ТЕОРИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
^.Р. Саяпова
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА В ЦЕНАХ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЕТАХ
Один из классических вариантов применения модели межотраслевого баланса (МОБ) в прогнозных расчетах - это расчет выпусков при заданных целевых значениях конечного спроса. Элементы конечного спроса, как правило, прогнозируются в ценах покупателей. Последнее влечет необходимость проведения прогнозных расчетов выпусков на основе межотраслевого баланса, составленного в ценах покупателей, точнее применения матрицы коэффициентов прямых затрат
аг] = хг] / х;,
где Ху - межотраслевые потоки в ценах покупателей; X] - выпуски в ценах покупателей; аг]- - коэффициенты прямых затрат, рассчитанные в ценах покупателей.
Необходимость выполнения расчетов в ценах покупателей возникает также при применении метода межотраслевого баланса на региональном уровне. На региональном уровне, как правило, сложно оценить матрицы торгово-транспортных наценок и налоговую матрицу. Поэтому разработка региональных таблиц затраты-выпуск довольно часто ограничивается разработкой симметричной таблицы затраты-выпуск в ценах покупателей. Последнее предполагает оценку коэффициентов прямых затрат в ценах покупателей.
При выполнении расчетов по формуле:
X = (I - Л)'1 У,
где X -вектор валовых выпусков; У - вектор конечного спроса; Л - матрица коэффициентов прямых затрат; матрица Л должна быть квадратной.
138
Симметричной должна быть и таблица затраты-выпуск, на основе которой рассчитываются элементы матрицы А: итоги одноименных строк и столбцов должны совпадать. Однако при составлении симметричной таблицы в ценах покупателей данное требование, как правило, нарушается: итоги одноименных строк и столбцов не совпадают. Например, в межотраслевом балансе РФ за 1995 год в ценах покупателей [1, стр. 16-21] итоги столбцов, т. е. выпуски, приводятся в основных ценах, итоги строк, также выпуски - приводятся в ценах покупателей (столбец «Всего использовано ресурсов товаров и услуг в ценах покупателей» минус столбец импорта). В результате, для расчета коэффициентов прямых затрат к строкам транспорта и торговли добавляются соответственно транспортные и торговые наценки, а к строке выпусков в основных ценах добавляется еще строка чистых налогов на продукты, что приводит к
„2
получению выпусков отраслей в ценах покупателей кроме отраслей торговли и транспорта. Причем имеются в виду торго-во-транспортные наценки из таблицы ресурсов, а не наценки на использованные товары и услуги. Последние включены в промежуточные потоки первого квадранта. Тем самым происходит повторный учет торгово-транспортных наценок и сумма выпусков содержит двойную сумму торгово-транспортных наценок. Кроме этого, объемы выпусков отраслей транспорта и торговли и остальных отраслей измеряются в разных ценах: торговля и транспорт в основных ценах, остальные отрасли в ценах покупателей. По указанной схеме рассчитаны коэффициенты прямых затрат в ценах покупателей для межотраслевого баланса РФ за 1995 г. [1, стр. 58-60]. Прогнозные расчеты с использованием такого рода коэффициентов приводят, соответственно, к сумме выпусков с двукратным учетом торгово-транспортных наценок.
Методические положения ООН и Евростата проведение расчетов на основе модели Леонтьева рекомендуют осуществлять в основных ценах. Разработка симметричной таблицы за-
1 За более поздние годы симметричные таблицы для РФ в ценах покупателей не публикуются.
2 Здесь и далее под отраслью понимаются чистые отрасли или, по-другому, продукты.
139
траты-выпуск в основных ценах и расчет коэффициентов прямых затрат в основных ценах позволяют избежать указанных проблем. Здесь возникает, что называется, одно «но»: итоги столбцов первого квадранта, т. е. промежуточное потребление отраслей, всегда измеряется в ценах покупателей, а выпуски -в основных ценах, что приводит к некоторой несопоставимости измерителей суммарных затрат и результатов. Между тем, можно избежать двукратного учета торгово-транспортных наценок и разных измерителей затрат и результатов, путем определенного преобразования симметричной таблицы затраты-выпуск в ценах покупателей.
Известно, что первый квадрант межотраслевого баланса в основных ценах и ценах покупателей различаются тем, что в первом из каждой ячейки вычитаются торгово-транспортные наценки и чистые налоги на использованные товары. Тем самым промежуточные потоки измеряются в основных ценах. При этом суммарные транспортные наценки на использованные товары и услуги по каждой отрасли отражаются в соответствующей ячейке строки «транспорт». Аналогичные преобразования выполняются во втором квадранте. В результате итог строки «транспорт» увеличивается на транспортную наценку и переходит из разряда «выпуск транспортных услуг в ценах покупателей» в разряд «выпуск транспортных услуг в основных ценах». В международной практике выпуском транспортных услуг в ценах покупателей считается стоимость непосредственно приобретенных транспортных услуг. В российской практике выпуском транспортных услуг в ценах покупателей считается стоимость транспортных услуг, включаемая в себестоимость продукции плюс стоимость транспортных услуг, потребленных домашними хозяйствами. Таким образом, выпуск отрасли транспортных услуг в основных ценах больше выпуска отрасли транспортных услуг в ценах покупателей. Последнее справедливо также и для отрасли торговых услуг. Для всех остальных отраслей справедливо обратное соотношение для выпусков в основных ценах и в ценах покупателей. Поскольку в симметричной таблице в ценах покупателей выпуски транспорта и торговли меньше, чем выпуски в основных
140
ценах, затраты на отрасли транспортных и торговых услуг также должны быть меньше, чем аналогичные затраты в симметричной таблице в основных ценах.
Формализацию предлагаемого подхода рассмотрим на примере транспортных наценок. Введем обозначения:
ху - объем продукции отрасли I в основных ценах, использованный отраслью у;
х'у - объем продукции отрасли I в ценах покупателей, использованный отраслью у;
Ту - транспортная наценка, использованная отраслью у при потреблении продукции /;
хи - объем продукции отрасли I в основных ценах, использованный отраслью транспортных услуг;
х'и - объем продукции отрасли I в ценах покупателей, использованный отраслью транспортных услуг;
Ти - транспортная наценка на продукцию отрасли /, использованную отраслью транспортных услуг;
Шу - торговая наценка и чистые налоги на продукцию отрасли /, использованную отраслью у;
N - торговая наценка и чистые налоги на продукцию отрасли /, использованную отраслью транспортных услуг;
Т1у - транспортная наценка на продукцию отрасли /, использованную в конечном потреблении3;
х1 - выпуск отрасли транспортных услуг в основных ценах; х[ - выпуск отрасли транспортных услуг в ценах покупателей. х'у - стоимость транспортных услуг, включенная в себестоимость продукции отрасли у;
х'у - стоимость транспортных услуг, непосредственно купленная для конечного потребления.
Тогда первый квадрант симметричной таблицы в ценах покупателей состоит из элементов х'- = ху + Ту + .
^ и и и и
3 В целях упрощения экономическая система считается полностью закрытой, т.е. экспорт и импорт приравниваются нулю. Данное допущение не нарушает общности рассуждений и предлагаемый подход может быть применен и для открытой экономики.
141
Соответственно, строка транспортных услуг состоит из элементов х'у. Итог строки транспортных услуг равняется выпуску отрас-
„ , \п , ,
ли транспортных услуг в ценах покупателей х( = ^ ,_ х^ + х у .
Отметим, что выпуск отрасли транспортных услуг в основных ценах х = х' + ( ^_ Тг] + Тгу .
В отличие от других отраслей (кроме торговых услуг), выпуск транспортных услуг в основных ценах больше выпуска транспортных услуг в ценах покупателей. Во всех остальных отраслях (кроме торговых услуг) выпуски в основных ценах меньше выпусков в ценах покупателей на величину торгово-транспортных наценок и чистых налогов на продукцию отрасли. Разница между выпусками транспортных услуг в основных ценах и ценах покупателей равняется транспортной наценке в целом.
Примечательно, что х'и ф хи + Т^ + N у в силу того, что в
симметричной таблице в ценах покупателей столбец затрат на транспортные услуги должен уменьшаться пропорционально соотношению х[ / х(.
Соответственно х'и ф ЕП=1 хи + Тц + Nгу, равно как и
уп х ФУп х
¿¿г=1ли ^ 2-1 г=1 и ■
Причем уменьшение столбца затрат на транспортные услуги должно иметь место по построению симметричной таблицы в ценах покупателей.
Однако на практике этого не происходит. Итог столбца отрасли транспортных услуг первого квадранта МОБ РФ в ценах покупателей за 1995 г. равняется итогу столбца отрасли транспортных услуг первого квадранта МОБ РФ в основных ценах за 1995 г. Величина эта, и в том, и в другом случае, равняется 96053806 млн. руб. в ценах 1995 г. Поэтому приведение указанного МОБ в ценах покупателей к симметричному виду возможно только путем двукратного учета торгово-транспортной наценки.
В последующие годы в ценах покупателей для РФ разрабатываются только таблицы использования товаров и услуг. В них, по-прежнему, столбцы затрат на отрасли (в данном случае на хо-
142
зяйственные отрасли) транспортных и торговых услуг рассчитываются для объемов выпуска этих отраслей в основных ценах.
В методических рекомендациях ООН [2, раздел 3, табл. 3.2] и Евростата [3, раздел 6, табл. 6.3] учебные примеры таблиц использования товаров и услуг в ценах покупателей выполнены по такому же принципу. Однако в данных методических рекомендациях симметричные таблицы затраты-выпуск приведены только в основных ценах, а расчеты на базе модели Леонтьева предписано выполнять также только в основных ценах.
Вышеописанный подход справедлив также для отрасли торговых услуг.
Нами выполнена попытка уменьшения столбцов затрат на торговые и транспортные услуги и распределения «высвобождаемых» объемов продукции по остальным отраслям. Оговоримся, что эти расчеты являются приближенными, так как после такого «перераспределения» меняются итоги столбцов. Строго говоря, такое перераспределение требует дополнительной балансировки и, при строгом подходе, должно быть выполнено при разработке МОБ в ценах покупателей. Тем не менее, нами выполнены приближенные расчеты для МОБ РФ в ценах покупателей за 1995 г. по следующему алгоритму.
С использованием структуры затрат на транспортные услуги в основных ценах получен новый столбец затрат на отрасль транспортных услуг по формуле: (xit / xt)x't.
Определена разность между прежним и новым столбцами затрат на отрасль транспортных услуг:
S,-t = Xt -(xit/ xt)xt.
Аналогичные расчеты выполнены для отрасли торговых услуг.
Определен общий столбец разностей (как сумма) для отраслей транспортных и торговых услуг: Д..
Столбец разностей Д. распределен по остальным отраслям согласно формуле:
Д.. = Д. (xt / У"1 xt )
V i V У ¿—!j=1 . '
где "1 - количество отраслей за исключением транспортных и торговых услуг, Д. - приросты межотраслевых потоков.
143
Как и следовало ожидать, после такого преобразования первого квадранта произошли существенные изменения в долях промежуточного потребления в выпусках.
В табл. 1 приведены доли промежуточного потребления в выпусках отраслей в различных ценах. В столбце 2 даны результаты деления промежуточного потребления из МОБ РФ за 1995 г. в ценах покупателей [1, стр. 16-21] на выпуски в ценах покупателей. В столбце 3 - доли промежуточного потребления с двойной торгово-транспортной наценкой, т. е. с добавлением в строки транспортных и торговых услуг соответственно транспортных и торговых наценок. Этот показатель незначительно отличается от суммарных коэффициентов затрат из таблицы «Коэффициенты прямых и полных затрат» [1, стр. 5860]. Столбец 4 показывает доли промежуточного потребления в выпусках в ценах покупателей после корректировки первого квадранта, выполненного нами. Наконец, в столбце 5 приведены доли промежуточного потребления (в ценах покупателей) в выпусках в основных ценах. Самые значительные различия в вариантах расчетов долей промежуточного потребления наблюдаются для отраслей с большой торгово-транспортной наценкой: нефтегазовой, угольной, прочей топливной, легкой промышленности. На примере данных отраслей приходится констатировать, что удельный вес затрат товаров и услуг на производство лучше всего анализировать в выпусках в основных ценах. В целом доля промежуточного потребления с двойной торгово-транспортной наценкой выглядит явно завышенной. Соответственно, как показывают данные табл. 2, существенно выше мультипликаторы затрат (итоги столбцов коэффициентов полных затрат), рассчитанные на базе первого квадранта, включающего двойную торгово-транспортную наценку. Отрасли ранжированы по убыванию мультипликаторов затрат двух типов: с двойной торгово-транспортной наценкой и по корректированному первому квадранту. Анализ показывает, что первые не только выше по величине, но дают другую ранжировку отраслей.
144
Доля промежуточного потребления в выпусках
Показатель Доля промежуточного потребления в выпусках в ценах покупателей Доля промежуточного потребления с двойной торгово-транспортной наценкой в выпусках в ценах покупателей Доля промежуточного потребления в ценах покупателей по скоррек-тированно му 1-му квадранту Доля промежуточного потребления в выпусках в основных ценах
Электроэнергетика 0,54 0,60 0,61 0,60
Нефтегазовая 0,21 0,70 0,25 0,50
Угольная 0,29 0,70 0,34 0,42
Прочая топливная 0,27 0,56 0,31 0,32
Черная металлургия 0,56 0,71 0,59 0,70
Цветная металлургия 0,39 0,61 0,41 0,54
Химия и нефтехимия 0,51 0,71 0,57 0,69
Машиностроение и
металлообработка 0,46 0,66 0,51 0,62
Лесная и деревообра-
батывающая 0,44 0,66 0,50 0,61
Пром. строительных
материалов 0,45 0,66 0,49 0,59
Легкая 0,20 0,85 0,22 0,67
Пищевая 0,43 0,72 0,46 0,73
Прочие отрасли про-
мышленности 0,55 0,67 0,59 0,68
Строительство 0,43 0,43 0,48 0,48
Сель. и лесное хоз-во 0,48 0,56 0,51 0,52
Транспорт и связь 0,36 0,36 0,36 0,36
Торговля, посредни-
ческая деятель-
ность и общепит 0,25 0,25 0,25 0,26
Прочие виды дея-
тельности по про-
изводству товаров
и услуг 0,25 0,37 0,31 0,30
ЖКХ и непроизвод-
ственные виды бы-
тового обсл. 0,56 0,56 0,64 0,42
Здравоохранение, фи-
зическая культура и
социальное обеспе-
чение, культура и
искусство 0,44 0,44 0,52 0,44
Наука 0,45 0,46 0,55 0,48
Гос. управление 0,50 0,50 0,59 0,46
145
Мультипликаторы затрат
Отрасль Мультипликаторы затрат, рассчитанные для корректированного 1-го квадранта Отрасль Мультипликаторы затрат, рассчитанные для 1-го квадранта с двойной торгово-транс-портной наценкой
А 1 2 3
Черная металлургия 2,14 Черная металлургия 2,64
Прочие отрасли про- Химия и нефтехи-
мышленности 2,13 мия 2,56
ЖКХ и непроизвод-
ственные виды бы-
тового обсл. 2,12 Легкая 2,48
Химия и нефтехи- Прочие отрасли
мия 2,08 промышленности 2,47
Наука 2,06 ПиЩевая Пром. строитель- 2,45
Гос. управление 2,06 ных материалов 2,44
Здравоохранение, фи-
зическая культура и
социальное обеспе-
чение, культура и Машиностроение и
искусство 2,00 металлообработка 2,43
Машиностроение и Лесная и дерево-
металлообработка 1,99 обрабатывающая 2,41
Сель. и лесное хоз-во 1,98 Угольная 2,36
Электроэнергетика 1,94 Электроэнергетика 2,34
Лесная и деревооб-
рабатывающая 1,93 Нефтегазовая 2,29
Пром. строитель- ЖКХ и непроизвод-
ственные виды
ных материалов 1,90 бытового обсл. Цветная металлур- 2,28
Строительство 1,90 гия Сель. и лесное хоз- 2,24
Пищевая 1,87 во 2,22
Цветная металлур-
гия 1,73 Прочая топливная 2,16
Угольная 1,62 Гос. управление 2,09
Транспорт и связь 1,62 Строительство 2,03
Прочие виды дея-
тельности по про-
изводству товаров
и услуг 1,57 Наука Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, куль- 2,01
Прочая топливная 1,55 тура и искусство 2,00
146
Продолжение табл. 2
А 1 2 3
Торговля, посред-
ническая деятель-
ность и общепит 1,44 транспорт и связь 1,81
прочие виды дея-
тельности по про-
изводству товаров
Нефтегазовая 1,39 и услуг 1,75
торговля, посредни-
ческая деятель-
Легкая 1,34 ность и общепит 1,53
Итак, резюмируя, если есть необходимость вынужденного использования в расчетах МОБ в ценах покупателей, лучше всего эти расчеты выполнить на базе первого квадранта со скорректированными столбцами отраслей транспортных и торговых услуг и вытекающей отсюда корректировкой промежуточных потоков остальных отраслей.
Литература и информационные источники
1. Система таблиц «затраты-выпуск» за 1995год. М.: Госкомстат России. 2000.
2. Руководство по составлению таблиц «затраты-выпуск». ООН. Нью Йорк, 1999, Серия F, No.74.
3. Eurostat Manual of Supply, Use and Input-Output Tables. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities (2008).
147