Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/
Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php
URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/95EVN617.pdf
Статья опубликована 06.02.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Бухалёв Е.Ю. К вопросу о преобразовании методики оценки эффективности государственных программ города Москвы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/95EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 08.00.10
Бухалёв Евгений Юльевич
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», Россия, Москва
Экономический факультет Аспирант
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=849933
К вопросу о преобразовании методики оценки эффективности государственных программ
города Москвы
Аннотация. Рассматривая структуру расходов бюджета Российской Федерации, а в частности бюджета города Москвы, следует выделить социальную направленность расходования средств.
В первую очередь это подтверждается дроблением расходной части бюджета в соответствии с законодательно установленными государственными программами субъекта, отсюда вытекает главный вопрос, как оценивать эффективность государственных программ, а также правомерность объемов финансирования.
Вопрос оценки и реализации государственных программ, рассматривался отечественными учеными неоднократно, однако суть их исследований заключалась в анализе основных постулатов методик, а также не было привязки математической и бюджетной составляющих данных программ.
Целью данной работы является выделение целесообразности внесения корректировок в сформулированную методику оценочной деятельности государственных программ. Статья посвящена выявлению проблем, которые возникают при использовании последнего формата оценки.
Автором произведен критический анализ текущей методики оценки эффективности реализации и оценки государственной программы города Москвы.
На основании анализа данных о текущих подходах к оценке эффективности в экономике Российской Федерации, а в частности в городе Москве был сделан вывод, что крайняя версия регламента оценки - должна претерпеть изменения, быть актуализирована и надстроена на быстроменяющееся общество.
Ключевые слова: государственная программа; бюджетные средства; бюджет; бюджетная система; оценка эффективности; результативность государственная программа. Государственные программы города Москвы
Введение
На современном этапе становления и развития отечественной экономики, основным вектором развития становится централизованное использование бюджетных средств, другими словами, использование бюджетных средств, в рамках реализации государственных программ, что, в свою очередь, является двигателем развития экономики в ситуации импортозамещения.
В свою очередь возникает вопрос, как оценить вклад и в целом эффективность от использования каждого бюджетного рубля в рамках реализации государственных программ. Известный факт, что в государственных программах установлены ключевые показатели, объемы финансирования, прогнозные значения. Таким образом, консолидация и анализ данных показателей позволяют рассчитать социально-экономический эффект.
Целью данной работы является выделение перечня признаков, соответствующих показательным актором для внесения изменений в скомплектованную методику оценки эффективности госпрограмм. Работа доказывает минимизацию эффективного использования результатов эффективности по существующей модели оценки. К научной новизне данной работы следует отнести использование критическо-критериального подхода к рассмотрению математических и аналитических механизмов в формировании отчетности по эффектообоснованности освоения государственной программы. В данной работе предложена альтернативная методика оценки реализации государственных программ.
Вопрос о преобразовании оценочной методики государственных программ.
Стоит отметить, что в паспортах государственных программ приведены модели, методики, алгоритмы, с помощью которых можем произвести необходимые расчеты. Используемая методика, утвержденная на законодательном уровне, не в полной мере отражает эффективность и требует доработки. Однако методика, используемая при оценке государственной программы «Информационный город»1, несовершенна, так как не является динамической и не ощущает всевозможные изменения, к которым автоматически подбирает варианты изменений. Адаптивное моделирование необходимо ввести в методику оценки, с целью повышения эффективной демонстрации реалий.
Система информатизации города Москвы представляет собой сложную систему взаимосвязанных процессов, которые, в свою очередь, в ходе их реализации несут некий социально-экономический эффект. Однако, стоит отметить, что существующие методики оценки имеют ряд проблем в части отражения подлинной эффективности программы.
Для определения эффекта от реализации государственной программы необходимо произвести ряд членений и дробление в части структурной целостности выше названной программы.
Данную внутреннюю взаимосвязь можно отразить в виде «нейронной сети» представлено на рисунке 1.
1 Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. N 349-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Информационный город».
Рисунок 1. Рисунок автора (составлено автором)
Чтобы оценить полноту оценки данной методики необходимо произвести ряд вычислений по алгоритмам, указанным в рамках паспорта государственной программы.
Итак, проведем необходимые расчеты по основным направлениям и системообразующим мероприятиям в разрезе подпрограмм и самой программы.
Для анализа методики рассчитаем показатели, представленные в подпрограмме 3 государственной программы информационный город за 2015 год.
Таблица 1
Основные показатели реализации Государственной программы города Москвы «Информационный город» за 2015 г.
Наименование подпрограммы государственной программы города Москвы Наименование показателя 2015 год прогноз 2015 год факт
Развитие отрасли информационных технологий и связи и формирование общедоступной информационно коммуникационной среды в городе Москве Уровень развития сетей связи в Москве и обеспечения электросвязью городских потребностей 85,30 91,80
Уровень обеспечения потребности в эксплуатации городских ИСиР и задействования городского ЦОД 46,70 68,20
Создание условий для формирования и развития отрасли информационных технологий и связи в городе Москве Доля информационно коммуникационных технологий в валовом региональном продукте (ВРП) города Москва 4,4 5,7
Число занятых в отрасли информационно коммуникационных технологий в городе Москве 240 316,3
Проникновение проводного Широкополосного доступа к сети Интернет 70 80,8
Доля покрытия территории города Москвы сетями связи 4G (в границах до 01.07.2012) 85 98,6
Доля покрытия населенных пунктов города Москвы сетями связи 4G (территории, присоединенные 01.07.2012) 55 82
Число точек WiFi, обеспечивающих бесплатный доступ к сети Интернет в общественных местах, парках 1200 1317
Процент покрытия территории Московского метрополитена сетями Связи 75 92
Доля населения, которому доступны цифровые телеканалы (эфирное ТВ, кабельное ТВ, спутниковое ТВ, Интернет-вещание) 100 100
Число установленных опор двойного назначения, нарастающим итогом 1880 2170
Обеспечение создания условий для формирования и развития отрасли информационных технологий и связи в городе Москве 100 100
Наименование подпрограммы государственной программы города Москвы Наименование показателя 2015 год прогноз 2015 год факт
Оказание услуг электросвязи для органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы Доля органов исполнительной власти города Москвы и учреждений города Москвы, обеспеченных проводным Широкополосным доступом (скорость от 10 Мбит/с и выше) 70 76
Доля общеобразовательных учреждений, обеспеченных проводным широкополосным доступом (скорость от 10 Мбит/с и выше) 100 100
Доля учреждений здравоохранения, обеспеченных проводным широкополосным доступом (скорость от 10 Мбит/с и выше) 94 95
Обеспечение оказания услуг электросвязи для органов исполнительной власти города Москвы и учреждений города Москвы 100 99,9
На основе приведенных данных, а также с помощью формул, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 16.06.2015 №349.
«О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 67-1111» можно произвести необходимые вычисления.
При рассмотрении Первого мероприятия подпрограммы стоит отметить, что удельный вес показателя будет равен 0,5, так как он рассчитывается от количества показателей, а в рассматриваемом случае их всего 2.
Производим аналогичные вычисления для других показателей, затем эффективность реализации мероприятия рассчитываем, как выражение между фактическими и плановыми показателями.
Произведя все необходимые вычисления, мы можем сформировать предварительную сводную таблицу эффективности мероприятий подпрограммы».
Таблица 2
Эффективность реализации подпрограммы 3 Государственной программы города Москвы «Информационный город» за 2015 г.
Наименование государственной программы города Москвы, Подпрограммы государственной программы города Москвы Эффективность мероприятия
Развитие отрасли информационных технологий и связи и формирование общедоступной информационно коммуникационной среды в городе Москве 126,829354
Создание условий для формирования и развития отрасли информационных технологий и связи в городе Москве 118,96988
Оказание государственными Учреждениями государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений в области информационно-коммуникационных технологий 100
Оказание услуг электросвязи для Органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы 102,3838146
Как следует из таблицы, данные показатели отражают высокую эффективность реализации мероприятий данной подпрограммы государственной программы «Информационный город»2. Далее, чтобы найти эффективность самой подпрограммы в целом необходимо проделать еще одну итерацию аналогичных действий.
2 Постановление Правительства Москвы от 16.06.2015 №349 «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 67-1III.
В итоге эффективность реализации подпрограммы у нас будет равна 112,05 % что означает что данная подпрограмма в разрезе государственной программы может считаться высокорезультативной.
А теперь рассмотрим основополагающие моменты:
Во-первых, при рассмотрении реализации государственной программы необходимо учитывать фактическое значение прошлого года, в части значении соответствующих показателей, так как они в свою очередь являются той минимальной границей, при не достижении которой можно признавать, что выполнение оного показателя не эффективно.
Во-вторых, удельные веса, рассчитанные по методике, не отражают влияние того или другого показателя на реализацию программы. Отсюда следуют учитывать расчет удельного веса в разрезе финансирования каждого показателя, в данном случае будет отражен реальный вклад каждого показателя в разрезе программы.
В-третьих, в существующей методике преобладает аддитивный алгоритм, другими словами происходит соединение показателей в укрупненные значения и далее к субъективному конечному интегральному показателю.
В-четвертых, необходимо внедрить систему оценки отклонений фактических от плановых значений с установлением количественных норм по отклонениям, что позволит оптимально распределять фонды денежных средств, как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях.
Из выделенных ранее признаков, следует сделать вывод о необходимости преобразования методики оценки:
В приведенной в программе методике, наиболее полно используются количественные показатели (результативность, освоение средств), однако в свою очередь качественные показатели (потребность в результатах программы города и жителей, качество нормативно -правовой базы, частоту ее изменений) могут оттягивать некоторый удельный вес на себя и показывать более точную оценку самой программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братанова А. В. Совершенствование системы предварительного финансового контроля государственных программ в городе Москве: диссертация к.э.н. Москва, 2013.
2. Баранова. И. В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // Экономический анализ. - 2012. - №5.
3. Громова Н. Н. Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов / Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» Электронный ресурс.
4. Завьялов Д. Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. - 2011.
5. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика / В. В. Бурцев. М.: Дашков и Ко, 2011.
6. Смирнова Л. Н. Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства: диссертация к.э.н. Санкт-Петербург, 2012.
7. Громова Н. Н. Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов / Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» Электронный ресурс.
8. Платошечкина С. Ю. Об оценке эффективности использования государственных расходов / Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Электронный ресурс.
9. Кошелева Ю. А. Неэффективное использование бюджетных средств // Финансовый справочник бюджетной организации. - 2012. - №1.
10. Михеев В. В. Кто и как оценит эффективность бюджетных расходов // Бюджетная политика. - 2012. - №10.
Bukhalev Eugeniy Yulievich
Faculty of economic academy of labor and social relations, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
On the issue of transforming the methodology for assessing the effectiveness of state programs in the city of Moscow
Abstract. Considering the structure of expenditures of the budget of the Russian Federation, and in particular of the budget of the city of Moscow, one should single out the social orientation of spending.
First of all, this is confirmed by the fragmentation of the expenditure part of the budget in accordance with the state programs of the subject, established by the state, and hence the main question is how to evaluate the effectiveness of state programs, as well as the legitimacy of the amount of financing.
The issue of evaluation and implementation of state programs was considered by Russian scientists many times, but the essence of their research was the analysis of the main postulates of the methodologies, and there was no linkage between the mathematical and budgetary components of these programs.
The purpose of this work is to highlight the appropriateness of making adjustments to the formulated methodology for evaluating the performance of government programs. The article is devoted to the identification of problems that arise when using the latest assessment format.
The author made a critical analysis of the current methodology for assessing the effectiveness of implementation and evaluation of the state program of the city of Moscow.
Based on the analysis of data on current approaches to the assessment of efficiency in the economy of the Russian Federation, it was concluded that the extreme version of the evaluation procedure should be modified, updated and built on a rapidly changing society.
Keywords: state program; budget funds; budget; budget system; efficiency evaluation; efficiency state program; state programs of the city of Moscow