Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ / МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айснер Лариса Юрьевна, Наумов Олег Дмитриевич, Неделина Марина Геннадьевна

На материале анализа существующей нормативно-правовой базы рассматривается процесс правового сопровождения государственного управления земельными ресурсами. Формулируются теоретические и практические проблемы действующих норм земельного законодательства, предложены рекомендации, направленные на их преодоление и устранение в ситуации формирования единого правового пространства эффективной рациональной политики управления земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Айснер Лариса Юрьевна, Наумов Олег Дмитриевич, Неделина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL SUPPORT OF STATE LAND MANAGEMENT: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Based on the analysis of the existing regulatory framework, the process of legal support of state land administration is considered. The theoretical and practical problems of the current norms of land legislation are formulated, recommendations are proposed that are aimed at overcoming them and eliminating in the situation of the formation of a single legal space an effective rational land management policy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_171 УДК 349.418

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ TO THE QUESTION OF LEGAL SUPPORT OF STATE GOVERNANCE OF LAND RESOURCES: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

АЙСНЕР Лариса Юрьевна,

кандидат культурологии, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Россия. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

НАУМОВ Олег Дмитриевич,

кандидат философских наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Россия. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

НЕДЕЛИНА Марина Геннадьевна,

старший преподаватель, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Россия. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

Aisner Larisa Yuryevna,

candidate of cultural studies, associate professor.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia.

E-mail: [email protected];

Naumov Oleg Dmitrievich,

Ph.D., associate professor.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected];

Nedelina Marina Gennadievna,

senior lecturer, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: На материале анализа существующей нормативно-правовой базы рассматривается процесс правового сопровождения государственного управления земельными ресурсами. Формулируются теоретические и практические проблемы действующих норм земельного законодательства, предложены рекомендации, направленные на их преодоление и устранение в ситуации формирования единого правового пространства эффективной рациональной политики управления земельными ресурсами.

Abstract: Based on the analysis of the existing regulatory framework, the process of legal support of state land administration is considered. The theoretical and practical problems of the current norms of land legislation are formulated, recommendations are proposed that are aimed at overcoming them and eliminating in the situation of the formation of a single legal space an effective rational land management policy.

Ключевые слова: земля, земельное право, управление земельными ресурсами, методы управления, землеустройство, реестр недвижимости, мониторинг земель, правовое сопровождение.

Keywords: land, land law, land management, management methods, land management, real estate register, land monitoring, legal support.

Дата направления статьи в редакцию: 03.04.2021

Дата публикации: 31.05.2021

Стихийные изменения отечественного законодательства в 90-е годы XX века, обусловленные комплексом социально-экономических и политических причин, внесли свои коррективы в юридическое толкование статуса ключевых факторов производства, обусловивших формирование и развитие рыночных отношений в экономике. Не стала исключением и земля как объект права. Современное российское право понимает землю в качестве уникального объекта правовой регуляции, вынося ее за рамки юрисдикции одного лишь гражданского права. Таким образом, земля рассматривается не только в качестве объекта недвижимости, но и как средство производства экономических благ в сферах сельского и лесного хозяйств. Кроме того, законодатель определяет землю в качестве самостоятельного природного ресурса, нуждающегося в собственной правовой защите.

В этом смысле, правовое сопровождение государственного управления земельными ресурсами, в частности, постановка земельного участка на учет в Едином государственном реестре недвижимости - одна из важнейших задач политико-правового сопровождения земельной политики Российской Федерации на современном этапе ее развития. Данное обстоятельство не только подчеркивает значимый статус земли в системе российского хозяйствования, но и обращает внимание на важность формирования специфического отношения к последней. Это обусловлено актуализацией вопроса об эффективном использовании земельных ресурсов с учетом специфики современного земельного и ресурсного законодательства [6], характеризующегося наличием множества споров и проблем, вызванных ситуацией социально-экономической нестабильности, характерной для периода разработки, обсуждения и принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Иными словами, современное российское земельное законодательство, формировавшееся в условиях острого социально-экономического и политического кризисов, характеризуется неструктурированностью последнего. Обобщая проблемы земельного правоприменения в современной России, нужно отметить,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 5(197)

во-первых, коллизионность действующего законодательства в сфере земельных отношений. Описываемая ситуация не способствует унификации существующего политико-правового режима регуляции отношений в рамках земельного хозяйства на территории государства. Это существенно затрудняет процесс правоприменения в данной отрасли. Во-вторых, историческая неоднозначность периода принятия действующей нормативно-правовой базы, регулирующей земельные отношения, нашла свое выражение в большом количестве заимствований положений современного российского законодательства из советской системы права. С одной стороны, рассматриваемая ситуация обусловлена тем, что Российская Федерация официально признала и провозгласила себя в качестве правопреемницы Советского Союза. С другой стороны, некорректное заимствование правовых норм и попыток их применения в условиях рыночной экономики, делает возможным существование огромного количества пробелов земельного законодательства, побуждающего законодателя и правоприменителя к стихийному заполнению существующих лакун, вместо системной и целостной реконструкции, а также пересмотра основополагающих принципов рассматриваемой отрасли права [3]. Помимо этого, стоит также отметить имеющее место отсутствие взаимосвязи между некоторыми нормами земельного и гражданского законодательства. В частности, речь идет о вопросах возникновения и применения права собственности на земельный участок и недвижимое имущество, расположенное на нем. Данные противоречия не могут не привести к возникновению юридических коллизий, существенно затрудняющих процесс функционирования правовой системы государства, а также гражданско-правовых отношений возникающих по поводу земли. Кроме того, внутренняя теоретическая противоречивость действующей нормативно-правовой базы, регулирующей земельные и смежные с ней отношения, затрудняет порядок правоприменения. В частности, речь идет об имеющихся затруднениях правового регулирования при осуществлении кадастровой оценки земельного участка и оспаривания его стоимости. Помимо этого, сегодня имеет место проблема, связанная с чрезмерной регламентацией отдельных процедур, лишающих участников возникающих правоотношений возможности минимизации или рационализации осуществляемой процедуры исходя из конкретной ситуации, а не общего правила.

Таким образом, современный этап развития российского земельного законодательства, во-первых, характеризуется ситуацией необходимости пересмотра и изменения концептуальных оснований последнего на всех уровнях власти. Во-вторых, подчеркивается важность правового сопровождения реализации процесса государственного управления земельными ресурсами [1]. На схеме 1 представлена модель действующей системы управления земельными ресурсами, обеспечивающая баланс между существующими нормами земельного права, оперативным управлением земельными ресурсами и экономической рентабельностью проводимой хозяйственной деятельности:

Схема 1. Система управления земельными ресурсами

Система управления земельными ресурсами

I

методы

земельный надзор

землеустройс тво

реестр недвижимос

мониторинг

ти

создает организационно-территориальную основу для эффективного использования земельных ресурсов

осуществляет учет, хранение и оценку; гарантирует права землевладельцев; предоставляет информацию об

объектах недвижимости; осуществляет надзор в отношении недвижимого имущества

позволяет отслеживать состояние земельных ресурсов для своевременног о реагирования уполномоченн ых органов надзора и контроля

призван предотвращать и пресекать нарушения земельного законодательства, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять профилактику правонарушений.

Анализ существующей системы управления земельными ресурсами позволяет заметить, что до сих пор вызывает вопросы админи-

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

стративно-правовой статус Единого государственного реестра недвижимости. В частности, большое количество вопросов возникает в связи с процессом управления земельным фондом и правовым регулированием деятельности по постановке на учет земельных участков в данном реестре. Таким образом, функциональный объем, осуществляемый данным органом, существенно превышает его административно-правовые возможности, что на практике выражается в возникновении множества противоречий и бюрократических сложностей, отвлекающих внимание правоприменителя от решения первостепенной задачи, связанной с эффективным учетом и управлением имеющихся земельных ресурсов.

Современный этап развития системы управления земельными ресурсами характеризуется тенденциями к совершенствованию, что обусловлено принятием в 2014 году Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [4]. Последняя редакция данного нормативно-правового акта осуществляет последовательное правовое сопровождение такого организационно-управленческого мероприятия, как проведение комплексных кадастровых работ. Четкое нормативно-правовое регулирование данной процедуры позволило не только рационализировать процесс территориального планирования, а также решить ряд экономических вопросов, связанных с наполнением бюджета, а также повышением инвестиционной привлекательности регионов.

Кроме того, весомый вклад в процесс совершенствования правового сопровождения государственного управления земельными ресурсами внесли нормы принятого Федерального закона №280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» [5]. Его основное назначение состоит в формировании правового механизма по унификации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре. Согласно замыслу законодателя, достижение поставленной цели становится возможным благодаря централизации и правовой регламентации описываемых мер управления земельными ресурсами.

Вместе с тем, в настоящее время актуальными все еще остаются вопросы, связанные с созданием эффективных правовых механизмов вовлечения в оборот земель, предназначенных для наиболее важных видов экономической деятельности. В частности, в отношении земель сельскохозяйственного назначения наиболее важными организационно-управленческими мероприятиями являются: вовлечение в аграрное производство неиспользуемых угодий, защита прав собственников сельскохозяйственных земель, включая долевиков, а также расширение возможностей по распоряжению земельными долями. В целом, говоря о земельных ресурсах сельскохозяйственного назначения, справедливо отметить, что наиболее остро в этой сфере стоит проблема совершенствования правового механизма предоставления земельных участков для отдельных направлений сельскохозяйственной деятельности в условиях обеспечения продовольственной безопасности государства [2].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что наиболее эффективным способом повышения уровня правового сопровождения государственного управления земельными ресурсами является учет готовности подзаконных нормативных актов при подготовке и принятии законодателем проектов соответствующих федеральных законов. Реализация предлагаемой рекомендации будет способствовать обеспечению правового механизма реализации проектируемых норм, а также способствовать разработке единой концепции развития земельного законодательства с учетом таких теоретико-методологических принципов, как принцип историзма, принцип постоянства, а также принцип стабильности в регулировании земельных отношений в России. Наряду с изучением возможности соответствующих изменений в действующее земельное законодательство необходимо рассмотреть вопрос о возможности внесения соответствующих поправок в смежные нормативно-правовое акты. В частности, речь идет об изменении действующего градостроительного законодательства в вопросах связанных с проведением комплексных кадастровых работ.

Таким образом, последовательное проведение политики правового сопровождения будет способствовать не только получению и применению достоверной и полной информации о земельных ресурсах, но и будет способствовать эффективному функционированию цивилизованного рынка земель и недвижимости, а также защите прав различного вида собственников на землю.

Библиография:

1. Беленко Д.Г. Идеологический аспект проблемы эффективного управления земельными ресурсами в России на современном этапе // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С.100-102. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/240/55373/ (дата обращения: 01.04.2020).

2. Власов В.А. Некоторые актуальные политические и правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №10. - С. 197-201.

3. Тотмин М.Д., Фролов Е.Н. Основные проблемы земельного права // Молодой ученый. - 2018. - № 49. - С.178-180. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/235/54509/ (дата обращения: 01.04.2020).

4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.12.2014 N 447-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172518/ (дата обращения: 01.04.2020).

5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" от 29.07.2017 N 280-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/ (дата обращения: 01.04.2020).

6. Aisner L.Yu., Naumov O.D., Nedelina M.G. Efficiency of land use in the Russian Federation in the post-reform period: problems and prospects // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 43, Issue 3, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/421/3/032014 (дата обращения: 01.04.2020).

References (transliterated):

1. Belenko D.G. Ideologicheskij aspekt problemy effektivnogo upravleniya zemel'nymi resursami v Rossii na sovremennom etape // Molodoj uchenyj. - 2019. - №2. -S.100-102. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL https://moluch.ru/archive/240/55373/ (data obrashcheniya: 01.04.2020).

2. Vlasov V.A. Nekotorye aktual'nye politicheskie i pravovye aspekty obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii // Vestnik KrasGAU. - 2012. - №10. - S. 197-201.

3. Totmin M.D., Frolov E.N. Osnovnye problemy zemel'nogo prava // Molodoj uchenyj. - 2018. - № 49. - S.178-180. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL https://moluch.ru/archive/235/54509/ (data obrashcheniya: 01.04.2020).

4. Federal'nyj zakon "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" ot 22.12.2014 N 447-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172518/ (data obrashcheniya: 01.04.2020).

5. Federal'nyj zakon "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah ustraneniya protivorechij v sve-deniyah gosudarstvennyh reestrov i ustanovleniya prinadlezhnosti zemel'nogo uchastka k opredelennoj kategorii zemel'" ot 29.07.2017 N 280-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/ (data obrashcheniya: 01.04.2020).

6. Aisner L.Yu., Naumov O.D., Nedelina M.G. Efficiency of land use in the Russian Federation in the post-reform period: problems and prospects // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 43, Issue 3, 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/421/3/032014 (data obrashcheniya: 01.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.