Научная статья на тему 'К вопросу о преодолении дезадаптивных психических состояний у курсантов военных вузов'

К вопросу о преодолении дезадаптивных психических состояний у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.И. Иванов, Н.Н. Красноштанова, А.А. Красноштанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преодолении дезадаптивных психических состояний у курсантов военных вузов»

4. Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков,—Мн„ 1988.

5. Колесников A.A., Колос И.В., Белов Ю.А. Профилактика суицидального поведения у сотрудников органов внутренних дел: Методич. пос. — М.: МВД РФ, Лаборатория медицинских проблем, 1995.

6. Колос И.В., Марьин М.И., Мягких H.H. и др. Профилактика самоубийств среди сотрудников органов: Методич. пос, —М.: ЦОКП МВД России, 2001.

7. Яичко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков.—Л., 1991.

8. Мягких H.H., Шутко Г.В., Колос И В. и др. Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России, —М„ 1999.

9. Хрестоматия по суицидологии. — К.: А. Л .Д., 1996.

10. Шнейдман Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2001.

К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Канд. техн. наук В.И. Иванов, H.H. Красноштанова, A.A. Красноштанов

Омский танковый инженерный институт

Исследования в области военной психологии до последнего времени не шли дальше общенаучных и в большинстве своем определялись оценкой влияния факторов военной службы на психические характеристики военнослужащих и степень их адаптированное™ и боеготовности, а также задачами установления форм и фаз адаптации военнослужащих к действию стрессогенных факторов разной интенсивности, длительности и происхождения. В последние десятилетия наряду с понятиями «стресс», «состояние стресса», «эмоциональные и стрессогенные факторы» и другими появились понятия «трудные состояния», «деформация состояния», «особые» условия.

«Трудные» состояния, как и стрессовые, возникают в условиях воздействия экстремальных, физических и социально-психологических факторов и отличаются от стрессовых состояний тем, что они, во-первых, возникают только в процессе профессиональной деятельности, и во-вторых, тем, что для них характерно отсутствие чувства выраженного страха, которое в основном определяет тип поведения человека и характер вегетативных сдвигов в его организме в состоянии стресса.

При определении понятия «трудное» состояние, как характерного только для профессиональной деятельности оператора, оно становится близким по содержанию к понятию «производственный» стресс. Особые условия отличаются от стрессогенных или экстремальных меньшей интенсивностью и специфи-

ческой направленностью на деятельность. Необходимо изучить влияние таких «трудных» состояний на деятельность курсантов военного вуза в особых условиях. Изменения в функциональном состоянии курсантов возникают во время и на основе военно-профессиональной деятельности и, следовательно, могут быть изучены и объяснены только при помощи системного анализа внутренней психологической системы деятельности — ПСД. Нельзя не согласиться с выводами Л.Г. Дикой о том, что в обычных условиях работы реализуются привычные для человека психологические системы деятельности, сформированные в процессе обучения и тренировок. Именно поэтому в учебном процессе военного вуза большое внимание уделяется отработке моделей адаптивного поведений в экстремальных ситуациях. Так, в ходе занятий по дисциплине «Вождение боевых машин» возникает много нюансов, незнание которых может привести к нештатной ситуации. Вождение танка под водой и вброд и есть та особая ситуация, которая может легко перерасти в экстремальную, несущую реальную витальную угрозу, если выйдет из-под контроля опытных офицеров-педагогов или обучаемых. Ведь именно тем и отличаются особые условия от экстремальных, что находятся под контролем. Искусственно смоделированные экстремальные ситуации отрабатываются на учебных тренажерах. Например, конструкция и правила использования изолирующего противогаза (ИП-5), предназначенного для выхода из затонувшего танка и являющегося индивидуальным аварийно-спасательным средством, отрабатывается в течение 10 учебных часов, прежде чем приступить к учебному вождению танка вброд и под водой, рассчитанному на 6 учебных часов. Психическая адаптация к возможным экстремальным ситуациям — это первый шаг к преодолению и, возможно, к предупреждению этих ситуаций.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается взаимодействием отдельных ее подсистем, что порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам, что и обеспечивает возможность активного формирования новых функциональных адаптивных систем.

Цель регуляции и саморегуляции деятельности в особых условиях состоит в компенсации состояний дезадаптации и обеспечении психической деятельности курсанта на оптимальном оперативном уровне, позволяющем ему нетолько противостоять действию различных природных и социальных факторов, но и активно и целенаправленно воздействовать на них, правильно выбрать «функциональную стратегию, обеспечивающую выполнение главной цели» (П.К. Анохин).

Исходя из всего изложенного, трудно переоценить важность психофизиологического подхода к проблеме адаптации курсантов к профессиональной деятельности инженера-танкиста и преодолению ими дезадап-тивных психических состояний. Проанализировав понятие «трудные состояния», мы сделали вывод, что это именно те психические состояния, которые препятствуют нормальной адаптации к требованиям военных профессий и условиям военной службы. Но такие негативные эмоциональные состояния возникают у военнослужащих не только при выполнении задач в

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003, №1 (19)

101

особых условиях, иногда требующих от психики людей «запредельных» режимов реагирования, но и в повседневной жизни. Поэтому нами разработана и проводится в Омском танковом инженерном институте научно-исследовательская работа «Проектирование психолого-педагогической деятельности по преодолению дезадаптивных психических состояний курсантами ОТИИ». Целью эксперимента стало создание педагогической модели учебно-воспитательного процесса в военном вузе технического профиля, в которой будет учтено морально-психологическое состояние курсантов; разработка комплекса мероприятий по обеспечению эмоциональной под держки и мер психолого-педагогической коррекции дезадаптивных психических состояний.

Основными путями преодоления дезадаптивных психических состояний нам представляется повышение стрессоустойчивости личности каждого курсанта и формирование у него модели адекватного психического реагирования в критических ситуациях. С этой целью мы считаем необходимым обучать курсантов приемам быстрого снятия стресса и методу саморегуляции «Ключ» Х.М.Алиева. Актуальность систем но-целостного психо-физиологического подхода к проблеме повышения стрессоустойчивости военнослужащих обусловлена тем, что в существующей современной научной отечественной психологии и педагогике отсутствуют, к сожалению, достаточно разработанные разделы о закономерностях, связанных с так называемыми «измененными состояниями сознания», тогда как эти состояния не только объективно существуют, но и активно участвуют во всех аспектах обучения и воспитания курсантов в военном вузе.

В связи с этим, на наш взгляд, очень интересен метод психофизиологической саморегуляции «Ключ» — метод самоанализа и самопознания и вместе с тем — перевод резервных возможностей психики и организма под контроль сознания. Данный метод повышает аутопсихическую компетентность человека, развивает самосознание и управляющие возможности сознания: воспитывает способность лучше понимать свои желания и возможности, направленно регулировать уровень нервно-психического напряжения, сознательно мобилизовать свои силы, управлять восприимчивостью психики к обучению, тренировке, лечению.

Наряду с седативным влиянием метод психофизиологической саморегуляции «Ключ» может быть использован с целью намеренного усиления эмоционально- вегетативной мобилизации на предусмотренное в зависимости от задач время. Такая мобилизация, в основе которой лежит принцип «залповой» и кратковременной реализации нервной энергии в ее максимальном выражении, используется нами в воинской деятельности.

По указанным выше причинам, среди мотивов психокоррекции и психотерапии метод «Ключ» занимает особое место, так как, применяя его, тренирующийся сам активно участвует в психотерапевтической работе при полном сохранении самоконтроля. Именно в этом и состоит основное достоинство и ценность метода, так как с его помощью человек наиболее доступным для себя образом развивает необходимое для профессии военного чувство уверенности в себе, своих возможностях.

КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПАТОЛОГИИ ВЕРТЕБРАЛЬНО-БАЗИЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ АРТЕРИЙ

Е.И. Вине, врач-невролог

Поликлиника УВД Омской области Одну из важнейших проблем здравоохранения составляют сердечно-сосудистые заболевания, из них сосудистые заболевания мозга — от 30 до 50 %. Тяжелейшим осложнением этих заболеваний является инсульт, который в половине случаев поражает людей, еще полных творческих сил. Современный уровень знаний о причинах и механизмах развития нарушений мозгового кровообращения позволяет уже сейчас считать реальной постановку вопроса о возможности предотвращения некоторых видов инсульта. Возможности профилактики или лечения этих нарушений расширяются с каждым годом благодаря фундаментальным исследованиям в области экспериментальной и клинической ангионеврологии.

Современный этап в изучении нарушений мозгового кровообращения характеризуется пересмотром сложившихся представлений о причинах и механизмах их развития, что позволило активно вмешиваться в, казалось бы, неотвратимое течение болезни. Прежде всего, это относится к созданию учения о патологии магистральных сосудов головы — сонных и позвоночных артерий. Различные поражения именно этих артерий, а не только сосудов самого мозга, как это представлялось раньше, часто являются причиной мозговых инфарктов. Частота циркулярных расстройств в вертебрально-базилярной системе составляет 25-30% всех нарушений мозгового кровообращения и около 70% преходящих.

Эволюция создала весьма сложно организованную и надежную систему мозгового кровообращения. Она обеспечивает непрерывное и своевременное пополнение энергетических и других затрат мозга в процессе жизнедеятельности и, что не менее важно, удаление продуктов обмена. Это осуществляется двумя парами магистральных сосудов головы — внутренними сонными и позвоночными артериями, отходящими от единого источника — ветвей дуги аорты. Две трети всего количества крови, притекающей к мозгу, доставляется внутренними сонными артериями, а одна треть — позвоночными. Первые образуют каротид-ную, вторые — вертебрально-базилярную систему. Эти системы связаны между собой анатомически посредством многих анастомозов, важнейшим из которых является артериальный круг большого мозга (вил-лизиев круг), и объединены функционально.

Уникальной особенностью вертебрально-базилярной системы является слияние внутри черепа двух позвоночных артерий в одну — основную артерию. С одной стороны, это обеспечивает при закупорке позвоночной артерии немедленный переток крови через основную артерию в свободные отделы закрытой позвоночной артерии, благодаря чему жизненно важные центры мозгового ствола становятся надежно защищенными от развития ишемии. С другой стороны, такая возможность свободного перетока крови из од-

102

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003. №1(19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.