ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКАЦИИ
УДК 659.4
В. В. Фролов
К ВОПРОСУ О PR-ПРОДВИЖЕНИИ MMA В РОССИИ
В представленной статье автор обращается к рассмотрению и последующему анализу особенностей PR-продвижения на территории России такого вида спорта, как смешанные единоборства (MMA). Данная работа может быть интересна всем тем, кто интересуется теорией и практикой PR в сфере профессионального спорта.
Ключевые слова: смешанные единоборства, промоушен, профессиональный спорт, связи с общественностью, PR-технологии.
В начале 1990-х гг. в США, Японии и странах Западной Европы стал приобретать популярность такой вид спорта, как смешанные боевые искусства. В 1995 г. появился термин «Mixed Martial Arts», который ввёл в обращение Рик Блюм, президент одной из ранних организаций MMA (Battlecade). Вскоре в этом виде спорта начали появляться первые по-настоящему крупные промоушены. Например, такие, как Ultimate Fighting Championship (США, 1993 г.) и Pride Fighting Championships (Япония, 1997 г.). В России смешанные единоборства долгое время не пользовались должной популярностью. Однако во втором десятилетии XXI века ситуация стала резко меняться.
В представленной статье мы обратимся к рассмотрению и анализу особенностей PR-продвижения MMA на территории России. Особое внимание будет уделено PR-технологиям и инструментам, применяемым для популяризации этого вида спорта.
Прежде всего, росту популярности MMA в России способствовало появление своих собственных (отечественных) крупных профессиональных лиг по данному виду спорта. В настоящее время к числу таковых, в первую очередь, следует отнести: M-1 Global, Eurasia Fight Nights, World Fighting Championship Akhmat, Absolute Championship Berkut и Professional Fighting Championship.
M-1 Global была создана в 1997 г. Это старейшая профессиональная лига MMA в России. В настоящее время M-1 Global превратилась в глобальную международную организацию, имеющую свои офисы в России, Голландии, США, Корее, Японии и Украине. С 2008 г. лига стала активно организовывать и проводить свои турниры за пределами России [3]. На данном этапе M-1 Global является флагманом отечественного ММА.
Eurasia Fight Nights была основана в 2010 г. Это относительно молодая организация, которая уже успела стать одной из самых статусных промоутерских компаний Евразии в индустрии смешанных единоборств. На крупных турнирах Eurasia Fight Nights помимо российских спортсменов принимают участие известные бойцы из США, Бразилии, стран Европы, Азии и СНГ [2].
World Fighting Championship Akhmat (WFCA) и Absolute Championship Berkut (ACB) одни из наиболее молодых профессиональных лиг MMA, выросшие из чечен-
ских бойцовских клубов «Ахмат» и «Беркут». В настоящее время являются самыми быстро развивающимися лигами по данному виду спорта в Европе. Свои турниры World Fighting Championship Akhmat и Absolute Championship Berkut проводят на территории России, Польши, Шотландии, Таджикистана [1; 23; 27].
Professional Fighting Championship (PROFC) была создана в 2008 г. в Ростове-на-Дону. Данная организация занимается проведением турниров по смешанным единоборствам на территории Российской Федерации и стран СНГ [4]. В последнее время темпы развития лиги замедлились, но она всё равно уверенно входит в пятёрку наиболее престижных отечественных промоушенов ММА.
Во втором десятилетии XXI века ведущие отечественные лиги MMA сумели сделать качественный скачок в организации своих турниров, научились проводить по-настоящему качественные спортивные шоу, на которые пошел любитель смешанных единоборств [25].
В последние годы турниры по ММА в России получили широкое освещение на телевидение. Крупные турниры ведущих отечественных лиг по смешанным боевым искусства, как правило, транслируются в прямом эфире на ведущем общенациональном и общедоступном спортивном канале страны «Матч ТВ» в прайм-тайм. Наиболее полно соревнования этих российских промоушенов представлены на тематическом канале «Матч Боец». Кроме этого, на «Матч ТВ» и «Матч Боец» транслируются турниры двух наиболее престижных мировых лиг смешанных единоборств: Ultimate Fighting Championship (UFC) и Bellator Fighting Championships (Bellator).
Спортивные периодические издания (в том числе электронные — авт.) России стали уделять особое внимание событиям из мира ММА. Так, например, на ведущих спортивных Интернет-порталах страны: «Чемпионате» и «Sports.ru» содержатся отдельные информативные разделы, посвященные MMA — «Бокс/ММА» и «Бокс/ MMA/UFC» [28; 29]. Такие популярные виды спорта, как гандбол, регби, хоккей с мячом, борьба, лёгкая атлетика и многие др., не имеют на этих порталах, в отличии от смешанных боевых искусств, своих самостоятельных разделов. Вся подробная информация о данных видах спорта содержится только в разделе «Прочие»/«Другие». На главных страницах «Чемпионата» и «Sports.ru» стали всё чаще появляться статьи, посвященные событиям из мира MMA. Например, такие публикации, как «Бой Нур-магомедов — Фергюсон отменён. Как это было» («Чемпионат», от 3 марта 2017 г.), «Привет от печени. Что дальше делать Нурмагомедову» («Чемпионат», от 6 марта 2017 г.), «10 лучших российских бойцов в XXI веке» («Sports.ru», от 7 марта 2017 г.). Это может свидетельствовать только о том, что мероприятия, проводимые ведущими лигами MMA, вызывают у читателей спортивных Интернет-изданий повышенный интерес.
Нельзя не отметить и того факта, что крупнейшие отечественные лиги по MMA стали активно использовать для PR и рекламы своего «продукта» социальные сети — одно из наиболее популярных средств общения и информации в современном обществе.
Так, например, M-1 Global имеет свои официальные аккаунты в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Facebook, Periscope, Twitter и Instagram [13; 14; 15; 16; 17]. Наиболее посещаемой у этого промоушена является страница в Facebook — 261 833 подписчиков.
Eurasia Fight Nights представлена в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Facebook, Instagram и Twitter [8; 9; 10; 11]. Наиболее посещаемым у данного промо-ушена является аккаунт в Instagram — 135 000 человек. Страница в Facebook имеет 26 842 подписчиков, в «ВКонтакте» — 79 538 человек.
Absolute Championship Berkut имеет свои официальные аккаунты в двух социальных сетях: «ВКонтакте» и Instagram [5; 6]. У страницы в «ВКонтакте» — 67 830 подписчиков, в Instagram — 201 000 человек.
World Fighting Championship Akhmat так же представлена в «ВКонтакте» rfnstagram [23; 24]. У её аккаунта в «ВКонтакте» — 31 398 подписчиков, а в Insta-gram — 181 000 человек.
Professional Fighting Championship (PROFC) имеет свои страницы в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Facebook и Instagram [19; 20; 21]. При этом данная лига MMA имеет, в сравнении с другими отечественными промоушенами, небольшое количество подписчиков на этих информационно-коммуникационных площадках. Наиболее посещаемым является аккаунт в «ВКонтакте» — 10 546 человек. Данный факт во многом обусловлен тем, что лига PROFC несколько застопорилась в своём развитии и стала уступать в популярности остальным ведущим отечественным промоушенам.
Помимо социальных сетей все последние новости о событиях, организуемых и проводимых российскими лигами MMA, содержатся на официальных сайтах этих промоушенов [1; 2; 3; 4]. Единственной лигой, из числа ведущих отечественных про-моушенов, не имеющих пока своего официального сайта, является WFCA. Скорее всего, это временное явление, обусловленное относительно недавним созданием данной лиги.
Четыре ведущие российские лиги MMA (M-1 Global, Fight Nights, ACB и PROFC) имеют свои каналы на You Tube, где в прямом эфире и полном объеме транслируются их турниры [7; 12; 18; 22].
Росту популярности смешанных боевых искусств в России способствует и появление на международной спортивной арене топовых российских бойцов, добившихся определенных успехов в карьере (чемпионских титулов) и чьи имена известны во всем мире [26]. К их числу, в первую очередь, можно отнести Федора Емельяненко, Александра Шлеменко, Хабиба Нурмагомедова, Сергея Харитонова и Виталия Ми-накова. Бои этих спортсменов всегда пользуются повышенным интересом у российских любителей боевых искусств, а значит, широко освещаются различными СМИ.
В заключение следует отметить, что смешанные боевые искусства в настоящее время пользуются достаточно большой популярностью у отечественных любителей спорта. Число поклонников MMA в России неуклонно растёт. Во многом этому способствует грамотная и эффективная работа ведущих российских промоушенов по PR-продвижению своего вида спорта. Из сознания людей исчез ложный стереотип о том, что MMA — это жестокие, кровавые бои без правил, не имеющие ничего общего со спортом.
Источники и литература
1. Официальный сайт «Absolute Championship Berkut» [Электронный ресурс]: URL: https://acbmma. com (дата обращения: 29.03.2017).
2. Официальный сайт «Eurasia Fight Nights» [Электронный ресурс]: URL: http://fightnights.ru (дата обращения: 29.03.2017).
3. Официальный сайт «M-1 Global» [Электронный ресурс]: URL: http://mixfight.ru (дата обращения: 29.03.2017).
4. Официальный сайт «PROFC» [Электронный ресурс]: URL: http://profc.tv (дата обращения: 29.03.2017).
5. Официальная страница «Absolute Championship Berkut» в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/acb_mma (дата обращения: 29.03.2017).
6. Официальная страница «Absolute Championship Berkut» в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.instagram.com/acb_mma (дата обращения: 29.03.2017).
7. Официальная страница «Absolute Championship Berkut» на YouTube [Электронный ресурс]: URL: https://www.youtube.com/user/ACBMMA (дата обращения: 29.03.2017).
8. Официальная страница «Eurasia Fight Nights» в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https:// vk.com/fightnightsofficial (дата обращения: 29.03.2017).
9. Официальная страница «Eurasia Figh Nights» в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https://www. facebook.com/fightnightsofficial (дата обращения: 29.03.2017).
10. Официальная страница «Eurasia Fight Nights» в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www. instagram.com/fightnights (дата обращения: 29.03.2017).
11. Официальная страница «Eurasia Fight Nights» в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter. com/fnsofficial (дата обращения: 29.03.2017).
12. Официальная страница «Eurasia Fight Nights» на You Tube [Электронный ресурс]: URL: https:// www.youtube.com/fightnightstv (дата обращения: 29.03.2017).
13. Официальная страница«М-1 Global» в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/ m1_mixfight(дата обращения: 29.03.2017).
14. Официальная страница «M-1 Global» в [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook.com/ M1GlobalNews (дата обращения: 29.03.2017).
15. Официальная страница «M-1 Global» в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www. instagram.com/m1global (дата обращения: 29.03.2017).
16. Официальная страница «M-1 Global» в Periscope [Электронный ресурс]: URL: https://www.periscope. tv/M1GlobalNews (дата обращения: 29.03.2017).
17. Официальная страница «M-1 Global» в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter.com/ M1GlobalNews (дата обращения: 29.03.2017).
18. Официальная страница «M-1 Global» на YouTube [Электронный ресурс]: URL: http://www.youtube. com/user/M1mixfight (дата обращения: 29.03.2017).
19. Официальная страница «PROFC» в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/ mmaprofc (дата обращения: 29.03.2017).
20. Официальная страница «PROFC» в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook. com/ProfcLeague (дата обращения: 29.03.2017).
21. Официальная страница «PROFC» в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook. com/ProfcLeague (дата обращения: 29.03.2017).
22. Официальная страница «PROFC» на YouTube [Электронный ресурс]: URL: https://www.youtube. com/user/PROFCMMA (дата обращения: 29.03.2017).
23. Официальная страница «World Fighting Championship Akhmat» в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/fc_akhmat (дата обращения: 29.03.2017).
24. Официальная страница «World Fighting Championship Akhmat» в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.instagram.com/akhmat_mma (дата обращения: 29.03.2017).
25. Рейтинг лиг ММА, первый квартал 2016// Sports.ru [Электронный ресурс]: URL: https://www.sports. ru/tribuna/blogs/mmaspectator50/928400.html (дата обращения: 29.03.2017).
26. 10 лучших российских бойцов в XXI веке // Sports.ru [Электронный ресурс]: URL: https://www. sports.ru/tribuna/blogs/cemetery/1200914.html (дата обращения: 29.03.2017).
27. AbsoluteChampionshipBerkut. Насколько высок полет беркута // Sports.ru [Электронный ресурс]: URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ambitionsfc/1061316.html (дата обращения: 29.03.2017).
28. Спортивный Интернет-портал «Чемпионат» [Электронный ресурс]: URL: https://www.championat. com (дата обращения: 29.03.2017).
29. Спортивный Интернет-портал «Sports.ru» [Электронный ресурс]: URL: https://www.sports.ru (дата обращения: 29.03.2017).
Об авторе
Фролов Василий Владимирович — кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: frolov1406@mail.ru
V. Frolov
TO THE QUESTION OF PROMOTING MMA IN RUSSIA
In this article the author turns to the consideration and subsequent analysis of the peculiarities of PR-promotion of such a sport as mixed martial arts (MMA) in Russia. This work may be of interest to all those who are interested in the theory and practice of PR in the field of professional sports.
Key words: mixed martial arts, promotion, professional sports, public relations, PR-technologies.
About the author
Vasiliy Frolov — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Public Relations and Journalism, Pskov State University, Russia.
E-mail: frolov1406@mail.ru