Научная статья на тему 'К вопросу о правовых основаниях классификации деклараций'

К вопросу о правовых основаниях классификации деклараций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКЛАРАЦИЯ / ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ / ПРИЗНАК / РАЗДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ / ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА / НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / DECLARATION / SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW / CLASSIFICATION / LEGAL GROUNDS / MARK / DIVISION TO GROUPS / LIFETIME / FORM OF GOVERNMENT / POLITICAL REGIME / FORM OF STATE STRUCTURE / REGULATION DIRECTION / CONSTITUTIONAL REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винников Андрей Юрьевич

Рассматривается разделение деклараций на определенные группы. Впервые предлагаются правовые основания для классификации деклараций. Среди классификационных оснований выделяются: время действия, форма правления, политический режим, форма государственно-территориального устройства, принявший государственный орган, влияние на конституцию, направленность регулирования, конституционная реформа. Полученные по итогам исследования результаты расширяют научные представления о декларациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of legal grounds for the classification of declarations

The article describes division of declarations to certain groups. The author for the first time proposes legal grounds for the classification of declarations. Among classification grounds are marked lifetime, form of government, political regime, form of state structure, enacted public body, impact on constitution, regulation direction and constitutional reform. Results received at the end of research enlarge scientific notations of declarations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых основаниях классификации деклараций»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380).

Право. Вып. 45. С. 38-43.

УДК 342

ББК 67.400

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЯХ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕКЛАРАЦИЙ

А. Ю. Винников

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматривается разделение деклараций на определенные группы. Впервые предлагаются правовые основания для классификации деклараций. Среди классификационных оснований выделяются: время действия, форма правления, политический режим, форма государственно-территориального устройства, принявший государственный орган, влияние на конституцию, направленность регулирования, конституционная реформа. Полученные по итогам исследования результаты расширяют научные представления о декларациях.

Ключевые слова: декларация, источники конституционного права, классификация, правовые основания, признак, разделение на группы, время действия, форма правления, политический режим, форма государственно-территориального устройства, направленность регулирования, конституционная реформа.

Декларация представляет собой достаточно емкое по содержанию правовое явление. По нашему мнению, основанному на анализе юридических свойств, к декларациям относятся принимаемые в период коренных изменений общественного и государственного устройства политические конституционно-правовые акты ценностно-нормативного характера, являющиеся средством конституционной реформы, провозглашающие основы нового курса развития общественных отношений, направленные на сближение фактической и юридической конституций и оказывающие значительное влияние на нормы будущей конституции.

Наряду с юридическими свойствами декларации обладают общими закономерно существующими признаками, позволяющими вычленить сходство одних деклараций и особенности других и разделить их на определенные группы. Такая логическая операция называется делением, на его основании происходит вычленение понятия «декларация» и группировка выделенных единиц на виды, то есть их классификация [3. С. 61].

Особо следует подчеркнуть, что классификация деклараций, как и иных явлений, является результатом огрубления действительных границ между видами, ибо она носит условный и относительный характер. Несмотря на релятивный характер, при использовании классификации деклараций становится легче уяснить их относительную целостность и системность, разобраться в современном конституционном пространстве,

найти взаимосвязь между различными декларациями, понять их особенности и содержание [6. С. 54, 401-402].

Декларации подразделяются на виды по различным правовым основаниям: по времени действия, форме правления, политическому режиму, форме государственно-территориального устройства, принявшему их государственному органу, степени влияния на конституцию, направленности регулирования, виду конституционной реформы.

По времени действия следует выделить декларации длительного и кратковременного действия.

Рассматривая пределы действия нормативных правовых актов во времени, Г. Ф. Шершеневич указывал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении» [7. С. 397].

Время действия нормативно-правового акта является основным параметром, без которого остальные параметры роли не играют [1. С. 48-49].

Достаточно существенное влияние на действие деклараций во времени оказывает их сущность. Так, большинство из них вступают в силу с момента принятия или с даты официального опубликования. Это обусловлено тем, что декларации представляют собой оперативное средство скорейшего устранения правовой неурегулиро-

ванности общественных отношений. Поэтому для них сдвиг сроков начала действия является нехарактерным.

Окончание действия деклараций зачастую про -исходит в результате замены действующего нормативного акта другим, устанавливающим новые правила поведения в данной области. Такое обстоятельство предопределено тем, что акты являются конституционно-правовыми, устанавливающими базис устройства общества и государства, который не может не иметь постоянного характера и который обычно заменяется по факту принятия другого регулирующего его акта.

Главной целью деклараций является привнесе -ние правовой упорядоченности в юридическую конституцию. Поэтому те декларации, нормы которых противоречат положениям вновь принятой вскоре после них конституции, являются кратковременными. Например, Декларации веротерпимости от 1662, 1672, 1687 и 1688 гг. как акты, прямо отмененные другими, и Декларации Временного правительства от 3 (16) марта 1917 г., 6 мая 1917 г., 8 июля 1917 г. и 26 сентября 1917 г. представляют собой декларации кратковременного действия.

Другие же декларации, которые вошли в перечень конституционных актов, составляющих юридическую конституцию, или те декларации, нормы которых были заимствованы в какой-либо форме новой конституцией, действуют длительное время. Это объясняется тем, что они в определенной части не противоречат нормам конституции и формально продолжают действовать в отсутствие акта, прямо отменяющего их. К ним относятся Декларация (Билль) прав 1689 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация об образовании СССР 1922 г. и Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.

Проводя анализ содержательной стороны понятия декларации, можно выделить несколько классификационных признаков. В данном случае основанием для деления деклараций на группы будет являться факт закрепления ими определенных таким признаком положений.

По форме правления декларации следует разделить на монархические, республиканские и смешанные. Форма правления есть организация государства, включающая в себя порядок об -разования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними [5. С. 224-225].

Монархические декларации зачастую составляются монархами и обращены либо к подданным, либо к представительным органам государственной власти. В них автор обычно подчеркивает преемственность власти и передачу ее по наследству, сохранение у монарха главенствующей роли и независимости от любой иной власти, государственных органов и населения. Примерами монархических деклараций являются Арбротская декларация, Бредская декларация, Декларация (Билль) прав 1689 г., Декларации веротерпимости 1662, 1672, 1687, 1688 и 1689 гг.

Декларации, устанавливающие элементы республиканской формы правления, как правило, принимаются соответствующими представительными органами государственной власти. Нормы республиканских деклараций регламентируют принцип разделения властей, принцип народовластия, формы участия народа в осуществлении власти, выборность законодательной ветви власти и ее ответственность перед народом, права избирать и быть избранным, принципы организации и взаимодействия высших органов государственной власти. Примеры: Декларация независимости США 1776 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.

Смешанные (нетипичные) декларации сочетают в себе положения, присущие монархическим и республиканским. К ним относятся Декларация прав народов России 1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., Декларация об образовании СССР 1922 г.

Третьим классификационным признаком деклараций следует считать закрепляемый политический режим или его элементы, в зависимости от которого они делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.

Неотъемлемую и важнейшую часть формы государства составляет политический режим. Содержание политического режима: приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных сферах [4. С. 79-80].

Демократические декларации провозглашают широкий перечень прав и свобод и устанавливают основу для их обеспечения. Арбротская декларация, Декларация независимости США 1776 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. относятся к демократическим декларациям.

Авторитарные декларации ограничивают определенные права и свободы или устанавливают запреты для их обладания. Примеры авторитарных декларациий: Декларации веротерпимости 1662, 1672, 1687, 1688 и 1689 гг., Декларация Украинской Директории 1918 г.

Установление единой государственной и общеобязательной идеологии во всех сферах общественных отношений присуще тоталитарным декларациям. В их перечень следует включить Декларацию прав народов России 1917 г., Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., Декларацию об образовании СССР 1922 г.

Другим признаком, по которому необходимо классифицировать декларации,— это форма государственно-территориального устройства. В соответствии с ним декларации подразделяются на федеративные и унитарные.

Форма государственного устройства характеризует связи, которые существуют между центральными органами государства и его органами, осуществляющими управление территориями страны [4. С. 76].

В федеративных декларациях нередко фиксируются принцип федерализма и принцип построения федерации (национальный, территориальный, национально-территориальный), основные принципы распределения полномочий, право на самоопределение, перечень субъектов федерации, вид гражданства (единое или двойное), наличие двухуровневой системы законодательства и верховенство одной из них и иные элементы фе -деративных отношений. К числу федеративных деклараций относятся Декларация независимости США 1776 г., Декларация об образовании СССР 1922 г., Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.

Положения унитарных деклараций часто регламентируют вопросы единой конституции и законодательства, его верховенства, право на создание определенным народом своей автономии в рамках унитарного государства, организации и функционирования единой системы высших органов государственной власти. К ним относятся декларации 1990 г. о государственном суверенитете Украинской ССР, Белорусской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР.

К правовому основанию классификации деклараций относится также вид государственного органа, принявшего декларацию, в соответствии с которым они объединяются в две группы: при-

нятые административным государственным органом (административные) и принятые представительным органом власти (представительные).

К административным относятся декларации, провозглашенные органами государственной власти, полномочия которым не делегировались народом путем избрания соответствующих представителей. К таким органам относятся как единоличные органы государственной власти (монархи, короли, главы исполнительной власти), так и коллегиальные государственные органы (в основном исполнительно-распорядительные). В данную группу входят Бредская декларация и Декларации веротерпимости 1662, 1672, 1687 и 1688 гг.

Представительные декларации представляют собой нормативные правовые акты, изданные либо обладающим законодательными полномочиями представительным органом, избранным путем проведения выборов, либо собранием делегатов (представителей народа), собравшихся для решения одной или нескольких задач, например для принятия декларации (Учредительное со -брание, Национальное собрание, съезд депутатов, континентальный конгресс). Массачусетскую декларацию прав 1661 г., Декларацию прав колоний 1774 г., Декларацию об образовании СССР 1922 г. следует отнести к представительным декларациям.

Степень влияния, оказываемого декларацией на конституцию, является иным правовым основанием, позволяющим разделить декларации на две группы: прямого воздействия и косвенного воздействия.

В качестве признака для классификации деклараций значимым будут являться их корреляционные отношения с конституциями в пределах норм права и их источников.

Прямое влияние на конституцию оказывают декларации, которые становятся структурной частью единого документа под названием «Конституция», либо сами непосредственно становятся одним из конституционных актов, образующих юридическую конституцию государства, либо вводят в действие конституцию в виде единого документа. Прямое влияние на юридическую конституцию оказывают Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., декларации о принятии и объявлении конституций СССР и других республик в его составе 1977-1978 гг.

Взаимодействие конституций и деклараций косвенного характера осуществляется в рамках заимствования первыми отдельных норм последних и включение их в свой текст. Причем рецепция декларативных предписаний бывает двух видов. В первом случае положения деклараций в не -изменном виде перетекают в нормы основного закона. Второй способ усвоения норм деклараций представляет собой включение в текст конституций формулировок, регулирующих идентичные нормам деклараций общественные отношения, но видоизмененных на основании правореализаци-онной и правоприменительной практики и опыта конституционного регулирования нормами деклараций. Косвенное воздействие на формальную конституцию оказывают Бредская декларация, Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.

По нашему мнению, правовым основанием для деления деклараций на виды следует считать направленность регулирования деклараций. Согласно ему декларации бывают антропоцентрические, государственно-центрические и смешанные.

Декларации регламентируют основополагающие взаимоотношения человека, общества, государства. Среди них представляется обоснованным выделить два крупных блока: отношения человека, его прав и свобод и отношения по обеспечению деятельности государства.

Основополагающее место в положениях антропоцентрических деклараций занимает человек. Зачастую в них человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, обязанность по обеспечению уважения и достойного существования которого возлагается на государство. Антропоцентрические декларации обходят стороной вопросы организации и деятельности государства и его органов, уделяя все внимание конституционному статусу человека и гражданина (таковы Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Декларация о языках народов РСФСР 1991 г.).

Государственно-центрические декларации, наоборот, обеспечивают конституционно-правовой базис для важнейших общественных отношений, оформляющих государство. Они закрепляют важнейшие принципы функционирования и деятельности государства, а также руководящие идеи, регламентирующие систему государ -

ственных органов. В предписаниях таких деклараций не обнаружить основ правового положения человека и гражданина. В эту группу входят Арбротская декларация, Декларация прав народов России 1917 г., Декларация об образовании СССР 1922 г.

Правовое регулирование смешанных деклараций направлено на регламентирование всех фундаментальных взаимоотношений человека, общества и государства вне зависимости от того, касаются они конституционно-правового статуса личности или государства и системы его органов. Среди указанных деклараций встречаются Бредская декларация, Декларация (Билль) прав 1689 г., Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино 1974 г.

Представляется обоснованным в качестве правового основания, по которому будут группироваться декларации, рассмотреть действенность норм деклараций. В соответствии с данным основанием декларации делятся на реальные и фиктивные.

В процессе реализации норм права в определенных общественных отношениях важное значение имеет действенность норм права. Декларациями, как и другими нормативными правовыми актами, закрепляется определенная система норм права, отражающая модель идеальных общественных отношений. В свою очередь в действительности существует реальный строй общественных отношений.

К реальным декларациям, по нашему мнению, следует отнести декларации, которые закрепляют конституционно-правовые отношения, соответствующие системе фактических общественных отношений. Другими словами, если все или большая часть того, что установлено в декларации, существует в общественной жизни, такие декларации являются реальными. В их перечень необходимо включить Декларацию (Билль) прав 1689 г., Декларацию независимости США 1776 г., Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.

Фиктивным декларациям свойственна такая ситуация, когда их конституционно-правовые нормы не находят своего отражения в действительных общественных отношениях. В данном случае конституционно-правовая модель важнейших общественных отношений не совпадает полностью или в большей части с реально существующим строем отношений в обществе. Это

такие декларации, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. в первые годы своего существования и Декларация Временного правительства 1917 г.

Одной из сущностных характеристик деклараций является преобразование всего массива конституционных актов в соответствии с зародившимися потребностями и интересами общества и государства. Осуществляя такие изменения, декларации участвуют в процессе проведения конституционной реформы в качестве ее политико-правового средства. Поэтому более глубокому уяснению природы деклараций способствует ее классификация в зависимости от способа осуществления конституционной реформы. По данному признаку они делятся на революционные и эволюционные в зависимости от того, средством какой конституционной реформы они являются.

Революционные конституционные реформы предполагают конституирование новой политической организации, то есть нового государства. Революционная конституционная реформа выступает средством устранения неразрешимых в рамках прежнего государства и права проти-

воречий. Эволюционные конституционные реформы направлены на совершенствование уже существующих экономической, политической, правовой систем, выступая средством устранения противоречий, не влекущих необходимости радикального изменения основных систем общества [2].

К революционным декларациям следует отнести Декларацию независимости США 1776 г., Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. В список эволюционных деклараций включаются Декларация (Билль) прав 1689 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Декларация о языках народов РСФСР 1991 г.

Таким образом, декларации классифицируются по следующим правовым основаниям: времени действия, форме правления, форме политического режима, форме государственно-территориального устройства, принявшему органу, степени влияния, оказываемого декларацией на конституцию, направленности правового регулирования, действенности норм права и способу осуществления конституционной реформы.

Список литературы

1. Гайворонская, Я. В. Правовые акты Российской Федерации: общетеоретический аспект исследования : монография / Я. В. Гайворонская, В. Г. Балковая. - Владивосток : Владивосток. фил. Рос. тамож. акад., 2009. - 100 с.

2. Киреев, В. В. Теоретические проблемы классификации конституционных реформ // Проблемы права. - 2005. - № 2. - С. 30-38.

3. Лебедев, В. А. Конституционное право Российской Федерации : курс лекций : в 2 ч. Ч. 1. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. - 348 с.

4. Сырых, В. М. Теория государства и права : учеб. для вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юсти-цинформ, 2012. - 705 с.

5. Теория государства и права : учебник : в 2 ч. Ч. 1. Теория государства / под ред. М. Н. Марченко. -М. : Зерцало-М, 2011. - 516 с.

6. Усанов, В. Е. Конституционное (государственное) право Российской Федерации : учебник / под общ. ред. С. А. Хмелевской, С. В. Хмелевского. - М. : Пер Сэ, 2003. - 576 с.

7. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1-2. - М. : Изд. бр. Башмаковых, 1910. - 806 с.

Сведения об авторе

Винников Андрей Юрьевич — аспирант кафедры конституционного права и муниципального права Института права Челябинского государственного университета, заместитель директора по правовым вопросам ООО «ЭнергоМетИнвест», Челябинск, Россия. starlker@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 38-43.

TO THE QUESTION OF LEGAL GROUNDS FOR THE CLASSIFICATION OF DECLARATIONS

A. Yu. Vinnikov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation. starlker@yandex.ru

The article describes division of declarations to certain groups. The author for the first time proposes legal grounds for the classification of declarations. Among classification grounds are marked lifetime, form of government, political regime, form of state structure, enacted public body, impact on constitution, regulation direction and constitutional reform. Results received at the end of research enlarge scientific notations of declarations.

Keywords: declaration, sources of constitutional law, classification, legal grounds, mark, division to groups, lifetime, form of government, political regime, form of state structure, regulation direction, constitutional reform.

References

1. Gayvoronskaya Ya.V., Balkovaya V.G. Pravovye akty Rossiyskoy Federatsii: obshcheteoreticheskiy aspekt issledovaniya [Legal acts of Russian Federation: general-theoretical research aspect]. Vladivostok, Vladivostok branch of Russian customs Academy Publ., 2009. 100 p. (In Russ.).

2. Kireev V.V. Teoreticheskie problemy klassifikatsii konstitutsionnykh reform [Theoretical problems of the classification of constitutional reforms]. Problemyprava [The Law Problems], 2005, no. 2, pp. 30-38. (In Russ.).

3. Lebedev V.A. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii v 2 chastyah. Chast' 1 [Constitutional law of Russian Federation in 2 parts. Pt. 1]. Chelyabinsk, Chelyabinsk St. Univ. Publ., 2012. 348 p. (In Russ.).

4. Syrykh V.M. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2012. 705 p. (In Russ.).

5. Marchenko M.N. (ed.) Teoriya gosudarstva iprava v 2 ch. Ch. 1. Teoriya gosudarstva [Theory of state and law in 2 pt. Pt. 1]. Moscow, Zertsalo-M Publ., 2011. 516 p. (In Russ.).

6. Usanov V.E., Khmelevskaya S.A. (ed.), Khmelevskiy S.V. (ed.) Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo Rossiyskoy Federatsii [Constitutional (state) law of Russian Federation]. Moscow, Per Se Publ., 2003. 576 p. (In Russ.).

7. Shershenevich G.F. Obshchaya teoriya prava. Vyp. 1-2 [Common theory of law. Iss. 1-2]. Moscow, Brat'ya Bashmakovy Publ., 1910. 806 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.