Научная статья на тему 'К вопросу о "позитивности" Я-концепции детей, пережившихпсихологическую травму'

К вопросу о "позитивности" Я-концепции детей, пережившихпсихологическую травму Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / САМООЦЕНКА / АУТЕНТИЧНОСТЬ / AUTHENTICITY / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / TRAUMATIC EXPERIENCE / ПОЗИТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / POSITIVE SELF-TREATMENT / КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ / COMPONENTS OF CHILDREN'S I-CONCEPT / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ЧУВСТВО ВИНЫ / ГНЕВ / ANGER / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / I-CONCEPT / FEELING OF GUILT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краева Марина Юрьевна

В статье обсуждается проблема позитивной Яконцепции, ее влиянии на жизненное благополучие личности. В связи с тем что наличие в опыте человека травматической ситуации нередко приводит к негативным изменениям его Я-концепции и не осознается личностью, этот вопрос является центральным при оказании ему психологической помощи. При этом проблема позитивной Я-концепции часто подменяется проблемой высокой самооценки. Автор рассматривает некоторые характеристики позитивной Я-концепции, определяющие психологическую стабильность и чувство субъективной удовлетворенности личности. Особое значение эти вопросы приобретают при оказании психологической помощи детям, пережившим психологическую травму. Тяжелые условия в детстве или экстремальная жизненная ситуация обладают мощным негативным влиянием на личность ребенка, превышают его возможности самостоятельно справиться с последствиями этих переживаний. Это приводит к сужению социального поля активности, искажению психического склада личности, различным нарушениям в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая помощь / сопровождение детей, переживших травму, должно строиться с учетом всех особенностей самовосприятия такого ребенка и носить комплексный характер. В систему оказания помощи детям должны быть включены различные специалисты, а также значимые взрослые, на попечении которых они находятся. В статье предлагается пошаговая модель психологической помощи детям, пережившим психологическую травму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Краева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of “positivity” self-concept of children who have experiencedpsychological damage

The article deals with positive I-concept, its influence on personal well-being. The fact that the presence in the human experience of the traumatic situation leads to negative changes in his/her I-concept and it is not realized by him/her, this vital question is on the importance in rendering psychological assistance. It should be mentioned that quite often positive I-concept is substituted by the high self-concept. The author considers some characteristics of positive I-concept that determine psychological stability and a feeling of subjective satisfaction of a person. The above issues are especially important in rendering psychological assistance to children who survived a psychological damage. Difficult life conditions or extreme life situations have a strong negative impact on children's personality, and are beyond their ability to independently cope with consequences of the above issues. This leads to narrowing of their social scope of activity, distorting psychological constitution of a person, and different defects in children's emotional sphere... The article deals with positive I-concept, its influence on personal well-being. The fact that the presence in the human experience of the traumatic situation leads to negative changes in his/her I-concept and it is not realized by him/her, this vital question is on the importance in rendering psychological assistance. It should be mentioned that quite often positive I-concept is substituted by the high self-concept. The author considers some characteristics of positive I-concept that determine psychological stability and a feeling of subjective satisfaction of a person. The above issues are especially important in rendering psychological assistance to children who survived a psychological damage. Difficult life conditions or extreme life situations have a strong negative impact on children's personality, and are beyond their ability to independently cope with consequences of the above issues. This leads to narrowing of their social scope of activity, distorting psychological constitution of a person, and different defects in children's emotional sphere. Psychological assistance to children who survived a psychological damage should include all characteristics of self-perception of such children and it should be of complex nature. Stakeholders and significant adults who care on them should be included to the system of providing assistance to children.The article offers a step-by-step model of psychological assistance to children who survived a psychological damage. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «К вопросу о "позитивности" Я-концепции детей, пережившихпсихологическую травму»

К ВОПРОСУ О «ПОЗИТИВНОСТИ» Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

М. Ю. Краева

Аннотация: в статье обсуждается проблема позитивной Я- концепции, ее влиянии на жизненное благополучие личности. В связи с тем что наличие в опыте человека травматической ситуации нередко приводит к негативным изменениям его Я-концепции и не осознается личностью, этот вопрос является центральным при оказании ему психологической помощи. При этом проблема позитивной Я-концепции часто подменяется проблемой высокой самооценки. Автор рассматривает некоторые характеристики позитивной Я-концепции, определяющие психологическую стабильность и чувство субъективной удовлетворенности личности. Особое значение эти вопросы приобретают при оказании психологической помощи детям, пережившим психологическую травму.

Тяжелые условия в детстве или экстремальная жизненная ситуация обладают мощным негативным влиянием на личность ребенка, превышают его возможности самостоятельно справиться с последствиями этих переживаний. Это приводит к сужению социального поля активности, искажению психического склада личности, различным нарушениям в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая помощь / сопровождение детей, переживших травму, должно строиться с учетом всех особенностей самовосприятия такого ребенка и носить комплексный характер. В систему оказания помощи детям должны быть включены различные специали-

сты, а также значимые взрослые, на попечении которых они находятся. В статье предлагается пошаговая модель психологической помощи детям, пережившим психологическую травму.

Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, аутентичность, дезадаптация, травматический опыт, позитивное самоотношение, компоненты детской Я-концепции, психологическое сопровождение ребенка, психологическая безопасность, чувство вины, гнев, агрессия.

На протяжении всей истории человечества к детям относились, как к миниатюрным, неполноценным людям, что нашло отражение, например, в художественной литературе, изобразительном искусстве. Философы, за исключением, пожалуй, Ж. Ж. Руссо, не касались вопросов детского мышления.

Эта точка зрения существовала вплоть до начала XX в. Внутренний мир ребенка и его проблемы не являлись предметом отдельного изучения: например, в области психотерапии не существовало специального направления, посвященного детям. Любое отклонение объяснялось с помощью терминов «дурные наклонности» или «недостатки воспитания». З. Фрейд был первым ученым, указавшим обществу на психологическую глубину и важность переживаний ребенка. Так, в работе «Два случая детской лжи» он прямо называет защитной амнезией склонность взрослых вытеснять память о глубине и травматичности собственного детско-

го эмоционального опыта. Именно поэтому взрослые часто игнорируют детское страдание, если считают, что причина его — «несерьезная», хотя на самом деле мальчик, плачущий о сломанной машинке, заслуживает куда большего внимания, чем мужчина, повредивший свой автомобиль: у ребенка гораздо меньше возможностей выбора, и он знает о способах замещения страдания куда меньше, чем взрослые. Дети, являясь, бесспорно, самой незащищенной и уязвимой частью населения, полностью зависят от взрослых, и при этом они так же, как и взрослые, достаточно часто оказываются в зоне техногенных и природных катастроф, свидетелями военных действий, становятся заложниками, а также жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. Травматическими ситуациями для детей можно считать и длительные или повторяющиеся госпитализации.

Пережившие испуг или травмированные дети(особенно маленькие) выражают свои чувства, связанные с пережитым, через поведение. Такой ответ на травму связан с тем, что детям недостает социальной, физиологической и психологической зрелости для достаточного понимания произошедшего с ними. В большинстве случаев поведенческие изменения происходят в срок от двух до шести недель. Очень важно, чтобы это не осталось не замеченным взрослыми, которые должны рассматривать поведенческие изменения как детский способ сказать о захваченно-сти чем-то ужасным.

В программах психологической помощи детям, пережившим психологическую травму, хорошо разработаны диагностика травматических пережи-

ваний ребенка, работа с его негативными, часто подавленными и неосознанными, эмоциональными состояниями и обучение новым моделям поведения. Но этих мер не всегда достаточно для формирования здоровой и адекватной Я-концепции ребенка, а упрощенное понимание позитивной Я-концепции приводит к сохранению долгосрочных личностных проблем.

Я-концепция — это системное образование, имеющее структуру, в которую входит множество компонентов, сложным образом взаимодействующих друг с другом. В связи с этим мы полагаем, что следует определить, какими должны быть характеристики позитивной Я-концепции.

Существуют совершенно различные интерпретации тех или иных эмпирических данных, касающихся развития каких-либо аспектов Я-концепции ребенка. Ярким примером таких противоречивых толкований являются различные мнения о роли завышенной самооценки в психическом развитии детей дошкольного возраста. Первая точка зрения на эту проблему была высказана Е.В. Кучеровой [6]. Изучая особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, она обращает особое внимание на проблему адекватности — неадекватности их самооценки. В ходе этого исследования ею было установлено, что у дошкольников преобладает завышенная самооценка, но на ее фоне уже у старших дошкольников начинает складываться более критичная оценка себя, своих качеств. Пройдя кризис 7 лет, дети начинают оценивать себя дифференцированно, как деятелей, допуская успех или неуспех в той или иной деятельности. Таким образом,

можно утверждать, что основным новообразованием Я-концепции ребенка младшего школьного возраста является критическое самоотношение, основанное на расхождении Я-реального и Я-идеального.

Существует и другая точка зрения. Так, Г.Б. Тагиева изучая особенности становления самооценки старших дошкольников [12], пришла к выводу о том, что завышенная самооценка старших дошкольников является явно негативным фактором, мешающим их дальнейшему полноценному развитию.

Другие аспекты детской Я-кон-цепции, свидетельствующие о ее позитивности, были исследованы Т.В. Архи-реевой [3], которая выделила 5 основных областей ее содержания: описание силы характера, активности как характеристики темперамента, моральных качеств, школьной компетентности и инфантильной привлекательности. В результате изучения данного вопроса она сформировала 6 типов Я-концепции ребенка младшего школьного возраста:

1-й тип — средний уровень критичности самоотношения и средние показатели удовлетворенности — критичности во всех пяти областях содержания;

2-й тип — средний уровень критичности самоотношения, достигаемый за счет того, что ребенок в большей мере недоволен уровнем твердости своего характера при высокой оценке им собственной активности и инфантильной привлекательности;

3-й тип — умеренно повышенная критичность самоотношения в сочетании с равномерно увеличенными показателями критичности в отдельных областях содержания;

4-й тип — пониженная критичность самоотношения и некоторое снижение критичности к себе во всех областях ее содержания в равной степени;

5-й тип — крайне высокий уровень критичности самоотношения, одновременно повышенная критичность относительно всех областей содержания, но особенно высокая неудовлетворенность обнаруживается относительно фактора инфантильной привлекательности: видимо, ребенок не ощущает своей ценности, привлекательности в глазах других;

6-й тип — отсутствие критичности по отношению к себе: дети показывают почти полное совпадение своего Я-реального и Я-идеального во всех областях содержания Я-концепции [3].

Хочется отметить, что в перечисленных работах рассмотрена динамика развития самооценки ребенка дошкольного возраста, но не показана связь этих особенностей с благополучием. Искажения Я-образа при этом (или его неконгруэнтность) являются причиной невозможности формирования аутентичности Я-концепции. Искажения касаются всех ее структурных компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Если допустить, что эмоциональный компонент (то есть эмоциональное самовосприятие себя) начинает формироваться на самых ранних этапах развития и тесно связан с развитием привязанности у ребенка, то становится понятным, что в последующем самоотношение начинает носить характер бессознательной установки, которая накладывает отпечаток и на появляющиеся новообразования Я-концепции. В случае неблагоприятных социально-психологических

условий у ребенка формируется стойкая бессознательная эмоциональная установка Я со знаком «-» (минус).

Базовое чувство незащищенности, ненужности, отверженности формирует у него отношение к себе как «плохому». Защита Я проявляется в искажениях получаемого опыта и отрицании собственных нежелательных характеристик. Так, ребенок с негативным самоотношением никогда не скажет, к примеру, «я опоздал, потому что проспал», он объяснит свое опоздание различными причинами, не зависящими от него. У ребенка, который способен признать, что его опоздание связано с тем, что он проспал, есть шанс, что в какой-то момент он признает свою неорганизованность, а значит, у него появится шанс исправить это качество, то есть возможность для личностного развития. В первом случае эта возможность затруднена, потому что исправлять нечего, ребенок не может признать у себя этой негативной характеристики. Подобные деформации в самоотношении являются частью деформаций в эмоциональной сфере. Нарушения в эмоциональной сфере всегда влекут за собой нарушения в когнитивной и поведенческой сферах. Негативная Я-концепция будет проявляться в этом случае на когнитивном уровне как нежелание учиться, представление у ребенка о себе как неспособном («все равно у меня не получится»), отсутствие познавательной мотивации. На поведенческом уровне такие дети как будто оправдывают ожидания взрослых: частые пропуски школы, агрессивность, неухоженность, употребление алкоголя и наркотических веществ — все это подкрепляет плохую репутацию такого ребенка.

Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла могут оказать фатальное влияние на жизнь ребенка [9].

Рассмотрим структурные компоненты негативной Я-концепции детей, у которых наличие травматического опыта привело к серьезным искажениям их представления о себе и других.

Эмоциональный компонент — отношение к себе и к другим. Прежде всего они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными, имеют крайне слабый контакт со своим телом и собственными подлинными чувствами. В свое время жертвы насилия для того чтобы выжить, были вынуждены подавить или вытеснить свои самые сильные чувства. Результатом такого подавления часто становится диссоциация, то есть расщепленность, раз-деленность Я [1, 7].

Наиболее частая форма проявления диссоциации — расщепленность телесных ощущений и осознания. Когда-то, в момент жестокого обращения, диссоциация помогла ребенку выжить, справиться с невыносимой физической и/ или душевной болью. Ребенок представляет, что это произошло не с ним, а с кем-то другим, научается разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он как бы замораживает боль, каменеет, немеет, чтобы ничего не чувствовать и выжить. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам. Подобное

в своей практике отмечали Н.В. Новикова [7] и другие психотерапевты, работавшие с отверженными или претерпевшими физическое насилие людьми. По словам одного социального работника, «эти люди стремятся к обретению чего-то, ими утерянного; они даже могут не знать, чего именно им не хватает, но абсолютно уверены в том, что они чего-то лишены и в этом нуждаются». Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребенок испытывает неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы), уверен в неуспехе—когнитивный компонент.

Поведенческий компонент. Часто бывает так, что подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу. Отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту и идет в разных направлениях. Во-первых, это может быть отчуждение от людей и агрессивная активность, нацеленная на преодоление препятствия любой ценой. Во-вторых, отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию (возможностей прилепиться к сильному, к тому, «кто защитит»). В-третьих, пассивное, обороняющееся поведение (уход). Они никому не доверяют (и прежде всего взрослым). Дети — жертвы насилия, как правило, боятся людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью [9]. Часто

их девизом становятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Нередко они стремятся спрятаться за спиной более сильного. Наконец, у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства: они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными.

Дети, имеющие данный тип Я-концепции, нуждаются в психологической помощи. Цели и технологии психологической помощи детям с психологической травмой (прежде всего жертвам насилия) должны определяться их личностными особенностями. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений. Эти характеристики очень важны для организации психологической помощи. Успешной можно считать такую психореабилитационную программу, которая переводит негативную Я-концепцию ребенка в позитивную, изменяя его искаженные представления о себе и других, установку Я «-» на Я «+», учитывая все компоненты структуры.

Травматический опыт ребенка не только становится причиной возникновения у него психологических трудностей, но и оказывает серьезное деформирующее воздействие на все дальнейшее развитие личности. Необходимо понимать, что с проблемой насилия над ребенком можно столкнуться, работая даже в области, прямо не связанной с социальными вопросами [5]. Дети, пе-

режившие насилие в семье, или взрослые, прошедшие через это в детстве, могут испытывать серьезные психологические затруднения и нуждаться в профессиональной помощи.

Психологическое сопровождение ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач, главная из которых — обеспечение психологической безопасности ребенка не только через систему юридических гарантий, но и на уровне самоощущений жертвы насилия.

Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Шаг 2. Установление психологического единства с ребенком.

Ребенок сам не обращается за психологической помощью, что делает его зависимым от взрослых людей, прежде всего членов семьи. Сопротивление и неготовность к контактам со специалистом могут быть обусловлены восстановлением в памяти негативных чувств и переживаний.

Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие. У детей и подростков, переживших различные формы насилия, формируется чувство недоверия к окружающим, в первую очередь ко взрослым, которое переносится на взаимоотношения с консультантом и любым другим специалистом. Это одно из тяжелых последствий травмы.

Ребенок подвергает проверке доброжелательность, надежность, честность и истинные намерения консультанта. Очень часто уровень подозрительности у него столь велик, что становится препятствием для начала осуществления психологической помощи и консультирования.

В процессе психологического сопровождения консультант совместно с ребенком, пережившим травму, должен исследовать его базовые потребности в психологической безопасности, любви, принадлежности к группе, выяснить специфические особенности мыслей и чувств, которые возникли у него, когда он утратил доверие ко взрослым.

Шаг4. Преодоление страхов ребенка. Страх быть наказанным, отвергнутым и покинутым должен прорабатываться в течение длительного времени, вплоть до того момента, когда ребенок может начать находить способы контроля своих страхов и в повседневной жизни заручиться поддержкой надежных взрослых, которые обеспечат ему безопасность и уверенность в себе.

Шаг 5. Проявления чувства утраты и вины. Чувство вины проявляется по-разному: вызывать поведение самодеструктивного характера с причинением себе вреда, агрессию, способствующую формированию вызывающего поведения дома и в школе и условий возникновения делинквентности [2].

Шаг 6. Выражение чувств вербаль-но и невербально. Многие дети, пережившие травму, сталкиваются с трудностями выражения своих чувств словами или действиями. Иногда скрытые чувства и потребности получают выражение в недифференцированной агрессии, которую ребенок не может осознать и выразить словами. Иногда это можно объяснить тем, что он вырос в среде, где эта сторона его личности не получила стимула к развитию [11]. В процессе консультирования важно показать ребенку, что чувства не могут быть плохими или хорошими. Наилучшим способом для

отреагирования амбивалентных чувств является песочная терапия.

Шаг 7. Выражение и контроль агрессии. Дети, пережившие насилие, испытывают трудности в регулировании своих сильных аффектов, особенно гнева. Самым доступным для них является агрессивный способ реагирования на возникающие межличностные конфликты.

Однако регулирование эмоций связано с двумя проблемами. С одной стороны, дети и подростки еще не обладают достаточной способностью регулировать свои эмоциональные проявления, но, с другой стороны, проблемы в поведении нередко возникаюткак следствие чрезмерного контроля над своими агрессивными побуждениями.

Шаг 8. Рассказ о травме. В процессе оказания психологической помощи ребенку центральным моментом является его рассказ о случившемся с ним. К сожалению, очень часто ближайшее окружение (родители, родственники, приемная семья) поощряют его не думать, не обсуждать и забыть факт случившегося насилия.

Важно, чтобы ребенок смог выразить свои переживания и чувства, связанные с травматическими переживаниями. Речь может идти, например, о чувстве страха, печали, покинутости.

Шаг 9. Хорошие и плохие тайны. Важным этапом психологического сопровождения является создание условий для рассказа о том, как тайны были инициированы и как они могли сохраняться. В результате этой психологической работы ребенок должен научиться дифференцировать характер различной информации и научиться рассказывать о ней близким людям.

Шаг 10. Независимость, уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Важным этапом психологического сопровождения является работа с Я-концепцией ребенка, которая часто формулируется как «Я — плохой». В результате насилия дети были лишены чувства контроля над своей психологической сферой безопасности, поэтому у них возникает чувство бессилия от невозможности защитить свое личное пространство. Эту фазу психологического сопровождения называют «забота о самом себе». Она позволяет достичь следующих результатов: укрепление самостоятельности ребенка, повышение уверенности в себе и приобретение им чувства собственного достоинства [7]. После отреагирова-ния травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у ребенка освобождается достаточно сил, которые следует направлять на повышение самооценки, доверия к себе, уверенности в своих силах и формировании новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активного участия в борьбе со злом. Важно, чтобы у ребенка появилась уверенность в том, что защитники есть, но он сам может выработать и отработать те модели поведения, которые ему необходимы [12, 13, 14, 15].

Большое количество жертв насилия по разным причинам никогда открыто не обращаются за помощью [5]. Особенно редко самостоятельно за помощью обращаются дети, переживающие насилие в семье, но тем не менее она им нужна. Следовательно, специалисты самого широкого профессионального диапазона (работающие с детьми в школах, детских садах, поли-

клиниках и больницах), должны знать о существовании фактов насилия в семье, возможных диагностических признаках психологической травмы у детей и о способах оказания им помощи.

Только такой подход может способствовать формированию у детей с психологической травмой субъективного переживания благополучия и психологической стабильности.

Литература

1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии : монография / О. А. То-болевич [и др.] ; под науч. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1.

2. Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: автореф. дис. .. канд. психол. наук. СПб., 2007.

3. Архиреева Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен и культур: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. 404 с.

4. Березин С.В, Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители : материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Универс-групп, 2011. 52 с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

6. Кучерова ЕВ. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч. тр. М., 2009.

7. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. М.: Генезис, 2009.

8. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1995.

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

10. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Колесникова Г.И. Социальная безопасность : учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2012. 360 с.

11. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001.

12. Сочивко Д.В. Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных), постановка проблемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 23-31.

13. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпо-коленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.

14. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

15. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ» УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

Е. Н. Кожевникова

Аннотация: в статье отмечается, что современное общество заинтересовано в получении «исправленных» право-послушных граждан, погасивших судимость и овладевших способностью самостоятельно мыслить и действовать. Фор-

мирование жизненной стратегии условно осужденных несовершеннолетних, по нашему мнению, будет способствовать решению психолого-педагогических задач, поставленных перед сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.