Научная статья на тему 'К вопросу о преступлениях в семейной сфере'

К вопросу о преступлениях в семейной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преступлениях в семейной сфере»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^^

К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

В.Л. АНДРЕЕВ

Нельзя игнорировать связь уголовно-правовых проблем семейных отношений с близкими к ним сферами жизнедеятельности. Можно представить такую единую систему, как быт, досуг, семья, свободное время и улица1. Безусловно, такое единство относительно, поскольку существуют критерии отграничения каждой из этих сфер.

Жестокое обращение с детьми вплоть до их убийства можно считать самым тяжким грехом не только потому, что дети беззащитны и находятся во власти взрослых, но и потому, что такие посягательства на них противоречат глубинному смыслу человеческого существования. Действительно, если люди будут жестоко относиться к детям и даже убивать их, то общество рискует погубить будущее, сделать бессмысленным свой труд и творчество. Такое отношение к детям безнравственно, формирует безнравственные личности2. Семья определяет «выход» личности в широкую социальную сферу.

В криминологии глубоко изучена роль неблагополучной семьи как мощного криминогенного фактора, воспроизводящего противоправное поведение несовершеннолетнего. В УК введена ст. 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», однако юридическая техника этого состава преступления небезупречна. Реформа уголовного закона, завершившаяся в 1996 г. принятием УК, вовсе не означает, что этот закон, отражающий все сложности переходного периода, полностью решил все вопросы. Уголовный закон не реагирует на многоженство и многомужество. Нет специальной статьи об ответственности за насилие в семье. Не предусмотрена уголовная ответственность за инцест. Необоснованно в ходе реформы уголовного закона занижен возраст потерпевших при сексуальном насилии. Нет специальной статьи об ответственности за уклонение от алиментных обязательств субсидиарного характера. Неудовлетворительно решен вопрос о криминальных формах отказа от бесплатного бюджетного лечения рожениц и детей грудного возраста. Нет статьи об использовании своих детей в целях собственного паразитического существования. Не в полном объеме организована борьба средствами уголовного закона с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151). При типичном, распространенном, реальном совершении таких посягательств до суда дела не доходят.

Проблемы семейных преступлений имеют связь с обществом по схеме «личность — семья — общество». По этой схеме ученые определяют существенную связь семьи с бытом и досугом. Быт и досуг, отмечают некоторые из них, «окружают семью, сводя в единое

целое семейно-бытовые и досуговые отношения»3. Однако каждая сфера отношений (быт, досуг, семья и т.д.) должна исследоваться самостоятельно.

Конечно, проблемы, накопившиеся в семейных отношениях, сами по себе решиться не могут. Необходимо приложить усилия, направленные на устранение тех негативных явлений, которые мешают реализации основных функций семьи, ее интересов. Самоустранение общества от решения этих проблем может привести к их обострению или возникновению новых проблем. Общество должно активно воздействовать на превращение семьи и быта в социальное «пространство», которое играет такую же большую роль в воспитании людей, в формировании нового человека, как сферы труда и общественной жизни. Необходимо разрешать возникающие в семейной сфере социальные противоречия. Ведь негативные явления, происходящие в семейных отношениях, способствуют формированию личности, не соответствующей современным требованиям общественного развития. Негативные явления формируют и так называемую личность «семейного преступника». Именно так образуется специальная группа преступлений, которые принято называть семейными.

К сожалению, в настоящее время четкого ответа на все вопросы в отечественной уголовно-правовой и криминологической литературе не содержится. Исследования общественных отношений находятся на стадии развития, хотя многое уже сделано. Часто исследователи лишь констатируют, что преступление совершено на семейно-бытовой почве4. Такое положение наносит ущерб борьбе с преступностью, поскольку не позволяет объективно оценивать криминогенную обстановку.

Семейные отношения многогранны, имеют особенности и органически включают в себя семейные и бытовые отношения, которые обеспечивают нормальное физическое и нравственное развитие, охрану жизни и здоровья личности и т.д. Иными словами, в «чистом» виде семейные отношения не существуют и, как и всякие фактические отношения, состоят из элементов. Среди последних можно выделить: субъекты отношений; взаимосвязь между субъектами (общественные отношения в собственном смысле слова); социальные ценности (предметы материального мира, идеологические ценности), по поводу которых возникают общественные отношения5.

Преступное воздействие на любой из элементов общественного отношения неизбежно причиняет вред, т.е. разрушает отношения в целом. Начало криминальных процессов, происходящих в обществе,

необходимо искать в семье, хотя роль конкретной личности игнорировать недопустимо. Семья определяет «выход» личности в широкую социальную сферу. Специфика бытовых отношений, возникающих по поводу удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, заключается в том, что в жизни они носят семейно-личностный и непосредственно семейно-бытовой характер. Каждая группа отношений связана между собой и должна исследоваться самостоятельно.

Таким образом, преступление против интересов семьи и несовершеннолетних есть результат разрешения общественно опасным деянием конфликта, возникшего между людьми, состоящими в определенных (в юридических и фактических) семейных (родственных) отношениях.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

1 См., например: Финько Е.О. Преступления, совершаемые в сфере семейных отношений на почве наркомании и алкоголизма, и проблемы их предупреждения: Автореф. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — С. 20.

2 См.: Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. — М., 1995. — С. 101.

3 Бельцов Н.И. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере быта и досуга: Автореф... канд. юрид. наук. — М., 1996. — С. 14—15.

4 См., например: Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России: Доклад на заседании Президиума РАН, 1999 г. // Вестник РАН. — 1999. — Т 69. — № 9. — С. 790—797; Карпец И.И. Криминология. Проблемы и перспективы // Соц. законность. — 1985. — № 10. — С. 32.

5 См.: Курс советского уголовного права. — Л., 1981. — Т. 5. — С. 482.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТОВОГО ДЕЙСТВИЯ НЕНЦЕВ

И.Ю. АНТОНОВ

Жертвоприношение входит в группу ритуальных обрядов и является важной составной частью всякого культового действия. Жертвы делились на кровных — хан' ты и бескровных — хангор'1. Приносились жертвы всем божествам и духам. Исследователь Ю.М. Ку-шелевский писал: «В жертву они приносят оленей, шкуры разных зверей, разноцветное сукно по несколько аршин, разные бумажные и шелковые платки, шерстяные пояски, кольца, мелкие серебряные деньги и обнорядки, которые покупают у русских промышленников». Существует пять видов жертвоприношений: «жертвы первинок», «возрастно-половые», «заупокойные», «межплеменные», «зачаточные».

По представлениям ненцев, жертвоприношение соответствовало кормлению духов, божеств, которые взамен могли дать хороший улов, выздоровление больного, охрану оленей и т.д. Прежде чем начать церемонию, проводили очищение. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы она была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. У каждого хозяина семьи была личная молитва. Жертвенное животное подводилось к специальному месту, очищалось, потом его душили. В первую очередь кровью мазали идолов, мясо клали на священном месте, и только потом присутствующие приступали к трапезе.

Обряды, совершавшиеся в священной роще Козь-мин Перелесок, не только отмечали смену основных видов хозяйственной деятельности (оленеводство, охота), но и актуализировали важнейшие категории

культуры ненцев: мужское и женское; дикое и домашнее; сырое и вареное; чистое и нечистое; природа и культура. На южной оконечности острова Вайгач находилось множество языческих идолов, среди которых главенствующее положение занимал Вэсако (Старик). В северной части острова на мысе со стороны Карских ворот стоял идол, называемый ненцами Хадако (Бабушка). О Вэсако (мыс Болванский, на карте — мыс Дьяконов) и о Хадако достаточно описаний у архимандрита Вениамина (1855) и В. Иславина (1847). Вэ-сако был сожжен миссионерами в числе многих других идолов из дерева и камня: «...на возвышенности у морского берега разрушил (Вениамин) 14 каменных и 256 деревянных идолов различного типа». Жертвоприношения осуществлялись при переправах через Югорский пролив, отделяющий остров Вайгач от материка.

Описание этого ритуала представляет особый интерес, поскольку относится к 1890-м годам, и мы приводим его в подробном изложении.

Святилище Нэв» седе»э — высокая сопка с нагроможденными на ней рогами жертвенных оленей, шестов, палок. На самой вершине сопки стояли фигуры сядэев, на палках и ветках лиственниц висели амулеты, платки, ленты, веревочки с колечками. Некоторые ся-дэи были одеты в белые или черные оленьи шкуры.

Люди останавливались на восточной стороне сопки, вели свои упряжки вокруг сопки по направлению солнца. Мужчины брали свои приношения (ленты, платки, шапки, колечки), прикрепляли на старые шесты, палки, на самих сядэев. Затем совершали обряд жер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.