ЛИТЕРАТУРА
Кирпичников А. А. Гиг. и сан., 1957, № 7, стр. 78. — Уваров М. М., Туликова Л. Ф. В кн.: Пособие по гигиене для сельских участковых и санитарных врачей. М., 1961, стр. 5.
Поступила 14/1 1963 г.
HYGIENIC BACKGROUNDS FOR DETERMINING SANITARY PROTECTION ZONES SEPARATING DWELLING HOUSES FROM LIVE-STOCK FARMS
V. A. Kononova, Candidate of Medical Sciences; V. B. Aksenova, Scientific Worker
«
The pollution of air and soil was investigated in the vicinity of large newly built dairies and pig-breeding farms. The ensuing results showed the atmospheric air and the soil to be polluted considerably within a distance of 600m from a pig-breeding farm. In the vicinity of dairy farms intense pollution of air soil occurred within a radius of 200 m.
Ъ -At
К ВОПРОСУ О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
НАТРИЕВОЙ СОЛИ И БУТИЛОВОГО ЭФИРА 2,4-Д В ВОДЕ
Научные сотрудники И. В. Пальмова, Л. В. Галузова
Из Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены
В последние годы в практику сельского хозяйства прочно вошла обработка полей растворами гербицидов как средством борьбы с сорной растительностью. Большим распространением пользуется гербицид 2,4-Д, представляющий дихлорфеноксиуксусную кислоту. Поскольку дихлорфеноксиуксусная кислота плохо растворима, применяют ее производные— соли и эфиры, растворимые в воде или в минеральном масле (П. В. Попов, Н. Н. Мельников, Ю. А. Баскаков, К. С. Бокаров, 1954).
При обработке полей расходуется от 0,2 до 1 кг/га гербицида. Для уничтожения древесной растительности на затопляемых участках дозу увеличивают до 6 кг/га. Применяют 3% раствор натриевой соли 2,4-Д в воде и 3% раствор бутилового эфира в соляровом масле. При небрежном хранении, транспортировке или при разбрызгивании на полях растворы гербицидов могут попасть в находящиеся вблизи водоемы непосредственно или с атмосферными водами. В связи с этим необходимо было выяснить влияние малых доз гербицидов на санитарные качества воды и их токсичность для теплокровных животных.
Предельно допустимая концентрация натриевой соли 2,4-Д в воде водоемов установлена на уровне 1 мг/л (Е. А. Можаев, П. И. Вертеб-ная, 1960); для бутилового эфира норматива предельно допустимого содержания его в воде нет.
Для опытов, имеющих целью уточнение допустимых концентраций в воде водоемов, мы пользовались техническими препаратами гербицидов 2,4-Д, используемых для обработки лесных участков, предназначенных к затоплению. Химически чистая натриевая соль 2,4-Д не имеет запаха. Технический препарат гербицида обладает сильным лекарственным запахом, зависящим от примеси дихлорфенола.
Мы установили, что наименьшей концентрацией препарата Ыа-2,4-Д, дающей ощущение запаха в дистиллированной воде при 22°, является концентрация 3 мг/л. Ощущаемый при этом лекарственный запах становится отчетливее при нагревании воды до 55°.
В волжской воде порог запаха значительно выше: от 5—7 до 30 мг/л. Колебания, по-видимому, зависят от различной степени загряз-
нения волжской воды. Запах технического препарата Ыа-2,4-Д весьма стоек. В открытом сосуде при ежедневном перемешивании и концентрации 30 мг/л он был еще заметен на 14-й день. В закрытом сосуде даже при пороговой концентрации 3 мг/л он сохранялся в течение 7 месяцев.
Бутиловый эфир 2,4-Д в больших концентрациях придает дистиллированной воде лекарственный запах, но при понижении концентрации до 38 мг/л запах определяется как слабый ароматический. При 20° запах заметен еще при содержании 3 мг/л; с понижением температуры до 17° он исчезает. В речной воде порог запаха бутилового эфира установлен нами на уровне 30 мг/л.
По сравнению с солью №-2,4-Д запах бутилового эфира менее стоек: при начальной концентрации этого препарата в дистиллированной воде, равнявшейся 30 мг/л, в открытом сосуде запах не ощущается уже на 5-й день. При пороговой концентрации 3, а также 5 мг/л запах исчезал через несколько часов.
Растворимость технического препарата Ыа-2,4-Д мы изучали в дистиллированной, водопроводной и неочищенной волжской воде. По литературным данным, растворимость технического препарата равна 3—3,5%. Нашими опытами установлено, что при изготовлении 2% раствора Ыа-2,4-Д в дистиллированной воде растворяется 98,75%, в водопроводной— 98,6% и в волжской воде —98,2% навески (2 г), т. е. растворимость составляет менее 2%.
Для установления стабильности кислоты 2,4-Д в воде мы растворяли 60 мг технического препарата соли натрия в 1 л дистиллированной и волжской воды. В растворе определяли количество кислоты 2,4-Д титрометрическим методом.
Исследования показали, что в течение месяца выводе сохранилось большое количество кислоты 2,4-Д. В дистиллированной воде через 31 день определялось 45,6 мг/л, а в волжской— 40,2 мг/л.
Для выяснения влияния гербицидов на процессы самоочищения воды от органического загрязнения были проведены опыты с дистиллированной, водопроводной и неочищенной волжской водой и с 3 концентрациями гербицидов: 60, 30 и 3 мг/л (по расчету на технический препарат).
Наши наблюдения показали, что изучаемые гербициды не оказывали влияния на процессы нитрификации. Наиболее выражено было влияние гербицидов на ВПК.
Влияние гербицидов 2,4-Д на ВПК в сторону его повышения сказалось отчетливее в менее концентрированных растворах 30 и 3 мг/лу чем при содержании их в концентрации 60 мг/л. Это указывает на то, что 60 мг гербицидов в 1 л действуют подавляюще на биохимические процессы в воде. 3 мг натриевой соли 2,4-Д вызывали повышение ВПК на величину до 2 мг О2/л, а 30 мг—до 7 мг/л по сравнению с контролем.
На основании проведенных опытов по изучению влияния гербицидов на развитие микрофлоры можно сделать вывод, что натриевая соль и бутиловый эфир 2,4-Д в дозе 30 мг/л оказывают незначительное тормозящее действие на развитие микробов.
Токсические свойства гербицидов изучались рядом авторов.
По данным Н. Н. Мельникова и др. (1954), при введении перораль-но минимальная смертельная доза препарата составляет для белых мышей 375 мг/кг, для кроликов 800 мг/кг, для человека смертельная доза равна около 15 г.
По данным Е. Н. Гусевой, натриевая соль 2,4-Д обладает сравнительно невысокой токсичностью. В опытах на белых мышах при подкожном введении ЬОбо соответствовала 220 мг/кг за 24 часа.
Исследования Ю. И. Шиллингер и др. указывают на то, что длительное введение малых доз натриевой соли (50 мг/кг) и бутилового
эфира 2,4-Д (37 мг/кг) оказывает некоторое токсическое действие и вызывает функциональные нарушения в отдельных органах.
Мы изучали влияние на животных малых доз гербицидов при введении их в пищеварительный тракт с водой. На белых мышах определяли смертельные дозы, на кроликах — влияние малых доз этих гербицидов на некоторые физиологические функции. При выборе доз гербицидов для хронических опытов на животных мы исходили из порога обнаружения их в воде по запаху (3 мг/л для натриевой соли и 3—5 мг/л для бутилового эфира). Для натриевой соли была взята доза в 5 и 10 раз выше пороговой по запаху.
Кролики первой и второй групп получали бутиловый эфир в дозе 0,12—0,06 мг/кг веса, третьей и четвертой групп — натриевую соль в дозе 1,56—0,78 мг/кг. Кроликам контрольной группы ежедневно вводили чистую воду.
При проведении опыта вели наблюдения за весом кроликов, их состоянием, определяли изменения в содержании гемоглобина крови и гликогенообразовательной функции печени.
Проведенные токсикологические исследования дают основание считать, что при введении в пищеварительный тракт смертельной дозой натриевой соли для белых мышей является 600 мг/кг, а бутилового эфира — 933 мг/кг.
Наблюдения за кроликами на протяжении 57г месяцев показали, что затравка указанными дозами гербицидов не вызывала у них каких-либо отклонений от нормального состояния и поведения. Подопытные кролики на протяжении всего периода затравки, как и контрольные, прибавляли в весе. Систематическое определение сахара в крови кроликов до и после галактозной нагрузки показало, что введение гербицидов в указанных выше дозах не отражается на гликогенообразовательной функции печени. В содержании гемоглобина также не наблюдалось изменений, которые можно было бы отнести за счет отравления гербицидами. При патологоанатомическом исследовании забитых животных также не было обнаружено каких-либо изменений.
В результате проделанной работы можно было установить, что лимитирующим показателем при установлении предельно допустимой концентрации технических препаратов натриевой соли и бутилового эфира 2,4-Д является влияние на запах воды. Наименьшая концентрация, оказавшая влияние на органические свойства воды (запах), равна 3 мг/л.
Таким образом, наши исследования подтвердили правомерность предельно допустимой концентрации натриевой соли, дихлорфенокси-уксусной кислоты.
ЛИТЕРАТУРА
Гусева Е. Н. Фармакол. и токсикол., 1956, № 4, стр. 41. — Можаев Е. А., Вертебная П. И. Тезисы докл. Всесоюзн. научной конференции по санитарной охране водоемов. М., 1960, стр. 89. — Шиллингер Ю. И., Наумова Л. П. Гиг. и сан., 1957, № 7, стр. 33. — Шиллингер Ю. И., Куке ль Ю. П. Там же, 1959, «№ 5, стр. 25.
Поступила 2/VII 1962 г.
ON THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION IN WATER OF 2,4-D
HERBICIDE SODIUM SALTS AND BUTYL ESTERS
/. V. Palmova, L. V. Galuzova, Scientific Workers
The investigations covered 2,4-D sodium salts and butyl esters. It was found that the presence in water of the investigated 2,4-D herbicides imparted an odour to it and increased its BCO (biological consumption of oxygen).
The minimum concentration affecting the BCO of water and producing an odour amounted to 3 mg/1 of the commercial products of both the 2,4-D herbicide sodium salts and Butyl esters.
-fr -fr ft