Научная статья на тему 'К вопросу о правовом режиме неналоговых доходов государственных и местных бюджетов'

К вопросу о правовом режиме неналоговых доходов государственных и местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОХОДОВ / НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / STATE BUDGET / LEGAL REGIME OF THE INCOME / NON-TAX RECEIPTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко О. Н.

Решение национальных приоритетных задач в условиях мирового финансового кризиса возможно при условии сохранения устойчивости бюджета государства. Для расширения его доходной части органы государственной власти должны использовать неналоговые поступления, поскольку увеличение налогового бремени налогоплательщиков может привести к неблагоприятной социально-политической обстановке в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL REGIME OF THE NON-TAX INCOME OF THE STATE AND LOCAL BUDGETS

The solution of national priority tasks in the conditions of world financial crisis possibly under condition of preservation of stability of the budget of the state. For expansion of its revenues public authorities should use non-tax receipts as the increase in tax burden of taxpayers can lead to an adverse sociopolitical situation in the country.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом режиме неналоговых доходов государственных и местных бюджетов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы финансового права

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

О.Н. ОНИЩЕНКО,

доцент кафедры транспортной юриспруденции МАДИ Научная специальность:12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право

E-mail: anver2903@mail.ru

Аннотация. Решение национальных приоритетных задач в условиях мирового финансового кризиса возможно при условии сохранения устойчивости бюджета государства. Для расширения его доходной части органы государственной власти должны использовать неналоговые поступления, поскольку увеличение налогового бремени налогоплательщиков может привести к неблагоприятной социально-политической обстановке в стране.

Ключевые слова: бюджет государства; правовой режим доходов; неналоговые поступления.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL REGIME OF THE NON-TAX INCOME OF THE STATE AND LOCAL BUDGETS

O.N. ONISHCHENKO,

associate professor of transport law of MADI

Annotation. The solution of national priority tasks in the conditions of world financial crisis possibly under condition of preservation of stability of the budget of the state. For expansion of its revenues public authorities should use non-tax receipts as the increase in tax burden of taxpayers can lead to an adverse sociopolitical situation in the country. Keywords: state budget; legal regime of the income; non-tax receipts.

Государственные доходы — часть национального дохода страны, необходимая для формирования финансовой основы государства в целях выполнения своих задач и функций по реализации социально-экономической политики, функционирования органов государственной власти, обеспечению безопасности населения и обороноспособности страны и т.д. Около 90% в структуре доходов государственных и местных бюджетов составляют налоговые доходы.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013—2015 гг.» отмечено, что решая задачи по снижению сырьевой зависимости, необходимо не повышать, а зафиксировать существующий уровень налоговой нагрузки и для несырьевого сектора1.

В условиях факторов риска высокой зависимости от конъюнктуры мир овых рынков энергоносителей и сырья неналоговые доходы государственных и местных бюджетов приобретают значение дополнительного гаранта сохранения устойчивости бюджета и стабильности финансовой системы государства.

Неналоговые доходы подразделяют на три уровня: федеральные, субъектов РФ (региональные) и муниципальные (местные).

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований—это поступающие в распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправле-

ния, платежи эквивалентного и штрафного характера, средства, привлеченные на добровольных началах2.

В финансово-правовой науке выделяют следующие признаки неналоговых доходов бюджетов:

1) их уплата не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйственной деятельности;

2) они уплачиваются до обращения плательщика к определенному органу власти;

3) имеют не односторонний, а двусторонний возмездный или компенсационный характер;

4) имеют в своем большинстве целевой характер, т.е. частично-целевое назначение;

5) фактом возникновения правоотношений относительно уплаты платежей может быть волеизъявление самого плательщика;

6) стороной в правоотношениях по поводу уплаты платежа может выступать и неспециализированный финансовый орган;

7) платежное обязательство возникает в момент обращения к органу государственной власти или бюджетному учреждению и прекращается в момент уплаты3.

1 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013—2015 годах». URL://http://.www.kremlin.ru.

2 Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2008. С. 266.

3 ЛевковичВ.В. Поняття I правова природа неподаткових дохода // Вкник Львiвського ушверситету. Серiя юридична, 2001. Вип. 36. С. 276—280; Музыка О.А. О критериях разграничения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов // Современные проблемы теории налогового права: мат-лы междунар. науч. конф. / под ред. М.В. Карасевой. Воронеж, 2007. С. 102, 103.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы финансового права

Данные признаки присущи большинству, но не всем неналоговым платежам. Если сравнивать правовую природу налоговых и неналоговых платежей, то можно обнаружить ряд сходных характеристик, а именно: безвозвратность, денежная форма взимания, зачисление в бюджет, финансовое обеспечение деятельности государства, законодательный характер. Отличия неналоговых платежей от налогов заключаются, во-первых, в отсутствии у последних признака индивидуальной возмездности. Во-вторых, неналоговые доходы могут иметь как добровольный, так и обязательный характер, в то время как налоги отличаются индивидуальной обязательностью. Кроме того, для неналоговых платежей не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и иные элементы налогообложения. Поскольку неналоговые платежи не имеют постоянного характера, они твердо не планируются в доходной части бюджета4. На практике расчет ожидаемых поступлений от неналоговых доходов осуществляется на основе поступлений предыдущего года5.

Сравнительно-правовой анализ налоговых и неналоговых платежей, позволяет сделать вывод о том, что их правовая природа различна, это и определяет правовой режим этих видов государственных доходов. Как отмечалось ранее, в основу того или иного правового режима положен предмет и метод правового регулирования, содержание которого, в свою очередь, определяется средствами правового регулирования. Поэтому различие правовых режимов налоговых и неналоговых доходов определяется их содержанием, а именно социально-экономической сущностью этих видов доходов и средствами правового регулирования их поступления в бюджет.

Анализ правовой природы государственных доходов, на наш взгляд, позволяет сделать вывод, что при финансовом обеспечении выполнения задач и функций государства недостаточно полно используются возможности механизма правового регулирования государственных доходов, в частности, не в полной мере задействован метод планирования неналоговых доходов.

В литературе были высказаны предложения, направленные на увеличение объемов: повысить эффективность использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулировать наращивание прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществить продажу неэффективной муниципальной

собственности инвесторам, что будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов6.

Предложенные Е.Л. Ермаковой меры, направленные на повышение эффективности управления неналоговыми доходами бюджета РФ, на наш взгляд, будут способствовать повышению доли неналоговых доходов в бюджете. Данные проблемы необходимо решать сегодня, поскольку постоянно растущие потребности государства обуславливают необходимость увеличения финансовой обеспеченности государственных расходов. Как отмечается в литературе, увеличение доходов бюджета возможно либо за счет установления новых источников поступлений либо за счет расширения существующей базы доходов7.

Воплощение первого из названных вариантов вряд ли целесообразно, поскольку введение новых обязательных платежей в пользу государства имеет ряд негативных социально-экономических последствий. Это и повышение социальной напряженности, вызванное недовольством населения в связи с усилением налогового бремени или финансовой нагрузки в целом. Рост налогов неизбежно приводит к спаду производства, снижению уровня сбережений, что отражается на инвестиционных возможностях экономики, уменьшении потребительского спроса. Также увеличение налоговой нагрузки провоцирует сокрытие доходов от налогообложения и вывоз капитала на территории с благоприятными налоговыми режимами. Макроэкономические последствия данных мер — общий экономический спад8. Соответственно, рост доходной части бюджета будет временным.

Наиболее предпочтительным способом расширения доходной базы государственного бюджета, как отмечалось в литературе, является увеличение поступлений от существующих источников. Развитие экономических отношений показало, что с ростом ВВП величина собираемых налогов возрастает (в абсолютных цифрах) даже при неизменном уровне налого-

4 Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2002. С. 443.

5 Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999. С. 293.

6 Ермакова Е.Л. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 15.

7 Карасев В.А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов государственного бюджета РФ: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 58.

8 Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В.К. Сен-чагова, А.И. Архипова. М., 2001. С. 177—179.

№ 8 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

73

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы финансового права

обложения, т.е. без увеличения налоговых ставок или отмены налоговых льгот. Напротив, в условиях экономического спада, финансового кризиса доходы бюджета резко сокращаются. Основными способами укрепления доходной базы являются экономическая и финансовая стабилизация, создание условия для экономического роста, стимулирование инвестиционной активности и увеличения доли накоплений в ВВП. Для этого необходимо снижение налоговой нагрузки9.

О совершенствовании налоговой системы говорил в своем выступлении В.В. Путин, отмечая, что «требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, ...в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени»10.

По мнению А.А. Ялбулганова, «только благодаря увеличению неналоговых доходов федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета и в этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов»11.

Повышение доходов государственного бюджета при снижении налогового бремени за счет общего экономического роста происходит постепенно, и на какое-то время налоговые доходы бюджета могут снижаться. В таких условиях, чтобы обеспечить финансирование расходов государства в максимальном объеме, необходимы «альтернативные» источники бюджетных доходов. У государства, по мнению В.А. Карасева, есть две возможности сохранить баланс между доходами и расходами на период временного снижения налоговых поступлений, связанных с либерализацией налоговой системы: задействовать инструмент государственного кредита или увеличить поступления от неналоговых источников12. Неналоговые поступления, являясь составной частью доходов бюджета, должны быть в максимальной степени задействованы для обеспечения финансирования государственных расходов. Несмотря на рост неналоговых доходов, в структуре бюджета их доля меньше, чем налоговых доходов, что отчасти является следствием неэффективного механизма их увеличения. В этой связи Е.Л. Ермакова справедливо отмечала: «Во многом финансовый потенциал неналоговых доходов не задействован по причине нежелания государственного аппарата, активизировать деятельность по аккумулированию неналоговых доходов в бюджет. Наиболее показательно в данном случае, неэффективное управ-

ление государственным имуществом, доходы от использования которого, составляют значительную часть от всех неналоговых поступлений в бюджет. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, в РФ — менее 1% ВВП, в РФ данная составляющая бюджетных доходов на протяжении последних лет не превышает 8% совокупных доходов»13.

Налоги, сборы и государственные пошлины обладают рядом сходных характеристик, но также имеют существенные отличия. Соглашаясь с выводами, к которым пришел С.Я. Боженок, о том, что «ряд платежей, отнесенных в законодательстве к налогам, не обладает всеми неотъемлемыми признаками налоговых платежей, и являются, по сути, сборами (фискальны-ми)»14, автор полагает, что государство стремится увеличить доходы бюджета посредством публично-правовых механизмов, а не частноправовых, что вряд ли соответствует природе рыночных отношений.

Нами поддерживается предложение С.Я. Боженка выделить «сборы, предусмотренные законодательством, наравне с фискальными сборами, содержащимися в других нормативных правовых актах, в самостоятельную группу источников доходов государства, распространив на них в основном финансово-правовой режим неналоговых платежей»15.

Органы государственной власти должны стремиться к эффективному использованию возможностей для расширения доходной части бюджета за счет неналоговых поступлений, поскольку увеличение налогового бремени может привести к неблагоприятной социально-политической обстановке в стране. Точно было подмечено И.И. Янжулом что «финансы и их организация, .имеют громадное политическое значение, оказывая не только косвенное, но и прямое влияние на все государственное устройство и управление»16.

9 Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 2001. С. 100.

10 Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.» от 8 февраля 2008 г. URL://http://.www.kremlin.ru.

11 Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в РФ: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. № 5. С. 31.

12 Карасев В.А. Указ. соч. С. 59.

13 Ермакова Е.Л. Указ. соч. С. 15.

14 Боженок С.Я. Правовое регулирование неналоговых доходов государственных и местных бюджетов: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 39.

15 Боженок С.Я. Теоретико-правовые основы регулирования системы доходов государственных и местных бюджетов РФ: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 31.

16 ЯнжулИ.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.