Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЖЕНЩИНЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИП / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоева Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается нормативно-правовая основа регулирования наказания в виде лишения свободы в отношении женщин. Актуальность работы состоит в том, что сегодня происходит переоценка всей структуры международных отношений в связи с внешнеполитическими событиями. В связи с этим целью работы является составление иерархии источников права в обозначенной сфере, а также выявление противоречий между международным и российским правом в рассматриваемой области. Автором предлагается система нормативного регулирования рассматриваемой сферы с включением в нее международных актов. Проведенный сравнительный анализ, который лег в основу методологии статьи, позволил исследователю выявить несоответствие фундаментальных принципов в пенитенциарной сфере на международном и внутригосударственном уровне. В качестве решения проблемы предлагается уделять повышенное внимание документам стратегического назначения в российском праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сысоева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL REGULATION OF THE APPOINTMENT AND SERVING OF PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF FREEDOM IN RESPECT OF WOMEN

The article discusses the regulatory framework for regulating the punishment of imprisonment against women. The relevance of the work lies in the fact that today there is a reassessment of the entire structure of international relations in connection with foreign policy events. In this regard, the purpose of the work is to compile a hierarchy of sources of law in the designated area, as well as to identify contradictions between international and Russian law in the area under consideration. The author proposes a system of regulatory regulation of the sphere under consideration with the inclusion of international acts in it. The conducted comparative analysis, which formed the basis of the methodology of this article, allowed the researcher to identify the discrepancy between the fundamental principles in the penitentiary sphere at the international and domestic level. As a solution to the problem, it is proposed to pay increased attention to strategic documents in Russian law.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН»

УДК 343.211

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

А.С. Сысоева

В статье рассматривается нормативно-правовая основа регулирования наказания в виде лишения свободы в отношении женщин. Актуальность работы состоит в том, что сегодня происходит переоценка всей структуры международных отношений в связи с внешнеполитическими событиями. В связи с этим целью работы является составление иерархии источников права в обозначенной сфере, а также выявление противоречий между международным и российским правом в рассматриваемой области. Автором предлагается система нормативного регулирования рассматриваемой сферы с включением в нее международных актов. Проведенный сравнительный анализ, который лег в основу методологии статьи, позволил исследователю выявить несоответствие фундаментальных принципов в пенитенциарной сфере на международном и внутригосударственном уровне. В качестве решения проблемы предлагается уделять повышенное внимание документам стратегического назначения в российском праве.

Ключевые слова: лишение свободы; правовое регулирование; женщины; пенитенциарная система; принцип; международное право.

A.S. Sysoeva. ON THE ISSUE OF THE LEGAL REGULATION OF THE APPOINTMENT AND SERVING OF PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF FREEDOM IN RESPECT OF WOMEN

The article discusses the regulatory framework for regulating the punishment of imprisonment against women. The relevance of the work lies in the fact that today there is a reassessment of the entire structure of international relations in connection with foreign policy events. In this regard, the purpose of the work is to compile a hierarchy of sources of law in the designated area, as well as to identify contradictions between international and Russian law in the area under consideration. The author proposes a system of regulatory regulation of the sphere under consideration with the inclusion of international acts in it. The conducted comparative analysis, which formed the basis of the methodology of this article, allowed the researcher to identify the discrepancy between the fundamental principles in the penitentiary sphere at the international and domestic level. As a solution to the problem, it is proposed to pay increased attention to strategic documents in Russian law.

Keywords: deprivation of liberty; legal regulation; women; penitentiary system; principle; international law.

В настоящее время процесс консолидирования Российской Федерации и мирового сообщества затруднен в связи с рядом внешнеполитических и внутригосударственных проблем. В таких условиях наблюдается переосмысление международно-правовых обязательств государств, а также нормативного регулирования международных отношений. Это приводит к необходимости переоценки всей структуры нормативно-правового регулирования различных сторон общественной жизни. Наибольший интерес в рамках настоящей работы представляет построение единой и непротиворечивой системы нормативных актов, регулирующей такое наказание, как лишение свободы в отношении женщин с учетом актуальных изменений на международной арене.

Таким образом, в рамках статьи ставят-

ся следующие цели: 1) обозначить иерархию источников права в указанной области; 2) выявить ряд особенностей либо противоречий между международным и российским правом в рассматриваемой сфере; 3) предложить авторский подход к решению проблем.

Построение системы нормативного регулирования в рассматриваемой сфере необходимо начать с определения базового понятия. Как отмечают В.Б. Малинин и Л.Б. Смирнов, под системой уголовно-исполнительного законодательства понимается «совокупность юридических норм, определяющих исполнение назначенного судом уголовного наказания» [9, с. 109].

Согласимся с общепринятой системой нормативного регулирования назначения и отбывания наказания в виде лишения свободы, которая может быть выражена следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральное законодательство Российской Федерации, ядро которого составляют Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Международные нормативно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты.

5. Ведомственные нормативные акты, центральное место среди которых занимают Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Отметим, что место международных нормативных правовых актов в данной системе определено после уровня федерального законодательства России. В данном вопросе мы поддерживаем позицию преобладающего большинства авторов, в частности В.А. Толстика [12]. По нашему мнению, такое построение соотносится с актуальными изменениями в отношениях между Россией и мировым сообществом. Международные акты устанавливают наиболее общие рекомендательные положения, которые имплементируются во внутригосударственное законодательство с учетом экономических возможностей и национальной специфики. Повышенного внимания заслуживает рассмотрение тех международно-правовых документов, которые оказывают наибольшее влияние на отбывание наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами.

Исследование международных основ лишения свободы в отношении женщин связано с несколькими факторами. Во-первых, страны мира значительно разнятся по уровню своего развития, соблюдения прав и свобод женщин, гендерных свобод. Так, например, в соответствии с индексом гендерного равенства, по версии Всемирного экономического форума, Россия занимает 81 строчку [13], а согласно аналогичному рейтингу, по версии Программы развития Организации Объединенных Наций (далее - ООН), - 50-е место [14]. В силу патриархального уклада страны Африки и Ближнего Востока имеют вовсе иные представления о гендерных ролях и правах женщин. Во-вторых, господствующая религия и культурные обычаи в разных регионах мира могут оказывать влияние на представления о женской преступности и наказании. В-третьих, особую актуальность для Российской Федерации приобрели отношения с Советом Европы, членство в котором Россия прекратила в 2022 г. [1].

Минимальные стандартные правила в отно-

шении обращения с заключенными устанавливают требование раздельного содержания лиц по половому признаку; предписывают функционирование в женских колониях специальных помещений для ухода за беременными женщинами; запрещают применение одиночного заключения в отношении женщин; возлагают обязанность заботы о заключенных-женщинах на сотрудниц того же пола. Минимальные стандартные правила являются важнейшим международным документом, который регламентирует должный порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении всех заключенных.

Тем не менее, данный документ был принят в середине прошлого века. За прошедшие десятилетия общественные отношения претерпели значительные изменения: положение женщины преобразилось, начала стремительно развиваться женская преступность. В связи с этим относительно недавно ООН были приняты Правила, касающиеся обращения с женщинами-заключенными [2]. Рассматриваемый документ подробно регламентирует права осужденных женщин. В частности, Правила предусматривают обязанность администрации исправительного учреждения предоставлять женщинам гигиенические принадлежности, чистую питьевую воду и иные средства, необходимые женщине для поддержания естественного гигиенического и бытового состояния. Данный документ также регламентирует порядок и правила предоставления медицинской помощи женщинам-заключенным. Важным новшеством Правил является то, что они рекомендуют по мере возможности и целесообразности избирать в отношении женщин наказания, не связанные с лишением свободы. Рассмотренное положение нашло отражение и в российской правовой системе. Так, в конце 2021 г. Верховным Судом Российской Федерации отмечено следующее: «В отношении беременных и имеющих малолетних детей женщин необходимо по возможности избегать наказаний, связанных с изоляцией от общества» [10].

С целью защиты задержанных и заключенных лиц издан специальный Свод принципов, который особое внимание уделяет мерам, применяемым к женщинам. В нем подчеркнуто, что такие меры вызваны стремлением к защите прав женщин, и они не являются дискриминационными. На уровне стран Европы приняты Европейские пенитенциарные правила. Отдельная глава данного акта посвящена отбыванию наказания в виде лишения свободы женщинами. В соответствии с данным нормативным актом на администрацию учреждения возлагается обязанность заботы о физическом,

психическом и социальном состоянии осужденных женщин.

Нами был проведен анализ основополагающих принципов, лежащих в основе назначения и отбывания наказания женщинами. Для проведения сравнительного исследования мы обратились к положениям четырех нормативных источников: 1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; 2) Европейские пенитенциарные правила; 3) Резолюция 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН «Основные принципы обращения с заключенными»; 4) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Результаты проведенного исследования представим в виде таблицы.

Таким образом, международно-правовые акты в обозначенной сфере устанавливают общие принципы и формируют правовую базу, оставляя при этом возможность для дальнейшего развития и детализации данных положений в национальном законодательстве. Российская Федерация, следуя принципам гуманизма, принимает на себя ряд обязательств по реформированию пенитенциарной системы и приведению ее в соответствие с международными стандартами. Проведенный сравнительный анализ показал, что не все принципы, закрепленные на международном уровне, находят отражение в российском уголовно-исполнительном законодательстве. Лишение свободы

Сравнительный анализ принципов обращения с заключенными

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Европейские пенитенциарные правила Резолюция 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Законность Законность Законность

Уважение чести и достоинства Уважение чести и достоинства Гуманизм

Недопустимость дискриминации Недопустимость дискриминации Недопустимость дискриминации Равенство осужденных перед законом

Уважение религиозных убеждений и моральных установок Уважение религиозных убеждений и культурных традиций

Раздельное содержание по половому признаку и индивидуальный подход Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний

Тюремная система не должна усугублять страдания, связанные с изоляцией от общества Соблюдение основных прав человека, ограничения прав должны быть минимально необходимыми Защита прав и свобод человека в той мере, в какой это не противоречит ограничениям, связанным с лишением свободы Соединение наказания с исправительным воздействием

Всестороннее развитие человеческой личности

Ограничение применения одиночного заключения

Поощрение трудовой деятельности

Право на медицинское обслуживание Право на медицинское обслуживание

Забота о физическом и психическом здоровье, принятие мер к постепенному возвращению заключенного к жизни в обществе Высокие стандарты обращения с осужденными Дальнейшая ресоциализация осужденных Рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения

Беспристрастность Беспристрастность

Привлечение общественных организаций Привлечение общественных организаций Демократизм

Необходимость регулярных независимых инспекций исправительных учреждений

как специфичный вид уголовного наказания требует более основательной и глубокой разработки фундаментальных основ его исполнения, в том числе в виде расширения принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Стоит отметить, что современный Западный мир диктует новые тенденции гендерного самоопределения. В связи с этим международная пенитенциарная система уже сталкивается со множеством проблем. Полагаем, что такие тенденции чужды как российскому обществу, так и российской системе права. Таким образом, с одной стороны, принципы должны рассматриваться как наиболее общие, фундаментальные и стабильные закономерности, которые не подвержены резкому изменению. С другой стороны, имплементация международных норм в российское законодательство может осуществляться лишь с условием их адаптации к российской действительности.

Следуя основным требованиям международного права, Россия принимает на себя ряд обязательств по улучшению условий содержания осужденных женщин. Решению выявленной проблемы во многом способствует принятие нормативных документов стратегического назначения. Первым из них следует рассмотреть Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. (далее -Стратегия) [6], которая обозначила ряд существенных пенитенциарных проблем: содержание женщин в условиях осуждения; возможность смягчения наказания за преступления небольшой тяжести в отношении беременных и имеющих малолетних детей женщин; социальная, психологическая и правовая поддержка женщин, освобожденных из мест лишения свободы, их адаптация и социализация. К настоящему времени действие Стратегии подходит к логическому завершению, что позволяет обозначить некоторые выводы об эффективности ее реализации.

Что касается первой проблемы, то происходит поэтапное улучшение условий отбывания наказания. В частности, был принят приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» [7]. Изменения предусматривают улучшение условий содержания осужденных: совершенствование санитарно-гигиенических условий (возможность

ежедневного принятия душа беременными и имеющими малолетних детей женщинами), совершенствование оказания медицинской помощи, предоставление доступа к информационным справочным ресурсам и т.д. Новшества, на наш взгляд, свидетельствуют о гуманизации процесса отбывания наказания.

Для решения второй проблемы, указанной нами, в 2020 г. были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации [4], в соответствии с которыми беременные женщины, а также женщины с детьми до 3 лет, находящимися в домах ребенка, совершившие преступления небольшой тяжести, при отбытии не менее 1/4 наказания могут получить условно-досрочное освобождение или замену неотбытого срока более мягким видом наказания.

Рассматривая третью проблему, отметим, что она существует уже на протяжении длительного времени. Как отмечается в Докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 г., «ресоциали-зация является одним из важных направлений соблюдения прав человека и актуальной проблемой современной уголовноисполнительной и социальной политики» [8, с. 335]. Кроме того, в 2022 г. Уполномоченным по правам человека в России был представлен тематический доклад «Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы» [11]. Значительное внимание в нем уделяется именно проблеме ресоциализа-ции женщин после отбытия наказания в виде лишения свободы. В докладе отмечается положительный опыт нескольких некоммерческих организаций, которые содействуют освобожденным женщинам в трудоустройстве, психологической и юридической помощи, адаптации к современным условиям жизни. Распространение такого положительного опыта будет способствовать повышению эффективности ресоциализации и адаптации освобожденных женщин.

Еще один стратегический нормативный акт - Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. [5]. Настоящий документ определяет одним из приоритетов учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных, в том числе женщин. Такой подход соответствует общему направлению на гуманизацию уголовно-исполнительной политики. Согласно документу предусматривается улучшение бытовых условий, медицинского обслуживания, правил конвоирования, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических требований, организация досуговой, спортивной и культурно-массовой работы с осужденными матерями и их детьми.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что правовое положение осужденных к лишению свободы женщин регулируется большим числом нормативно-правовых актов различного уровня. Нами выявлена тенденция законодательного установления ряда ряд льгот и привилегий по отношению к женщинам, совершившим преступления. Тем не менее, на наш взгляд, такие льготы нельзя признавать проявлением дискриминации или нарушением принципов равенства, справедливости и гуманизма. Существование подобных привилегий объясняется социальным статусом женщины как продолжательницы рода. Именно социальная роль женщины, а не половая принадлежность обуславливают законодательные послабления. В связи с этим закономерным представляется увеличение объема таких привилегий в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Государство устанавливает приоритет материнства и детства, что и объясняет поддержку женщин даже в случае совершения ими преступления.

Предложенная нами иерархичная схема нормативных источников в анализируемой области является универсальной и предусматривающей возможность включения в нее иных источников в рамках базовой концепции.

Проведенный анализ международно-правового регулирования лишения свободы в отношении женщин показал, что надгосударст-венные источники исходят из всеобщего признания равенства и принципов гуманности в уголовно-исполнительной сфере. Закрепленные на международном уровне принципы не в полном объеме находят отражение в российском уголовно-исполнительном законодательстве. Однако именно регламентация принципов как фундаментальных основ деятельности должна быть не просто декларативной, а в действительности обеспечивающей возможность реализации закрепленных принципов. В связи с этим представляется целесообразным расширение тех принципов, которые закрепляются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации [3] как в количественном отношении, так и в плане их практического воплощения.

Список литературы

1. Резолюция CM/Res (2022)2 о прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы: принята Комитетом Министров 16.03.2022 на 1428 заседании заместителей министров. URL: https://www.coe.int/ru/web/moscow (дата обращения: 14.06.2022).

2. Правила Организации Объединенных На-

ций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила): приняты резолюцией 65/229 Генеральной Ассамблеей ООН 21.12.2010. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ cowentions/bangkok_rules.shtml (дата обращения: 14.09.2022).

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2, ст. 198.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.2020 № 260-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. I), ст. 5019.

5. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 20, ст. 3397.

6. Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.: распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 11, ст. 1618.

7. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110. URL: https://regulation. gov.ru/projects#npa=126198 (дата обращения: 16.08.2022).

8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/at-tachments/2022/06/01/doklad_ombudsmena_2021_ e73.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

9. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права; Юридическая фирма «Контракт»; ООО «Волтерс Клувер», 2009. 310 с.

10. Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел: утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 08.12.2021. URL: https://www. vsrf.ru/documents/all/30586 (дата обращения: 15.06.2022).

11. Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: тематический доклад Уполномоченного по правам человека в Россий-

ской Федерации. М.: Издательский центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. 122 с.

12. Толстик В.А. Иерархия источников российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. 54 с.

13. Global Gender Gap Report 2020. URL: https://www.weforum.org (дата обращения: 10.06.2022).

14. Gender Inequality Index 2020. URL: http:// hdr.undp.org (дата обращения: 10.06.2022).

References

1. Rezolyuciya CM/Res (2022)2 o prekra-shchenii chlenstva Rossijskoj Federatsii v Sovete Evropy [Resolution CM/Res (2022)2 on termination of the membership of the Russian Federation in the Council of Europe]: prinyata Komitetom Mini-strov 16.03.2022 na 1428 zasedanii zamestitelej mi-nistrov. URL: https://www.coe.int/ru/web/moscow (Accessed 14.06.2022).

2. Pravila Organizatsii Ob"edinennykh Natsij, kasayushchiesya obrashcheniya s zhenshchinami-zaklyuchennymi i mer nakazaniya dlya zhenshchin-pravonarushitelej, ne svyazannykh s lisheniem svo-body (Bangkokskie pravila) [United Nations Rules on the Treatment of Female Prisoners and NonCustodial Penalties for Female Offenders (Bangkok Rules)]: prinyaty rezolyutsiej 65/229 Generalnoj Assambleej OON 21.12.2010. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/cowentions/bang-kok_rules.shtml (Accessed 14.09.2022).

3. Ugolovno-ispolniteFnyj kodeks Rossijskoj Federatsii [The Penal Enforcement Code of the Russian Federation]: feder. zakon ot 08.01.1997 № 1-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1997. № 2, st. 198.

4. O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federatsii [On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation]: feder. zakon ot 31.07.2020 260-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2020. № 31 (ch. I), st. 5019.

5. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya ugolov-no-ispolnitelnoj sistemy Rossijskoj Federatsii na period do 2030 g. [On approval of the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030]: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29.04.2021 № 1138-r // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federacii. 2021. № 20, st. 3397.

6. Ob utverzhdenii NatsionaFnoj strategii dejst-

vij v interesakh zhenshchin na 2017-2022 gg. [On the approval of the National Strategy of action for women for 2017-2022]: rasporyazhenie PraviteFstva RF ot 08.03.2017 № 410-r // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2017. № 11, st. 1618.

7. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego raspo-ryadka sledstvennykh izolyatorov ugolovno-ispol-niteFnoj sistemy, Pravil vnutrennego rasporyadka ispraviteFnykh uchrezhdenij i Pravil vnutrennego rasporyadka ispraviteFnykh tsentrov ugolovno-ispolniteFnoj sistemy [On approval of the Internal regulations of pre-trial detention facilities of the penal enforcement system, the Internal regulations of correctional institutions and the internal regulations of correctional centers of the penal enforcement system]: prikaz Ministerstva yustitsii Rossijskoj Federatsii ot 04.07.2022 № 110. URL: https:// regulation.gov.ru/projects#npa=126198 (Accessed 16.08.2022).

8. Doklad o deyateFnosti upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federatsii za 2021 god. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attach-ments/2022/06/01/doklad_ombudsmena_2021_e73. pdf (Accessed 15.06.2022).

9. Malinin V.B., Smirnov L.B. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo [Penal enforcement law]: uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov i fakuFtetov. M.: MezhregionaFnyj institut ekonomiki i prava; Yuridicheskaya firma «Kontrakt»; OOO «Volters Kluver», 2009. 310 s.

10. Obzor praktiki primeneniya sudami ob-shchepriznannykh printsipov i norm mezhdunarod-nogo prava i mezhdunarodnykh dogovorov Rossijskoj Federatsii pri rassmotrenii ugolovnykh del: utv. Prezidiumom Verkhovnogo Suda Rossijskoj Federatsii 08.12.2021. URL: https://www.vsrf.ru/docu-ments/all/30586 (Accessed 15.06.2022).

11. Resotsializatsiya lits, osvobodivshikhsya iz mest lisheniya svobody: tematicheskij doklad Upol-nomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federatsii. M.: IzdateFskij centr Universiteta im. O.E. Kutafina (MGYuA), 2022. 122 s.

12. Tolstik V.A. Ierarkhiya istochnikov rossij-skogo prava [Hierarchy of sources of Russian law]: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. N. Novgorod, 2002. 54 s.

13. Global Gender Gap Report 2020. URL: https://www.weforum.org (Accessed 10.06.2022).

14. Gender Inequality Index 2020. URL: http:// hdr.undp.org (Accessed 10.06.2022).

СЫСОЕВА Анастасия Сергеевна - адъюнкт. Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Россия. Нижний Новгород. E-mail: sysoewa.nastia@yandex.ru.

SYSOEVA, Anastasia Sergeevna - Postgraduate Student. Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: sysoewa.nastia@ yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.