Научная статья на тему 'К вопросу о повышении эффективности развития сетей розничной торговли в условиях франчайзинга'

К вопросу о повышении эффективности развития сетей розничной торговли в условиях франчайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЫНКИ СБЫТА / ФРАНЧАЙЗИНГ / ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ФРАНЧАЙЗЕРА И ФРАНЧАЙЗИ / ПОРТФЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / BALANCE OF FRANCHISER''S AND FRANCHISEES'' INTERESTS / EFFECTIVE RETAIL CHAINS EXPANSION / POTENTIAL OUTLETS / FRANCHISING / OPTIMAL DISTRIBUTION OF INVESTMENT RESOURCES / PORTFOLIO APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Татьяна Владимировна

Рассмотрен системный подход к эффективному и управляемому развитию розничных сетей с привлечением франчайзинга, оптимальным распределением инвестиционных ресурсов на основе баланса интересов компании-франчайзера и франчайзинговых партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue on retail chains effectiveness IncreasING WITH THE usE OF franchising

The system approach to effective and manageable retail chains expansion with the use of franchising, optimal distribution of investment resources, based on the balance of franchiser's and franchisees' interests is considered in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении эффективности развития сетей розничной торговли в условиях франчайзинга»

УДК 339.18

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕТЕЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФРАНЧАЙЗИНГА

Т. В. Макарова

Ивановский государственный энергетический университет

Рассмотрен системный подход к эффективному и управляемому развитию розничных сетей с привлечением франчайзинга, оптимальным распределением инвестиционных ресурсов на основе баланса интересов компании-франчайзера и франчайзинговых партнеров.

Ключевые слова: эффективное развитие розничной сети, потенциальные рынки сбыта, франчайзинг, оптимальное распределение инвестиционных ресурсов, баланс интересов франчайзера и франчайзи, портфельный подход.

В настоящей статье рассматривается подход к эффективному развитию российских розничных сетей на примере сетей, реализующих верхнюю и легкую одежду.

В течение последних десяти лет на российском рынке наблюдается активный рост розничных компаний, продвигающих собственные бренды одежды. Спецификой таких компаний является:

1) разработка и популяризация бренда, под которым реализуется одежда;

2) самостоятельная разработка коллекций одежды; речь идет о дизайне, т.к. производство, как правило, осуществляется в Китае и/или в Турции;

3) жесткая привязка коллекций к сезонам;

4) ориентация, в основном, на средний класс, реже - на население с невысоким уровнем доходов;

5) реализация одежды через розничные сети.

Активное развитие российских розничных сетей, реализующих верхнюю и легкую одежду, а также приход на российский рынок иностранных ритейлеров с аналогичной спецификой ведения бизнеса, привели к серьезному обострению конкуренции в розничном секторе брендовой одежды и поставили российские розничные компании в условия необходимости построения эффективных конкурентных стратегий и оптимизации бизнес-процессов для укрепления позиций на рынке. Насыщение столичного рынка, рынка северной столицы и рынков крупных городов центрального региона России свидетельствует о необходимости выхода на новые рынки сбыта.

Дальнейшее расширение сети должно быть быстрым и эффективным. Одной из важнейших задач для компаний, работающих в сфере ритейла с рассматриваемой спецификой, становится построение и реализация эффективной стратегии развития сети.

Розничные сети стремятся к быстрому выходу на новые рынки, как правило, забывая об эффективности и укреплении позиций на уже занятых ими рынках. Зачастую, происходит стихийный захват новых рынков с целью успеть занять их раньше конкурентов. Ритейлеры используют один из следующих способов разворачивания розничной сети или их сочетание:

1) открытие собственных розничных подразделений компании;

2) слияния и поглощения;

3) открытие розничных точек в рамках торговой сети франчайзинговыми партнерами.

В последнее время наиболее популярным, менее затратным по вложению финансовых, трудовых и временных ресурсов, становится использование франчайзинга. К преимуществам франчайзинга можно отнести, зачастую, наличие у партнера административного ресурса, что позволяет в более сжатые сроки открыть розничную точку; вложение в расширение розничной сети финансовых и трудовых ресурсов франчайзи, а также знание франчайзинговым партнером особенностей рынка, на котором он работает. К недостаткам использования франчайзинга отнесем риски использования не по назначению коммерческой информации, передаваемой партнеру вместе с

франшизой; возможный ущерб репутации сети, который может нанести франчайзи несоблюдением требований и норм работы сети; несовершенство законодательства в области франчайзинга; и, наконец, потерю в прибыли от продаж конечных товаров и услуг в розничной точке, не принадлежащей компании-франчайзеру. Несмотря на указанные недостатки, многие розничные компании разрабатывают и предлагают партнерам различные варианты франшиз в зависимости от возможностей потенциальных партнеров, справедливо полагая, что использование франчайзинга способствует популяризации розничной сети в целом и ее активному росту.

Ставя перед собой цели скорейшего захвата новых рынков, владельцы франшизы, как правило, разделяют развитие собственной розницы и сети франчайзинговых точек; не уделяют должного внимания подбору франчайзинговых партнеров и анализу деятельности уже существующих, выстраиванию взаимовыгодных взаимоотношений с партнерами, маркетинговой политике в отношении открывающихся и повышению эффективности функционирующих розничных точек. В результате, вместо обоснованного расширения, подчиненного единой цели и стратегии развития, наблюдается стихийный рост торговых точек розничных сетей. Последствиями подобного разворачивания сети и недостаточного внимания к укреплению позиций на уже занятых сетью рынках являются рост неудовлетворенности целевой аудитории, убыточность деятельности франчайзинговых партнеров и розничных подразделений компании, снижение конкурентоспособности, ослабление позиций на рынке, и, как результат, снижение эффективности торговой сети в целом. Вслед за бурным ростом количества торговых точек приходится сворачивать как собственные, так и франчайзинговые розничные представительства сети.

Предлагаемый нами оригинальный подход к эффективному развитию розничных сетей, основан на следующих принципах:

1. Системность. Розничная сеть рассматривается в качестве единой целостной системы, состоящей из структурных подразделений компании-франчайзера и магазинов франчайзинговых партнеров. На основе данного принципиального положения выстраивается единая стратегия развития для всей розничной сети, не выделяющая отдельно развитие собственной розницы ком-пании-франчайзера и развитие франчайзинговой сети. Принципиально новым является описанный в данном пункте подход к функционированию и развитию розничной сети в условиях использования франчайзинга как к единой целостной системе. Традиционным является подход, по которому компании, работающие на основе франчайзинга, рассматриваются в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, успешность ведения бизнеса которых, в первую очередь, зависит от решений, которые принимают владельцы таких компаний; владельцы франшиз разделяют развитие собственной розницы и франчайзинговой сети. Условия взаимодействия между франчайзером и франчайзи в традиционном подходе (в сфере розничной торговли одеждой) ограничиваются передачей первого последнему технологии работы магазина, консультационной помощью в процессе открытия нового магазина, регулярными заказами и поставками одежды в магазин франчайзингового партнера, а также соблюдением правил и норм работы магазина для поддержания имиджа и репутации бренда реализуемой одежды. Принцип системности рассматривается в качестве основополагающего для формирования подхода к эффективному развитию розничных сетей. Представление розничной сети, функционирующей с использованием франчайзинга, как единой целостной системы с выстраиванием доверительных отношений между компанией-франчайзером и франчайзинговыми партнерами на основе принципа системности в научной литературе до настоящего времени не рассматривалось.

2. Целостность. Автор полагает, что деятельность каждого магазина розничной се-

ти, как собственного магазина компании-франчайзера, так и франчайзингового, влияет на работу сети в целом: на эффективность функционирования сети и ее положение на рынке, а также на репутацию продвигаемого бренда. Данный принцип предполагает необходимость управляемого, обоснованного и целесообразного открытия новых магазинов, а также обеспечения эффективного функционирования существующих и будущих розничных точек. В процессе функционирования и развития розничной сети очень важно соблюдать баланс интересов компании-франчайзера и франчайзинговых партнеров. Баланс интересов подразумевает отсутствие перекосов при принятии стратегических и тактических решений. Основанием для принятия любых решений должна быть выгода для розничной сети в целом и обеспечение ее эффективного функционирования и развития в долгосрочной перспективе, а не интересы отдельных сторон (компании-франчайзера, либо франчайзингового партнера). Принцип целостности в условиях соблюдения баланса интересов открывает новые возможности устойчивого развития сетей.

3. Непротиворечивость. Данный принцип предполагает получение синергетического эффекта от взаимодействия двух ранее рассмотренных принципов, согласованность составляющих разрабатываемой стратегии развития розничной сети между собой, подчинение текущей операционной деятельности целям и задачам разрабатываемой стратегии развития с внедрением соответствующих изменений; недопустимость нарушения принятых правил деловой этики в отношениях с партнерами и сотрудниками, а также баланса интересов партнеров в целях достижения краткосрочных выгод. Встраивание этого принципа для участия в разработке методологии и реализации авторского подхода к эффективному развитию розничных сетей отличается новизной концепции.

Согласно принципам системности, целостности и непротиворечивости, под эффективным развитием розничной сети

автор понимает согласованный и взаимоувязанный процесс обеспечения эффективного функционирования существующих и будущих розничных точек, укрепление и расширение позиций сети на уже занятых рынках, и организацию оптимального процесса разворачивания сети на новых рынках. Данный подход подразумевает развитие розничной сети в целом: собственной сети владельца франшизы и франчайзинговой. Эффективное развитие розничной сети предполагает, что на рынках, где уже присутствует розничная сеть, открытие новых розничных точек должно быть обоснованным и целесообразным; принятие решения об открытии новых розничных точек должно проводиться с учетом обеспечения эффективности функционирования уже существующих. Такая трактовка эффективного развития розничной сети также концептуально нова.

Предлагаемый нами подход к эффективному развитию розничных сетей предполагает разработку и реализацию единой стратегии развития розничной сети. Целью разработки и реализации единой стратегии развития является обоснованное, эффективное, целенаправленное и быстрое расширение розничной сети в целом, с оптимальным сочетанием источников финансирования (собственных средств франчайзера и средств франчайзинговых партнеров), трудовых и временных ресурсов; разработкой маркетинговой политики для каждого рынка, на котором работает или планирует работать сеть; обеспечением эффективности существующих и будущих розничных точек; повышением до максимума вероятности получения запланированных прибылей и снижением до минимума возможных рисков.

По мнению автора, разработка единой стратегии развития розничной сети предполагает проведение следующих мероприятий:

1. Глубокий анализ потенциальных рынков сбыта и рынков, на которых уже функционируют магазины сети, с целью выявления приоритетных направлений развития розничной сети.

2. Всесторонний анализ конкурентов и целевых покупателей с целью выработки и реализации конкурентных преимуществ, позволяющих розничной сети добиться лидирующих позиций в своей рыночной нише.

3. Разработку эффективной маркетинговой политики для потенциальных рынков сбыта и рынков, на которых уже работает сеть. Выстраивание эффективной ассортиментной структуры для каждой розничной точки.

4. Составление портфеля проектов развития рынков на основе анализа доходности и риска для потенциальных рынков сбыта и рынков, на которых уже работает сеть; использование портфельного подхода для оптимального распределения источников финансирования развития розничной сети. Применение портфельного подхода в стратегии развития розничных сетей в научной литературе до настоящего времени не рассматривалось.

5. Разработку новой концепции взаимоотношений с франчайзинговыми партнерами, основанную на принципе функционирования розничной сети как единой целостной системы. Выстраивание взаимоотношений между партнерами на принципе баланса интересов и на основе принципа системности, что также является концептуально новым.

6. Оптимизацию внутренних процессов компании: сокращение операционных и альтернативных издержек; совершенствование организационной структуры розничной сети и кадровой политики; выстраивание эффективной цепочки логистических операций.

7. Оптимизацию взаимодействия с внешней средой: создание благоприятного имиджа и повышение репутации розничной сети.

Реализацию описанных выше мероприятий с п. 1 по п. 5 можно представить в виде следующего оригинального алгоритма.

1. Анализ и ранжирование по привлекательности потенциальных рынков сбыта для розничной сети и рынков, на которых уже присутствуют торговые представительства сети.

1.1. Анализ привлекательности рынков предполагает:

1.1.1. Исследование характеристик рынков. Исследование рынков направлено, с одной стороны, на выявление степени зрелости и насыщенности рынков, с другой - на анализ характеристик потенциальных покупателей для проведения дальнейшей оценки возможного уровня спроса на товары и/или услуги, продвигаемые розничной сетью. Результатами данного этапа является классификация и группировка исследованных рынков по степени зрелости и насыщенности, а также выделение целевой аудитории, на которую будет направлена деловая активность компании, для каждого рынка.

На данном этапе проводится исследование следующих характеристик рынков:

1) скорость роста рынка;

2) степень зрелости рынка;

3) насыщенность рынка;

4) уровень конкуренции;

5) уровень входных барьеров;

6) уровень жизни и покупательной способности населения;

7) половозрастной состав населения в количественном и процентном соотношении;

8) оценка стилей жизни, социального статуса, уровня образования и уровня доходов населения для определения целевой аудитории;

9) культурные особенности;

10) климатические особенности.

1.1.2. Анализ привлекательности рынков для ведения основной хозяйственной деятельности розничных представительств сети предполагает расчет таких показателей, как объем продаж, прибыль, рентабельность продаж, и оценку их потенциальных значений. Расчет перечисленных показателей проводится отдельно для варианта, в котором франчайзер разворачивает розничную сеть собственных торговых точек, и для варианта, когда для разворачивания торговой сети привлекаются франчайзинговые партнеры. Необходимость раздельной оценки показателей для франчайзера и франчайзи продиктована возможной разницей в составе и величине их расходов: закупочная цена товаров для них может отличаться, в состав расходов франчайзи может

входить роялти. Проводится анализ полученных значений расчетных показателей для обоих вариантов, делаются выводы об их приемлемости с точки зрения зрелости и насыщенности рассматриваемых рынков и о привлекательности данных рынков для развития розничной сети.

Анализ привлекательности рынка для ведения основной хозяйственной деятельности розничных представительств сети:

1) выделение целевой аудитории путем уточнения портрета покупателя для каждого рассматриваемого рынка на основе его характеристик;

2) анализ характеристик и структуры целевой аудитории рынка;

3) выявление основных конкурентов, направленных на ту же целевую аудиторию рынка, анализ их маркетинговой политики;

4) формирование оптимальной структуры ассортимента по товарным категориям, качеству и цене на основе характеристик и структуры целевой аудитории рынка с учетом климатических особенностей, ассортиментной и ценовой политики основных конкурентов;

5) анализ количественного состава целевой аудитории рынка;

6) оценка продаж основных конкурентов в количественном выражении;

7) оценка потенциальных продаж товара в количественном выражении с учетом разработанной структуры ассортимента и оценочных продаж конкурентов;

8) оценка потенциальных продаж в суммовом выражении;

9) оценка постоянных расходов для рассматриваемого рынка при ведении бизнеса для франчайзера и для франчайзи; оценка проводится отдельно, поскольку состав постоянных расходов франчайзера и франчайзи может различаться; к примеру, в состав постоянных расходов франчайзи может входить роялти;

10) оценка переменных расходов для рассматриваемого рынка отдельно для владельца франшизы и для франчайзингового партнера; состав и величина переменных расходов может отличаться: в состав пере-

менных расходов франчайзи может входить роялти; может иметь место разница в закупочной цене товаров;

11) оценка ожидаемой прибыли для франчайзера и франчайзингового партнера;

12) оценка рентабельности продаж для компании-франчайзера и для франчайзи;

13) анализ полученных значений показателей с точки зрения характеристик зрелости и насыщенности рынков, выводы о приемлемости полученных значений и о привлекательности рынков для развития розничной сети.

1.1.3. Оценка привлекательности вложения инвестиций в развитие сети на новых и уже занятых розничной сетью рынках. Оценка привлекательности вложения инвестиций предполагает расчет необходимого объема инвестиций и анализ показателей отдачи от вложенных средств. Оценка требуемого объема инвестиций предполагает расчет первоначальных вложений в открытие новых розничных точек на новых рынках и на рынках, где уже присутствуют торговые представительства сети. Исходя из потенциального объема продаж, определяется количество розничных точек, которые необходимо открыть, и требуемый для этих целей объем инвестиций. Затем проводится оценка основных параметров привлекательности вложения денежных средств в развитие торговой сети на рассматриваемых рынках (отдельно для франчайзера и франчайзи): срок окупаемости инвестиций, рентабельность инвестиций и др. показатели. Полученные значения показателей сопоставляются с желаемыми с учетом характеристик зрелости и насыщенности рынков, делаются выводы о приемлемости рассчитанных показателей и о привлекательности рынков для вложения инвестиций в развитие розничной сети.

1.2. Ранжирование по привлекательности потенциальных рынков и рынков, на которых уже присутствует розничная сеть, предполагает присвоение рейтинга рынкам в порядке убывания привлекательности для франчайзера и франчайзи по следующим критериям: привлекательность рынков с

точки зрения ведения бизнеса и привлекательность рынков с позиции вложения инвестиций в открытие торговых точек. Ранжирование и присвоение рынкам рейтингов осуществляется внутри групп, характеризующих рынки по критериям насыщенности и зрелости. Рейтинги групп с разными характеристиками насыщенности и зрелости не пересекаются. Присвоение рейтингов для каждой группы происходит изолированно от рейтингов других групп.

2. Формирование оптимального портфеля из проектов по развитию розничной сети на потенциальных рынках сбыта и на рынках, на которых уже присутствует розничная сеть. Портфель составляется на основе оптимального соотношения доходности и риска, эффективного привлечения и использования собственных ресурсов компании-франчайзера и ресурсов франчайзинговых партнеров. Под ресурсами понимаются финансовые, трудовые и временные ресурсы. Использование портфельного подхода, положенного в основу разработки единой стратегии развития розничных сетей, является авторской новизной. Формирование оптимального портфеля из проектов по развитию розничной сети включает:

2.1. Постановку целей по охвату рынков, объемам продаж на них, срокам достижения поставленных целей и уровню допустимого риска в процессе разворачивания розничной сети. На данном этапе определяется перечень привлекательных рынков для развития розничной сети, обозначаются объемы деятельности на выбранных рынках и сроки достижения этих объемов. Рассчитывается средний уровень допустимого риска в процессе разворачивания розничной сети.

2.2. Анализ желаемых сроков выхода на рынки для потенциальных рынков сбыта и сроков расширения розничной сети для рынков, на которых уже присутствуют торговые представительства. Анализ предполагает оценку степени срочности выхода/расширения присутствия для потенциальных и уже занятых сетью рынков. Срочность характеризуется необходимой скоростью разворачивания/расширения деятель-

ности на рассматриваемых рынках. Необходимая скорость определяется исходя из темпов роста рынка, а также скорости его насыщения аналогичными товарами/услугами конкурентов. Результатом проведения анализа является присвоение рынкам категории срочности и определение оптимальных сроков выхода/расширения присутствия для рассматриваемых рынков.

2.3. Анализ предполагаемой доходности для каждого рынка, анализ рисков и объема требуемых инвестиций. Показатели доходности, риска и объема инвестиций напрямую зависят от планируемого объема расширения деятельности сети на потенциальных рынках сбыта и рынках, на которых уже присутствует сеть.

2.4. Формирование оптимального портфеля проектов расширения розничной сети на целевых рынках.

2.5. Выделение собственных ресурсов компании-франчайзера на развитие розничной сети в качестве единственно возможного источника финансирования. На данном этапе осуществляется выделение средств на финансирование разворачивания сети для следующих случаев:

2.5.1. Если ресурсы компании-франчайзера являются для определенных рынков уникальными (франчайзи будет невыгодно работать на данных рынках).

2.5.2. Если сроки выхода на рынок являются критичными (на привлечение франчайзингового партнера и заключение с ним договорных отношений нет достаточного количества времени).

2.5.3. Если рынок является привлекательным, но риски выхода на него очень высоки. В этом случае привлекать франчайзинговых партнеров к развитию данного рынка нельзя, поскольку объемы бизнеса франчайзи не позволяют ему принимать на себя высокие риски. Компания-франчайзер, при принятии положительного решения о выходе на рынок с высокой степенью риска, должна уравновесить этот риск вложениями инвестиций в развитие рынков с небольшими показателями уровня риска.

После распределения собственных средств франчайзера в качестве уникального источника инвестиций на развитие определенных рынков осуществляется проверка ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на данные цели, и временных ресурсов - скорости разворачивания сети. При нехватке ресурсов этап 2.5. пересматривается, величина средств, направляемых на разворачивание розничной сети, корректируется. В случае излишка собственных средств на инвестирование в развитие сети, его сумма распределяется на следующем этапе.

2.6. Формирование оптимального портфеля инвестирования собственных средств компании-франчайзера. При формировании оптимального портфеля первостепенное значение имеют три основные категории: привлекательность рынка, риски и желаемые сроки выхода на рынок. В процессе формирования портфеля необходимо учитывать результаты предыдущего этапа распределения собственных средств франчайзера для оптимального соотношения доходности и среднего уровня риска по портфелю. Результатом данного этапа будет формирование портфеля по вложениям инвестиций с оптимальным соотношением указанных показателей с учетом распределения средств на первом этапе. После выполнения данного этапа проводится проверка ограниченности собственных финансовых и временных ресурсов компании-франчайзера. При дефиците указанных ресурсов проводится корректировка портфеля.

2.7. Направление ресурсов франчайзинговых партнеров на развитие розничной сети в качестве единственно возможного источника финансирования. На данном этапе осуществляется выделение средств на финансирование разворачивания сети для единственного случая:

2.7.1. Если ресурсы франчайзингового партнера являются для определенных рынков уникальными (компании-франчайзеру будет невыгодно работать на данных рынках).

2.8. Формирование оптимального портфеля инвестирования средств франчайзинго-

вых партнеров. Процесс формирования портфеля для франчайзинговых партнеров происходит аналогичным образом, что и для компании-франчайзера: на основе оптимального соотношения трех основных параметров (привлекательности рынка, уровня риска и желаемых сроков выхода на рынок). В процессе формирования портфеля необходимо учитывать результаты предыдущего этапа распределения средств франчайзи для балансирования прибыли и среднего уровня риска по портфелю. Результатом данного этапа будет формирование портфеля по вложениям инвестиций с оптимальным соотношением указанных показателей.

3. Привлечение франчайзинговых партнеров для развития розничной сети.

3.1. Привлечение существующих франчайзинговых партнеров.

3.1.1. Анализ надежности и финансовой устойчивости существующих партнеров. На данном этапе проводится анализ рисков взаимодействия с франчайзи на основе предыдущего опыта работы с ними; исходя из эффективности их работы, желания роста, а также с точки зрения отдачи от предыдущих инвестиций франчайзи в розничную сеть.

3.1.2. Выбор франчайзинговых партнеров, через которых будет осуществляться расширение розничной сети. Предпочтение отдается эффективным партнерам, риски взаимодействия с которыми минимальны.

3.2. Привлечение новых франчайзинговых партнеров.

3.2.1. Анализ эффективности привлечения новых франчайзи и взаимодействия с ними. На данном этапе делаются выводы об успешности привлечения и работы с новыми партнерами, о статистике рисков, о скорости роста бизнеса франчайзи и т.п. Результатом данного этапа является формулировка дополнительных требований к новым партнерам и разработка привлекательных предложений для их привлечения.

3.2.2. Привлечение новых франчайзинговых партнеров, заключение договорных отношений.

3.3. Анализ ограничений привлеченных инвестиционных ресурсов франчайзинго-

вых партнеров. На данном этапе проводится анализ ограничений финансовых и временных ресурсов франчайзи, корректируется портфель по источникам ресурсов франчайзинговых партнеров.

В статье рассмотрен оригинальный подход к эффективному развитию розничных сетей в условиях использования франчайзинга (на примере сетей, реализующих верхнюю и легкую одежду), основанный на принципах системности, целостности и непротиворечивости. Принципиально новым является подход к развитию розничной сети в условиях использования франчайзинга на основе понимания розничной сети как единой целостной системы, включающей как собственные магазины компании-фран-чайзера, так и магазины франчайзинговых партнеров. Предложенная автором оригинальная трактовка розничной сети в условиях использования франчайзинга как единой целостной системы, предполагает выстраивание принципиально новых взаимоотношений между компанией-фран-чайзером и франчайзи, основанных на стратегическом развитии розничной сети в целом и балансе интересов партнеров. В статье представлено оригинальное определение эффективного развития розничных сетей как согласованного и взаимоувязанного процесса обеспечения эффективного функционирования существующих и будущих розничных точек, укрепления и расширения позиций сети на уже занятых рынках, и организации оптимального процесса разворачивания сети на новых рынках. Рассмотрена авторская концепция цели разработки и реализации единой стратегии развития розничной сети. Для этого раскрыты особенности построения эффективной стратегии развития розничных сетей в условиях исполь-

зования франчайзинга с перечнем мероприятий, необходимых для ее успешной разработки и реализации; рассматривается оригинальный алгоритм разработки стратегии. Принципиально новым является применение портфельного подхода в процессе разработки и реализации стратегии развития розничных сетей. Принятие решения по распределению собственных ресурсов франчайзера и ресурсов партнеров-франчайзи на развитие розничной сети должно быть основано на оптимальном сочетании временных, финансовых и трудовых ресурсов владельца франшизы и франчайзинговых партнеров. Важнейшими факторами являются: фактор времени - скорость открытия магазинов, ограничение финансовых и трудовых ресурсов компаний и целесообразность вложения средств -рентабельность инвестиций. На основе указанных факторов определяется баланс интересов компании-франчайзера и франчайзинговых партнеров в процессе развития сети с целью повышения его эффективности. Предложенный подход направлен на эффективное и управляемое развитие розничной сети с предварительным анализом ситуации, выбором направлений деловой активности, постановкой целей, привлечением и распределением ресурсов и оценкой результатов.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ковалев, К.Ю. Логистика в розничной торговле. Как построить эффективную сеть/К.Ю. Ковалев, С.А. Уваров, П.Е. Щеглов. - Спб.: Питер, 2007. - 272 с.

2. Радаев, В.В. Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле /В.В. Радаев. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 220 с.

3. Сидоров, Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними/ Д.В. Сидоров. - М.: Вершина, 2007. -320 с.

Рукопись поступила в редакцию 03.06.2011.

TO THE ISSUE ON RETAIL CHAINS EFFECTIVENESS INCREASING WITH THE USE OF FRANCHISING

T. Makarova

The system approach to effective and manageable retail chains expansion with the use of franchising, optimal distribution of investment resources, based on the balance of franchiser's and franchisees' interests is considered in the article.

Keywords: effective retail chains expansion, potential outlets, franchising, optimal distribution of investment resources, balance of franchiser's and franchisees' interests, portfolio approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.