УДК 372.881 Иванова Марина Геннадьевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-культурных технологий
Алматинского филиала
Санкт-Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов
К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТНОЙ СПЕЦИФИКЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Ivanova Marina Gennadyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Social and Cultural Technologies,
Almaty branch of the St.-Petersburg Liberal Arts University of
Trade Unions
CONCERNING A QUESTION OF A SUBJECT SPECIFICS OF ETHNIC PSYCHOLOGY AS A SCIENCE ABOUT INTERETHNIC COOPERATION
Аннотация:
В статье раскрывается предметное содержание этнопсихологии как науки о духовно-психологических чертах этносов в частности и о межэтническом взаимодействии в целом. Дается сравнение различных трактовок объекта исследования; рассматривается структура, понятийный аппарат и функции этнической психологии. Акцентируется внимание на видах этнической коммуникации, которые проявляются и в процессе обучения русскому языку китайских учащихся как будущих переводчиков, что составляет объект исследования автора статьи.
Ключевые слова:
этническая психология, объект исследования, духовно-психологические черты этносов, структурные элементы, психический склад нации, этническая самоидентификация, методика преподавания русского языка как иностранного.
Summary:
The article deals with the subject content of ethnic psychology as a science about the spiritual and psychological features of ethnic groups in particular, and a science about the interethnic communication in general. The author compares various interpretations of the research object, considers the structure, the conceptual framework, and the functions of the ethnic psychology. The attention is focused on the types of ethnic communication, which manifest themselves among other ways during the process of teaching Russian language to Chinese students as future translators; this is a particular subject of the author’s research.
Keywords:
ethnic psychology, object of research, spiritual and psychological features of ethnic groups, structural elements, mental make-up of a nation, ethnic self-identification, methodology of teaching Russian as a foreign language.
Вопросы, связанные с содержанием и функциями этнопсихологии в жизни и отношении этносов всегда привлекали внимание специалистов в области гуманитарных наук. В настоящее время обозначился интерес к проблемам этнической психологии, связанный с тем, что этнопсихология со многими областями знаний имеет единый объект исследования. Она является смежной дисциплиной с такими науками, как: этнопедагогика, этнография, социальная психология, социология и другими, изучающими природу человека и его сущность. Таким образом, этническая психология или этнопсихология - это междисциплинарная наука, появившаяся на стыке социальной психологии и этнографии.
Цель данной статьи - рассмотреть предметные особенности, аспекты, структуру и ключевые понятия этнопсихологии как науки о духовно-психологических чертах этносов. В качестве научного направления данное понятие выделилось из социальной психологии и этнографии. Говоря о соотношении этнопсихологии и этнографии, необходимо учитывать, что эти науки имеют близость по объекту исследования, но каждая осуществляет свой подход к нему.
Подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологических феноменов основываются не на психологических закономерностях, а на социологических, что не позволяет точно осмыслить содержание собственно психологических механизмов, их формирование и функционирование.
Что же касается соотношения этнопсихологии и социальной психологии, то последняя изучает процессы развития и функционирования общей психологии личности и социальных общностей, а этнопсихология - духовно-психологические черты этносов, их специфику и проявление во всех сферах деятельности (в том числе и профессиональной), общения и в культуре.
Разделяя точку зрения Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, можно утверждать, что «этнопсихология должна аккумулировать в своей теории и конкретных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в социологии и этнографии. Но как отрасль психологической науки она может базироваться лишь на принципах и закономерностях, характерных для развития именно психологических явлений. Социологический же и этнографический подходы должны дополнять научные представления о происхождении, факторах образования, опосредования этнопсихологических феноменов» [1, с. 13].
У исследователей существуют различные трактовки этнопсихологии как отдельной дисциплины. С точки зрения Г.Г. Шпета, этническая психология - описательная наука, предметом которой являются типичные коллективные переживания: «...как бы индивидуально ни были люди различны, есть типически общее в их переживаниях, как “откликах” на происходящее перед их глазами, умами и сердцем» [2, с. 341]. Э.А. Саракуев и В.Г. Крысько определяют этнопсихологию как науку, изучающую закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей [3]. Н.М. Лебедева делает акцент на проявлении этнической и культурной принадлежности как на сознательном, так и на бессознательном уровнях [4, с. 7]. Т.Г. Стефаненко определяет специфику этнопсихологии как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей [5, с. 42]. А.С. Баронин считает, что «.этнопсихология - наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям» [6, с. 13].
Этническая национальная психология представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями «психический склад нации» или «национальный характер».
В работах по национальной психологии отразились разнообразные подходы к ее структуре и определению данного понятия.
П.П. Шулындин полагает, что «национальную психологию можно определить как совокупность духовных образований, получивших доминирующее развитие и массовое распространение в рамках конкретной нации» [7, с. 8]. К.К. Малинаускас подчеркивает, что данное понятие делает возможным социальное общение, взаимопонимание определенного социально-этнического образования, способствует его сплочению и является «одним из духовных механизмов устойчивости нации» [8, с. 11].
Ряд исследователей (А.О. Бороноев, П.И. Гнатенко, Л.О. Кострикова) рассматривают этнопсихологию как сложную многоуровневую систему. Так, П.И. Гнатенко и Л.О. Кострикова включают в национальную психологию следующие структурные элементы: 1) национальный характер,
2) национальные чувства, 3) национальное самосознание [9, с. 9].
При рассмотрении структуры этнопсихологии целесообразно обратиться к положению, сформулированному А.И. Горячевой и М.Г. Макаровым, которые предлагают различать статическую и динамическую структуры национальной психологии [10, с. 164]. Статические элементы в отличие от динамических формируются не только под влиянием общественно-экономической формации, ее надстроечных элементов, но и как более устойчивое явление, определяющееся особенностями исторического развития этноса. К числу статических элементов этнопсихологии относят психический склад. Будучи основным элементом, он в то же время представляет собой структурное образование, которое определяется как «специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности» [11, с. 16].
Исходя из положения о том, что этнопсихология представляет собой сложное, динамическое, психоидеологическое единство, А.О. Бороноев выделяет два уровня национальной психологии. К первому относятся чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния сознания; второй уровень составляют элементы психического склада, преемственно обусловленные и выступающие как результат массового, народного опыта деятельности, общения и воздействия природно-экологических условий существования. «Этот уровень проявляется как характерное (характер) поведение, национальные традиции, обычаи, привычки, которые лежат в основе установок, ценностных ориентаций, но и каждый из названных элементов-категорий выстраивает целую систему» [12, с. 45].
Существенным является указание на то, что в национальной психологии отражаются географические, климатические и другие условия (Л.Н. Гумилев, В.Б. Касевич, В.Н. Разов) и положение о взаимообусловленности этнопсихологии и национальной культуры (В.Н. Разов, К.К. Малинаускас и другие).
Одним из интересных аспектов этнопсихологии является этнонациональное формирование человека как личности. Исследователи полагают, что каждый индивид, развиваясь, подвергается двоякой детерминации: объективно-культурной и культурно-психологической. «Объективно-культурную детерминацию составляют материально-вещная среда, объективированные элементы национальной культуры, природно-ландшафтные условия и т.д. Вторая линия детерминации - элементы национального сознания, социально-исторической памяти» [13]. Объективно-культурная детерминация имеет тесную связь с конкретными условиями жизнедеятельности, формами культуры.
Традиционно выделяемое этнопсихологическое понятие «этническая самоидентификация» близко понятию «этническое поле», теоретически разработанному в отечественной этнологии Л.Н. Гумилевым. «Этническое поле, - писал Л.Н. Гумилев, - то есть феномен этноса как таковой, не сосредотачивается в телах матери и ребенка, а проявляется между ними. Поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную этническую среду, перестроится именно оно, а не темперамент, способности, возможности» [14, с. 305]. Новорожденный имеет унаследованный от предков генотип, но не ощущение «своего» и «чужого», которое, согласно Л.Н. Гумилеву, является отличительной чертой этноса. Поэтому не вызывает сомнения тот факт, что для осознания индивидом себя как представителя того или иного народа «основное значение имеет воспитание на ранних этапах биографии “особи”» [15].
Этническое тесно переплетается с социальным. Этнокультурные традиции передаются в процессе воспитания ребенка, они определяют морально-этические и эстетические воззрения семьи и этноса в целом, его психологию. Непосредственно или опосредованно процесс общения осуществляется через литературу, публицистику, музыку, живопись и т.д.
Этническая специфика проявляется в своеобразных чертах культуры, а также во всем многообразии психологических ментальных поведенческих характеристик этноса (А. Анерт, У.А. Винокурова, Л.Р. Голдберг, М.А. Мокаева, А.Д. Шмелев).
В настоящее время в структуру этнической психологии, как правило, включают:
1) специфические качества национального характера;
2) национальное самосознание;
3) национальные чувства и настроения;
4) национальные интересы;
5) национальные ориентации, традиции, привычки.
Для использования этнопсихологического подхода в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) следует произвести детальный анализ ключевых понятий этнопсихологии, а также дифференцировать ее категориальный аппарат. Как известно, в исследованиях данного понятия ведущими являются такие термины, как: «этнос», «идентичность», «национальный характер», «ментальность», «ценность» и другие.
К основополагающим этнопсихологическим понятиям относятся такие, как: «этнос», «нация», «этническая группа», «этнические интересы», «этническая психология», «личность», «идентичность», «этническая культура», «деятельность», «общение», «традиции» и т.д.
С точки зрения А.О. Бороноева, в предметную область этнопсихологии следует включить «не только социально-психологические черты этнических общностей, их влияние на поведение личностей, но и социально-психологические процессы и особенности этнического развития и межнационального общения» [16, с. 7].
При таком подходе предполагается изучать не только сущность этнопсихологии, но и ее функции, то есть пути влияния на формы национальной культуры, быта, ценностной ориентации индивидов той или иной общности, в целом образа жизни.
Также в связи с изучением национального самосознания рассматривается проблема «нация-личность» (А.О. Бороноев трактует нацию и этнос как нечто тождественное), то есть осознание национальной общностью своих качеств и на этой основе сознательную идентификацию индивидов с той или иной общностью. Исследование этнического самосознания, как одного из ведущих факторов межэтнических отношений субъектов в обществе, имеет достаточно разработанную теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической и этнографической литературе (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Н.Н. Чебоксаров и другие). С 70-х гг. XX в. этническое самосознание на основе эмпирических исследований активно изучали отечественные этносоцио-логи Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и другие. С середины 80-х гг. XX в. в отечественной психологии появилось этнопсихологическое направление исследований, в которых изначально этническое самосознание, а позже этническая идентичность стали центральными объектами изучения (В.С. Агеев, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и другие).
В современной отечественной науке выделяются две тенденции изучения феномена этнического самосознания. В рамках одной из них данное понятие рассматривается как представления людей об общности происхождения, принадлежности к родной земле, языку, культуре (В.С. Агеев, М.С. Джунусова, В.И. Козлов, Ю.В. Бромлей и другие). Вторая тенденция, которая импонирует нам в большей степени, характеризует этническое самосознание как двуединый процесс осознания и оценки личностью реально существующих этнодифференцирующих и эт-ноинтегрирующих признаков этнической общности (А.О. Бороноев, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, В.Ю. Хотинец и другие). Данное направление рассматривает этническое самосознание как совокупность знаний субъекта о существовании этнических групп, их особенностей.
Кроме того, предполагается изучение социально-психологических явлений при межэтническом взаимодействии [17]. Применительно к межэтническому общению нам близок подход, используемый в социальной психологии, выделяющий три вида общения: 1) коммуникативное;
2) интерактивное; 3) перцептивное [18, с. 97-98].
Коммуникативное общение - обмен информацией, продуктами духовного производства, идеями, чувствами и т.д. Интерактивное общение основано на совместной деятельности (различие в трудовых навыках, привычках, национальном опыте организации труда, его темпах, в характере общения). Третьим видом этнической коммуникации является перцептивный вид -восприятие и понимание друг друга представителями разных этносов [19]. К нему относятся вопросы по исследованию закономерности общения и социально-психологических аспектов взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп в конкретных ситуациях. Большое внимание здесь уделяется исследованию проблемы межэтнических стереотипов.
Следует отметить, что все виды общения (коммуникативное, интерактивное и перцептивное) проявляются и в процессе обучения русскому языку китайских учащихся как будущих переводчиков, что составляет объект нашего исследования.
Таким образом, рассмотрев вопрос о предметной области этнопсихологии как науки о духовно-психологических чертах этносов и межэтническом взаимодействии, к основным ее составляющим можно отнести: 1) этническое сознание в его исторических формах; 2) специфику его проявления в деятельности и общении; 3) влияние этнического сознания на формирование личности и ее ценностей.
Ссылки:
1. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
2. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996.
3. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Указ. соч. С. 17.
4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. 320 с.
6. Баронин А.С. Этническая психология. М., 2000.
7. Шулындин П.П. Национальная психология. Сущность, структура, социальная роль: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Горький, 1986. 16 с.
8. Малинаускас К.К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1975. 24 с.
9. Гнатенко П.И., Кострикова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Киев, 1990.
10. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология: философская и социально-психологическая характери-
стики. Л., 1979. 216 с.
11. Мокаева М.А. Этнопсихологические особенности в управлении многонациональным педагогическим коллективом: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1995.
12. Бороноев А.О. Основы этнической психологии: учеб. пособие. СПб., 1991. 60 с.
13. Там же. С. 48.
14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
15. Там же. С. 227.
16. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 1994.
17. Горячева А.И., Макаров М.Г. Указ. соч.
18. Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В. и другие. Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
19. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1982. 282 с.