Научная статья на тему 'К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы в республике Бурятия'

К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
озеро Байкал / экологическая экспертиза / экологическая безопасность / особо охраняемая природная территория / Lake Baikal / ecological expertise / ecological safety / specially protected natural area

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев Андрей Константинович, Зайцева Анастасия Андреевна, Цырендашиева Виктория Цыбиковна

Защита окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и других видов деятельности, а также чрезвычайных природных и техногенных ситуаций, играет ключевую роль в сохранении биоразнообразия и здоровья людей. В условиях высокого уровня антропогенного влияния на окружающую среду, возникает вопрос о способах ее защиты, в частности объекта всемирного наследия озера Байкал. В связи с этим, авторы уделили особое внимание главному инструменту, обеспечивающему ее защиту государственной экологической экспертизе. Была рассмотрена сущность ее правового содержания и выявлены наиболее актуальные проблемы правового регулирования на региональном уровне, а также определены возможные векторы развития, с учетом новых изменений в законодательстве. Авторами было выдвинуто утверждение, что одной экологической экспертизы для улучшения состояния окружающей среды недостаточно, для этого нужно повышать знания и интерес граждан в сфере защиты состояния окружающей среды, путем проведения различных мероприятий и акций, посвященных сохранению благоприятной окружающей среды на территории Байкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеев Андрей Константинович, Зайцева Анастасия Андреевна, Цырендашиева Виктория Цыбиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of legal problems of environmental expertise in the republic of Buryatia

Protection of the environment from the negative impact of economic and other types of activities, as well as natural and man-made emergencies, plays a key role in preserving biodiversity and human health. In conditions of a high level of anthropogenic impact on the environment, the question arises about ways to protect it, in particular the World Heritage site Lake Baikal. In this regard, the authors paid special attention to the main tool that ensures its protection the state environmental expertise. The essence of its legal content was considered and the most urgent problems of legal regulation at the regional level were identified, as well as possible vectors of development were identified, taking into account new changes in legislation. The authors put forward the claim that environmental expertise alone is not enough to improve the state of the environment, for this it is necessary to increase the knowledge and interest of citizens in the field of environmental protection by holding various events and actions dedicated to the preservation of a favorable environment on the territory of Lake Baikal.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы в республике Бурятия»

К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы в

республике Бурятия

On the issue of legal problems of environmental expertise in the republic of Buryatia

Матвеев Андрей Константинович

Студент 2 курса Юридическая школа Дальневосточный федеральный университет 690922, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10

e-mail: matveev.ak@dvfu.ru

Matveev Andrey Konstantinovich

2nd year student Law School Far Eastern Federal University 690922, Primorsky Krai, Vladivostok, Russian island, Ajax, 10

e-mail: matveev.ak@dvfu.ru

Зайцева Анастасия Андреевна

Магистрант 2 курса Институт права и экономики Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 67000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6 e-mail: zaytseva.st@bk.ru

Zaitseva Anastasia Andreevna

2nd year Master's student Institute of Law and Economics Dorzhi Banzarov Buryat State University 6 Sukhbaatar str., Ulan-Ude, 67000, Russia e-mail: zaytseva.st@bk.ru

Цырендашиева Виктория Цыбиковна

Магистрант 2 курса Институт права и экономики Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 67000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6 e-mail: vikitsy@mail.ru

Tsyrendashieva Victoria Tsybikova

2nd year Master's student Institute of Law and Economics Dorzhi Banzarov Buryat State University 6 Sukhbaatar str., Ulan-Ude, 67000, Russia e-mail: vikitsy@mail.ru

Аннотация.

Защита окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и других видов деятельности, а также чрезвычайных природных и техногенных ситуаций, играет ключевую роль в сохранении биоразнообразия и здоровья людей. В условиях высокого уровня антропогенного влияния на окружающую среду, возникает вопрос о способах ее защиты, в частности объекта всемирного наследия - озера Байкал. В связи с этим, авторы уделили особое внимание главному инструменту, обеспечивающему ее защиту - государственной экологической экспертизе. Была рассмотрена сущность ее правового содержания и выявлены наиболее актуальные проблемы правового регулирования на региональном уровне, а также определены возможные векторы развития, с учетом новых изменений в законодательстве. Авторами было выдвинуто утверждение, что одной экологической экспертизы для улучшения состояния окружающей среды недостаточно, для этого нужно повышать знания и интерес граждан в сфере защиты состояния окружающей среды, путем проведения различных мероприятий и акций, посвященных сохранению благоприятной окружающей среды на территории Байкала.

Annotation.

Protection of the environment from the negative impact of economic and other types of activities, as well as natural and man-made emergencies, plays a key role in preserving biodiversity and human health. In conditions of a high level of anthropogenic impact on the environment, the question arises about ways to protect it, in particular the World Heritage site - Lake Baikal. In this regard, the authors paid special attention to the main tool that ensures its protection -the state environmental expertise. The essence of its legal content was considered and the most urgent problems of legal regulation at the regional level were identified, as well as possible vectors of development were identified, taking into account new changes in legislation. The authors put forward the claim that environmental expertise alone is not enough to improve the state of the environment, for this it is necessary to increase the knowledge and interest of citizens in the field of environmental protection by holding various events and actions dedicated to the preservation of a favorable environment on the territory of Lake Baikal.

Ключевые слова: озеро Байкал, экологическая экспертиза, экологическая безопасность, особо охраняемая природная территория.

Key words: Lake Baikal, ecological expertise, ecological safety, specially protected natural area.

Разработка и реализация стратегий по обеспечению экологической безопасности являются неотъемлемой частью национально-правовой и экономической политики любого государства. В связи с чем, на сегодняшний день для каждой страны важно в рамках как национально-правовой, так и экономической политики обеспечить экологическую безопасность. Так сказать обезопасить окружающую среду от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных природных и техногенных ситуаций, их последствий. При этом, особое внимание следует уделить охране особых природных зон, таких как заповедники, национальные парки и другие уникальные территории, где сохранение природных ценностей имеет особое значение для будущих поколений.

Вопросы охраны окружающей среды и управления природными ресурсами являются важными в условиях современного антропогенного воздействия. Государственная экологическая экспертиза и правовое регулирование на региональном уровне играют ключевую роль в сохранении уникальных природных объектов, таких как озеро Байкал и его прилегающая территория. Так, в данной статье мы рассмотрим Байкальскую природную территорию (далее - БПТ).

На БПТ выделяют три экологические зоны:

1. Центральная экологическая зона (далее - ЦЭЗ) - включает озера и острова;

2. Экологическая зона атмосферного влияния - включает территорию вне водосборной площади озера Байкал, до 200 километров на запад и северо-запад от него;

3. Буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны с водосборной площадью озера в пределах территории РФ.

Указанные зоны выделяются не случайно. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) проектной документации таких объектов.

За последние несколько лет на БПТ стремительно увеличился поток туристов. В связи с этим, многими гражданами были организованы места для жительства и пребывания, а также для ведения коммерческой деятельности. Несмотря на требование природоохранного законодательства на БПТ введено в эксплуатацию немалое количество объектов, построенных по проектной документации, не проходившей государственную экологическую экспертизу. Введение в эксплуатацию объектов без соответствующей оценки и оценки их воздействия на окружающую среду может привести к ухудшению экологической ситуации в регионе, поскольку такие объекты представляют потенциальную экологическую опасность на экологическую систему территории.

На сегодняшний день эколого-правовые нормы направлены в первую очередь на недопущение ухудшения экологии и только потом на наказание виновных и возмещение вреда. Это свидетельствуют о том, что государство не заинтересовано полном запрете деятельности, законодатель пытается сохранить определенный баланс. Поэтому в целях предупреждения возможных негативных последствий для окружающей среды необходимо давать оценку планируемой деятельности. Для достижения указанной цели существует государственная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза - это процедура оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду. Эта экспертиза необходима для того, чтобы изучить возможные негативные последствия для природы и здоровья человека, а также для разработки мер по их предотвращению или минимизации.

Нельзя не согласиться с мнением Р. Ю. Колобова о том, что одним из инструментов обеспечивающих охрану озера Байкал - является государственная экологическая экспертиза. [2].

Далее рассмотрим статистическую информацию о количестве проведенных государственных экологических экспертиз по объектам федерального уровня за 2020 и 2021 гг., представленных Институтом географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (Таблица 1).

Таблица 1. Количество проведенных государственных экологических экспертиз

Государственная экологическая экспертиза по объектам федерального уровня на БПТ Всего Иркутская область Республика Бурятия Забайкальский край

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Количество объектов, по которым проведена ГЭЭ, шт 311 165 184 96 113 61 14 8

Количество объектов, по которым получено отрицательное заключение ГЭЭ, шт. 37 19 33 13 4 6 0 0

Количество объектов, расположенных в ЦЭЗ БПТ, по которым проведена ГЭЭ, шт. 31 21 13 9 18 10 0 0

Количество объектов, расположенных в ЦЭЗ БПТ, по которым получено отрицательное заключение ГЭЭ, шт. 2 6 2 4 0 2 0 0

Так, согласно данным таблицы, мы видим, что за 2020 год, Иркутская область провела государственную экологическую экспертизу в отношении 184 объектов федерального уровня; Республика Бурятия в отношении 113 объектов и Забайкальский край всего 14 объектов.

За 2021 год количество проведенных государственных экологических экспертиз заметно сократилось. Всего по Иркутской области было проведено 165 экспертиз, что на 146 раз меньше чем в предыдущем году. По Республике Бурятия было проведено 61 экспертиз объектов федерального уровня, в 2020 г. - 113. Забайкальский край провел 8 госэкоэкспертиз, тогда как в 2020 г. было проведено 14.

В связи с этим, считаем, что особое внимание необходимо уделить ряду неурегулированных проблем, препятствующих развитию государственной экологической экспертизы на практике:

1. Зачастую экспертные оценки носят субъективный характер. Сложности возникают и при количественных истолкованиях оцениваемых экологических параметров окружающей среды. Основной вопрос

заключается в проблеме оценки качественных параметров экосистемы в отношении уже совершенного антропогенного воздействия, а также прогнозируемых последствий воздействия.

2. Упрощенная процедура проведения государственной экологической экспертизы, введенная Градостроительным кодексом (далее ГрК РФ), позволила субъектам предпринимательской деятельности пренебрежительно отнестись к требованиями по охране окружающей среды. Поскольку в результате принятия ГрК РФ список проектов нового строительства оказался весьма ограничен, причем из перечня объектов экспертизы были исключены почти все источники негативного воздействия на окружающую среду. В частности, из перечня объектов госэкоэкспертизы была исключена документация, обосновывающая градостроительную деятельность, включая документы территориального планирования и практически все объекты строительства, а также документация по обоснованию изменения функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе данные по обоснованию перевода лесных земель в нелесные.

3. На практике чаще всего доминируют нормы градостроительного законодательства над экологическими нормами, что в дальнейшем может негативно повлиять на урегулирование вопроса об особо охраняемых природных территориях. Об этом свидетельствует недавно принятый Федеральный закон от 01.05.2022 №124-ФЗ, который предусматривает существенное ослабление норм экологического законодательства, в том числе и Федерального Закона «Об экологической экспертизе» (далее - Закон об ЭЭ). Кроме того, в законе сохранена возможность размещения магистральных трубопроводов на федеральных охраняемых природных территориях без проведения экологической экспертизы. Что не совсем правильно. Однако, можно выделить иное изменение со стороны законодателя. Так, на примере республики Бурятия действие Закона об ЭЭ стало проблемой для поселений, расположенных на расстояний до 200 км от Байкала (г. Улан-Удэ включительно). Распоряжением от 19 августа 2020 г. Правительством Российской Федерации был утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, на которых не требуется проведения экологической экспертизы. К таким объектам относятся: дошкольные, образовательные и медицинские учреждения, многоквартирные жилые дома, объекты специализированного жилищного фонда и т.д. Одним из главных критериев, является то, что данный объект должен находиться в буферной экологической зоне в границах населенного пункта, за пределами особо охраняемых природных территорий.

4. Также существует проблема, связанная с учетом общественного мнения, привлечения населения к обсуждению новых проектов, некоторых аспектов финансирования экспертиз и др. Публичные обсуждения объекта экспертизы в российской практике часто проводятся без необходимой подготовки и своевременного информирования заинтересованного населения, не отлажена технология учета общественного мнения и т.д. Это открывает возможности для игнорирования интересов местного населения. Важным вопросом государственного экологического экспертирования является также упорядочивание вопроса относительно источников его финансирования. Основным источником финансирования государственных экологических экспертиз должны быть государственные ассигнования, выделяемые на возвратных условиях. Это обеспечивало бы гарантию их независимости. В случаях финансирования государственных экологических экспертиз заказчиком проекта (как это имеет место в большинстве случаев в настоящее время), надеяться на ее надлежащее качество и независимый характер вряд ли реально.

Таким образом, на современном этапе процент использования экологической экспертизы снижается. Так, для ее восстановления требуется возвращение процедуры экологической экспертизы, которая складывалась в 2000-х годах. Не менее важным, является потребность в изменение действующего законодательства, для устранения коллизий и пробелов в праве. Для этого следует все акты об экологической экспертизе привести к единому содержанию о проведении данной экспертизы.

Также необходимым представляется создание контрольно-надзорного органа за исполнением рекомендаций экологической экспертизы, это способствовало бы выполнению требований экологических экспертиз и предотвращение возможного вреда окружающей среде.

Сложившаяся на сегодняшний момент ситуация подчеркивает важность соблюдения процедур государственной экологической экспертизы для всех объектов, особенно в уязвимых экосистемах, таких как Байкальская природная территория. Невыполнение этих процедур может повлечь за собой серьезные последствия для окружающей среды и экосистем Байкала.

И конечно, одной экологической экспертизы для улучшения состояния окружающей среды недостаточно, для этого нужно повышать знания и интерес граждан в сфере защиты состояния окружающей среды. Чтобы повысить уровень правосознания граждан в рамках экологической экспертизы нужно проводить мероприятия и акции, посвященные сохранению благоприятной окружающей среды на территории Байкала. Проведение соответствующих мероприятий и акций, посвященных сохранению природы, а также проведение экологических образовательных программ в школах и университетах может существенно повысить уровень экологической грамотности населения.

В рамках Байкальского региона, такие мероприятия могут включать организацию экологических фестивалей, лекций, конкурсов, выставок и других форм общественного мероприятия. Например, активная деятельность общественных и волонтерских организаций, ориентированных на экологическое просвещение и проведение практических мероприятий по благоустройству и очистке территории.

Пропаганда и развитие экологической культуры среди населения являются ключевыми шагами в улучшении состояния окружающей среды и ее защите.

Список используемой литературы:

1. Бурматова О.П. Экологические экспертизы: возможности, проблемы, решения // Вестник НГУЭУ. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskie-ekspertizy-vozmozhnosti-problemy-resheniya (дата обращения: 10.10.2023).

2. Колобов Р.Ю. Байкал как объект международно-правовой охраны (по следам 42-й сессии Комитета всемирного наследия) // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 1В. С. 255-268.

3. Сафронова Е.В. Экологическая экспертиза. Правовое регулирование экологической экспертизы // Уральский журнал правовых исследований. 2021. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ekologicheskaya-ekspertiza-pravovoe-regulirovanie-ekologicheskoy-ekspertizy (дата обращения: 15.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.