Научная статья на тему 'К вопросу о праве на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ней'

К вопросу о праве на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
экологическая информация / достоверная экологическая информация / благоприятная окружающая среда / гарантии права на экологическую информацию. / environmental information / reliable environmental information / favourable environment / guar- antees of the right to environmental information.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снимщиков Кирилл Алексеевич, Тутарищева Светлана Муратовна, Цеева Светлана Касимовна

В статье рассматриваются вопросы реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Проанализированы нормативно-правовые акты, которые закрепляют и конкретизируют данные права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RIGHT TO A FAVOURABLE ENVIRONMENT AND TO RELIABLE INFORMATION ABOUT IT

In this article we consider the problematic issue of regulation of the right of citizens to a favorable environment and reliable information about it. After analyzing a large number of legal acts, it can be noted that the national legislation contains many legal norms that enshrine and specify the right of everyone to a favorable environment, reliable information about the state of the environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о праве на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ней»

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#24î4®),2@19 / JURISPRUDENCE

195

УДК 349.6

Снимщиков Кирилл Алексеевич Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Тутарищева Светлана Муратовна Адыгейский государственный университет, г. Майкоп,

Цеева Светлана Касимовна Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10871 К ВОПРОСУ О ПРАВЕ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НЕЙ

Snimshchikov Kirill

Adyghe State University, Maykop Tutarishcheva Svetlana

Adyghe State University, Maykop Tseeva Svetlana

Adyghe State University, Maykop

ON THE RIGHT TO A FAVOURABLE ENVIRONMENT AND TO RELIABLE INFORMATION

ABOUT IT

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Проанализированы нормативно-правовые акты, которые закрепляют и конкретизируют данные права.

Abstract

In this article we consider the problematic issue of regulation of the right of citizens to a favorable environment and reliable information about it. After analyzing a large number of legal acts, it can be noted that the national legislation contains many legal norms that enshrine and specify the right of everyone to a favorable environment, reliable information about the state of the environment.

Ключевые слова: экологическая информация, достоверная экологическая информация, благоприятная окружающая среда, гарантии права на экологическую информацию.

Keywords: environmental information, reliable environmental information, favourable environment, guarantees of the right to environmental information.

На сегодняшний день экологическая обстановка в России с каждым днем незаметно, но достаточно быстрыми темпами ухудшается. И если государство, не изменит своё отношение к этой глобальной проблеме, то нас ожидает дальнейшее ухудшение состояния окружающей среды, которое, в свою очередь, сказывается на качестве жизни и здоровья людей. В связи с этим приобретает актуальность проблема информированности населения о промышленных выбросах в атмосферу, загрязнении почвы и вод, и о том, какие существуют программы, позволяющие сократить негативное воздействие на окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ней - занимает особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Оно выражено одновременно и как комплексное право, которое возглавляет всю совокупность экологических конституционных прав человека, и как существенная и действенная гарантия таких неотъемлемых прав, как право на жизнь и право на охрану здоровья.

Вместе с этим, право на благоприятную окружающую среду - является одним из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, которое затрагивает основы его

безопасной жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и духовный условий жизни.

Соблюдение этого права является обязательным и универсальным юридическим аспектом любой хозяйственной и иной деятельности. А в случае несоблюдения этого права или его нарушения, должны применяться непосредственно нормы административного права (применение должностными лицами административных взысканий к потенциальным нарушителям в сфере природопользования и охраны окружающей среды), гражданского права (наложение на правонарушителя санкций в виде возмещения в натуре или в денежной форме потерпевшей стороне, причиной которых служит нарушение требований по охране окружающей среды), уголовного права (преступления против экологической безопасности и природной среды, ст. 263-284 УК РФ [7]).

Г. В. Выпханова указывает, что «в законодательстве РФ нет определения «экологической информации», но существуют понятийные сведения о ней. К ним относится информация о:

- состоянии окружающей среды и её компонентов;

- состоянии здоровья населения, безопасности людей, условиях их жизни, связанных с состоянием

196

ГОМБРЯГОЕЖЕ / <<Ш1ШМУМ~^®УГМак>>#24(ге)),2(0]9

окружающей среды и использованием природных ресурсов;

- загрязнении окружающей среды и её компонентов или ином негативном воздействии на них и здоровье населения, а также об объектах, источниках такого воздействия;

- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, мерах по обеспечению безопасности, авариях, причинах их возникновения и принятых мерах;

- о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, принимаемых и принятых мерах;

- состоянии природных ресурсов;

- нормативных правовых и иных актах (их проектах) в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а также мерах и последствиях их реализации;

- соглашениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

- государственной экологической и иной политике, экологических и других прогнозах, программах и планах, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, здоровье, условия жизни и экологические права граждан;

- деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, граждан-предпринимателей, связанной с использованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, обеспечением экологической и иной безопасности, реализацией экологических прав граждан и юридических лиц;

- сведения, связанные с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов» [3, с. 74].

Вышеуказанные сведения позволяют сформулировать правовую парадигму: несмотря на то, что нет точного термина «экологическая информация», в тоже время существует подробная законодательная ориентировка для реализации права на достоверную и своевременную экологическую информацию. Данные положения закреплены в различных нормативных правовых актах. Например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дает право гражданам и общественным организациям запрашивать экологическую информацию. Граждане, а также общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по её охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан [8].

Полагаем, что данные права следует рассматривать, анализируя доводы и мысли российских правоведов.

В частности, М.И.Васильева, указывает на то, что: «право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть правового статуса личности и центральное звено её эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды» [2, с. 19].

Мы согласны с мнением автора и считаем, что право на благоприятную окружающую среду следует рассматривать, как постоянно реализующуюся правовую возможность пользоваться некоторыми социальными благами, а именно возможностью существования в незагрязнённой природной среде и получения достоверных сведений о её состоянии.

Это право существует в таких правоотношениях, которые складываются в результате действия правовых норм, при этом обеспечивая экологическую безопасность и правопорядок путем реализации права пользования благоприятной окружающей средой, как социальным фактором, так и охранительным, когда условия благоприятной окружающей среды нарушаются или, создается угроза её нарушения.

Л. А. Щербич считает, что «гражданину государством гарантировано поддержание окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведение различных мероприятий по устранению различных отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека» [9, с. 149].

В связи с этим Б. В. Ерофеев обращает внимание на то, «что окружающая среда является благоприятной, если её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства» [4, с. 28].

Наше мнение совпадает с вышеназванными идеями учёных по данному вопросу. Считаем, что право на благоприятную окружающую среду - это неотъемлемая часть каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно Конституции РФ, государство дает гарантию и обязуется соблюдать и охранять данное право. И в случае нарушения или угрозы её нарушения, принимает меры по её ликвидации.

В контексте нашего исследования интересен взгляд Е. Н. Захаровой по поводу состояния окружающей среды в городах. Она пишет: «Возрастающее воздействие городов на окружающую среду обуславливает усиление обратного воздействия трансформированной среды на процессы развития самого социума. Как следствие, современный город вступает в конфликтные отношения с биосферой, всё в большей степени потребляя природные ресурсы и загрязняя окружающую среду [5, с. 112].

Благоприятная среда - это та среда, которая отвечает требованиям законодательства страны, и в которой возможно безопасное существование жизни, как жителей страны, так и растительного и животного миров.

<<ШУШМУМ~^®УГМа1>#2414Ш,2©]]9 / JURISPRUDENCE

197

М. М. Бринчук полагает, «что окружающая среда тогда является благоприятной, когда её состояние отвечает требованиям и нормативам чистоты (не загрязнённости), ресурсоёмкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства, закрепленным в экологическом законодательстве» [1, с. 43].

Проанализировав доводы М. М. Бринчука, можно заметить, что его мысли схожи с идеями Ерофеева Б. В. Оба исследователя считают, что показатель благоприятной окружающей среды - это не только чистота (не загрязнённость), но и то состояние, которое соответствует нормам законодательства.

Такой же точки зрения придерживается и М. В. Светличная, добавляя к критериям благоприятности окружающей среды, предложенным М. М. Бринчуком, критерий сохранения естественных экосистем [6].

В заключение, хотелось бы обратить внимание на то, что при выстраивании государственной политики в области охраны окружающей среды, одной из первостепенных задач является информированность граждан о её состоянии.

Список литературы

1. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда — важнейшая категория права // Журнал российского права. - 2008. - №9. - С.37-52.

2. Васильева М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. - 2005. - № 1. -С. 19-26.

3. Выпханова Г. В. Проблемы обеспечения доступа к экологической информации на рубеже двадцатилетия Конституции России // Право и политика. - 2014. - № 1. - С. 71-79.

4. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник / Б.В. Ерофеев. - М: Юриспруденция, 1999. -448 с.

5. Захарова Е.Н. Расширение комплекса экологических проблем как следствие урбанизированного развития // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Мат-лы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - Курск. - 2019. - С. 107-113.

6. Светличная М. В. К вопросу об определении понятия «благоприятная окружающая среда» [Электронный ресурс] // Электронный научно -практический журнал «Политика, государство и право». - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2012/01/61 (дата обращения: 07.09.2019).

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019) // СПС «КонсультантПлюс». - М., 2019.

8. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс». - М., 2019.

9. Щербич Л. А. Проблемы обеспечения конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 3 (31). - С. 148-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.