Научная статья на тему 'К вопросу о праве народов на самоопределение: конституционно-правовые аспекты'

К вопросу о праве народов на самоопределение: конституционно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право народов / самоопределение / законодательство / гарантии / органы государственной власти / культурное развитие / малочисленные народы / the right of peoples / self-determination / legislation / guarantees / government bodies / cultural development / small peoples

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Набаталиев Д. И.

В статье автор анализирует отдельные вопросы правового регулирования права народов на самоопределение. Автор соотносит реализацию права на самоопределение с вопросами развития территорий, языковой сферы, идентичности в контексте поликультурного формирования. По мнению автора, важнейшей государственной задачей в плане реализации права народов на самоопределение является формирование такой концепции регионально-субъектного развития, когда население совместно с органами государственной власти будут определять «опорные точки» своего развития. Включаясь в поликультурную общность малочисленные народы должны иметь специальные конституционно-правовые гарантии защиты, особенно когда речь идет о добыче объектов животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the right of peoples to self-determination: constitutional and legal aspects

In the article, the author analyzes certain issues of legal regulation of the right of peoples to selfdetermination. The author correlates the realization of the right to self-determination with issues of territorial development, language sphere, identity in the context of multicultural formation. According to the author, the most important state task in terms of realizing the right of peoples to self-determination is the formation of such a concept of regional-subject development, when the population, together with state authorities, will determine the «reference points» of their development. Being included in the multicultural community, small peoples should have special constitutional and legal guarantees of protection, especially when it comes to the extraction of objects of the animal world.

Текст научной работы на тему «К вопросу о праве народов на самоопределение: конституционно-правовые аспекты»

Law and statehood № 3 (4) 2024

УДК 341.234

DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.007

К вопросу о праве народов на самоопределение: конституционно-правовые аспекты

Д.И. Набаталиев

Уфа, Российская Федерация [email protected]

Аннотация. В статье автор анализирует отдельные вопросы правового регулирования права народов на самоопределение. Автор соотносит реализацию права на самоопределение с вопросами развития территорий, языковой сферы, идентичности в контексте поликультурного формирования. По мнению автора, важнейшей государственной задачей в плане реализации права народов на самоопределение является формирование такой концепции регионально-субъектного развития, когда население совместно с органами государственной власти будут определять «опорные точки» своего развития. Включаясь в поликультурную общность малочисленные народы должны иметь специальные конституционно-правовые гарантии защиты, особенно когда речь идет о добыче объектов животного мира.

Ключевые слова: право народов, самоопределение, законодательство, гарантии, органы государственной власти, культурное развитие, малочисленные народы.

Для цитирования: Набаталиев Д.И. К вопросу о праве народов на самоопределение: конституционно-правовые аспекты // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С.51-54.

On the question of the right of peoples to self-determination: constitutional and legal aspects

D.I. Nabataliev

Ufa, Russian Federation [email protected]

Abstract. In the article, the author analyzes certain issues of legal regulation of the right of peoples to self-determination. The author correlates the realization of the right to self-determination with issues of territorial development, language sphere, identity in the context of multicultural formation. According to the author, the most important state task in terms of realizing the right of peoples to self-determination is the formation of such a concept of regional-subject development, when the population, together with state authorities, will determine the «reference points» of their development. Being included in the multicultural community, small peoples should have special constitutional and legal guarantees of protection, especially when it comes to the extraction of objects of the animal world.

Key words: the right of peoples, self-determination, legislation, guarantees, government bodies, cultural development, small peoples.

For citation: Nabataliev D.I. On the question of the right of peoples to self-determination: constitutional and legal aspects//Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 51-54.

Федеративное устройство России основано на самоопределении1, что означает свободное развитие человека в социальном, экономическом и культурном отношениях. Принципы равноправия и самоопределения народов закреплены в Уставе ООН и других нормативных актах универсального права - в международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), пакте

об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В данных международных правовых актах говорится о том, что все народы имеют право на самоопределение. В связи с самоопределением возникает множество вопросов. Анализируемое право возникает у народа или народов. Если народ, проживающий на территории конкретного государства, желает демократически само-

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 1. Ст. 4392.

определиться, то исходя из юридической логики положений международных правовых актов, речь идет о форме или формах развития народа, народностей, в конечном итоге человека, проживающего на той или иной территории. Разумеется, для самоопределения должны быть выбраны политические формы избрания той или иной модели управления, самоуправления. Демократические формы волеизъявления являются самыми предпочтительными в контексте права народов на самоопределение. Исследователи вопроса о принципе народа на самоопределение связывают его, этот принцип с территориальным вопросом [1, с. 57], что правильно, поскольку самоопределение нужно связывать с определенной территорией государства. Как справедливо отмечает профессор В.А. Кряжков, образ жизни малочисленных народов неразрывно связан с землей, территориями исконного проживания [2, с. 22].

Оставаясь в составе государства в качестве субъекта Федерации и избирая для этого тот или иной вид автономии народ или народности тем самым выбирают свой путь развития. Политологи считают, что население Крыма имеет больше прав на самоопределение, чем было у Косово, так как на Украине произошел «крах государственности»1. С позиции реализации права на самоопределение, очевидно, что люди выбирали безопасные условия и стабильное развитие общества в составе Российской Федерации. Конституция РФ не содержит положений о выходе субъектов из состава Федерации. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 марта 1992 г. № П-РЗ4 определил: не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением требований принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека2.

Необходимо отметить, что одностороннее установление Республикой такого права означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства, что, вне всякого сомнения, повлияло бы на сохранение единства народов, которые населяют каждый субъект Федерации. В единстве и целостности народов формируется сила общества и государства, поэтому разрушение единства народов может нанести ущерб конституционному строю государства, а также обусловить конфликтные ситуации между представителями той или иной народности. Вместе с тем республики имеют право на постановку вопроса об изменении статуса по взаимному согласию с федеральным центром. Поскольку субъекты Федерации лучше знают ситуацию в своем регионе, они должны опираться на интересы народов, проживающих на соответствующей территории. С позиции Федерального закона Российской Федерации от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Федерации должны обеспечивать защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов. Это означает, что важнейшей задачей в плане самоопределения народов является формирование такой концепции регионально-субъектного развития, когда население совместно с органами государственной власти будут определять «опорные точки» своего развития.

Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным

1 Крым имеет больше прав на самоопределение // ТАСС. 2017. 6 нояб.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1675704/ (дата обращения 11.06.2024).

Law and statehood № 3 (4) 2024

народам относит народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. Важно, что в данном законе в части реализации права народов на самоопределение установлено положение, согласно которому такие народы осознают себя самостоятельными этническими общностями. Такой подход дает возможность коренным малочисленным народам придерживаться своего пути развития, при этом, не отступая от поликультурных связей и образований. В этом плане сохраняются и традиционные связи «малых народов» и одновременно обеспечивается развитие государственно-правовых образований, которые выступают прочной опорой для сохранения культурной национальной идентичности. Вместе с тем в части реализации права на самоопределение для признания народа коренным малочисленным требуется включения его по представлению органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого он проживает, в Единый перечень коренных малочисленных народов, утверждаемый высшим исполнительным органом Российской Федерации. Данный законодательный подход вовсе не «умаляет» права народов на самоопределение, а скорее является гарантией сохранения и развития коренных малочисленных народов. В современных условиях народы не смогут обходиться без взаимных гарантий и поддержки государства. Необходимо отметить, что коренные малочисленные народы относятся к этническим группам с особым статусом т.к. включают в себя относительно небольшое количество населения. А это требует его защиты на государственном уровне публичного властвования, поскольку малочисленные этносы являются одновременно и народами, и национальными меньшинствами, и особыми этническими общностями. Именно это определяет особый правовой статус коренных малочисленных народов. Как справедливо отмечает О.Г. Морозова, статьи 68 и 69 Конституции

Российской Федерации гарантируют право на использование языка титульной нации субъекта и языков коренных малых народов, что позволяет рассматривать вопрос о самоопределении [3, с. 231].

Совершенно очевидно, что включаясь в поликультурную общность такие народы должны иметь специальные конституционно-правовые гарантии защиты, особенно когда речь идет о добыче объектов животного мира. Некоторые коллизии наблюдаются в Конституции Российской Федерации в вопросе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами по поводу реализации прав национальных меньшинств. Так пункт «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защиту прав национальных меньшинств. В свою очередь пункт «б» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств. Таким образом, защита прав национальных меньшинств одновременно относится и к исключительному и совместному ведению одновременно. Кроме того следует отметить, что право на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей относится к правам человека вообще и правам национальных меньшинств в частности. На наш взгляд такой специальный конституционно-правовой режим регулирования защиты прав национальных меньшинств, свидетельствуют об особом отношении государства к этому вопросу. Между тем в соответствии со статьей 76 Конституции РФ законы субъектов Федерации могут приниматься только по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Такой подход законодателя оставляет свободное поле для дискуссии по вопросу о праве народов на самоопределение.

Список литературы

1. Аль Али Насер Абдель Рахим. Принцип права народа на самоопределение и право на отделение в международном праве // Вестник Академии права и управления. 2018. № 1. С. 57-62.

2. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. - М.: норма, 2010. - 560 с.

3. Морозова О.Г. Конституционное и международное право российской федерации в трактовке принципа «права наций на самоопределение» // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 229-231.

References

1. Al' Ali Naser Abdel' Rahim. Princip prava naroda na samoopredelenie i pravo na otdelenie v mezhdunarodnom prave // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2018. № 1. S. 57-62.

2. Kryazhkov V.A. Korennye malochislennye narody Severa v rossijskom prave. - M.: norma, 2010. - 560 s.

3. Morozova O.G. Konstitucionnoe i mezhdunarodnoe pravo rossijskoj federacii v traktovke principa «prava nacij na samoopredelenie» // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 5. S. 229-231.

Информация об авторе (авторах): Набаталиев Джамиль Иманович, соискатель ученой степени кандидата наук (450076, Россия, Уфа, ул. Коммунистическая, д. 22).

Information about the author (s): Nabataliev Jamil Imanovich, applicant for the degree of candidate of sciences (450076, Russia, Ufa, Kommunisticheskaya St., 22).

Статья поступила в редакцию 23.07.2024; одобрена после рецензирования 02.09.2024; принята к публикации 25.09.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 23.07.2024; approved after 02.09.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.