию потребителей противоречит действующему гражданскому законодательству.

К тому же по льготным тарифам рассчитываются за электрическую энергию все домохозяйства без исключения - и социально малообеспеченные, и потребители с достаточно высоким уровнем доходов. Поскольку более обеспеченные потребители, как правило, энергии потребляют значительно больше, чем малообеспеченные, размер субсидирования таких домохозяйств выше. Таким образом, существующая система перекрестного субсидирования приносит больше выгоды обеспеченным людям, что противоречит самому назначению данного механизма.

На протяжении ряда лет механизм перекрестного субсидирования, хотя и существовал фактически в каждом регионе, не был прописан в нормах действующего законодательства и методиках расчета тарифов, формируемых на федеральном уровне [1,2,3].

Попытки уйти от перекрестного субсидирования за счет увеличения динамики роста тарифов для населения по сравнению с прочими потребителями не увенчались успехом. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, негативно отразился на уровне доходов и платежеспособности значительной части населения, что послужило причиной легализации перекрестного субсидирования и поисков иных путей его снижения.

Поскольку заниженные тарифы для населения, по сути, являются одной из форм социальной поддержки, которую оказывает государство своим гражданам, весьма логичной представляется идея ограничить предоставление этой льготы либо по категориям ее получателей (наименее защищенные слои населения), либо по объему ресурса, на который распространяется данная льгота.

В первом случае тарифы для населения следовало бы увеличить до экономически обоснованного уровня, а малообеспеченным гражданам предоставлять субсидии из регионального бюджета. Данные механизмы уже действуют в отношении всего набора жилищно-коммунальных услуг. Однако доведение тарифов на электроэнергию до экономически обосно-

ванного уровня существенно увеличило бы расходы региональных бюджетов на эти цели.

В условиях ограниченности бюджетных возможностей в настоящее время в России предпринимается попытка реализовать иной механизм снижения перекрестного субсидирования - за счет дифференциации тарифов для населения в зависимости от объемов ресурса, потребляемых домохозяйствами, то есть за счет введения социальных норм.

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» социальная норма потребления электрической энергии (мощности) - определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (та-рифам)[1].

В соответствии с Методикой расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом объемов потребления электрической энергии (мощности) в пределах и сверх социальной нормы плата за коммунальную услугу по электроснабжению состоит из двух составляющих -плата за объем электроэнергии, потребленный в пределах социальной нормы, и плата за объем сверх социальной нормы[2]:

-ржил _ -ржил _|_ -ржил

Рпотр _ Р<СН + Р>СН (1)

ржил

где: <СН - плата за потребление электрической энергии (мощности) в пре-

делах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

жил

>СН - плата за потребление электрической энергии (мощности) сверх социальной нормы.

При этом объем в пределах социальной нормы потребители оплачивают по более низкому тарифу, а сверх соцнормы - по более высокому, который в перспективе может быть доведен до себестоимости.

Плата за потребление электрической энергии (мощности) в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) определяется по формуле:

-ржил ____ X 1

Р<СН — <

<СН х

У, если У < сщотр;

СНХ,еслиУ>СНХ

(2) Т]

где: <СН - цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установ-

ленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы, применяемая для j-го периода времени суток; ^ - объемы потребления электрической энергии в часы, относящиеся к j-му периоду времени суток, определенные по показаниям индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, позволяющего опре-

делять объемы потребления электрической энергии (мощности) диффе-

СН ^

ренцированно по времени суток; потр - социальная норма, определяемая для j-го периода времени суток пропорционально объемам потребления в жилом помещении в соответствующие периоды суток; Ъ - количество периодов (зон) суток, в отношении которых установлены дифференцированные цены (тарифы).

Плата за потребление электрической энергии (мощности) сверх социальной нормы определяется по формуле:

>сн х

г1

VJ - СН^отр , если У > СН^отр; О, если VJ < СН^отр

(3)

Т ^

где: 1 >СН - цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы, применяемая для j-го периода времени суток.

При этом в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)[2] размер социальной нормы для конкретного домохозяйства зависит от:

- количества жильцов,

- типа населенного пункта (городской или сельский),

- наличия электроплит и электроотопительных установок,

- состояния жилья (ветхое, аварийное),

- состава жильцов (одиноко проживающие пенсионеры, инвалиды).

Таким образом, действующее законодательство предполагает установление в каждом регионе не одной социальной нормы, а целого набора из нескольких сотен норм [4,5,6].

Поддержка социально уязвимых слоев населения и стимулирование энергосбережения за счет введения многоступенчатых тарифных планов -не российское изобретение [7,8]. Подобные механизмы широко применяются в различных странах мира - и в экономически развитых, и в развивающихся: в США, Г ермании, Бельгии, Индии и др. А в Австралии действует обратный принцип - чем больше потребление, тем ниже тариф[5].

Например, в Индии тарифы на электрическую энергию - одни из самых низких в мире. Ситуация в сфере тарифообразования на электроэнергию похожа на российскую - в частности, наличием перекрестного субсидирования. Тарифы для промышленных и коммерческих потребителей страны завышены по причине занижения тарифов для бытовых и сельскохозяйственных потребителей. При этом в различных штатах Индии социальные нормы различны, но в целом с увеличением объема потребления растет цена[4].

В Российской Федерации переход к применению социальных норм происходит постепенно. С 1 сентября 2013 г. социальные нормы отрабаты-

ваются в шести пилотных регионах - Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областях, Забайкальском и Красноярском краях (в некоторых из них социальные нормы были введены несколькими годами ранее, до формирования соответствующей нормативной базы).

При этом размер базовой социальной нормы в пилотных регионах существенно различается - от 50 до 190 кВт.ч в месяц на человека (на первого проживающего в жилом помещении).

Поскольку большинство регионов Российской Федерации еще не ввело социальные нормы, выбор их оптимальных размеров и величины тарифов на электроэнергию в пределах и сверх норм является весьма актуальной проблемой и темой целого ряда исследований. В частности, еще в 2010 году была опубликована работа, предлагающая математическую модель расчета тарифов на электроэнергию в пределах и сверх социальной нормы, основанная на данных по объемам отпущенной электроэнергии населению энергосбытовыми компаниями Волгоградской области[6].

В Тульской области введение социальных норм в 2014 году не планируется (крайний срок введения в соответствии с федеральным законодательством - 1 июля 2016 г.).

Поскольку основная цель введения социальных норм - снижение перекрестного субсидирования, было проведено исследование зависимости объема перекрестного субсидирования от размера базовой социальной нормы на примере данных электропотребления Тульской области. Результаты представлены в таблице 1.

Результатырасчетов зависимости изменения перекрестного субсидирования от базовой величины социальной нормы при разных вариантах тарифов в пределах и сверх социальной нормы

Базовая социальная норма, кВт.ч в мес. Объем электропотребления населения в пределах социальной нормы, % Изменение перекрестного субсидирования при разных вариантах тарифов и соцнорм, млн.руб.

1 вариант 2 вариант

Т<СН =3,39 руб./кВт.ч Т>СН=4, 88 руб./кВт. ч Т<СН=3, 15 руб./кВт. ч Т>СН=4, 88 руб./кВт. ч

80 74 -347 -133

100 78 -275 -49

120 82 -203 +35

Проанализировав влияние базового размера социальной нормы на изменение величины перекрестного субсидирования при двух вариантах тарифов, можно сделать следующие выводы:

- при установлении базовой величины социальной нормы в пределах от 80 до 120 кВт.ч в месяц на первого проживающего в жилом помещении общий объем электропотребления населения региона в пределах социальной нормы составит от 74 до 82%, что соответствует условиям, установленным федеральным законодательством (от 70 до 85%);

- при втором варианте установления тарифов (при снижении тарифа в пределах социальной нормы до 3,15 руб./кВт.ч и размере базовой социальной нормы 120 кВт.ч в мес.) перекрестное субсидирование не снижается, а увеличивается на 35 млн.руб. в расчете на год;

- при всех других вариантах объем перекрестного субсидирования снижается от 49 до 347 млн.руб. в зависимости от размера базовой социальной нормы и примененных тарифов.

Таким образом, при размере перекрестного субсидирования в Тульской области на уровне 2 млрд.руб. внедрение социальных норм даже в самом невыгодном для потребителей категории «население» варианте (базовая соцнорма - 80 кВт.ч в месяц; тарифы в пределах соцнормы - 3,39, сверх соцнормы - 4,88 руб./кВт.ч) снижает перекрестное субсидирование в первый год применения всего на 347 млн.руб. (примерно на 17%). Для более значительного снижения перекрестного субсидирования с использованием данного механизма нужно снижение социальных норм и (или) повышение тарифов для населения, что является мерой, ухудшающей положение социально уязвимых слоев населения.

Кроме того, учитывая неэффективную систему учета и контроля потребления электроэнергии в бытовом секторе в большинстве регионов России (в том числе - и в Тульской области), когда плата за потребление электроэнергии начисляется энергосбытовыми организациями в основном по непроверенным показаниям, переданным самими потребителями, введение социальных норм еще более усугубит проблему сбора достоверных показаний электропотребления. А это может привести к ухудшению ситуации с начислениями за объемы электроэнергии, потребляемые на общедомовые нужды, которые в рамках действующего порядка напрямую зависят от точности сбора показаний индивидуального электропотребления в многоквартирных домах.

В итоге можно сделать вывод о необходимости переноса срока введения социальных норм на период, достаточный для организации эффективной системы учета и контроля электропотребления в бытовом секторе, что невозможно без совершенствования федеральной нормативной базы, определяющей правила определения платы за энергоснабжение на общедомовые нужды, а также внедрения современных автоматизированных систем учета потребления электрической энергии.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 25 ноября 2013 г.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (в редакции от 26 марта 2014 г.).

3. Егоров М.Б. Основные изменения в нормативно-правовые акты в части регулирования цен (тарифов)/ Материалы Всероссийского совещания по итогам работы органов государственного регулирования в 2013 году и определению основных задач на 2014 и 2015 годы.- 2014 -http://www.fstrf.ru/press/meeting/48.

4. Палис Д.В. Социальная норма потребления электроэнергии: последствия, обзор мирового опыта/ ЭнергоРынок.- 2014, № 3.

5. Селляхова О. Норма потребления электроэнергии: мировой опыт и российские особенности/ Независимая газета.- 15.10.2013.

6. Эйсфельд А.А. Моделирование двухставочного тарифа на электроэнергию с учетом социальной нормы потребления на примере населения г.Волгограда/ Управление большими системами: сборник трудов.- выпуск № 28.- 2010.

7. Городничев С.В., Чачина Е.Б. Повышение эффективности процесса реализации заказов//Известия Тул ГУ. Серия «Экономические и юридические науки.» Вып1.Ч1-Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.

8. Васин Л.А., Городничев С.В., Луценко А.Г. Формирование портфеля заказов при отсутствии неопределенности//Известия ТулГУ. Серия «Экономические и юридические науки» Вып3.Ч1-Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.

Васин Дмитрий Анатольевич, канд. техн. наук, доцент, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

TO ENFORCING THE SOCIAL NORMS OF ELECTRIC ENERGY CONSUMPTION

D.A. Vasin

The influence of the size of the social norms of consumption of electricity tariffs for the population and the size of the cross-subsidy in the power sector by the data of electricity consumption in the Tula region.

Keywords: cross-subsidization, social norm, rates, electricity.

Vasin Dmitry Anatolyevich, candidate of technical sciences, Associate Professor, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.