Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОДКАСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ТИПОЛОГИЯ И СПЕЦИФИКА'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОДКАСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ТИПОЛОГИЯ И СПЕЦИФИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЕОПОДКАСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / АУДИОФАЙЛ / МУЛЬТИМЕДИА / ПОТОКОВОЕ ВИДЕО / ВЕБ-ТРАНСЛЯЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СЕГМЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АУДИОПОДКАСТ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ИНТЕРНЕТ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

Целью данной статьи является исследование вопроса применения видеоподкастов в образовательном процессе медицинского вуза. Изначально подкастами назывались аудиофайлы на портативном медиаплеере от производителя Apple. Скорость Интернет-соединения долгое время ограничивала тип информации, которой можно было обмениваться, хотя первые видеоподкасты начали появляться в форме потокового видео и веб-трансляций. Сейчас видеоподкасты могут классифицироваться в зависимости от цели, педагогической стратегии и академической направленности. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Автор отмечает, что подкасты - лекции заменяют очную работу преподавателей и студентов, так как последние имеют возможность просмотра лекций, заранее загруженных преподавателями, в удобном для них месте. Расширенный или усовершенствованный видеоподкаст - это отснятые видеоматериалы презентаций Power Point со звуковым объяснением. Автор статьи подтверждает, что студенты, работая с подкастами, могут искать нужные сегменты, приостанавливать, пересматривать заслуживающие внимания понятия или факты, но основной педагогической стратегией является предоставление информации. Необходимо отметить, что наиболее популярными в образовании подкастами являются лекции преподавателей и профессоров или дополнительные материалы курсов. Такие подкасты студенты, как правило, слушают дома или же на мобильных устройствах в удобном для них месте. Важным является использование студентами подкастов, когда студенты пропустили занятия и им нужно изучить пропущенный материал, чтобы догнать сокурсников. Практическая значимость работы обусловлена тем, что автор проанализировал современные подкасты, которые могут эффективно использоваться в образовательном процессе медицинского вуза. Автор приходит к выводу, что несмотря на постоянно растущую аудиторию и популярность подкастов, не стоит забывать, что это самое молодое медиа, потому существуют некоторые трудности, в первую очередь, технологические. Один из главных минусов связан с измерением аудитории: сколько людей послушало подкаст, сколько прослушало до конца, до середины и так далее - платформа распространения не дает такой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE APPLICATION OF PODCASTS IN EDUCATION: TYPOLOGY AND SPECIFICITY

The purpose of this article is to study the use of video podcasts in the educational process of a medical university. Initially, podcasts were called audio files on a portable media player from the manufacturer Apple. The speed of Internet connection for a long time limited the type of information that could be exchanged, although the first video podcasts began to appear in the form of streaming video and webcasts. Now video podcasts can be classified depending on the goal, pedagogical strategy and academic orientation. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. The author notes that podcasts - lectures replace the full-time work of teachers and students, since the latter have the opportunity to view lectures loaded in advance by teachers in a place convenient for them. An advanced or enhanced video podcast is a captured video of Power Point presentations with an audio explanation. The author of the article confirms that students, working with podcasts, can look for the right segments, suspend, revise noteworthy concepts or facts, but the main pedagogical strategy is the provision of information. It should be noted that the most popular podcasts in education are lectures by teachers and professors or additional course materials. Such podcasts, students, as a rule, listen at home or on mobile devices in a convenient place for them. Important is the use of podcasts by students when students have missed classes and need to study missed material to catch up with fellow students. The practical significance of the work is due to the fact that the author analyzed modern podcasts that can be effectively used in the educational process of a medical university. The author concludes that despite the constantly growing audience and the popularity of podcasts, one should not forget that this is the youngest media, because there are some difficulties, primarily technological. One of the main disadvantages is related to measuring the audience: how many people listened to the podcast, how many listened to the end, to the middle, and so on - the distribution platform does not give such information.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОДКАСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ТИПОЛОГИЯ И СПЕЦИФИКА»

ITINSON Kristina Sergeevna

ON THE QUESTION OF THE APPLICATION ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 14.7004 I 1 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 J lo.l-tl .иич- |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0031 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОДКАСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ТИПОЛОГИЯ И СПЕЦИФИКА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 777287 SPIN-код: 5121-8467

ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

кафедры иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) Аннотация. Целью данной статьи является исследование вопроса применения видеоподкастов в образовательном процессе медицинского вуза. Изначально подкастами назывались аудиофайлы на портативном медиаплеере от производителя Apple. Скорость Интернет-соединения долгое время ограничивала тип информации, которой можно было обмениваться, хотя первые видеоподкасты начали появляться в форме потокового видео и веб-трансляций. Сейчас видеоподкасты могут классифицироваться в зависимости от цели, педагогической стратегии и академической направленности. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Автор отмечает, что подкасты - лекции заменяют очную работу преподавателей и студентов, так как последние имеют возможность просмотра лекций, заранее загруженных преподавателями, в удобном для них месте. Расширенный или усовершенствованный видеоподкаст - это отснятые видеоматериалы презентаций Power Point со звуковым объяснением. Автор статьи подтверждает, что студенты, работая с подкастами, могут искать нужные сегменты, приостанавливать, пересматривать заслуживающие внимания понятия или факты, но основной педагогической стратегией является предоставление информации. Необходимо отметить, что наиболее популярными в образовании подкастами являются лекции преподавателей и профессоров или дополнительные материалы курсов. Такие подкасты студенты, как правило, слушают дома или же на мобильных устройствах в удобном для них месте. Важным является использование студентами подкастов, когда студенты пропустили занятия и им нужно изучить пропущенный материал, чтобы догнать сокурсников. Практическая значимость работы обусловлена тем, что автор проанализировал современные подкасты, которые могут эффективно использоваться в образовательном процессе медицинского вуза. Автор приходит к выводу, что несмотря на постоянно растущую аудиторию и популярность подкастов, не стоит забывать, что это самое молодое медиа, потому существуют некоторые трудности, в первую очередь, технологические. Один из главных минусов связан с измерением аудитории: сколько людей послушало подкаст, сколько прослушало до конца, до середины и так далее — платформа распространения не дает такой информации.

Ключевые слова: видеоподкаст, образование, аудиофайл, мультимедиа, потоковое видео, веб-трансляция, педагогическая стратегия, академическая направленность, сегментация, образовательный процесс, аудиоподкаст, медицинский вуз, Интернет, презентация.

ON THE QUESTION OF THE APPLICATION OF PODCASTS IN EDUCATION: TYPOLOGY AND SPECIFICITY

© The Author(s) 2021

ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) Abstract. The purpose of this article is to study the use of video podcasts in the educational process of a medical university. Initially, podcasts were called audio files on a portable media player from the manufacturer Apple. The speed of Internet connection for a long time limited the type of information that could be exchanged, although the first video podcasts began to appear in the form of streaming video and webcasts. Now video podcasts can be classified depending on the goal, pedagogical strategy and academic orientation. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. The author notes that podcasts - lectures replace the full-time work of teachers and students, since the latter have the opportunity to view lectures loaded in advance by teachers in a place convenient for them. An advanced or enhanced video podcast is a captured video of Power Point presentations with an audio explanation. The author of the article confirms that students, working with podcasts, can look for the right segments, suspend, revise noteworthy concepts or facts, but the main pedagogical strategy is the provision of information. It should be noted that the most popular podcasts in education are lectures by teachers and professors or additional course materials. Such podcasts, students, as a rule, listen at home or on mobile devices in a convenient place for them. Important is the use of podcasts by students when students have missed classes and need to study missed material to catch up with fellow students. The practical significance of the work is due to the fact that the author analyzed modern podcasts that can be effectively used in the educational process of a medical university. The author concludes that despite the constantly growing audience and the popularity of podcasts, one should not forget that this is the youngest media, because there are some difficulties, primarily technological. One of the main disadvantages is related to measuring the audience: how many people listened to the podcast, how many listened to the end, to the middle, and so on - the distribution platform does not give such information.

Keywords: video podcast, education, audio file, multimedia, streaming video, webcasting, pedagogical strategy, academic focus, segmentation, educational process, audio podcast, medical university, Internet, presentation.

Введение. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Исследования по использованию видеоподкастов в образовании стали популярными еще в 2002 году: ау-диография, потоковая трансляция видео, вебкастинг (веб-трансляция). Высокоскоростная пропускная способность Интернета была редкостью в 2005 году, поэтому использование видеоподкастов в образовании ограничивалось временем загрузки, и исследования в этой

области были минимальными. Важно отметить, что два ключевых фактора способствовали изменению частоты использования видеоподкастов, вначале для развлечения, потом в образовании .

Во-первых, в 2005 году запустили YouTube как сайт, предназначенный для распространения большого числа видеоклипов, а к 2006 году YouTube получал более ста миллионов просмотров в день. А уже в 2011 году YouTube просматривали более 4 миллиардов раз в день.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ИТИНСОН Кристина Сергеевна К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОДКАСТОВ ...

Если первоначально YouTube использовался в развлекательных целях, то в настоящее время является бесплатным источником многочисленных образовательных видео по различным предметным областям [1-4].

Второй фактор, который значительно повлиял на развитие подкастов в образовании - увеличение пропускной способности Интернета. В период с 2006 по 2010 годы внедрение высокоскоростного Интернета

быстро расширило доступ к сети Интернет как в обычных домах, так и в образовательных учреждениях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Применению видеоподкастов в образовательном процессе посвящены работы следующих авторов: Красильников А.А., Закиров Ф.Х. [5], Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. [6], Хасанова Л.И. [7], Шарипова А.Д., Сапух Т.В. [8], Токарев Н.В., Кустов Т.В., Тимофеев А.В. [9], Арбузов С.С. [10], Мироненко Е.С. [11], Королева Д.О. [12].

Методология. Формирование целей статьи. Постановка задания. Изначально подкастами назывались аудиофайлы на портативном медиаплеере от производителя Apple. Скорость Интернет-соединения долгое время ограничивала тип информации, которой можно было обмениваться, хотя первые видеоподкасты начали появляться в форме потокового видео и веб-трансляций. Сейчас видеоподкасты могут классифицироваться в соответствии с целью, педагогической стратегией и академической направленностью [13-15].

С точки зрения цели, выделяют четыре вида ви-деоподкастов: применяемые на лекциях, расширенные, дополнительные, учебные примеры с решениями. Подкасты - лекции заменяют очную работу преподавателей и студентов, так как последние имеют возможность просмотра лекций, заранее загруженных преподавателями, в удобном для них месте. Расширенный или усовершенствованный видеоподкаст - это отснятые видеоматериалы презентаций Power Point со звуковым объяснением. Дополнительные видеоподкасты включают административную поддержку, резюме занятий, или же дополнительные материалы, которые будут использоваться учащимися для получения более углубленных знаний [16]. Наконец, учебные примеры с решением предлагают видео объяснения конкретных проблем, которые студентам, возможно, потребуется решить по определенной дисциплине, например, в области математики, информатики, физики или же анатомии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Видеоподкасты также можно классифицировать на основе сегментации. Несегментированные подкасты состоят из целых лекций, которые могут воспроизводится от начала до конца с помощью элементов управления. Сегментированные видеоподкасты разбиты на меньшие видео, что позволяет осуществлять поиск и просмотр в соответствии с потребностями пользователя.

Педагогическая стратегия является еще одним способом определения подкастов. Различают три различных подхода к обучению: восприимчивый просмотр, решение проблем и создание видеоподкастов. Восприимчивый просмотр подкастов предполагает, что обучающий материал в любом формате должен быть просмотрен учащимися. Студенты могут искать нужные сегменты, приостанавливать, пересматривать заслуживающие внимания понятия или факты, но основной педагогической стратегией является предоставление информации. Видеоподкасты для решения проблем - это клипы, предназначенные для объяснения важных фактов и помощи учащимся в изучении того, как решать конкретные проблемы по математике, естественным наукам, физике, инженерии [17,18]. Главная стратегия включает в себя планирование и создание студентами своих собственных видеоподкастов. Студенты учатся, исследуя, сотрудничая друг с другом, и в конечном ито-

ге разрабатывая академические видеоподкасты.

Существует еще одна классификация видеоподкастов в зависимости от академической направленности: практические и концептуальные. Примерно половина видеоподкастов исследует практические навыки или конкретные проблемы. Эти подкасты обычно не длинные и сегментированные. Другая половина видеоподкастов создается по более сложным для понимания темам, видео достаточно длинные и могут быть сегментированы. В целом, типы подкастов значительно различаются в зависимости от их назначения, степени сегментации, педагогической стратегии и академической направленности [19].

Целью данной статьи является исследование современных подкастов, которые могут эффективно использоваться в образовательном процессе медицинского вуза (таблица 1).

Таблица 1 - Современные подкасты, которые могут эффективно использоваться в образовательном процессе медицинского вуза

Необходимо отметить, что наиболее популярными в образовании подкастами являются лекции преподавателей и профессоров или дополнительные материалы курсов. Такие подкасты студенты, как правило, слушают дома или же на мобильных устройствах в удобном для них месте. Важным является использование студентами подкастов, когда студенты пропустили занятия и им нужно изучить пропущенный материал, чтобы догнать сокурсников.

Выводы. Видеоподкасты оказывают положительное влияние на чувства и эмоции студентов. Многие ученые отмечают, что видеоподкасты являются мотивирующими для студентов, так как видео материал является интересным, доступным, и позволяет просматривать учебный материал несколько раз. Более того, просмотр видеоподкастов снижает беспокойство студентов, создает комфортную психологическую атмосферу.

Несмотря на постоянно растущую аудиторию и по-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

133

ITINSON Kristina Sergeevna

ON THE QUESTION OF THE APPLICATION ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

пулярность подкастов, не стоит забывать, что это самое молодое медиа, потому пока еще существуют некоторые трудности, в первую очередь, технологические. Один из главных минусов связан с измерением аудитории: сколько людей послушало подкаст, сколько прослушало до конца, до середины и так далее — платформа распространения не дает такой информации. Если вторая кон-тентная революция подкастинга уже произошла, от любительского аудиоблоггинга пришли к профессиональным проектам, то технологическая еще впереди [20]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рыбалко Т.Г., Тарасова О.М. К вопросу о подкастинге и его роли в профессиональном лингвообразовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки.

— 2019. — №9-2. - С. 101-104.

2. Шашин З.С., Втюрина Е.А. Подкастинг как новый формат распространения информации в журналистике // сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции «»Общество. Наука. Инновации. — 2019. — С. 1261-1266.

3. Голубкова Д.В. Подкастинг: типология и специфика развития // сборник трудов XLIII научной конференции молодых ученых «Студент и научно-технический прогресс». — 2019. — С. 436-437.

4. Погуляев Ф.В. Методические функции видео-подкастов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. — №3(167). — Т.22. - С. 63-71.

5. Красильников А.А., Закиров Ф.Х. Подкастинг как инновационный метод обучения в высшем медицинском учреждении // сборник научных трудов XI международной научно-практической конференции «Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения». — 2019. - С. 646-649.

6. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Особенности использования подкастов в образовании // материалы научно-практической конференции к 70-летию факультета международных отношений «Магия ИННО: Новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников». — 2014. — №2(41). - С. 63-67.

7. Хасанова Л.И. Подкаст как образовательное медиасред-ство // метариалы Всероссийской научно-практической конференции «Цифровое развитие экономики и социальной сферы Удмурсткой республики: актуальные вопросы и роль высшей школы». — 2019. — С. 275-280.

8. Шарипова А.Д., Сапух Т.В. Подкаст как средство формирования коммуникативной компетенции // материалы международного молодежного научного форума «Молодежь, наука, инновации». — 2017. — С. 128-129.

9. Токарев Н.В., Кустов Т.В., Тимофеев А.В. Подкастинг как направление развития неформального образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2019. — Т.1 - С. 15-17.

10. Арбузов С.С. Технологии подкастинга как средство активизации учебной деятельности студентов при обучении космпьютерным сетям // Педагогическое образование в России. — 2015. — №7. - С. 30-35.

11. Мироненко Е.С. Об использовании смарт-технологий в образовательном процессе //Вопросы территориального развития. — 2018.

— №2(42). - С. 7.

12. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе //Вопросы образования. — 2016. — №1. - С. 205-224.

13. Королева Д.О., Хавенсон Т.Е. Портрет инноватора образования XXI века //Вопросы образования. — 2015. — №1. - С. 183-200/

14. Сорокин А.Л. Разработка социальной подкаст-платформы // материалы межрегиональной научной конференции «XII ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых». — 2018. — С. 166-169.

15. Волкова Л.Е., Евтюгина А.А.Особенности создания образовательных подкастов в методике преподавания языка // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. — 2020. — №9. - С. 32-38.

16. Колесникова А.В. Определение и типология подкаста // материалы XIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации». — 2019.

— С. 64-65.

17. Бобрин А. Что такое подкаст, какие бывают виды и как создать подкаст [Электронный ресурс]. - URL: https://asbseo.ru/ optimizaciya-i-prodvizhenie-bloga/chto-takoe-podkast-podcast-kakie-byvayut-tipy-i-kak-sozdat-podkast.html (дата обращения: 16.09.2020).

18. Ледяева П.С., Осиянова О.М. Дидактический потенциал технологии подкастинга в современном языковом образовании // материалы международной научно-практической конференции «Интергация науки, образования, общества, производства и экономики». — 2020.

— С. 229-235.

19. Ковальская Е.П. Подкастинг как средство интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped33.html (дата обращения: 01.09.2020).

20. Гагарина, А. Подкастинг сегодня и завтра / А. Гагарина. URL: https:// tvkinoradio.ru/article/article9964-podkasting-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 12.09.2020).

Статья поступила в редакцию 18.09.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.