вогаюсы российской юстиции выпуск №33
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УДК 343.163
Демидова Анна Владимировна Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
(МГЮА) Институт прокуратуры Россия, Москва annademidova2002964@mailru Demidova Anna Moscow State Law University (MSAL) Institute of the Prosecutor's Office Russia, Moscow
К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ОРГАНАМИ
ПРОКУРАТУРЫ РФ Аннотация: социальной «язвой» общества XXI века является коррупция, одним из видов которой выступает взяточничество. На законодательном уровне в Российской Федерации был принят ФЗ «О противодействии коррупции», который в качестве превентивных мер оперирует понятием антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. На органы прокуратуры Российской Федерации возложено осуществление данного профилактического мероприятия, однако на практике возникают проблемы проведения данной экспертизы.
Ключевые слова: коррупция, предупреждение коррупции, антикоррупционная экспертиза, органы прокуратуры, требование прокурора об изменении нормативного правового акта.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
ON THE ISSUE OF PRACTICAL PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF NORMATIVE LEGAL ACTS CARRIED OUT BY THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: the social "ulcer" of the society of the XXI century is corruption, one of the types of which is bribery. At the legislative level, the Federal Law "On Combating Corruption" was adopted in the Russian Federation, which uses the concept of anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects as preventive measures. The Prosecutor's Office of the Russian Federation is entrusted with the implementation of this preventive measure, but in practice there are problems with conducting this examination.
Key words: corruption, prevention of corruption, anti-corruption expertise, prosecutor's office, prosecutor's requirement to amend a regulatory legal act.
На протяжении многих столетий по всему миру, в том числе и в Российской империи, затем в СССР, а сейчас и в Российской Федерации, существовало и культивировалось в различных формах опасное явление -коррупция. Масштабы распространения коррупции в современной России позволяют сформулировать вывод об угрозе национальной безопасности и государственным устоям, в том числе основам конституционного строя. Данный факт подтверждается статистическими данными Генеральной прокуратуры РФ. Так, исходя из анализа доклада Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ «О состоянии преступности в России за январь - июль 2021 года», за отчетный период зафиксировано максимальное за 8 лет число выявленных преступлений коррупционной направленности - 24,5 тыс. [1].
Несмотря на более чем десятилетнюю историю института антикоррупционной экспертизы, осуществляемую органами прокуратуры, в
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
механизме её реализации до сих пор существуют различные практические проблемы.
Первая проблема связана с определением места полномочия прокурора по проведению антикоррупционной экспертизы в системе функций органов прокуратуры.
С одной стороны, расположение норм права об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов (далее по тексту - экспертиза) в ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» "логически свидетельствует об отнесении законодателем данной экспертизы к участию органов прокуратуры в правотворческой деятельности, что является вполне оправданным, так как при выявлении коррупциогенных факторов прокурор своим требованием предлагает способы их устранения путём реализации полномочий, указанных в ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2, а 96].
С другой стороны, проведение антикоррупционной экспертизы заключается в исследовании, анализе и оценке прокурором нормативного правового акта на предмет соответствия его требованиям Закона об антикоррупционной экспертизе и Методике, утвержденной Постановлением Правительства №96: арсенал действий прокурора имеет сходство с надзорной функцией органов прокуратуры - надзором за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов, который с учетом положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 № 583 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» предполагает проверку законности нормативных правовых актов: то есть прокурор оценивает исполнение поднадзорными субъектами положений законодательства органами публичной власти.
Еще одном аргументом в пользу отнесения экспертизы к надзорной деятельности может служить организация ее осуществления определенным
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
структурным подразделением в единой системе органов прокуратуры: проведение антикоррупционной экспертизы возложено на структурные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции [3, а 41].
Вторая проблема связана с несовершенством нормативной правовой базы, регулирующей порядок проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры.
Во - первых, в нормах ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплены формулировки, создающие неопределенность при применении мер прокурорского реагирования в данной сфере: так в ч.4 ст.4 вышеназванного закона не конкретизирован способ обжалования требования прокурора об изменении нормативного правового акта.
Представляется необходимым внесение изменений в ч. 4 ст.4 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» путем закрепления административного порядка, то есть вышестоящему прокурору, а в случае отказа в удовлетворении жалобы -в судебном порядке в рамках гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Во - вторых, несовершенна методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, по нескольким основаниям:
1) отсутствует перечень правил проведения экспертизы, устанавливавший бы алгоритм анализа нормативного правового акта на предмет коррупциогенных норм [4, а 67].
2) в методике закреплен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов, что не позволяет выявлять новые формы обхода положений закона, как бы превращая данный вид экспертизы в формальность [5, с. 56].
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
3) дефиниция «коррупциогенный фактор» сформулирована без выделения идентификационных признаков, отражающих содержательный смысл.
В - третьих, организационно - распорядительные документы Генерального прокурора, устанавливающие порядок реализации антикоррупционной экспертизы, а именно приказ Генерального Прокурора России от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции, не содержат методологических, организационных основ, так как:
1) нет детализации процедуры, так как антикоррупционной экспертизе посвящено всего лишь 5 пунктов (2.22 - 2. 26), что препятствует формированию у прокуроров понимания и построения алгоритма ее проведения.
2) отсутствует форма требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которая закреплялась в утратившем силу приказе Генерального прокурора от 28.12.2009 №400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов", что может привести к расхождению в правоприменительной практике в связи с отсутствием образца - итогового решения проведения антикоррупционной экспертизы, а также подменой актов прокурорского реагирования в связи с тем, что вместо требования зачастую приносится протест либо дается заключение.
1. Коррупция в России достигла максимума за восемь лет // Право. ш [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravo.ru/news/234309/
2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: научно-практическое пособие / И.С. Власов, Т.О. Кошаева, В.Н. Найденко и др.; отв.ред. Ю.А.Тихомиров, Е.И. Спектор. - М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; Анкил, 2012. 152 с.
Список литературы:
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
3. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности: содержание, значение, методика проведения: сборник статей / под общ ред. О.С. Капинус и А.В. Кудашкина; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010. - 388 с.
4. Бошно С. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: становление, опыт, перспективы / С В. Бошно, А. В. Ефремов, А. М. Цирин; под ред. Н. Южакова, -Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 144 с. - ISBN 978-5-77491003-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/491479 (дата обращения: 23.09.2024). - Режим доступа: по подписке.
5. Головщинский, К. И. Диагностика коррупциогенности законодательства / К. И. Головщинский ; Константин Головщинский ; под ред. М. А. Краснова и Г. А. Сатарова. - Москва : Фонд Индем, 2004. - 63 с. - (Труды Фонда Индем / Регион. обществ. фонд "Информатика для демократии"). - ISBN 5-902204-05-4. - EDN QWBAPF.