Научная статья на тему 'К вопросу о правовой природе государственного контракта'

К вопросу о правовой природе государственного контракта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЫ / ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО / PUBLIC CONTRACTS / PUBLIC PROCUREMENT / PUBLIC AND PRIVATE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гущин В. В., Левитин В. Б.

Цель статьи — исследование наиболее трудных мест в теории государственных контрактов. В соответствии с авторской точкой зрения ключевые проблемы дискуссии о месте государственных контрактов в правовой системе могут быть разрешены только при использовании наиболее важных достижений теории договорного права, позволяющих рассматривать обязательство из государственного контракта как гражданско-правовое, но возникающее из сложного юридического состава, включающего в себя и публично-правовые элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ITEM ABOUT THE LAW NATURE OF THE PUBLIC CONTRACT

This article is aimed to explore the most difficult places of the theory of public contracts. According to the author’s point of view the key problems of the discussion about the place of public contract in the law system could be solved only within using the most important achievements of the Contract law’s theory. Regarding of the obligation from the public contract as civil-law obligation can’t be an argument against the statement that it’s descending from the system ofjural facts, including not only the civil-law elements, but the public-law ones too.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой природе государственного контракта»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

В.В. ГУЩИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса МГИУ;

В.Б. ЛЕВИТИН, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права РГТЭУ 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

gw1@mail.msiu.ru

_levitinvb@rambler.ru

Аннотация. Цель статьи — исследование наиболее трудных мест в теории государственных контрактов. В соответствии с авторской точкой зрения ключевые проблемы дискуссии о месте государственных контрактов в правовой системе могут быть разрешены только при использовании наиболее важных достижений теории договорного права, позволяющих рассматривать обязательство из государственного контракта как гражданско-правовое, но возникающее из сложного юридического состава, включающего в себя и публично-правовые элементы.

Ключевые слова: государственные контракты; государственные закупки; государственные заказы; публичное и частное право

ON THE ITEM ABOUT THE LAW NATURE OF THE PUBLIC CONTRACT

V.V. GUSCHIN,

doctor of jurisprudence, professor, head of the department

of civil law and MGIU process V.B. LEVITIN,

candidate of jurisprudence, associate professor of the civil and labor law RGTEU

Annotation. This article is aimed to explore the most difficult places of the theory of public contracts. According to the author's point of view the key problems of the discussion about the place of public contract in the law system could be solved only within using the most important achievements of the Contract law's theory. Regarding of the obligation from the public contract as civil-law obligation can't be an argument against the statement that it's descending from the system ofjural facts, including not only the civil-law elements, but the public-law ones too.

Keywords: public contracts; public procurement; public and private law

В настоящее время система государственных закупок готовится к очередному этапу своего реформирования, что обусловливается подготовкой нового законодательства о Федеральной контрактной системе1, которое будет регулировать все стадии закупок всех уровней публичной власти, включая планирование и формирование заказов, а не только их размещение. Усложнение предмета регулирования законодательства о Федеральной контрактной системе, естественно, повлечет новые споры о правовой природе государственных контрактов, предметом гражданского права2 или

1 См., например, Зыкова Т. Менять систему//Российская газета.№5681 (8), от 18 янв. 2012 г.

2 См. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского

права. Петроград, 1917. С.7; Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2011 С. 210.

административного3 они являются.

Представляется, что ключевая проблема дискуссии состоит в том, что видовое понятие «контракт» исследуется без учета многоаспектности родового понятия «договор». В современной российской цивилистике наиболее распространена точка зрения о том, что договор может пониматься в трех аспектах: как юридический факт (сделка), как правоотноше-

3 Гладков В.С. Государственный контракт как административный договор // Эволюция государственных и правовых институтов в современной России. Ученые записки. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2008, Вып. 6. С. 78-82; Кудилинский М.Н. Государственный контракт: проблемы правоприменения // Договор в публичном праве : сборник науч. ct / Под ред. Е.В. Гриценко, Е.Г. Бабелюк. М., 2009. С. 108; Демин АВ. Административные договоры : дисс. ... канд. юр. наук : Екатеринбург, 1996 С.150-151; Ведель Ж.. Административное право Франции М., 1973 С.164-165.

ние (обязательство) и как соответствующий документ1.

И как представляется, без уточнения терминологии вопрос об отраслевой принадлежности государственного контракта не может быть разрешен. Документ, по общему правилу, не может иметь отраслевой принадлежности, а один и тот же юридический факт может влиять на динамику правоотношений различных отраслей права. Так, государственный контракта, безусловно, влияет как на гражданско-правовые, так и на публично-правовые отношения.

В этой связи, ключевым для исследуемой дискуссии является вопрос о правовой природе государственного контракта как обязательства. При исследовании данного аспекта контракта следует исходить из следующего. Обязательство представляет собой один из видов гражданских правоотношений, а именно относительное гражданское правоотношение, в котором «одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» (ст. 307 ГК РФ). Безусловно, из государственного контракта возникает именно обязательственное правоотношение, но его соответствие определению ст. 307 ГК РФ еще не достаточно для его рассмотрения в качестве гражданского правоотношения.

Как известно, правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами соответствующей отрасли права. В свою очередь те отношения, которые регулируются нормами данной отрасли входят в ее предмет. Предмет гражданского права определен в ст. 2 ГК РФ как «имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников».

Нормы ГК РФ и Федерального закона о размещении заказов определяют права и обязанности поставщика, подрядчика или исполнителя, с одной стороны, и государственного заказчика, с другой. Однако, по легальному определению государственный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации или ее субъекта. Следует согласиться с точкой зрения А.Е. Кирпичева, что в данном случае имеет место гражданско-правовое представительство2. Однако, необходимо учитывать, что толкование данных отношений как представительства имеет не вполне оправданные последствия. Так, судебные органы, исходя из того, что стороной контракта является непо-

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга перавя: Общие положения. 3-е изд., стер. — М.: Статут, 2008. С. 186

2 См. КирпичевА.Е. Муниципальный контракт в граждан-

ском праве Российской Федерации: дисс. ... канд. юр.наук.

М., 2011. С.88.

средственно само публично-правовое образование, в некоторых случаях привлекают в качестве ответчиков по спорам о контрактах сами публично-правовые образования3. В результате чего при нарушении порядка своей деятельности заказчиком имущественную ответственность несет не он сам, прежде всего, за счет предоставленных средств, а соответствующая казна. Указанная тенденция судебной практики нуждается в изменении, поскольку деньги заказчику передаются публично-правовым образованием и его же решением заказчик наделяется статусом юридического лица, которое по определению ст. 48 ГК РФ должно отвечать по своим обязательствам, за свои действия своим имуществом.

Поскольку в соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная представителем от имени представляемого создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого, участником обязательственного отношения становится публично-правовое образование. Статья 2 и ст. 124 ГК РФ предусматривают, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать помимо физических и юридических лиц - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Однако, для того, чтобы эти отношения считались именно гражданско-правовыми, их стороны должны быть юридически равными и обладать автономией воли.

Сторонники административно-правовой или смешанной природы государственного контракта считают, что в таких отношениях государство находится в юридически неравном положении с поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В то же время из содержания ст. 9 Федерального закона о размещении заказов следует, что заказчики (а значит и государство) лишены в таких отношениях права на односторонний отказ от исполнения обязательства. Получается, что права государства по контракту на поставку для государственных нужд более ограничены, чем права обычного поставщика по договору поставку. То есть вместо расширения прав заказчика и государства имеет место их сокращение. Подобное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о том, что законодатель стремится максимально компенсировать фактическое неравенство заказчика и поставщика юридическим равенством. Как верно отмечает В.А. Белов, характеризуя участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, «публичная власть сохраняется и продолжает принадлежать публичным образованиям, но на частные права своей публичной властью — собственные ли частные права или права других лиц — оно повлиять никак не может4». Таким

3 Определение ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-12692/09 по делу N А71-4638/2009-Г22//СПС «КонсультантПлюс

4 Гражданское право Т II. Общая часть. Лица, блага, факты: учебник для бакалавров/В.А. Белов. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 203

образом, можно говорить о том, что обязательственные отношения, возникающие из государственного контракта, являются гражданско-правовыми.

Однако, гражданско-правовое обязательство может возникнуть не только из гражданско-правового договора (двусторонней сделки), но и из административного акта. Поэтому для полноты и объективности исследования следует рассмотреть основания возникновения изучаемого обязательства.

Л.В. Андреева отмечает, что обязательство по передаче товаров для государственных нужд возникает из «сложного многоступенчатого юридического состава»1. С указанным утверждением нельзя не согласиться, ведь содержание обязательства определяется не только условиями контрактами, но и, например, положениями протокола о соответствующей процедуре размещения заказа (протоколе проведения торгов или протоколе проведения запроса котировок цен), акта о размещении заказа, а в определенной степени и планом закупок соответствующего заказчика. Итак, необходимо определить правовую природу (отраслевую принадлежность) названных юридических фактов.

Несмотря на то, что не все способы размещения заказов, предусмотренные Федеральным законом о размещении заказов, названы в ГК РФ в качестве способов заключения договоров (не упоминает ГК РФ о запросе котировок и размещении заказов у единственного поставщика), следует согласиться, что

1 Закупки товаров и энергосервисных работ для феде-

ральных государственных нужд: правовое регулирование/ Л.В.Андреева — 2-е изд. М. Волтерс Клувер, 2011 С.191

они имеют гражданско-правовую природу2 и запрос котировок цен может рассматриваться как особое обязательство или как особая форма торгов, а размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — как заключение договора в общем порядке.

В то же время, планирование закупок, безусловно, является актом государственного управления и должно рассматриваться в качестве административно-правового юридического факта, влекущего возникновение гражданско-правового обязательства из государственного контракта.

Указанное обстоятельство представляется особенно важным в условиях реформирования системы публичных закупок и подготовки законодательства о Федеральной контрактной системе. Как уже было указано выше, предмет правового регулирования Федерального закона о Федеральной контрактной системе предполагается расширить по сравнению с действующим Федеральным законом о размещении заказов. Однако, при этом следует сохранить сочетание в основном нормативном правовом акте, действующем в сфере публичных закупок, публично-правовых и частноправовых норм. Представляется, что это условие позволит обеспечить наиболее эффективное достижение основных целей законодательства о размещении заказов, прежде всего, антикоррупционных.

Таким образом, частноправовая природа государственного контракта проявляется в большей мере, чем публичная.

2 См., например, Кирпичев А.Е. Указ. соч. С. 149.

УЧРЕЖДЕНИЕ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК?

А.В. КРАВЦОВ, соискатель кафедры гражданского права Московского университета МВД РФ 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

info@a-tsm.ru

Аннотация. Статья посвящена порядку учреждения третейских судов в Российской Федерации. Высказа-нынесколько предложения по совершенствованию законодательства о третейских судах и гражданского законодательства.

Ключевые слова: третейский суд, порядок учреждения третейских судов, постоянно действующий третейский суд, временно действующий третейский суд, условия учреждения постоянных третейских судов, Арбитражный суд г. Москвы, учет постоянно действующих третейских судов, государственная регистрация, третейское соглашение, договор, форма договора, арбитраж, коммерческий арбитраж, третейский арбитраж, третейский арбитр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.