К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы Минякова И.В.
Минякова Ирина Викторовна /Minjakova Irina Viktorovna - студент, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена переходом к разноуровневой системе образования и, как следствие, необходимостью изменения подходов к содержанию образовательного процесса, создания новых форм его методического обеспечения. В этих условиях образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы.
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the transition to the multilevel system of education today requires the need to change approaches to the content of the educational process, the development of new forms of methodological support. Under these conditions, the education can be called the main channel for introducing the student to the basic postulates of culture, education and profession. It is the values which the student drives in the learning process in the school affect his relationship to the family, environment, future profession. That is why the axiological approach becomes the determining factor in the formation of intercultural competence of secondary school students.
Ключевые слова: аксиологический подход, межкультурная компетенция, иностранный язык, ценности, учащиеся средней школы.
Keywords: axiological approach, intercultural competence, foreign language, values, middle school students.
Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики.
В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др. Исследованиями педагогической реальности с точки зрения аксиологического подхода занимались такие авторы, как В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.Я. Ямбург и другие.
Остановимся на категории «подход», определения которой дают авторы из различных областей знаний. Так, в толковом словаре Ожегова подход рассматривается как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [10].
Зимняя И.А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента)» [4, с. 258].
В англо-русском терминологическом справочнике по методике преподавания иностранных языков подход к обучению трактуется как реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения [5, с. 21].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подход к обучению - наиболее широкое понятие, включающее в себя методы, способы и приемы.
Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности.
A.В. Мудрик рассматривает понятие «ценности» с социально-педагогической точки зрения как «коллективные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности и их свойств, а также абстрактных идей» [9, с. 245].
B.А. Сластенин выделяет определенные группы ценностей педагогической аксиологии.
В первую группу объединены ценности, которые связаны с утверждением в обществе, социальной среде (признание родственников, друзей, успешная профессиональная деятельность).
Во вторую группу вошли ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении. К ним мы можем отнести возможности общения с семьей, родителями, коллегами и т.д.
В третью группу объединены ценности самосовершенствования - это то, что связано с развитием творческих способностей, приобщением к культуре, занятия любимым делом.
В четвертой группе находятся ценности, связанные с самовыражением - прежде всего, в процессе своей профессиональной деятельности.
Наконец, в пятую группу В.А. Сластенин объединил ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами - возможностями самоутверждения, профессионального роста, межличностного общения, продвижения по службе и т. д. [12, с. 241].
Образование является основным каналом приобщения учащегося к ценностям культуры, образования и профессии. Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей деятельности специалиста, но и определяют его взаимодействие с миром и людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит обучающихся в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности своих отношений с миром [8, с. 62].
Рассмотрим значение аксиологического подхода в обучении иностранным языкам.
Современная лингводидактика выдвигает в качестве своей центральной категории понятие вторичной языковой личности, понимаемой как «совокупность способностей, готовности человека к производству речевых поступков в условиях аутентичного общения с представителями других культур» [14].
Данное понимание языковой личности указывает на то, что учащегося необходимо вооружать колоссальной внеязыковой информацией, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания на межкультурном уровне, а также развития таких качеств, которые позволяют человеку осуществлять общение с представителями иных культур [15, с. 263].
Большое значение в интегрировании культуры в обучении иностранным языкам имеет приобщение к интеркоммуникации, главная функция которой - создание предпосылок для успешного межкультурного общения, что, в свою очередь, сопряжено с развитием у обучаемого социокультурной компетенции, позволяющей ему соотносить свою культуру с культурой изучаемого языка.
С.С. Королева пишет, что при обучении иностранному языку происходит моделирование социокультурного пространства учащихся: формирование их представлений об окружающем мире, ценностных приоритетов, свойственных носителю данного языка как представителю определенного социума, и т.д. При этом иностранный язык становится важным инструментом вторичной социализации личности обучающихся [7, с. 63].
Социализация, в свою очередь, предполагает усвоение определенных ценностей. Так, при обучении иностранному языку внимание акцентируется на национальных особенностях того или иного народа, язык которого изучается учащимися. Также немаловажным является изучение культурных ценностей - искусства, литературы, живописи и т.д., а также национальных особенностей, выраженных в правилах этикета, мимике, жестах, принятых в данном языковом сообществе [7, с. 64].
Для того чтобы индивид, выросший в одной лингвокультуре, мог понимать особенности чужой культуры и относиться к ним терпимо, необходимо, чтобы учебный процесс не только был направлен на совершенствование коммуникативных умений, но и способствовал приобщению учащихся к культурным феноменам страны изучаемого языка.
Более того, наряду с описанием культурных особенностей страны и носителя изучаемого языка, целесообразно проводить обсуждение современных мировых проблем, таких как проявления расизма, национализма, этноцентризма. Именно в данном ключе исследователи пишут о роли формирования межкультурной толерантности.
Именно с внедрением аксиологического подхода в продуктивное обучение иностранным языкам возможно сохранить свое национальное самосознание, культуру и ценности, что является основной задачей отечественного образования и воспитания.
Усвоение ценностей других культур делает дисциплину «иностранный язык» основополагающей в формировании межкультурной компетенции учащихся средней школы.
Истоки межкультурного подхода - в коммуникативном подходе к преподаванию иностранных языков. Достижения этого метода оказали наибольшее влияние на становление основных положений обучения межкультурному общению на иностранном языке.
Сегодня многие ученые уделяют данной проблеме большое внимание и настаивают на необходимости формирования межкультурной компетенции (Елизарова Г.В., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Казакова О.В., Коротких Ю.Ю., Ларина Т.В., Муратов А.Ю., Мещерская Ю.В., Соловьева И.С., Тырхеева Н.С.).
В публикациях отечественных исследователей приняты разные трактовки понятия межкультурной компетенции. Так, в работе Г.В. Елизаровой под этим понимается «способность, которая позволяет человеку выйти за пределы собственной культуры и приобрести качество медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности» [3, с. 22].
В.П. Фурманова определяет межкультурную компетенцию как «совокупность фоновых знаний и способность их адекватного применения в условиях определенного контекста на основе сравнения двух и более культур» [13, с. 45].
Среди зарубежных исследователей, занимающихся проблемами межкультурного взаимодействия, можно выделить М. Байрэма (М. Вугат). В своей работе автор предлагает следующую трактовку: межкультурная компетенция может рассматриваться как способность к проникновению в суть проблемной ситуации, к приобретению знаний о ценностях и морали другой культуры, а также определенного потенциала для поведения в соответствии с принятыми в стране изучаемого иностранного языка ценностями и моралью [1, с. 34].
В процессе преподавания иностранного языка межкультурную коммуникацию можно рассматривать как общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам.
Можно с уверенностью говорить о тесной взаимосвязи аксиологического подхода с социокультурным и культурологическим, так как культура рассматривается как процесс поиска, создания и обретения материальных и духовных ценностей, выработанных обществом в процессе его исторического развития.
Новая парадигма обучения иностранному языку предполагает поиск эффективных путей по развитию умений межкультурной компетенции учащихся средней школы, рассмотрение социокультурных ориентиров, неадекватное понимание и использование которых в речевом взаимодействии вызывает культурно обусловленные трудности в общении.
Аксиологический компонент присутствует в виде ценностных ориентаций, но зависит от уровня специальных знаний и коммуникативных умений и наоборот, которые усваиваются учащимися в процессе обучения современными методами [16].
В процессе обучения должны преобладать задания проблемного характера, обладающие развивающим потенциалом, которые стимулировали бы последовательное обсуждение социокультурных вопросов и способствовали совершенствованию познавательных интересов, повысили уровень мотивации к овладению иностранным языком и способствовали самосовершенствованию учащихся [6, с. 40].
Для формирования межкультурной компетенции могут быть использованы следующие общепедагогические методы:
1) герменевтические методы, которые предполагают рефлексивное осмысление и актуализацию субъективного опыта обучающихся, где каждый может сравнить уровень своего восприятия жизни с восприятием его другими, что обогащает субъективный опыт личности и развивает умение вкладывать освоенное знание в продуктивные формы социокультурной деятельности;
2) метод моделирования личностно-значимых социокультурных ситуаций, который развивает коммуникативные способности, умение отобрать, систематизировать и проанализировать необходимую информацию;
3) метод проектов, который призван научить не только какой-либо сумме знаний, а способам получения информации и их экстраполяции в будущую теоретическую и практическую деятельность; способствует развитию умения генерировать идеи, гипотезы и прогнозировать их становление и разрешение;
4) метод исследовательской творческой деятельности, направленный на развитие умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, умения осмыслять полученную информацию, выражать свое мнение, аргументировать его, систематически и четко излагать свои мысли в письменном и устном виде;
5) метод проблемного обучения, который способствует развитию творческого мышления, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения анализировать проблемы с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
По мнению Н.В. Янкиной, эти методы могут способствовать развитию таких умений и качеств учащихся, как работа в команде, уважение других ценностей и культур, толерантность к традициям других народов, умение быть конкурентоспособным в мировом сообществе, работа в поликультурном мире [16].
Рынок и его законы все более доминируют в жизни общества. При этом технологические и информационные изменения в экономической сфере происходят достаточно стремительно, влекут за собой изменение характера и способа производства, что неизбежно приводит к необходимости постоянных контактов на уровне межкультурных связей.
Эти межкультурные связи, как правило, формируются и развиваются в процессе международного сотрудничества, деловых и культурных контактов.
Анализ исследований в области аксиологических аспектов образования привел нас к выводу о том, что формирование межкультурной компетенции становится одной из основных задач современной системы обучения иностранным языкам. При этом следует отметить наличие большого числа исследований, посвященных развитию данного компонента в условиях высшей школы. Это не случайно, ведь сейчас происходит постепенная интеграция высшего профессионального образования в международное образовательное пространство. Эффективность модернизации образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста.
Поддерживая авторов, которые выдвигают формирование межкультурной компетенции на первый план в высшем образовании, мы уверены, что данный педагогический процесс необходимо «запускать» гораздо раньше - со среднего этапа обучения в школе. Это обусловлено двумя факторами.
Первый связан с реформой среднего образования. В настоящий момент система школьного образования также интегрируется в международное пространство. Во многом это связано с переходом к унифицированной системе контроля знаний (Единый государственный экзамен), предполагающей однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ, - система, характерная для зарубежных школ.
Второй фактор актуальности формирования межкультурной компетенции связан с тем, что, по нашему мнению, начало межкультурного взаимодействия закладывается именно в процессе школьного образования, когда при обучении иностранным языкам происходит усвоение ценностного материала наряду с языковым. Важно уже на этом этапе использовать в процессе преподавания иностранных языков те методы, которые бы способствовали формированию личности выпускника, обладающего критическим мышлением, национальным самосознанием и межкультурной толерантностью.
С целью выявления уровня межкультурной компетенции учащихся средней школы в рамках работы над диссертацией готовится проведение эмпирического исследования. В основу методологии были выбраны
социологические методы, целью которых является количественный и качественный анализ уровня межкультурной компетенции учащихся средней школы на современном этапе обучения.
Для диагностики уровня межкультурной толерантности нами был разработан экспресс-опросник, в основу которого легла методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [11, с. 140]. Утверждения, включенные в методику, были адаптированы под условия обучения в современной средней школе.
Изучение интересов современных школьников, выявление их отношения к другим культурам и национальностям, мнения относительно традиций и обычаев англоязычных стран стало возможным благодаря методам интервью и экспертного опроса, которые делают возможным качественный анализ ценностей учащихся, их отношения к другим культурам и народам, уровня восприятия других традиций и самосознания.
Результаты эмпирического исследования позволят сделать выводы о существующих достижениях и проблемах межкультурной компетенции учащихся, а также составить программу уроков аксиологической направленности, основной целью которой будет укрепление межкультурной связи учащихся.
Литература
1. Byram M. Teaching and assessing intercultural competence in language teaching. Multiligual Matters. - Clevedon, 1997. - P. 34-127.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. Лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: Союз, 2001. - 291 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 480с.
5. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. - 224 с.
6. Копжасарова У.И., Кикимова А. Т. Формирование социокультурной компетенции учащихся средней школы // Методика обучения культуре и культура обучения иностранным языкам: Международный сборник научных статей / ФГБОУ ВПО «ТГТУ». - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 152 с. - С. 37-41.
7. Королева С.С. Аксиологический аспект формирования вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Том 15. - С. 63-65.
8. Медведева СА. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 61-63.
9. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 6-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 2006. - 944 с.
11. Психодиагностика толерантности личности // Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
12. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
13. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. - 122 с.
14. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. - М.: Наука, 1995. - С. 277-285.
15. ЩербатыхЛ.Н. Аксиологический и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 263-264.
16. ЯнкинаН.В. Формирование межкультурной компетентности студентов университета: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2006. — 39 с.