Научная статья на тему 'К вопросу о пресечении деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения'

К вопросу о пресечении деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / методы государственного управления / государственное принуждение / административное принуждение / административное пресечение / признаки состава административного правонарушения / public administration / methods of public administration / state coercion / administrative coercion / administrative suppression / signs of the composition of an administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Александрович Сойников

С учетом анализа содержания ряда нормативных правовых актов, предлагается уточнение формулировки, регламентирующей деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по пресечению деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Александрович Сойников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of suppressing an action containing signs of the composition of an administrative offense

Taking into account the content of a number of normative legal acts, it is proposed to clarify the wording regulating the activities of executive authorities and their officials to suppress an act containing signs of an administrative offense.

Текст научной работы на тему «К вопросу о пресечении деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-274-277 NIION: 2003-0059-6/21-115 MOSURED: 77/27-003-2021-06-314

К вопросу о пресечении деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения

Сергей Александрович Сойников

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел

Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. С учетом анализа содержания ряда нормативных правовых актов, предлагается уточнение формулировки, регламентирующей деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по пресечению деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Ключевые слова: государственное управление, методы государственного управления, государственное принуждение, административное принуждение, административное пресечение, признаки состава административного правонарушения

Для цитирования: Сойников С. А. К вопросу о пресечении деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 274-277. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-274-277.

Original article

To the question of suppressing an action containing signs of the composition

of an administrative offense

Sergey A. Soynikov

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. Taking into account the content of a number of normative legal acts, it is proposed to clarify the wording regulating the activities of executive authorities and their officials to suppress an act containing signs of an administrative offense.

Keywords: public administration, methods of public administration, state coercion, administrative coercion, administrative suppression, signs of the composition of an administrative offense

For citation: Soynikov S. A. To the question of suppressing an action containing signs of the composition of an administrative offense. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):274-277. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-274-277.

Одной из основ эффективно функционирующей управляемой системы является оптимальное воздействие субъекта управления на управляемые объекты. В полной мере это относится к социальному управлению. Являясь разновидностью социального управления, государственное управление состоит в воздей-

ствии государственных органов и их должностных лиц на руководство политической, экономической и социально-культурной деятельностью. Методами государственного управления является совокупность способов осуществления такого воздействия.

В зависимости от признака использования власт-

© Сойников С. А., 2021

JURISPRUDENCE

ных полномочий, к методам государственного управления относят убеждение и принуждение. Метод убеждения реализуется с целью формирования или преобразования воли объекта управления в виде разъяснительных, воспитательных и организационных мер, а принуждение, заключается в урегулированном нормами права внешнем воздействии на противоправное поведение объекта управления, путем отрицания его воли. Указанные методы государственного управления взаимосвязаны и выступают в одних и тех же условиях, при этом метод убеждения используется для неопределенного круга лиц, а метод принуждения в отношении конкретных субъектов [2, с. 254].

К признакам государственного принуждения можно отнести: государственно-властный характер; определённые основания и цель применения; наличие противоречия правового характера между государственной и индивидуальной волей; их содержание и др.

Административное принуждение, как разновидность государственного принуждения, представляет собой воздействие на сознание и поведение индивидуальных или коллективных субъектов, целью которого является защита интересов личности, общества и государства. Для административного принуждения характерны все признаки государственного принуждения. При этом административному принуждению присущи определенные особенности и отличительные черты, среди которых можно выделить: регулирование нормами административного права; цель применения; основания применения; перечень мер; кем применяется и в отношении кого.

На сегодняшний день представлены различные подходы к видам мер административного принуждения, их содержанию и последовательности применения. В качестве одного из видов мер административного принуждения указываются меры административного пресечения. Данные меры направлены на принудительное прекращение противоправного деяния, предотвращение его общественно-опасных последствий, а также создание условий для формирования доказательственной базы и возможного привлечения к ответственности [6, с. 200-201]. К мерам административного пресечения относятся меры психического или физического воздействия, а также действия, связанные с ограничениями личного, организационного или имущественного характера. Эти меры достаточно разнообразны, они применяются во многих сферах и областях государственного управления и осуществляются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами [1, с.

595]. Меры административного пресечения обладают всеми признаками мер административно-правового принуждения. Особенность состоит в их сущности и целевом назначении.

В зависимости от целей, характера и объекта воздействия, среди мер административного пресечения выделяют общие и специальные. К общим относятся применяемые непосредственно к правонарушителю меры имущественного, технического, финансового и медико-санитарного характера. К специальным — применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Перечень субъектов, реализующих меры административного пресечения достаточно широкий. Среди них должностные лица органов внутренних дел (полиции), войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения, уголовно-исполнительной системы, военной полиции и др.

Анализ ряда нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия по применению мер административного пресечения, позволяет сделать вывод о применении формулировки — пресечение административного правонарушения. В качестве примера можно привести положения Федеральных законов «О полиции» [10], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11], «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [12], «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [9], Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4] и др.

Утверждение, что пресекаемое противоправное деяние является административным правонарушением, представляется преждевременным. Данная формулировка учитывает не в полной мере ряд положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) [5]. К примеру, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу (ст. 24.5.; 26.1.; 31.1. Кодекса) [7]. В этой связи, целесообразной представляется формулировка, смысл которой носит предположительный (допускающий различные варианты), а не утвердительный (однозначный) характер. К примеру, в Воздушном кодексе Российской Федерации [3] содержится норма, устанавливающая право командира воздушного судна передать правоохранительным органам лиц, в случае совершения ими деяния, содержащего признаки адми-

№ 6/2021

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

275

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нистративного правонарушения.

В Кодексе применятся формулировка в виде «... действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения» (ст. 14.1.; ст. 24.5.; 28.6. Кодекса). При этом важно ответить, что Кодексом предусмотрена возможность привлечения к ответственности только в случаях, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения [7].

В контексте рассмотрения данного вопроса актуальным представляется отметить формулировки, применяемые в Проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Проект), среди которых, «. содержащее признаки состава административного правонарушения», а также «. действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения» (соответственно ст. 2.3.; 23.1. Проекта) [8].

Учитывая изложенное представляется целесообразным в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность ряда уполномоченных органов исполнительной власти, а также их должностных лиц, использование формулировки — пресечение деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения. В контексте реализации принципа правовой определенности предлагаемая формулировка представляется логичной и понятной для всех пользователей.

Список источников

1. Административное право : учебник / Б. В. Рос-синский, Ю. Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2009.

2. Административное право России. Общая часть : Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С. А. Старостина. М. : ИНФРА-М, 2010.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

4. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 05.04.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1316.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (от 30.04.2021 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Коренев, А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. М. : МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.

8. Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 29.05.2020.

9. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3590.

10. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

11. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.

12. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4159.

References

1. Administrative law : textbook / B. V. Rossinsky, Yu. N. Starilov. 4th ed., revised and supplemented by M. : Norm, 2009.

2. Administrative law of Russia. General part : Tutorial / Edited by Dr. Yurid. Sciences, Professor S. A. Starostin. M. : INFRA-M, 2010.

3. Air code of the Russian Federation dated 19.03.1997 No. 60-FZ (ed. from 30.04.2021) // Collection of legislation of the Russian Federation, 24.03.1997, No. 12, art. 1383.

4. The law of the Russian Federation from 21.07.1993 № 5473-1 (ed. by 05.04.2021) "On the institutions and bodies executing criminal punishment in the form of deprivation of liberty" // Vedomosti of the SND and the Armed Forces of the Russian Federation, 19.08.1993, No. 33, Article 1316.

5. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (dated 30.04.2021 No. 102-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 07.01.2002, No. 1 (Part 1), art. 1.

6. Korenev, A. P. Administrative Law of Russia. Textbook. In 3 parts. Part I. M. : MUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Publishing house "Shield-M", 1999.

JURISPRUDENCE

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 03/24/2005 No. 5 (ed. dated 12/19/2013) "On some issues arising in courts when applying the Code of Administrative Offences of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 80, 19.04.2005.

8. A draft "Code of the Russian Federation on administrative offences" (prepared by the Ministry of justice, project ID 02/04/05-20/00102447) (not introduced in the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the text as 29.05.2020) // The text of the document is given in accordance with publication on the website https://regulation.gov.ru/ as 29.05.2020.

9. Federal law of 21.07.1997 № 118-FZ (ed. from

27.12.2019) "On the enforcement authorities of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation, 28.07.1997, No. 30, art. 3590.

10. Federal law dated 07.02.2011 n 3-FZ (ed. from 05.04.2021) "On police" // Collection of legislation of the Russian Federation, 14.02.2011, No. 7, art. 900.

11. Federal law dated 04.05.2011 № 99-FZ (ed. from

31.07.2020) "On licensing certain types of activities" // Collection of legislation of the Russian Federation, 09.05.2011, No. 19, art. 2716.

12. Federal law of 03.07.2016 n 226-FZ (ed. from 31.07.2020) "About the army national guard of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation, 04.07.2016, No. 27 (Part I), art. 4159.

Информация об авторе

С. А. Сойников - главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author S. A. Soynikov - Chief Researcher of the National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 24.05.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 24.05.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административная деятельность полиции

Административная деятельность полиции. Учебник. Под ред. О.В. Зи-борова, В.В. Кардашевского. 3-е изд., перераб. и доп. 703 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции».

Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и админи-стративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

№ 6 / 2021

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.