Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании распоряжения имуществом Федерального государственного унитарного предприятия'

К вопросу о правовом регулировании распоряжения имуществом Федерального государственного унитарного предприятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
944
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИМУЩЕСТВО / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ / СОБСТВЕННИК / НЕДВИЖИМОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / UNITARY ENTERPRISE / PROPERTY / ECONOMIC MAINTAINING / OWNER / REAL ESTATE / HEAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минаев В. В.

В статье рассмотрены основные вопросы совершения сделок федеральными государственными унитарными предприятиями по распоряжению имуществом, переданным в управление, в том числе крупных сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF LEGAL REGULATION OF THE ORDER BY FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE PROPERTY

In article the main questions of transactions by the federal state unitary enterprises for the order the property transferred in management, including large deals are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании распоряжения имуществом Федерального государственного унитарного предприятия»

(программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждают стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет9.

Относительно внутреннего контроля в рамках проведения контроля за корпоративным управлением федеральной собственностью необходимо отметить, что в Кодексе корпоративного управления под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества.

Процедуры внутреннего контроля включают, прежде всего, мероприятия по осуществлению операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций, управлению рынками.

Для осуществления внутреннего контроля в хозяйственном обществе создается контрольно-ревизионная служба, или функции внутреннего контроля возлагаются на бухгалтерию. В крупных обществах под эгидой совета директоров создаются комитеты по аудиту

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Предусмотренная Федеральным законом «Об акционерных обществах» компетенция ревизионной комиссии (ревизора) может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определенных

уставом общества.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором, во-первых, подтверждается достоверность данных отчетов и иных финансовых документов общества; во-вторых, содержится информация о фактах нарушения установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия комитетов по аудиту и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства. Еще одним важным фактором является то, что Федеральный закон «Об акционерных обществах» не содержит каких-либо положений в отношении ответственности членов ревизионных комиссий за осуществляемые ими функции (при наличии такой ответственности у членов совета директоров).

В Кодексе корпоративного поведения под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества; процедуры внутреннего контроля включают прежде всего мероприятия по осуществлению операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций, управление рынками. Для осуществления внутреннего контроля в хозяйственном обществе создается контрольно-ревизионная служба или функции внутреннего контроля возлагаются на бухгалтерию. В крупных обществах под эгидой совета директоров создаются комитеты по аудиту.

9 Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ, 15.04.2002, № 15, ст. 1440

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Минаев В.В., первый проректор - проректор по учебной работе РГГУ, заведующий кафедрой мировой политики и международных

отношений РГГУ, д.э.н., профессор

В статье рассмотрены основные вопросы совершения сделок федеральными государственными унитарными предприятиями по распоряжению имуществом, переданным в управление, в том числе крупных сделок.

Ключевые слова: унитарное предприятие, имущество, хозяйственное ведение, собственник, недвижимость, руководитель.

TO A QUESTION OF LEGAL REGULATION OF THE ORDER BY FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE PROPERTY

Minaev V., The first vice rector - the vice rector for Education, the Doctor of Economics, the professor

In article the main questions of transactions by the federal state unitary enterprises for the order the property transferred in management, including large deals are considered.

Keywords: unitary enterprise, property, economic maintaining, owner, real estate, head.

Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

При этом правовой режим в деятельности федерального государственного унитарного предприятия проявляется в определении правил учета конкретного имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, его переоценки и т.д.

Установление единого правового режима в отношении отдельных видов имущества (основных и оборотных средств, фондов,

резервов, имущественных и неимущественных прав и обязанностей) объясняется в первую очередь публичными интересами, заставляющими унифицировать данные нормы в целях:

- создания однотипного решения вопросов налогообложения;

- формирования единых институтов хозяйствования (например, одинакового правового значения уставного, резервного капитала и пр.).

Примечательно, что правовые аспекты распоряжения имуществом федерального государственного унитарного предприятия, содержащиеся в ст. 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»2, указывают лишь на незначительные нормы, регулирующие общие положения данных правоотношений.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Все остальные положения данной статьи посвящены ограничениям распоряжения имуществом федерального государственного унитарного предприятия, о чем будет сказано дополнительно ниже.

Действительно, в изложенной норме обнаруживаются различия между правом собственности и правом хозяйственного ведения, в котором, наряду с правомочиями владения и пользования, правомочие распоряжения также имеет место, но оно ограниченно.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия. Исходя из положений гл. 19 ГК РФ, а также некоторых норм Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», можно сделать вывод, что государственные (муниципальные) предприятия наделены обширными полномочиями в сфере управления финансовыми потоками предприятия, в том числе и в сфере принятия решений о направлениях использования прибыли, полученной в ходе использования закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества3.

Необходимо отметить, что в Примерном уставе федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения4, закреплено, что предприятие распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия в соответствии с программой деятельности.

Федеральным государственным унитарным предприятиям предоставляется право самостоятельного распоряжения движимым имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения.

Для уяснения сути данного правомочия государственных (муниципальных) предприятий необходимо уяснить несколько момен-тов5:

1) во-первых, движимым имуществом, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, признаются любые вещи, не относящиеся к недвижимости. Следовательно, государственные (муниципальные) предприятия могут свободно в рамках гражданского оборота распоряжаться деньгами, ценными бумагами, имущественные правами, интеллектуальной собственностью и иными вещами: оборудованием, инвентарем, сырьем и т.п. - полученными ими в ходе использования имущества собственника;

2) во-вторых, распоряжение имуществом означает основанную на законе возможность изменять принадлежность, состояние и назначение имущества6, в частности в результате актов распоряжения имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог; сдача на хранение и т.д.;

3) в-третьих, ключевым моментом является понятие самостоятельности государственного (муниципального) предприятия при

распоряжении им движимым имуществом (хозяйственной самостоятельности).

При этом хозяйственная самостоятельность представляет собой обеспеченную нормами права возможность независимо принимать хозяйственные решения, совершать любые не запрещенные законом действия, в т.ч. связанные с риском7. Конечно, полной хозяйственной самостоятельностью обладают лишь собственники имущества, но в ситуации, когда собственник закрепляет свое имущество на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, следует вести речь

об ограниченной хозяйственной самостоятельности как со стороны собственника имущества (теряет права владения и пользования имуществом), так и государственного (муниципального) образования.

Степенью хозяйственной самостоятельности определяется и объем имущественной ответственности: как известно, государственные (муниципальные) предприятия отвечают по своим обязательствам самостоятельно.

Таким образом, государственное (муниципальное) предприятие вправе свободно и независимо принимать хозяйственные решения, связанные с отчуждением денег, ценных бумаг, имущественных прав и других видов движимого имущества, за исключением тех вещей, оборот которых ограничен применительно к деятельности федерального государственных унитарных предприятий.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, федеральное государственное унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. В ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»8 установлен перечень лицензируемых видов деятельности. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности устанавливается соответствующими нормативными актами Российской Федерации.

Из содержания абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК РФ следует, что федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ не вправе каким-либо образом (в том числе путем издания нормативных актов) ограничивать права государственного унитарного предприятия по распоряжению принадлежащим ему движимым имуществом.

До принятия ГК РФ ограничения права полного хозяйственного ведения устанавливались, в основном, в договоре о передаче имущества, заключаемом между предприятиями и уполномоченным собственником органом.

За пределами ограничений, установленных в законе, правовых актах и уставе предприятия, государственное унитарное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Таким образом, денежные средства и остальное имущество (движимое) могут использоваться предприятием в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций создаваемого общества либо для приобретения акций действующего акционерного общества по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, регулирующими деятельность данного предприятия.

В общих чертах полагаем, следует указать, что в соответствии со ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» федеральное государственное унитарное предприятие вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, но с согласия собственника.

Сделки, совершенные предприятиями по отчуждению имущества вопреки названным ограничениям, являются недействительными (ничтожными). Поскольку согласно ст. 49 ГК РФ устанавливается принцип специальной (целевой) правоспособности федеральных государственных унитарных предприятий, действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собствен-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301

2 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746

3 См.: Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ №О государственных и муниципальных унитарных предприятиях№ (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008

4 Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения» // Российская газета, № 225, 07.10.2005

5 См.: Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ №О государственных и муниципальных унитарных предприятиях№ (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008

6 См.: Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2007

7 См.: Маньковский И.А. Теории сущности юридического лица: история развития и современные научные подходы // Российский юридический журна, № 4, 2010. - С. 117 - 126.

8 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716

ника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.

Тем не менее, если действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований п. 2 ст. 295 ГК РФ, по реализации закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием.

По нашему мнению, в деятельности федеральных государственных унитарных предприятий большое значение имеет совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, поскольку в результате таких сделок существенным образом изменяется имущественная база деятельности такого предприятия. Следует отметить, что такие сделки совершаются исключительно с согласия собственника, при отсутствии которого признаются недействительными.

Относительно понятия крупной сделки ст. 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет, что крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

В данном аспекте необходимо отметить, что взаимосвязанность подобных сделок в рамках совершения федеральным государственным унитарным предприятием будет обусловлена следующими признаками9 :

- заключением с одним и тем же лицом либо с аффилированными лицами одного лица;

- заключением одновременно или в короткий промежуток времени;

- заключением однотипных сделок в ограниченный период времени и в отношении имущества предприятия, составляющего единый технологический комплекс;

- заключением сделок в отношении однородного имущества либо имущества разнородного, но предполагающего его использование по одному назначению;

- наличие единой хозяйственной цели и единых обстоятельств заключения сделок.

Кроме того, поскольку критерий взаимосвязанности в законодательстве не раскрыт, государственные органы могут трактовать данный критерий достаточно широко: взаимосвязь может определяться по поставщику (исполнителю), типу сделок, виду имущества и прочим основаниям10.

Следует отметить, что в рамках Федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» крупными не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

В то же время согласно положениям Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» все сделки, подпадающие под критерии крупных сделок, должны осуществляться только с согласия соответствующего публичного соб-

ственника11.

Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете»12 оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Необходимо отметить, что п. 3 ст. 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает, что решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия, то есть одобрение происходит не самой сделки, а решения о ее совершении. Если крупная сделка федерального государственного унитарного предприятия не получает одобрения собственника имущества, то она признается ничтожной13.

По вопросу о возможности последующего одобрения собственником решения о совершении крупной сделки в арбитражной практике имеются две позиции. В соответствии с первой позицией последующее одобрение сделки собственником имущества предприятия исключает недействительность такой сделки. Согласно второй позиции только предварительное одобрение крупной сделки можно считать надлежащим14.

Кроме того, согласие собственника на принятие решения федеральным государственным унитарным предприятием относительно крупной сделки должно содержать конкретные ее параметры, предмет и сведения о согласовании иных существенных условий согласуемой сделки, в таком случае одобрение на совершение сделки будет полным и комплексным, и не будет вызывать сомнения у контролирующих органов и различных судебных инстанций.

Немаловажным также является и порядок, и условия заключения сделок федерального государственного унитарного предприятия с заинтересованностью.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия. Причем данная статья распространяется только на сделки с заинтересованностью, которые совершаются руководителем федерального государственного унитарного предприятия, но не другими его работниками.

В этом отличие сделки с заинтересованностью унитарного предприятия от сделок с заинтересованность коммерческих организаций других организационно-правовых форм. Например, для обществ с ограниченной ответственностью в соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» наличие заинтересованности в совершении сделки имеет место не только когда в сделке заинтересовано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, но и когда заинтересованы члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества или участник общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества15.

9 См.: Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009

10 См.: Хохлова Г. Отдельные вопросы согласования сделок с движимым имуществом унитарного предприятия // Хозяйство и право, № 6, 2005. - С. 81 - 86

11 См.: Беднов О.В. Правовые основы создания государственных унитарных предприятий в Российской Федерации // Безопасность

бизнеса, № 2, 2006

12 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ, 25.11.1996, № 48, ст. 5369

13 См., например: Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2011 № КГ-А41/18204-10 по делу № А41-12924/10 // Документ официально не опубликован. - СПС КонсультантПлюс; Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2010 № КГ-А40/15628-10 по делу № А40-9509/10-59-78 // Документ официально не опубликован. - СПС КонсультантПлюс

14 См.: Попова Л.В. Вопрос-ответ: ФГУП без согласия собственника имущества унитарного предприятия совершило сделку, являющуюся для предприятия крупной. Может ли такая сделка быть одобрена собственником после ее совершения? Каковы последствия совершения такой сделки без согласия собственника имущества унитарного предприятия? // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010

15 См.: Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009

16 См.: Курашко А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика, № 8, 2006

В соответствии с нормами ст. 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

• являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

• владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

• занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

• в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

- о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

- о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;

- об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия, то есть является оспоримой.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с нормами Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» введен правовой механизм, который пресекает возможность злоупотребления юридически значимыми действиями со стороны руководителей унитарных предприятий. При этом ничего не говорится о возможных злоупотреблениях иных государственных должностных лиц (в том числе представителей публичного собственника по отношению к самостоятельному юридическому лицу)16, что требует дополнительного регулирования в законодательстве с целью включения в процессы обсуждения каких-либо значительных решений, наряду с собственником, единоличного руководителя трудового коллектива унитарного предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ОБЛАДАТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Рыльская М.А., начальник отдела исследования проблем информационной безопасности НИЦ ГКОУ «Российская таможенная

академия», д.ю.н., доцент

В статье рассмотрены правовые аспекты применения мер ответственности за нарушения в сфере реализации прав обладателя коммерческой тайны, в том числе меры гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной и административной ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: ответственность, коммерческая тайна, конфиденциальная информация, защита, трудовые правоотношения.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS OF THE OWNER OF A TRADE SECRET

Rylskaya M., Head of department of research problems of information security at Research Center «Russian customs academy», doctor of

law, assistant professor

In article legal aspects of application of measures of responsibility for violations in the sphere of realization of the rights of the owner of a trade secret, including a measure of civil-law, disciplinary, criminal and administrative responsibility are considered.

Keywords: responsibility, trade secret, confidential information, protection, labor legal relationship.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть этого понятия и использовавшие ключевое слово «тайна»1. Современное российское законодательство, несмотря на наличие огромного числа тайн, не содержит определения понятия тайны, нет его и в юридической литературе. В.И. Даль толковал слово «тайна» как все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, не оглашаемое2.

Необходимо различать конфиденциальную информацию или сведения конфиденциального характера и коммерческую тайну. Сведения, имеющие конфиденциальный характер, - понятие более широкое, обозначающее все сведения, доступ к которым ограничен в законодательном порядке: коммерческая, служебная, государственная тайна и т.д.

Состав конфиденциальной информации закреплен в ряде нор-

мативно-правовых актов, однако, по мнению В.Н. Лопатина, проработка ключевых составляющих была проведена недостаточно глубоко: «Эту попытку упорядочить состав конфиденциальной информации нельзя признать удачной, ибо данный перечень может быть утвержден только законом в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права»3.

Одним из таких актов является Гражданский кодекс Российской Федерации4 (далее - ГК РФ), который использует термин «коммерческая тайна». Ряд особенностей содержания и правового регулирования коммерческой тайны обусловлен свойствами информации. ГК РФ впервые назвал информацию в качестве одного из объектов гражданских прав, но не дал определения того, что же собственно понимается под информацией. Легальное понятие категории «информация» изложено в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5. В соот-

1См.: Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве // Законодательство и экономика. - 2002. - № 11.

- С. 60.

2См.: Толковый словарь русского языка Современное написание / В.И. Даль. - М., 2001.- С 843.

3См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. - СПб.: Фонд «Университет», 2000. - С 85.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301

5 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.