DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-151-154 ТАРНОВСКИЙ Александр Андреевич,
NIION: 2018-0076-11/22-1126 студент 4 курса Юридической школы
MOSURED: 77/27-023-2022-11-1324 Дальневосточного федерального университета,
e-mail: tarnovskii.aa@students.dvfu.ru
КОВАЛЕНКО Екатерина Витальевна,
студентка 4 курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: kovalenko.evit@students.dvfu.ru
КИМ Артём Витальевич,
студент 4 курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: kim.avital@students.dvfu.ru
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового статуса бабушек и дедушек, как субъектов семейных правоотношений, поднимается вопрос семейных ценных и традиций, подлежащих учету при совершенствовании правовой базы, рассматриваются и предлагаются возможные нововведения в Семейный Кодекс Российской Федерации.
Ключевые слова: семейный кодекс, семья, бабушка, дедушка, правовой статус, воспитание, дети, законодательство.
TARNOVSKY Alexander Andreevich,
4th year student of the Law School of the Far Eastern Federal University
KOVALENKO Ekaterina Vitalievna,
4th year student of the Law School of the Far Eastern Federal University
KIM Artem Vitalievich,
4th year student of the Law School of the Far Eastern Federal University
ON THE ISSUE OF THE LEGAL STATUS OF GRANDPARENTS
IN RUSSIAN LEGISLATION
Annotation. The article examines the issues of the legal status of grandparents as subjects of family legal relations, raises the issue of family values and traditions to be taken into account when improving the legal framework, discusses and suggests possible innovations to the Family Code of the Russian Federation.
Key words: family code, family, grandmother, grandfather, legal status, upbringing, children, legislation.
На сегодняшний день всё большее внимание в правовой литературе уделяется вопросам, связанным с участием старшего поколения не только в семейной жизни своих детей, но и в воспитании, социализации внуков. Современная семья, как и много лет назад, немыслима без бабушек и дедушек. Так исторически сложилось, что молодое поколение прислушивалось к житейской мудрости старших,
те же, в свою очередь, щедро делились своими советами и опытом, оказывали помощь в быту. Существуют жизненные обстоятельства, при которых значимость бабушек и дедушек в развитии и воспитании внуков возрастает. Например, если ребенок воспитывается и содержится только одним родителем; если родители вынуждены большую часть времени проводить на работе; если возникают ситуации, при которых родители
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
физически не могут находиться рядом с ребенком. В таких случаях процесс воспитания детей зачастую осуществляется их бабушками и дедушками, которые и обеспечивают реализацию прав ребенка. Таким образом, нельзя умалять роль бабушек и дедушек и подвергать ее малозначительности по отношению к жизни ребенка.
Однако стоит отметить, что среди российских семей наметилась тенденция на раздельное проживание старшего и молодого поколения, а потому всё меньше встречается семей, в которых бабушки и дедушки живут вместе со своими детьми и внуками. В связи с этим возможна ситуация, при которой внуки будут меньше времени проводить со своими бабушками и дедушками, а последние, в свою очередь, реже станут принимать участие в воспитании внуков, что приведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями.
Возросший интерес к положению бабушек и дедушек как субъектов семейных правоотношений обусловлен тем, что в действующем законодательстве куда более тщательно и подробно проработан правовой статус родителей, нежели бабушек и дедушек.
Семейный Кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), который является основным актом, регулирующим семейные правоотношения, содержит множество статей, посвященных полномочиям родителей по отношению к детям. Глава 12 СК РФ непосредственно посвящена правам и обязанностям родителей и детей. Нормы, определяющие правовой статус родителей, содержатся в большинстве разделов. Наряду с этим, число статей, в которых регламентированы права и обязанности бабушек и дедушек, значительно меньше - всего 3 статьи (ст. 55, 67, 127 СК РФ). Указанные нормы закрепляют право ребенка на общение с родителями и родственниками (ст. 55 СК), право на общение с ребенком бабушки, дедушки и других родственников (ст. 67 СК), преимущественное право родственников, в том числе бабушек и дедушек, на усыновление, при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка (п. 5 ст. 127 СК). Очевидно, что данный объем нормативного регулирования семейных правоотношений, возникающих между бабушками, дедушками и их внуками, представляется недостаточным.
Обращаясь к практической стороне вопроса, можно заметить, что в соответствии с действующим семейным законодательством, привычное для нас нахождение ребенка с бабушкой или дедушкой приравнивается к нахождению с посторонними людьми. Так, в соответствии со статьей 63 СК РФ, право и обязанность воспитания детей
является прерогативой родителей. К тому же, в статье 64 СК РФ указано, что лишь родители являются законными представителя своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий [2]. Другие родственники не имеют нормативно закрепленных прав оказывать влияние на воспитание и развитие ребенка, а лишь имеют право на общение с ним.
Получается, что даже добровольное временное пребывание ребенка у бабушки и дедушки юридически квалифицируется как оставление его без попечения родителей, и входит в сферу компетенции ювенальной юстиции. Данный вариант решения возникшей ситуации представляется противным сложившимся в российском обществе устоям воспитания детей и указывает на пробелы в правовом регулировании.
В связи с возникшей неопределенностью в правовом регулировании статуса бабушек и дедушек как субъектов семейных правоотношений и противоречии существа действующего семейного законодательства устоям и традициям российского общества законодателем уже был предпринят ряд мер для решения указанных проблем.
Так, отдельное внимание стоит уделить законопроекту № 1030390-7 о внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», который был внесен на рассмотрение Государственной Думы в октябре 2020 года. Данным законопроектом предлагается дополнить Семейный кодекс Российской Федерации положением о том, что дети с согласия родителей имеют право пребывать у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников [1].
Это объясняется тем, что бабушки и дедушки имеют лишь право на общение с внуками и не являются их законными представителями, а потому даже краткосрочное пребывание внуков с бабушками и дедушками в случае временного отсутствия родителей находится вне пределов правового регулирования. Помимо прочего, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ в случаях "отсутствия родительского попечения", к коим относится и болезнь родителей, и их длительное отсутствие, защита прав, а также интересов ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Из сказанного следует, что временное пребывание с бабушками, дедушками, в том числе в случае совместных поездок бабушек и дедушек со своими внуками по территории Российской Федерации, расценивается не иначе, как отсутствие родительского попечения. Бабушки и дедушки также
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
лишены возможности осуществлять защиту прав и интересов своих внуков. На практике это привело к необходимости нотариального оформления доверенностей, суть которых состоит в том, что родители позволяют бабушке и дедушке находиться с внуком и осуществлять защиту его законных прав и интересов. Однако юридическая сила такой доверенности весьма сомнительна, по той причине, что в рассматриваемом случае речь идет о временном возложении полномочий законного представительства, что противоречит существу действующего законодательства.
Отсутствие должного правового регулирования вопроса пребывания внуков с бабушками и дедушками, а также невозможность защиты ими прав и интересов своих внуков, согласно нормам семейного законодательства, относит решение данных вопросов к компетенции органов опеки и попечительства. Однако подобный порядок является неприемлемым проявлением института юве-нальной юстиции и идет вразрез с традициями семейного воспитания, сложившимися в российском обществе. Указанные проблемы поставили перед законодателем задачу по более детальной проработке правового статуса бабушек и дедушек, расширении их прав в отношении внуков. Представляется, что внесение в Семейный кодекс положения о том, что дети с согласия родителей вправе пребывать у дедушек, бабушек будет шагом вперед в регулировании семейных правоотношений и разрешении спорных ситуаций. Кроме того, упомянутым законопроектом вносится предложение о дополнении части 4 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ специальным регулированием, предусмотренным для ситуаций, когда бабушки и дедушки назначаются в качестве опекуна несовершеннолетнего ребёнка. Предлагается законодательно закрепить право ребенка пребывать у указанных лиц до того момента, пока орган опеки и попечительства не примет соответствующий акт о назначении опекуна или попечителя [1]. Введение данной нормы станет закономерным продолжением политики государства в отношении установления опеки и попечительства над детьми. Пункт 5 ст. 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 № 48-ФЗ гласит, что бабушки и дедушки несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. Данная норма обосновывается тем, что зачастую воспитание детей проходит при активном участии бабушек и дедушек, фактически данным положением на законодательном уровне подчеркивается особая роль бабушек и дедушек в жизни ребёнка.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
В этой связи важно отметить постановление Правительства от 19.11.2016 № 1221, которым были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан". Так, был установлен упрощенный порядок установления опеки и попечительства для близких родственников (в том числе для бабушек и дедушек) недееспособных или не полностью дееспособных граждан при условии, что они проживали вместе с подопечным не менее 10 лет на момент подачи соответствующего заявления [4]. Данное изменение также свидетельствует о заинтересованности государства в совершенствовании института опеки и попечительства. Введение вышеупомянутых положений должно оказать положительное влияние на расширение правового статуса бабушек и дедушек. Однако полагается, что в настоящий момент возможно введение ещё ряда положений, которые могут способствовать решению намеченной проблемы.
Во-первых, предлагается введение упрощенного порядка установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми для бабушек и дедушек по аналогии с совершеннолетними гражданами, при условии соблюдения требований, установленных Семейным Кодексом и Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Обоснованность данного введения заключается в обеспечении права ребенка на воспитание в семье. Ускоренный процесс установление опеки и попечительства позволит предостеречь ребенка от психологического и морального вреда, который он может получить при помещении его в специализированные организации.
Во-вторых, предлагается внести изменение в содержание пункта 1 статьи 63 Семейного Кодекса Российской Федерации и закрепить право бабушек и дедушек на участие в воспитании внуков. Как уже отмечалось ранее, на сегодняшний день бабушки и дедушки имеют лишь право на общение со своими внуками, в то же время в нынешних реалиях внимание и забота, которыми они окружают своих внуков, не уступают вниманию родителей к своим детям, а порой и превосходит его.
Таким образом, роль бабушек и дедушек в воспитании и социализации сложно преувеличить. Но, вместе с тем, на законодательном уровне продолжительное время не уделялось должного внимания регламентированию правового статуса бабушек и дедушек, в связи с чем государством стали постепенно приниматься меры по решению намеченной проблемы, что нельзя не оценить как положительную тенденцию.
Список литературы:
[1] Законопроект № 1030390-7 «О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (в части временного пребывания детей у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестёр и других близких родственников)». - Электронный ресурс. -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1030390-7 (дата обращения: 02.01.2023).
[2] Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) - Электронный ресурс. - СПС «Консультант-Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 02.01.2023).
[3] Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». - Электронный ресурс. - СПС «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107070/ (дата обращения: 02.01.2023).
[4] Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2016 г. № 1221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927». - Электронный ресурс. - СПС «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207522/ (дата обращения: 02.01.2023).
[5] Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве». - Электронный ресурс. - СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 02.01.2023).
Spisok literatury:
[1] Zakonoproekt № 1030390-7 «O vnesenii izmenenii v stat'iu 55 Semeinogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i stat'iu 13 Federal'nogo zakona «Ob opeke i popechitel'stve» (v chasti vremennogo preby-vaniia detei u dedushek, babushek, sovershennolet-nikh brat'ev, sester i drugikh blizkikh rodstvennikov)». - Elektronnyi resurs. - URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/1030390-7 (data obrashcheniia: 02.01.2023).
[2] Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 19.12.2022) - Elektronnyi resurs. - SPS «Konsul'tantPlius». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (data obrashcheniia: 02.01.2023).
[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2010 N 927 "Ob otdel'nykh voprosakh osushchestvleniia opeki i popechitel'stva v otnoshenii sovershennolet-nikh nedeesposobnykh ili ne polnost'iu deesposob-nykh grazhdan». - Elektronnyi resurs. - SPS «Konsul'tantPlius». - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_107070/ (data obrashcheniia: 02.01.2023).
[4] Postanovleniia Pravitel'stva RF ot 19 noia-bria 2016 g. № 1221 «O vnesenii izmenenii v postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noiabria 2010 g. № 927». - Elektronnyi resurs. - SPS «Konsul'tantPlius». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_207522/ (data obrashcheniia: 02.01.2023).
[5] Federal'nyi zakon ot 24.04.2008 N 48-FZ (red. ot 30.04.2021) «Ob opeke i popechitel'stve». -Elektronnyi resurs. - SPS «Konsul'tantPlius». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_76459/ (data obrashcheniia: 02.01.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022