УДК 336.647/.648
К ВОПРОСУ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ЛИЗИНГОВЫХ СХЕМ
ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
КИРИЦА А. А.,
аспирант кафедры экономики, Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева, e-mail: [email protected], +7-964-533-33-64.
КОРАБЛИН М.Н.,
магистр кафедры финансы и кредит, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, +7-921-405-60-02, [email protected].
Реферат. В сложных современных условиях АПК страны нуждается в масштабном обновлении парка техники, причем на доступных условиях, однако имеющихся мер господдержки для этого недостаточно. Агролизинг как инвестиционный механизм представляет собой исключительно важное направление, позволяющее ускорить техническое перевооружение отечественного АПК, а также вовлечь в модернизацию сельхозтехники не только крупные агрокомпа-нии, но и малые фермерские хозяйства, поскольку механизм лизинга позволяет более гибко подходить к вопросам финансовой поддержки предпринимателей. В статье рассмотрена возможность применения лизинговых механизмов «trade-in» в области сельского хозяйства, показаны возможные перспективы применения данной схемы в российских условиях и приведен расчет эффективности применения финансового лизинга с учетом механизма «trade-in» для покупателя.
Ключевые слова: агролизинг, АПК, вторичный рынок сельхозтехники, кэптивные компании, программы «trade-in», рынок лизинговых услуг, сельское хозяйство.
TO THE QUESTION ABOUT THE ADVANTAGES OF LEASING SCHEMES FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN AGRICULTURE
Essay. In difficult modern conditions, the Russian agro-industrial complex needs a large-scale renewal of the equipment park, and on affordable terms, but the existing state support measures are not enough for this. Agroleasing as an investment mechanism is an extremely important area that allows accelerating the technical re-equipment of the domestic agro-industrial complex, as well as involving not only large agricultural companies, but also small farms in the modernization of agricultural machinery, since the leasing mechanism allows for a more flexible approach to the issues of financial support for entrepreneurs. The article discusses the possibility of using leasing mechanisms "trade-in" in the field of agriculture, shows the possible prospects for the application of this scheme in Russian conditions and provides a calculation of the effectiveness of the use of financial leasing, taking into account the mechanism "trade-in" for the buyer.
Keywords: agroleasing, agro-industrial complex, secondary market of agricultural machinery, captive companies, "trade-in" programs, market of leasing services, agriculture.
KIRITSA A. A.,
рostgraduate student of the Department of Economics, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, e-mail: [email protected], + 7-964-533-33-64.
KORABLIN M. N.,
master of the Department of Finance and Credit, St. Petersburg State University of Economics, + 7-921-405-60-02, [email protected].
Введение. В современной экономической литературе можно встретить рассуждения о том, что в эпоху глобализации и прозрачных
экономических границ бурно развивающаяся международная торговля фактически снимает вопрос о продовольственной или сырьевой за-
висимости одной страны от другой (или зависимости страны от небольшой группы стран). Исходя из этого, делается далеко не бесспорный вывод о том, что соображения национальной экономической безопасности уже не могут больше служить оправданием государственной поддержки отечественных производителей частных благ. В то же время известно, что проблема обеспечения продовольственной безопасности очень актуальна для современной России, особенно в связи с ухудшением продовольственной безопасности в целом в мире и в связи с обострившимися политическими проблемами современного этапа развития мирового общества.
Продовольственная безопасность, являющаяся важнейшей составляющей национальной экономической безопасности в целом, имеет многоаспектный характер; на ее обеспечение оказывают влияние различные факторы. На современном этапе экономического развития основополагающее значение для обеспечения продовольственной безопасности страны приобретает утверждение партнерских взаимоотношений государства с сельскохозяйственными производителями и формирование на этой основе консолидированной системы ее финансового обеспечения [1. - С.114].
В долгосрочной перспективе (до 2025 г.) достижение продовольственной безопасности направлено на обеспечение устойчивого развития аграрной сферы экономики, в том числе на обновление и повышение производственного потенциала аграрной сферы экономики за счет восстановления сельскохозяйственного машиностроения и использования лизинговых механизмов для эффективных инвестиций в АПК страны.
Материалы и методы исследования. Теоретико-методической базой исследования послужили публикации отечественных и зарубежных специалистов, посвященные лизингу сельскохозяйственной техники, данные обзоров российского лизингового рынка рейтингового агентства «Эксперт РА», статистические данные по рынку сельскохозяйственных машин. В работе использованы методы аналитического, сравнительного, ретроспективного, статистического, графического, детерминированного исследования.
Результаты исследования. Одной из основных задач любого экономического субъекта является оптимизация затрат при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и при приобретении имущества. Техническое перевооружение предприятия должно
способствовать повышению его конкурентоспособности. Без значительных инвестиций большинство предприятий не способны расширить объемы производства. На передний план в обеспечении инвестиционного процесса, при отсутствии собственных средств, выступают механизмы кредитования и лизинга.
В настоящее время в зарубежных странах получили широкое развитие лизинговые программы «trade-in», смысл которых заключается в лизинговых механизмах финансирования вторичного рынка сельхозтехники. Схема лизинга по программе «trade-in» подразумевает, что предприятие может заключить договор лизинга на новую необходимую технику, покрыв часть авансового платежа по лизингу за счет собственной устаревшей техники. Расчет, проведенный в работе, показывает, что применение финансового лизинга с учетом использования механизма «trade-in» при заданной условной стоимости нового объекта основных средств более выгодно для покупателя, чем приобретение такого же объекта в кредит.
Обсуждение. Лизинг в качестве инструмента привлечения капитала широко применяется в мировой экономической практике для приобретения широкого спектра производственных активов. Интерес к нему y хозяйствующих субъектов непрерывно растет, поскольку лизинг, не требуя от предприятия крупных единовременных затрат на приобретение объектов основных средств, способен обеспечить техническое перевооружение и, как следствие, поднять производительность труда, повысить качество и расширить ассортимент выпускаемой продукции [2. - C.108].
Сущность лизинга выражается в тех отношениях, которые возникают между субъектами лизинговой сделки. Согласно статье 4 главы 1 Федерального закона № 164-ФЗ от 29 октября 1998 года «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Федеральный закон «О лизинге») [3], субъектами лизинга являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга. Тем не менее, зачастую сложность лизинговых сделок предусматривает участие в них не только непосредственных участников лизинга (лизингодателя, лизингополучателя и продавца), но и множества косвенных участников (кредиторов, аудиторов, страховщиков, акционеров, посредников).
В зависимости от формы собственности можно выделить следующую сегментацию лизинговых компаний-участников лизингового рынка Российской Федерации (рисунок 1).
•лизинговые компании, входящие в банковскую или финансово-промышленную 1руппу,
•участники лизинговых, отношений с преобладающей долей государственного капитала
•компании, которые имеют диверсифицированные источники финансирования, такие как банковские кредиты, облигации, внешние займы. К ним можно отнести и кэптивные компании (финансовые организации при производителях техники и автомобилей, компании
•созданы при участии государственных структур и финансируемые за счет бюджетных средств для поддержания малого и среднего предпринимательства и имеющие право
•созданные банками структуры для оказания широкого спектра лизинговых услуг клиентам
Рисунок 1 - Лизинговые компании - участники лизингового рынка Российской Федерации [4. - С1П]
Фактически все участники лизингового рынка Российской Федерации - это лизинговые компании, создаваемые либо при банках, либо при крупных финансово-промышленных холдингах, либо при государственных структурах [5. -C. 111]. Собственно независимых компаний, осуществляющих лизинговую деятельность на рынке, в России нет - под ними подразумеваются либо кэптивные компании, либо государственно-частные компании, созданные для поддержки малого и среднего предпринимательства.
Стремительное развитие новой техники приводит к намного более быстрому, чем в прежние времена, ее моральному устареванию, в связи с чем обновление основных фондов и/или расширение производства становится необходимым условием для удержания компании на рынке и ее дальнейшего развития [5. - C.76]. С этой точки зрения лизинговые механизмы становятся все более привлекательными, особенно с учетом их проникновения не только на рынки новой продукции, но и на вторичные товарные рынки.
Схема лизинга по программе «trade-in» подразумевает, что предприятие может заключить договор лизинга на новую необходимую технику, покрыв часть авансового платежа по лизингу за счет собственной устаревшей техники [6. -C.253]. Рассмотрим применение лизинговых механизмов «trade-in» для финансирования вторичного рынка сельхозтехники. Преимущества лизинга для лизингополучателя обусловлены двумя основными факторами - налоговыми преимуществами и преимуществами сотрудничества с ли-
зинговой компанией, предоставляющей объект лизинга.
По данным АО «Росагролизинг», в топ-5 тракторов, приобретаемых в Московской области, входит трактор «Кировец» К-744 Р2 (производство Петербургского тракторного завода). В среднем стоимость нового трактора составляет 1 млн.руб. без НДС, а условная стоимость предъявляемого к замене в рамках программы trade-in трактора - 300 тыс.руб. без НДС. В исследовании нами была рассмотрена финансовая модель оценки эффективности затрат покупателя, исходя из следующих допущений.
1. Для упрощения горизонт расчета в модели составляет три года (исходя из полной амортизации оборудования при лизинге за 29 месяцев, с учетом применения коэффициента ускоренной амортизации, равного 3). На практике этот коэффициент часто бывает ниже, а для имущества первой-третьей амортизационных групп вообще не применяется (в связи с этим лизинг имущества, относящегося к первой-третьей амортизационным группам, обычно дороже банковского кредита, если лизинговой компании не предоставляется скидка от поставщика. Так складывается маркетинговый ход «Лизинг под 0 процентов»).
2. В целях соблюдения паритета условия кредита и лизинга выбраны сопоставимыми по сроку, размеру и прочим условиям. При этом сумма кредита принимается равной условной стоимости нового объекта основных средств, поскольку программа trade-in работает лишь для лизинго-
вых схем, и не может быть учтена в кредитных платежах, а также не может уменьшить сумму необходимого для покупки объекта кредита.
3. Погашение кредита (лизинговые платежи) осуществляются заемщиком ежемесячно, аннуитетными платежами; затраты на страхование объекта кредита (лизинга) в рассмотренном примере не учитываются.
В таблице 1 приведены исходные данные для расчета.
В общем случае в лизинговые платежи входят:
1. Часть стоимости объекта лизинга, выкупная стоимость;
2. Налог на имущество (если его платит лизингодатель). Выбор способа учета лизингового имущества (на балансе лизингодателя или
предприятия) в общем случае не влияет на размер налога на имущество, так как в том случае, если лизингодатель берет на себя уплату этого налога, он включает сумму налога в лизинговые платежи, и конечным плательщиком налога в любом случае является лизингополучатель.
3. Проценты за лизинг, проценты за привлечение денежных средств и маржа лизингодателя. Величина лизинговой маржи определяется в размере 4% для целей расчета (на практике она, как правило, не раскрывается).
В таблице 2 приведен расчет общей суммы платежей при покупке объекта основных средств в кредит.
В таблице 3 приведен расчет общей суммы платежей при покупке в лизинг с учетом использования механизма trade-in.
Таблица 1 - Исходные данные для расчета
№ п/п Показатель Величина показателя
1 Стоимость приобретаемого объекта (без НДС), руб. 1000000
2. Стоимость принимаемого к зачету объекта (по программе trade-in), без НДС, руб. 300000
3. Сумма кредита (финансового лизинга), включая НДС (п.1 х 1,2), руб. 1200000
4 Срок кредита (лизинга), кварталы 12
5 Ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ (с 11.06.2021 г.), % 5,50%
6 Кредитная ставка (для лизингодателя и лизингополучателя): 15,00%
7 Маржа лизинговой компании (от остатка долга): 4,00%
8 Норма амортизации оборудования в год (линейным методом) 14,0%
9 Коэффициент ускоренной амортизации при лизинге 3
10 Налог на прибыль 20%
11 Налог на имущество 2,2%
12 Ставка НДС 20%
13 Коэффициент для расчета нормируемых процентов по кредиту (на прибыль) 1,1
Таблица 2 - Расчет общей суммы платежей при покупке в кредит
Период (квартал) Платежи по телу кредита %% по кредиту %% по ставке ре-фин х1,2 Налог на имущество Экономия налога на прибыль Итого расходов
1 2 3 4 5 6 = (4+5)х20% 7 = 2+3+5-6
1 100 000 45 000 18 150 3 783 4 387 144 396
2 100 000 41 250 16 638 3 648 4 057 140 841
3 100 000 37 500 15 125 3 513 3 728 137 286
4 100 000 33 750 13 613 3 378 3 398 133 730
5 100 000 30 000 12 100 3 244 3 069 130 175
6 100 000 26 250 10 588 3 109 2 739 126 620
7 100 000 22 500 9 075 2 974 2 410 123 064
8 100 000 18 750 7 563 2 839 2 080 119 509
9 100 000 15 000 6 050 2 705 1 751 115 954
10 100 000 11 250 4 538 2 570 1 421 112 398
11 100 000 7 500 3 025 2 435 1 092 108 843
12 100 000 3 750 1 513 2 300 763 105 288
Итого 1 200 000 292 500 117 975 36 498 30 895 1 498 103
Таблица 3 - Расчет общей суммы платежей при покупке в лизинг с учетом использования механизма trade-in
Период, кв Лизинговые платежи НДС Экономия налога на прибыль Экономия налога на имущество Итого денеж. расходов
с НДС без НДС
1 2 3 4 5 = 3 х20% 6 7 = 2-5-6
1 146 154 121 795 24 359 24 359 193 121 602
2 140 711 117 259 23 452 23 452 578 116 681
3 135 268 112 723 22 545 22 545 963 111 760
4 129 825 108 187 21 637 21 637 1 348 106 840
5 124 382 103 651 20 730 20 730 1 733 101 919
6 118 939 99 115 19 823 19 823 2 118 96 998
7 113 496 94 580 18 916 18 916 2 503 92 077
8 108 053 90 044 18 009 18 009 2 888 87 156
9 102 610 85 508 17 102 17 102 3 273 82 235
10 100 182 83 485 16 697 16 697 3 520 79 965
11 100 000 83 333 16 667 16 667 3 479 79 855
12 100 000 83 333 16 667 16 667 3 286 80 047
Итого 1 419 615 1 183 013 236 603 236 603 25 878 1 157 135
Таблица 4 - Оценка экономического эффекта от применения финансового лизинга с учетом использования механизма «trade-in» для покупателя, руб. _
Показатель При кредите При лизинге Экономический эффект
Возмещаемый НДС 200 000 236 603 36 603
Общие расходы 1 498 103 1 157 135 340 968
Итого: 377 571
При расчетах учтено, что программа trade-in позволяет зачесть стоимость устаревшей техники в погашение общей стоимости лизинга, но не уменьшает остаточную стоимость нового объекта основных средств.
В таблице 4 приведена общая оценка эффективности применения финансового лизинга с учетом механизма «trade-in» для покупателя.
Таким образом, общая оценка экономического эффекта для покупателя от применения финансового лизинга с учетом использования механизма «trade-in» при заданной условной стоимости нового объекта основных средств составит 377 571 рублей по сравнению с приобретением такого же объекта в кредит.
Помимо этого, выгода такой программы для потребителя (лизингополучателя) заключается в том, что предприятие избавляется от изношенного основного фонда без дополнительных проблем и затрат на поиски покупателей, процесса оформления необходимых документов и т.п., поскольку все эти проблемы берет на себя лизинговая компания. Технические специалисты выбранной лизинговой компании (либо приглашаемые ею со стороны производителя данной техники) оценивают «заменяемый» актив по рыночной стоимости, и эта стоимость (с учетом вычета небольшой
оплаты за услуги лизинговой компании) за-считывается лизингополучателю, как часть авансового лизингового платежа, после чего лизинг может происходить по классической схеме. Что касается лизингодателя, такая схема интересна и выгодна ему по причине, во-первых, возможности налаживания более тесных связей с производителями, а во-вторых, по причине возможности увеличения прибыли за счет выхода лизинговых компаний на новый рынок.
Вывод. Приведенный расчет показывает, что применение лизингового механизма «trade-in» более выгодно для предпринимателей, чем приобретение такого же объекта в кредит, помимо этого, дает возможность зачесть старую сельхозтехнику в счет авансового платежа по лизингу. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, поскольку существующие в настоящее время механизмы практически не позволяют предпринимателям этого сегмента бизнеса модернизировать парк сельхозтехники. Практическая невозможность для малых форм хозяйствования участвовать в лизинговых схемах заключается в основном в недостатке финансовых ресурсов для первоначального взноса по лизингу и наличием устаревшей сельхозтехники, которая несмотря на то, что представляет собой определенную
материальную ценность, не позволяет повысить качество и эффективность работы, а также требует повышенных затрат на ремонт и поддержание в работоспособном состоянии. Применение и развитие в российских услови-
ях схем агролизинга по программе «trade-in» представляется в этой связи весьма значимой возможностью модернизации парка машин, в том числе для низкорентабельных аграрных хозяйств.
Список использованных источников
1. Гурьянов П.А. Обеспечение устойчивого инновационного развития сельского хозяйства // Экономические исследования и разработки. - 2021. - № 1. - С. 113-120.
2. Герасименко О.А., Жилинская К.В., Щепилов И.Э. Лизинг как инструмент технического перевооружения организаций аграрной сферы // Актуальные вопросы современной экономики.
- 2020. - № 4. - С. 108-115.
3. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (посл.ред.) «О финансовой аренде (лизинге)» / СПС «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (дата обращения: 30.05.2021).
4. Кирица А.А., Авдеев Ю.М., Чутчева Ю.В. Зарубежный опыт использования лизинга в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. - 2021. - № 2. - С. 106-111.
5. Солдатенко Д.М. Инвестиции в нематериальные активы: вложить, нельзя сократить // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2020. - № 11. - С. 57-62.
6. Коротких Ю.С. Агролизинг как источник воспроизводства отечественного машинно-тракторного парка // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. -2017. - № 25 (30). - С. 74-79.
7. Решетов К.Ю., Лосев М.В. Состояние и проблемы развития агролизинга в России // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2019. - № 37 (37). - С. 249-254.
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Gur'yanov P.A. Obespechenie ustojchivogo innovacionnogo razvitiya sel'skogo xozyajstva // E'konomicheskie issledovaniya i razrabotki. - 2021. - № 1. - S. 113-120.
2. Gerasimenko O.A., Zhilinskaya K.V., Shhepilov I.E\ Lizing kak instrument texnicheskogo perevooruzheniya organizacij agrarnoj sfery' // Aktual'ny'e voprosy' sovremennoj e'konomiki. - 2020.
- № 4. - S. 108-115.
3. FederaFny'j zakon ot 29.10.1998 № 164-FZ (posl.red.) «O finansovoj arende (lizin-ge)» / SPS «KonsuFtantPlyus». - [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc _LAW_20780/ (data obrashheniya: 30.05.2021).
4. Kiricza A.A., Avdeev Yu.M., Chutcheva Yu.V. Zarubezhny'j opy't ispol'zovaniya lizinga v sel'skom xozyajstve // E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii. - 2021. - № 2. - S. 106-111.
5. Soldatenko D.M. Investicii v nematerial'ny'e aktivy': vlozhit', nel'zya sokratit' // Intellektual'naya sobstvennost'. Promy'shlennaya sobstvennost'. - 2020. - № 11. - S. 57-62.
6. Korotkix Yu.S. Agrolizing kak istochnik vosproizvodstva otechestvennogo mashinno-traktornogo parka // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. - 2017.
- № 25 (30). - S. 74-79.
7. Reshetov K.Yu., Losev M.V. Sostoyanie i problemy' razvitiya agrolizinga v Rossii // Vestnik Nacional'nogo Instituta Biznesa. - 2019. - № 37 (37). - S. 249-254.