Научная статья на тему 'К вопросу о правовом положении саамов в Королевстве Швеция'

К вопросу о правовом положении саамов в Королевстве Швеция Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
LEGAL POSITION / LEGAL STATUS / SAAMI / INDIGENOUS PEOPLE / CULTURE / PARLIAMENT / SAAMI PARLIAMENT / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голованов М. О., Прокина У. В.

В статье проделан анализ правового положения народа саамы в Швеции, для которой данный народ является коренным. В ходе исследования было проанализировано действующее законодательство Швеции, регулирующее правовой статус саамов, а также их непосредственное взаимодействие с остальным обществом и государственной властью. Выявлены различные формы участия саамов в государственной жизни, степень их вовлечения в систему выборов и важность их голоса. На основе проведенного исследования были сделаны выводы о правовом положении саамов в прошлом и настоящем, а также проведена параллель на основе исторических фактов и официальной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом положении саамов в Королевстве Швеция»

УДК 34. 4414

Юридические науки

Голованов М.О., преподаватель кафедры государственного и

административного права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» e-mail: primeminister12@yandex. ru Прокина У.В., студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» e-mail: prokinayl@gmail. com

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СААМОВ В КОРОЛЕВСТВЕ ШВЕЦИЯ

Аннотация: В статье проделан анализ правового положения народа саамы в Швеции, для которой данный народ является коренным. В ходе исследования было проанализировано действующее законодательство Швеции, регулирующее правовой статус саамов, а также их непосредственное взаимодействие с остальным обществом и государственной властью. Выявлены различные формы участия саамов в государственной жизни, степень их вовлечения в систему выборов и важность их голоса. На основе проведенного исследования были сделаны выводы о правовом положении саамов в прошлом и настоящем, а также проведена параллель на основе исторических фактов и официальной документации.

Ключевые слова: Правовое положение, правовой статус, саамы, коренной народ, культура, парламент, саамский парламент, государственные органы.

Annotation: In this article analyzes the legal status of the Saami people in Sweden, for which the people are indigenous. The study analyzed Swedish legislation in force, which regulates the legal status of the Saami, as well as their direct

interaction with the rest of society and state power. Various forms of Saami participation in public life, the degree of their involvement in the election system and the importance of their voice are revealed. Based on the study, conclusions were drawn on the legal situation of the Saami in the past and present, and a parallel was drawn based on historical facts and official documentation.

Key words: Legal position, legal status, Saami, indigenous people, culture, parliament, Saami Parliament, authorities.

Обращаясь к вопросу о правовом статусе такого народа как Саамы, прежде всего, стоит сказать, что данная тема актуальна на сегодняшний день, так как вопросы о правовом положении малочисленных коренных народов всего мира активно обсуждаются в различных областях исследований на протяжении многих десятилетий. Не стали исключением и саамы: это относительно небольшая по численности этническая группа, исторически коренное население современной Швеции, Норвегии и Финляндии. Невозможно не говорить о них именно сегодня, когда совсем недавно была принята Саамская конвенция северных стран и мы стоим на пороге изменения правового положения этого малочисленного народа. И именно сейчас стоит взглянуть на проблему правового статуса саамов в ретроспективе и проследить, какие изменения и трудности претерпевал этот народ при ущемлении своих законных прав. Проблемой на протяжении многих лет было и то, что постепенно, под давлением других этносов и всемирной унификации, эта народность преобразовывается в, так сказать, отшельников, не имеющих собственной территории и государственности. Но, несмотря на это, саамы вплоть до XX века сумели сохранить во многом неизменным свой традиционный уклад жизни, свою духовную культуру, язык. При всем этом саамы на современном этапе имеют устойчивое правовое положение и активную гражданскую позицию. Опыт сохранения культурной идентичности в непростых условиях политики ассимиляции и радикальной смены жизненного

уклада, такой как переход от полукочевого к городскому образу жизни интересен как с точки зрения истории, так и с точки зрения права.

Саамы - исконное население Севера Европы. В прошлом они являлись кочевым народом, вели свою жизнедеятельность на обширных пространствах. Теперь значительная часть их земель вошла в состав четырёх соседних стран: Швеции, Финляндии, Норвегии и России [5, с.84]. А в пограничье между этими странами сохранились саамские поселения. В каждой из этих стран по решению властей выделяются саамские территории. Особенность правового положения саамов состоит в том, что они являются одновременно и коренным народом, и этническим меньшинством. Именно такой социально-правовой статус саамов (indigenous people and minority) закреплен в законодательствах Норвегии, Финляндии и Швеции [8, с. 174].

Шведское саамское население составляет примерно 20 тыс. человек. Во всех местах компактного проживания саамы составляют меньшинство по отношению к численности населения территории их проживания, а не только по отношению к общей численности населения страны. Большое количество саамов живет в Стокгольме. Соответственно, они не ведут традиционный образ жизни, и поэтому сохранение их этнической идентичности отличается от аналогичного процесса у саамов, ведущих традиционный образ жизни. Именно данным обстоятельством объясняются особенности их статуса и проблемы этого регулирования [6, с.85].

Для того чтобы понять сущность данной проблемы, необходимо рассмотреть её в историческом аспекте. С 1800-х годов и до второй мировой войны основные задачи национальной политики в скандинавских странах были направлены на ассимиляцию саамов. Из этого исходило, что саамы должны были заменить свои собственные культурные традиции и языки на модели поведения и языки, установленные в странах их проживания. В таких условиях саамам чрезвычайно трудно было сохранять свою уникальность. Культура, язык и способы хозяйствования саамов считались препятствиями для объединения нации в единое государство и общего развития общества. Не

стоит умалять и тот факт, что данная политика применялась неравномерно: к примеру, Швеция в начале ХХ века провела сегрегацию для саамских оленеводов, но в то же время вела ассимиляционную политику по отношению ко всем остальным саамам. Большое различие наблюдалось и в интенсивности попыток властей подавить язык и культуру саамов. Саамы за пределами Швеции были подвергнуты ещё более жесткой политике ассимиляции, чем саамы, живущие в стране [3, с.28]. В конечном счёте, по окончании Второй мировой войны идеология ассимиляции со стороны государственной власти ослабила свои позиции и отношение к саамам стало более терпимым. Конвенция по правам человека ООН 1948 года одобрила принцип универсального права каждой личности. Поэтому с ростом благосостояния в скандинавских странах, таких как Швеция, в послевоенное время принципы равенства распространились на признание прав всех граждан. И впоследствии, культурная или этническая унификация утратили какое бы то ни было значение. К этническим группам и меньшинствам стали относиться лояльно.

Между тем на государственном уровне приняли решение, что игнорировать этнические различия будет неправильно. Появилась позиция, что граждане могут иметь совершенно полярное культурное происхождение по отношению установленной в обществе культуре большинства. Это признание стало большим шагом, который изменил в положительную сторону отношения между Швецией и саамами. Они потребовали коллективных прав, основанных на их статусе как одной, именно коренной, народности. При этом важным условием было то, что они имеют культурное единство и что «районы их исторического проживания были инкорпорированы в государство с помощью использования применяемой с разным уровнем силы» [4, с.149]. Отношения между Швецией и этим коренным народом со временем изменились. И после установления саамских парламентов национального уровня скандинавские государства приняли принцип групповых прав. Также это смогло привести к структурным изменениям в государственных политических системах. Таким образом, по мере углубления взаимопонимания между государствами и

коренными народами, наметились сдвиги в трактовке представительства на выборах большинства. Стало ясно, что если предоставлять право равного голоса в многонациональном обществе, то этнические меньшинства неминуемо будут оказываться в положении политического меньшинства, зависеть от желаний большинства. Были сделаны попытки более активного вовлечения саамов в политическую жизнь [2].

В настоящее время наблюдается позитивное развитие отношений в саамском вопросе. В последнее десятилетие проблемы правового статуса саамов получали большой отклик в средствах массовой информации, им уделялось больше внимания на государственных политических совещаниях, чем раньше. Наступили изменения на законодательном уровне, был принят ряд законов и решений, которые формально улучшили права саамов. Эти структурные изменения создали новые предпосылки для политической активности саамов и придали им гораздо больше политических прав, чем раньше.

В 1992 году Швеция утвердила Закон об Ассамблее Саамов (Swedish Constitutional Convention). Данный закон координирует деятельность саамского парламента и устанавливает его как государственный орган, а именно как административный орган государства. Швеция не признала саамов как коренную народность по закону. Вопрос о ратификации Конвенции МОТ № 169 по коренным и племенным народностям в независимых государствах на протяжении вот уже многих лет и по сей день не решён. Также 2 декабря 1999 года шведский парламент ратифицировал конвенцию Европейского Совета по охране национальных меньшинств. Согласно этой конвенции, в качестве традиционных языков в Швеции признаны саамский, финский и торнедало-финский, гражданам разрешается использовать эти языки в суде и при взаимодействии с административными органами власти в тех географических районах государства, где они всё ещё используются. Использование этих языков также возможно в детских садах и домах престарелых.

Отдельной ступенью, дающей саамам одинаковые права наравне с другими гражданами, стала возможность участия в государственных выборных органах. В Швеции саамы отказались участвовать в партиях как реальной альтернативе к политической власти, в то время как в Норвегии между государственными институтами и саамскими есть много общего. Эти отличия стали уже очевидны на первом всесаамском совещании в Трондейме в 1917 году, когда подавляющее большинство шведских саамов выступило за проведение политики, независимой от партийной. Финские саамы участвуют в общенациональных партиях гораздо активнее, чем шведские, но менее наступательны в развитии саамской политики внутри этих форумов, чем норвежские [2].

Что же касается избирательного права саамов в Швеции, то стоит обратиться к истории и вспомнить, что всеобщее избирательное право было введено в Швеции в 1908-1910 годах для мужчин и в 1918-20 годах для женщин. Но, если говорить о саамах, то стоит обратиться к историческим исследованиям Рольфа Сйолина. До 1910 года право голоса было связано с собственностью и выплатой налогов. Шведская политика в то время была направлена на сегрегацию саамских оленеводов и ассимиляцию остальных саамов. Это означало, что саамы, осевшие на земле и имевшие собственность или постоянный, налогооблагаемый доход, формально имели те же права, что и шведское население, в том числе избирательное право. Саамские оленеводы, однако, не платили налоги и, следовательно, не имели формального права голоса, хотя на практике это в разных муниципалитетах реализовывалось по-разному [3, с.55]. Уже после 1910 года все саамские мужчины получили общее избирательное право в равной степени с остальным мужским населением Швеции. Между тем, если саамы не платили налоги, не несли военную службу или не получали социальные выплаты по бедности, право голоса для них оставалось ограниченным. Поэтому в период временных рамок с 1910 по 1924 годы степень вовлечённости саамов в выборы была крайне низкой. Причём и среди тех, кто подходил всем избирательным предписаниям. И только в 1960-х

годах ситуация кардинально изменилась, когда усовершенствовались системы коммуникации и всё больше саамов-оленеводов осело на месте, отойдя от кочевого образа жизни. Не стоит упускать из внимания тот факт, что со времени получения общего избирательного права и по сей день ни один саам никогда не избирался в шведский парламент. Несмотря на то, что дважды вносились предложения о представительстве саамов в парламенте: первый раз в 1920-м и второй в 1930-м годах. Успехом ни та, ни другая попытка не увенчалась. Больше в Шведский парламент ни одного письменного требования о представительстве саамов не поступало. Шведские власти пытались показать себя заинтересованными в участии саамов в политической жизни государства. Поэтому провели два саамских собрания, чтобы выяснить и учесть мнение саамов относительно законов, предлагаемых к рассмотрению и принятию в парламенте, в 1937-м и 1948-м годах. Это были лишь два отдельных случая на фоне постоянных государственных репрессий и отказов саамам в их правах как народности. Такое положение дел наблюдалось вплоть до недавнего прошлого.

Немаловажной частью в исследовании правового положения саамов в Швеции является их партийное участие на общегосударственном уровне. Что касается сотрудничества саамов с общегосударственными партиями, то эта идея была отвергнута коренным народом ещё на первом всесаамском съезде в Трондхейме в 1917 году. Та же история повторилась и на следующий год (1918) в Устерзунде, на первом национальном съезде саамов Швеции, где прошло голосование по данному вопросу и большинство участников проголосовало против участия в партийной политике. Стоит ли говорить, что основная причина такого решения саамов может иметь свои корни в глубоком и давнем конфликте между искомой культурой и бытом саамского народа и непривычно-нового для них уклада жизни. Еще одной причиной может быть решение саамов придерживаться партийного нейтралитета, не желая участвовать в партийной жизни, возможно считая, что так у них будет больше свободы влияния на процесс принятия решений властью, не неся какой-либо партийной ответственности. Но такое решение не сыграло им на руку, и из-за того, что

саамы избрали нейтральную позицию в политике, они чрезвычайно редко попадали в избирательный список кандидатов. Поэтому в парламенте не было никого, кто знал бы положение и проблемы саамов, того, кто бы мог решать вопросы их правового положения. К сожалению, шведские саамы не решали своих проблем через государственные политические партии национального уровня. Их участие в выборах было мимолётным и безрезультатным. Тот круг вопросов, что рассматривался в парламенте саамами, исчерпывался в основном хозяйственными делами, не затрагивая отдельных вопросов, учитывающих саамское положение в целом. В настоящее время у шведских саамов не очень большие связи с общенациональными шведскими партиями. В таких партиях или очень мало, или совсем нет саамов, которые могли бы активно и систематически работать над вопросами саамской политики и улучшать статус народа. В то же время существует ряд партий, поддерживающих саамские политические программы.

Наряду с общегосударственным парламентом Швеции, вот уже многие годы существует парламент саамов. Все началось в 1945 году, когда появилась первая организация саамов, ставшая предпосылкой к созданию парламента народа. Первой организацией стала Same Atnam (Национальная Ассоциация Самиланд). Первостепенной задачей этой организации было отстаивание саамских интересов, не включая вопросов оленеводства. В 1950 году была образованна вторая организация, называвшаяся Национальный союз шведских саамов (SSR). В свою очередь, деятельность данного «союза» напрямую была направлена на решение проблем, связанных с оленеводством. Обе организации были представлены в государственных комитетах, занимающихся проблемами саамов. Помимо этих организаций, в 1963 году была организована Шведская ассоциация саамской молодежи, а после, в 1980 году, - Шведский союз саамов. Забегая вперёд, стоит отметить, что ещё больше подобных организаций в Швеции появилось после создания саамского парламента.

В 1981 году Национальная Ассоциация Самиланд и Национальный союз шведских саамов в двух письмах к правительству выдвинули требование

создании в Швеции саамского парламента. После рассмотрения шведским правительством саамского вопроса было решено принять закон о создании саамского парламента. И в 1992 году вступает в силу закон об ассамблее саамов [7, с. 21]. Но надо сказать, что из всех скандинавских стран в Швеции позже других появился парламент саамов (в Финляндии это произошло в 1972 году, в Норвегии - в 1989-м, в Швеции только лишь в 1993-м).

Что касается других требований коренного народа, таких как конституционное признание статуса саамов как коренной народности или ратификация конвенции МОТ № 169, не были удовлетворены. На волне прошедших событий первый президент саамского парламента обобщил ситуацию так: «все эти благие намерения признать саамов как народность и дать им некоторую самостоятельность не идут дальше введения закона о саамской ассамблее, целью которого является просто регулирование этой ассамблеи» [1, с. 37].

Первая ассамблея саамского парламента в Швеции была созвана 26 августа 1993 года в городе Кируна, на этой церемонии присутствовали король и королева Швеции.

Саамский парламент имеет большое значение для коренного населения Швеции. Подразумевается, что усиление влияния шведских саамов будет осуществляться прежде всего через саамский парламент. Это неплохие перспективы для саамов, но это слишком сложная задача для малочисленного народа, исходя из того, что саамская ассамблея в Швеции имеет крайне узкую формальную структуру для проведения глобальных политических акций, к тому же, шведские власти определяют этот парламент только как государственный административный орган; мала вероятность того, что он в силах взаимодействовать наравне со шведскими властями. Но, несмотря на столь неутешительные выводы, шведские саамские организации имеют опыт работы со шведскими властями напрямую как через лоббирование, так и через различные переговоры. Есть мнение, что их позиция ослабевает, исходя из того, что такого рода функции в последнее время берёт на себя саамский парламент.

Но не стоит умалять тот факт, что эти организации принимают участие в саамском парламенте через свои собственные политические партии, а значит всё же есть шанс саамской ассамблеи выйти на более высокий уровень взаимодействия со Шведским парламентом.

Ко всему прочему, не стоит опускать тот факт, что в январе 2017 года произошло большое для всего саамского мира событие. Одиннадцать лет переговоров между Швецией, Финляндией и Норвегией привели к тому, что 13 января 2017 года было заключено единое для трёх северных стран соглашение по правам и культуре коренного народа саамов - Саамской конвенции северных стран. Конвенция, до последнего времени имеющаяся в открытом доступе только в варианте на шведском языке, появилась и на русском языке. Данный документ состоит из 46 статей, посвящённых защите и укреплению прав саамов [9].

Однако Конвенция ещё не введена в национальное законодательство. В январе состоялось её рассмотрение в Саамских парламентах трёх стран. На данный момент конвенция передана государственным законодателям. Прежде чем она вступит в законную силу, её должны одобрить правительство и глава государства. В случае одобрения она вступит в силу осенью 2019 года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на давление на протяжении многих лет со стороны властей, саамы не утратили свою уникальность и сохранили свою самобытность и по сей день. В настоящее время идёт процесс формирования саамской этничности, расцвет её культурной, языковой и социальной свободы. На данном этапе развития общества правовой статус саамов находится в наиболее благоприятном положении, а такое событие, как принятие Саамской конвенции северных стран, оставляет огромную правовую пропасть между тем, что было до этого события и тем, что будет после. Для саамов это новый уровень в интеграции стран Скандинавского полуострова.

Библиографический список:

1. Ahren, Ingwar. (Fin) Political Development in Sapmi. In: Majority-Minority Relations. The case of the Sami in Scandinavia.Finland: Diedut- 1994. - no. 1. - 56.

2. Josevsen Eva. The Saami and the national parliaments: Channels for political influence - 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipu.org/splz-e/chiapas10/saami.pdf (15.04.2017).

3. Oskal, Nils. (Nor.) Urfolksvern og demokrati: om det moralske grunnlaget for samiske rettigheter. Noen betraktninger om Samerettsutvalgets innstilling med vekt pa grunnsynet. Norway: Centre for Sami Studies, University of Troms0.Skriftserie. -1998. - no. 5. - 35.

4. Sj0lin, Rolf. (Swe.) Samer och Samefragor i svensk politik. En studie i ickemagt [The Sami and the Sami Question in Swedish Politics. A Study in NonPower]. Sweden: Umea University., 1996.

5. Акуца Ф. Р. Правовое положение коренных народов в Северной Европе / Ф. Р. Акуца // Вестник РУДН сер. Юридические науки - 2000. - № 2. - С. 8490.

6. Ананидзе Ф. Р. Правовое положение народа саамы в Швеции / Ф. Р. Ананидзе // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 5. - С. 84 -87.

7. Вукопов Н. В стране саамов / Н. Вукопов // Эхо планеты. - 1991. - № 23 (161). - С. 20-22.

8. Куропятник М. С., Куропятник А. И. / Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития / М. С. Куропятник, А. И. Куропятник // Журнал социологии и социальной антропологии - 1999. - Том II, №4. - С. 172177.

9. Саамская конвенция северных стран от 13.01.2017: принята саамскими парламентам трех стран Скандинавского полуострова (Финляндия, Швеция, Норвегия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regjeringen.no (29.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.