Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ САМОУПРАВЛЕНИЙ В РФ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ САМОУПРАВЛЕНИЙ В РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННО САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / СОВЕТ ДОМА / КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН / LOCAL SELF-GOVERNMENT / POPULATION / DEMOCRACY / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / MUNICIPALITY / COUNCIL OF THE HOUSE / CITIZENS' CONFERENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сильнядин В.В.

В статье автором рассматриваются основные аспекты деятельности территориальных общественных самоуправлений и их правового положения в Российской Федерации, проводится анализ понятия территориальных общественных самоуправлений, правовых основ их деятельности, основных функций и полномочий, также автором проведен анализ основных проблем их работы и перспективы ее совершенствования в будущем на примере ТОС г. Самары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сильнядин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the author discusses the main aspects of territorial public self-managements and their legal status in the Russian Federation, the analysis of the concept of territorial public self-managements, legal framework of their activities, the main functions and powers, the author also analyzes the main problems of their work, territorial self-government and the prospects for their improvement in the future on the example of Samara city.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ САМОУПРАВЛЕНИЙ В РФ»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ САМОУПРАВЛЕНИЙ В РФ

В.В. Сильнядин, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. экон. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11537

Аннотация. В статье автором рассматриваются основные аспекты деятельности территориальных общественных самоуправлений и их правового положения в Российской Федерации, проводится анализ понятия территориальных общественных самоуправлений, правовых основ их деятельности, основных функций и полномочий, также автором проведен анализ основных проблем их работы и перспективы ее совершенствования в будущем на примере ТОС г. Самары.

Ключевые слова: местное самоуправления, население, народовластие, территориальное общественно самоуправление, муниципалитет, совет дома, конференция граждан.

Вопросы местного значения очень важны для Российского государства, с целью их разрешения муниципальным образованиям предоставлены различные способы их урегулирования. Важное место в решении проблем местного значения занимают территориальные общественные самоуправления.

Многие авторы подчеркивают значимость территориальных общественных самоуправлений в своих исследованиях. Так, например, Р.К. Овчаренко и Д.С. Демина отмечают, что именно территориальное общественное самоуправление - это наиболее перспективная и жизнеспособная форма взаимоотношений между властью и обществом на муниципальном уровне [3, с. 15]. Е.С. Мишина указывает, что ТОС -наиболее близкий населению способ осуществления местного самоуправления [2, с. 363].

Как отмечает П.А. Паулов,

Д.С. Смирнов и В.М. Реуф, по своей сущности территориальные общественные самоуправления являются уникальной социальной структурой в организации местных сообществ, создаваемые непосредственно самими гражданами «снизу» по собственной инициативе для коллективного разрешения вопросов местного значения и более эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления и их уполномоченными лицами [5].

Законодательное понятие территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) закреплено в ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. Из ст. 27 данного закона следует, что ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС считается действующим с момента регистрации его устава и по организационно-правовой форме является некоммерческой организацией.

Границы территории, на которой действует ТОС устанавливаются по предложению населения, которое проживает на определенной территории (район, многоквартирный дом, несколько жилых домов, сельский населенный пункт и др.).

ТОС проводится на таких территориях посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Собрание граждан по вопросам, относящимся к организации и работе ТОС правомочно в случае, когда в нем приняло участие не менее 50% жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по тому же вопросу

правомочна при условии, что в ней приняли участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, которые представляют не менее 50% жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Полномочия органов ТОС:

- представление интересов граждан, проживающих на территории ТОС;

- обеспечивают исполнение решений, которые были приняты на собраниях и конференциях граждан;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, целью которых является удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории соответствующего ТОС, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и ОМС с использованием при этом средств из местного бюджета;

-вправе вносить в ОМС различные проекты муниципальных правовых актов, которые ОМС и их должностные лица обязаны рассмотреть в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, из полномочий предоставленных ТОС следует, что они выполняют очень важную функцию в разрешении вопросов местного значения. Но, к сожалению, на сегодняшний день в их деятельности существует множество различных проблем. С целью продемонстрировать данные проблемы обратимся к деятельности ТОС на территории г. Самары.

В г.о. Самара существует множество ТОС, они есть в каждом внутригородском районе, так например, в Кировском районе г. Самары имеется более 15 ТОС, в их числе ТОС «Металлург», ТОС «12 микрорайон» и др.; в Красноглинском районе осуществляет деятельность 4 ТОС: «Управленческий», «Красная Глинка», «Береза», «Мехзавод» и др., количественное преимущество по числу действующих ТОС занимает Промышленный район, в котором функционирует около 18 ТОС [4].

Несмотря на наличие такого большого количество ТОС, большая часть населения не знает об их существовании. По этой

причине необходима активная деятельность по правовому просвещению граждан в части их права на обращение в ТОС и полномочий ТОС в части взаимодействия ТОС с представительными органами власти в районах, с целью решения вопросов местного значения.

До 2016 года с целью правового просвещения граждан в г. Самара действовал МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления», который проводил встречи ТОС и граждан, также оказывал ТОС содействия в проведении собраний и конференций, принимал отчетность ТОС об их финансовой и организационной деятельности. Также центр оказывал помощь ТОС в подготовке договоров и иной документации на получение субсидий от администрации г.о. Самара. После ликвидации организации, ТОС столкнулось со сложностями при организации взаимодействия с населением территории ТОС, просветительской работой по правовым вопросам, а также решении вопросов связанных с подачей отчетности о проделанной работе на территории. Большинство функций по приему отчётности ТОС, которые осуществлялись МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» были переданы Администрации г.о. Самара, но при этом практически никакой правовой помощи и помощи во взаимодействии с гражданами ТОС больше не получают.

Данная проблема обостряется тем, что председателями большинства ТОС являются граждане пенсионного возраста, которые по объективным причинам не могут в полной мере выполнять всех функций, возложенных на них в соответствии с законодательством и уставом ТОС. Так как председатель ТОС - это ее основной двигатель, который решает все важные вопросы деятельности ТОС и решения вопросов местного самоуправления, его квалификация очень важна, для дальнейшего развития ТОС как в г. о. Самара, так и во всей РФ.

Представляется необходимым ввести изменения в законодательство РФ и установить минимальные квалификационные требования к лицам, которые избираются

на должность председателя ТОС: умение пользоваться компьютерной и оргтехникой, наличие высшего образования, наличие необходимого уровня правовой подготовки. Проверку соответствия председателя ТОС установленным квалификационным требованиям предлагается возложить на Администрацию г.о. Самара.

Второй важной проблемой, по которой ТОС не могут функционировать в полном объеме - отсутствие у ТОС необходимых помещений, в которых они могли бы осуществлять встречи с гражданами, по этой причине, у председателей возникает необходимость искать соответствующие помещения своими силами, они лично договариваются с общеобразовательными учреждениями, библиотеками и иными организациями о том, чтобы те предоставили им помещение для проведения встречи с гражданами. Представляется, что на территории каждого района должно быть выделено хотя бы одно помещение, имеющее необходимое оборудование для проведения встреч граждан с целью решения вопросов ТОС.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 09.11.2020) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).

2. Мишина Е.С. Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления / Е.С. Мишина, Н А. Рой // Молодой ученый. - 2016. - №26 (130). - С. 363-365.

3. Овчаренко Р.К., Демина Д.С. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.. - 2017. - № 4. - С. 15-20.

4. Официальный сайт Администрации г.о. Самара. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.samadm.ru/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).

5. Паулов П.А., Смирнов Д.С., Реуф В.М. Актуальные проблемы и перспективы развития института территориального общественного самоуправления в России как особой формы социальной организации местного населения // Юридическая наука. - 2019. - №4. - С. 27-30.

Также, считаем необходимым возобновить работу органов, оказывающих поддержку ТОС в решении вопросов, связанных с их деятельностью, либо возложить отдельные функции по оказанию правовой и технической поддержки ТОС на Администрацию г.о. Самара.

Помимо всего прочего необходимо наладить взаимодействие ТОС разных районов и территорий в части обмена положительным опытом решения вопросов местного значения, для этого необходимо на уровне г.о. Самара организовывать ежегодные форумы и конференции, на которых председатели ТОС могли бы делиться друг с другом информацией о проделанной работе и ее эффективности, что могло бы положительно сказаться на работе всех ТОС г.о. Самара.

Представляется, что внедрение указанных мероприятий может привести к совершенствованию работы ТОС на территории г.о. Самара и данный опыт может быть использован в других регионах РФ.

ON THE LEGAL STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.V. Silnyadin, Student

Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State Economic University (Russia, Samara)

Abstract. In article the author discusses the main aspects of territorial public self-managements and their legal status in the Russian Federation, the analysis of the concept of territorial public self-managements, legal framework of their activities, the main functions and powers, the author also analyzes the main problems of their work, territorial self-government and the prospects for their improvement in the future on the example of Samara city.

Keywords: local self-government, population, democracy, territorial public self-government, municipality, Council of the house, citizens' conference.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.