Инвестиционная деятельность
к вопросу о повышении эффективности инвестиционно-строительной деятельности
и.А. МоШкиН
Российская академия государственной службы при Президенте Рф
Развитие инвестиционной сферы экономики включает хозяйственную деятельность предприятий при активной поддержке государства по аккумулированию ресурсов в виде инвестиций в основной капитал. Эффективное использование инвестиционного потенциала в процессе воспроизводства основных фондов и модернизации производства направлено на получение прибыли и достижение социального эффекта1. Возможности инвесторов измеряются объемами капитальных вложений, которые они могут направить на создание основных фондов2. Однако объемы капитальных вложений зависят от доходов (собственных средств) инвесторов, полученных от предпринимательской деятельности в сфере производства и услуг (прибыль, амортизация, доходы от ценных бумаг и др.). Кредиты банков и другие заемные средства, использование средств населения необходимы для привлекаемых инвестиций. Экономическая целесообразность объединения капиталов проявляется в формировании банковских пулов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, пенсионных и других фондов, страховых компаний, а также в использовании инвестиционных возможностей федеральных и местных бюджетов3.
Вместе с тем развитие инвестиционной деятельности сдерживается определенной инерт-
1 Действительно, частный капитал в виде потенциальных инвестиций в основные фонды и модернизацию предприятий только тогда принесет прибыль, когда он в достаточно короткий срок будет реализован в эффективных инвестиционных проектах.
2 Заика И., Крюков А. Национальная экономика и инвестиции. — М.: Экономика, 2005. С. 22.
3 Спицын А. Т. Интеграция и модернизация экономики //Экономист. 2006. № 5. С. 5.
ностью российской предпринимательской среды, неразвитостью инфраструктуры инвестиционного рынка, институциональных и материально-вещественных его составляющих, отражающих реализацию инвестиционных проектов. Эффективность рыночной системы хозяйствования в сфере инвестиционной и подрядной деятельности взаимосвязана с созданием действенной системы государственной поддержки и стимулирования инвестиций в модернизацию производства. При этом необходима подготовка соответствующих новых законов с определением механизма их действия. Кроме того, важно повышать практические требования, предъявляемые к конкурсным инвестиционным торгам, в частности по объектам федеральной инвестиционной программы.
Развитие инвестиционной сферы производства предопределено многими объективными факторами, среди которых в качестве важнейших можно выделить следующие:
• наличие мотивов, вызывающих потребность в инвестировании в основной капитал и обусловливающих тот или иной объем капитальных вложений;
• наличие устойчивых и выполняющих стимули -рующую роль соответствующих законодательных и правовых актов в сфере инвестиционно-строительной деятельности;
• состояние производственного аппарата национального хозяйства и его составной части — инвестиционного комплекса, способного материализовать имеющиеся инвестиции в готовую строительную продукцию.
Как известно, современная система инвестирования в основной капитал включает оценку инвестирования, обусловленного получением
инвесторами прибыли на вложенный капитал. В этом аспекте следует отметить опережающий рост цен на подрядные работы по сравнению с индексами физического объема инвестиций в основной капитал по отраслям экономики. Это приводит к тому, что производственные мощности строительно-монтажных организаций загружаются менее чем на 50—60 %. Следует отметить, что оценка перспективных возможностей реализации инвестиционных решений, закладываемых в концепцию устойчивого экономического развития, отражается в соответствующих национальных проектах. Это предполагает позитивное изменение темпов роста объемов строительного производства при качественном изменении характера, структуры и научно-технического уровня создаваемой продукции. «Взрывное» возрастание потребностей в модернизации ранее созданного жилищного фонда, его текущем и капитальном ремонте, а также техническом перевооружении и реконструкции существующих основных фондов настойчиво требует адекватного развития производственного и социального секторов народного хозяйства4.
Следует отметить, что исходя из потребностей России в переходе в перспективном периоде к режиму устойчивого роста можно предположить, что инвестиционно-строительная деятельность в перспективе должна пройти, по имеющимся оценкам, два этапа своего развития после стабилизации в 2005—2007 гг.:
1) технологическая модернизация — 2007—2010 гг.;
2) устойчивое развитие — 2011—2015 гг. 5.
Вместе с тем для России, на взгляд автора, могут быть приняты в качестве ориентиров приближения основные цели инвестиционно-строительной сферы стран ЕС до 2015 г.: снижение стоимости строительства на 30 %, сроков возведения объектов — на 50 %, эксплуатационных расходов — на 50 %, энергоемкости — на 50 %, количества отходов и загрязнения окружающей среды — на 50 %.
В этом аспекте преобразования в инвестиционно-строительной сфере в перспективе должны обеспечить достижение следующих целей:
• модернизацию и технологическое обновление производства в российской экономике;
• качественные изменения в структуре и уровнях ценовых характеристик жилья и объектов социальной сферы;
4 Мошкин И. А. Инвестиционно-строительная деятельность в условиях модернизации экономики. — М.: Проспект, 2007. С. 19.
5 Россия 2015: Оптимистический сценарий // Под ред.
Л. И. Абалкина. - М.: ММВБ, 1999. С. 120—121.
• учет дифференциации платежеспособного спроса населения, инвестиционных способностей предприятий и организаций различных форм собственности;
• возможности реализации новых градостроительных концепций, включая реконструкцию историко-архитектурных центров, транспортного обслуживания, формирования пригородных зон, в том числе дачного строительства и др.;
• реализацию качественно новых подходов в развитии регионов с учетом их межрегиональных взаимодействий;
• освоение инноваций в технологическом базисе и отраслях экономики, которое способствует сокращению продолжительности инвестиционно-строительного цикла и повышению качества продукции.
Таким образом, в процессе совершенствования инвестиционно-строительной деятельности в России требуется качественно изменить экономические, технологические и продуктовые пропорции и соотношения в научно-проектной сфере, а также межотраслевые, межрегиональные и межгосударственные связи. Особое место в этом процессе должны занять обоснование, разработка и конечная реализация производственных инвестиционных проектов, разработка целевых программ в соответствующих сегментах подрядного рынка и обслуживающих его отраслей и производств, призванных сыграть роль ведущих звеньев в общей системе модернизации национальной экономики6. Доля инвестиций, направляемых непосредственно в строительство, за эти годы снизилась с 4,5 до 3,9 %, а в промышленность строительных материалов — с 1,7 до 0,6 %. В худшем положении после строительства оказалось и машиностроение, где уровень данного показателя снизился в 3 раза.
Из таблицы видно, что по вложению бюджетных средств развитие и поддержание производственно-технического потенциала отрасли строительство также находится на одном из последних мест среди других товаропроизводящих отраслей. Лишь 20,7 % производимых инвестиций в строительстве покрывается за счет бюджетных средств.
Для стимулирования инвестиционной деятельности необходима разработка и принятие необходимых законодательно-нормативных актов по улучшению инвестиционного климата, обеспечению гарантий на внутренние и внешние
6 См.: Развитие инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях экономики России / Под общ. ред. Б.С. Бушуева — М.: Макс Пресс, 2003. С. 43—49.
изменение структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования7
Структура инвестиций 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. I полугодие
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100
В том числе: собственные средства 49 51,3 45,1 47,0
Из них: прибыль, остающаяся в распоряжении организаций 20,8 16,9 20,6 20,8
амортизация 22,6 20,6 21,3 23,2
Привлеченные средства 51,0 48,7 54,9 53,0
Из них: бюджетные средства 21,8 17,8 20,7 15,2
кредиты банков - 4,6 8,3 9,3
заемные средства других организаций - 6,2 7,4 7,3
средства внебюджетного фонда 11,5 4,3 0,4 0,4
Прочие 17,7 13,4 18,0 20,8
Из общего объема инвестиций — инвестиции из-за рубежа 3,9 4,2 5,2 6,5
инвестиции и укреплению правовых основ прямого зарубежного инвестирования, а также по созданию льготного режима для зарубежных инвесторов в приоритетные отрасли экономики с включением в их число строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Создание нормальной цивилизованной бизнес-среды и ряда других благоприятных условий, существенно улучшающих инвестиционный климат в России, является важным условием повышения инвестиционной активности в российской экономике. Непреходящее значение имеет улучшение структуры инвестиций в основной капитал. На решение этих проблем в первую очередь должны быть направлены действия механизма государственного регулирование, а также усилия соответствующих органов как федерального, так и регионального уровней.
В условиях глобализации рынков возрастает значение привлечения иностранных инвестиций в строительство, что важно для модернизации экономики и ее отраслей, а также производственного потенциала, используя кредитную сферу экономики. Наряду с мобилизацией традиционных финансовых ресурсов необходим поиск и новых, нетрадиционных, источников инвестирования, обновления основных фондов строительства, одним из которых является внедрение лизинга. Перспективность лизинга и его производственно-финансовая функция обусловливаются также все возрастающей потребностью строительных организаций и предприятий в обновлении их основных производственных фондов, повышении их технического уровня и возможности решения
7 Составлено по: Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. — М, 2006. С. 12-13, а также по данным исследования автора.
этих задач без особо больших первоначальных вложений. Это создает условия для применения наиболее передовой техники при остром дефиците финансовых средств, а также способствует переориентации банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства. Здесь следует рассматривать финансовый лизинг не только как универсальный инструмент для обновления основных фондов и технического потенциала отрасли, но и как действенное средство для ускорения экономического роста8.
Возможности лизинговой сделки заключаются в том, что лизингополучатель, у которого отсутствуют свободные финансовые ресурсы, входит с предложением в лизинговую компанию о заключении лизинговой сделки. При соответствующей договоренности лизингополучатель подбирает продавца или производителя необходимого оборудования, а лизингодатель приобретает его во временное пользование для лизингополучателя за определенную плату, предусмотренную договором лизинга. После окончания такого договора данное оборудование либо переходит в собственность лизингополучателя (в зависимости от условий договора), либо возвращается лизингодателю. По своей экономической природе лизинг весьма сходен с кредитованием инвестиций , поэтому в лизинговой сделке практически присутствуют все элементы кредитных отношений. Различие состоит лишь в том, что при лизинге учас-
8 Весьма важным преимуществом лизинга для предприятий является и то обстоятельство, что лизинговые платежи и проценты за кредиты и другие заемные средства, используемые участниками сделки для реализации операций финансового лизинга, разрешено относить на себестоимость продукции, что позволяет пользователям имущества существенно уменьшить свою налогооблагаемую прибыль и повысить инвестиционные возможности.
тники сделки оперируют не денежными средствами, а конкретным имуществом. Важной стороной лизинга является и то, что кредитование (инвестирование) лизингополучателя осуществляется не в денежной форме, а в товарной, это позволяет избежать разбазаривания денежных средств, что особенно важно для современного этапа развития нашей экономики9. На основе анализа ряд ученых приходит к выводу, что для ускорения развития лизинга в строительстве целесообразно было бы освободить лизингополучателя от налога на добавленную стоимость, как при оплате за поставку оборудования, так и с отчислений лизингодателю10.
Важнейшим направлением повышения инвестиционной активности воспроизводства и обновления основных производственных фондов было и остается улучшение использования действующих средств труда. Эффективность их использования позволяет быстрее перенести их стоимость на вновь созданный продукт, сократить относительные затраты труда, создать дополнительные финансовые возможности для ускорения кругооборота стоимости основных фондов, их замены и обнов-ления11. Решая проблему финансового обеспечения инвестиций в развитие материально-технической базы строительства, необходимо иметь в виду, что только силами строительных организаций и их промышленных предприятий она не может быть решена. Это обусловлено как спецификой экономики отрасли, так и производственно-экономическими условиями ее функционирования, в силу которых она не может быть полностью самоокупаемой.
С переходом на рыночные условия хозяйствования инвестиционно-строительная сфера экономики России получила экономическую возможность эффективного управления, создания производственной базы, а также развития научного и проектного потенциала. По данным Госкомстата
9 Исследованиями установлено, что дальнейшее развитие лизинга как важной меры повышения инвестиционной активности обновления производственного аппарата строительных организаций на данном этапе связано с формированием лизинговых компаний, работающих на принципах финансового лизинга, по типу зарубежных.
10 Расчеты ряда экономистов показывают, что предприятия, восстановившие свой технический потенциал на основе лизинга, своими налогами с прибыли и на имущество в дальнейшем перекрыли бы весь налог на добавленную стоимость и дали бы дополнительный доход государству.
11 Проведенные расчеты показывают, что улучшение исполь-
зования основных фондов позволяет увеличить инвестиционные возможности строительных организаций на эти цели до
10—12 % и соответственно существенно снизить потребность в фондах.
России, на 1 января 2006 г. в составе инвестиционного комплекса образовалось более 140 тыс. подрядных предприятий вместо действовавших до 1991 г. 71 тыс. При этом только 20 % строительных предприятий в 2006 г. имели собственные оборотные средства и были обеспечены заказами в полном объеме. Именно эти наиболее крупные строительные предприятия выполняют до 80 % всего объема строительно-монтажных работ в России.
В современных условиях становления цивилизованного рынка, несмотря на сложные налоговые нагрузки, наиболее инициативные предприниматели стали создавать и развивать принципиально новые инвестиционно-строительные структуры, действующие по принципу «инвестиции — проектирование — строительство готового объекта — реализация (продажа) объекта — эксплуатация (по особому договору)». Так, начиная с 2002 г. новые инвестиционно-строительные компании построили до 70 % благоустроенных жилых домов в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, в других крупных городах и регионах России. Формирование новых инвестиционных структур имеет возрастающую направленность на ускорение и качество экономического роста в России. Особенности и основные положения их деятельности состоят в создании готовых объектов недвижимости (зданий и сооружений различного назначения) в сжатые сроки с использованием новейших строительных технологий. Разработка строительства жилых домов по индивидуальным проектам осуществляется с применением типовых строительных конструкций и эффективных теплостойких и долговечных материалов12.
Вместе с тем, на взгляд автора, в подрядной деятельности необходимы новые экономические механизмы инвестирования строительства объектов различного назначения на основе долевого участия населения, собственных средств предприятий, кредитов коммерческих банков, а также части (порядка 10 %) государственных вложений. При таком подходе к инвестированию эффективно реализуются механизмы комплексного подхода к проектированию, строительству и реконструкции крупных микрорайонов со всей необходимой инфраструктурой.
Возрастающее значение имеет структурное и экономико-организационное построение новых инвестиционно-строительных компаний.
12 См.: Развитие инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях экономики России. — М: МАКС Пресс, 2003. С. 43—47.
Многие из них фактически функционируют как современные холдинги в строительстве. На основе обобщения отечественного опыта организации и зарубежной практики эффективной деятельности холдингов в строительстве может быть отражена его принципиальная организационная структура, когда головное предприятие холдинга является основной системообразующей структурой в строительстве. Из практики известно, что головное предприятие холдинга выполняет не менее 40 % наиболее сложных строительно-монтажных работ, а остальные 60 % объемов работ выполняют малые (дочерние) предприятия, которым экономически выгодно находиться «под опекой» крупного головного предприятия холдинга13.
В структурах инвестиционно-строительных компаний (холдингов) появились принципиально новые службы, необходимость которых обусловлена условиями деятельности на рынке объектов недвижимости, а также обеспечения финансирования строительства. К таким службам относятся: управление маркетинга и управление инвестиций. Управление маркетинга изучает и отслеживает ситуацию на рынке объектов недвижимости, осуществляет рекламную и издательскую деятельность, создает имидж компании, ее привлекательность и надежность у потенциальных инвесторов—покупателей квартир, офисов, гаражей и т. д.
Новые эффективные структуры и формирующиеся холдинги для реализации инвестиционных проектов нуждаются в государственном экономическом регулировании и стимулировании их деятельности в рыночных условиях хозяйствования. Изучение международного опыта экономических регуляторов инвестиционно-строительной деятельности показывает, что сбалансированность и относительная стабильность компаний (холдингов) по созданию и реализации объектов недвижимости достигается за счет:
• широкой доступности материализации инвестиций в виде готовых строительных объектов различного назначения;
• наличия экономических и правовых механизмов по обеспечению возвратности вложенных инвестиционных средств (за исключением объектов социального и оборонного назначения);
13 Отметим также, что малым строительным предприятиям сложно выиграть тендер на строительство какого-либо значительного объекта. Как правило, тендеры выигрывают холдинги, а малые предприятия специализируются в основном по видам работ, получают свою долю от головного предприятия холдинга.
• оптимальных сроков окупаемости инвестиций. Роль экономических регуляторов со стороны
властных органов развитых стран (США, Англии, Германии. Канады, Финляндии, Франции, Швеции и ряда других) состоит в том, чтобы законодательными и административно-правовыми актами обеспечить соблюдение вышеуказанных условий. В числе наиболее распространенных и действенных экономических регуляторов, которые прошли многолетнюю апробацию, следующие:
• льготные банковские кредиты в размере от 3 до 3,5 % годовых со сроками погашения кредитов от 15 до 25 лет на создаваемое и покупаемое населением жилье;
• стимулирование капитальных вложений, направляемых на строительство дорог, жилья, объектов коммунального и энергетического назначения в отдаленных и труднодоступных районах путем полной отмены взимания налогов;
• антимонопольные меры, устанавливаемые законодательно парламентами, с тем чтобы максимальная доля одной фирмы (концерна) в акционерном обществе не превышала 20 % общего уставного капитала, а продажа акций сотрудникам (работникам) соответствующего акционерного общества ограничена 15 % общего капитала.
Многие строительные организации России увлекаются привлечением дешевой рабочей силы, прибывающей из стран СНГ (Украины, Белоруссии, Армении, Таджикистана и т. д.). По данным Правительства Москвы, на стройках города работают более одного миллиона рабочих из стран СНГ. При этом специалисты отмечают ухудшение качественных показателей некоторых сооружаемых жилых домов и других объектов14.
Переход к рыночной экономике вовсе не означает, что государство отказывается от своих возможностей регулирования цен, особенно в социальной сфере жизнеобеспечения населения. Следует отметить, что практически во всех развитых странах вопросы ценообразования являются объектом пристального внимания государства. В них осуществляется государственное регулирование цен, разрабатываются нормативные технико-экономические показатели для определения стоимости строительства.
14 Здесь опять уместно обратиться к зарубежному опыту организации труда и заработной платы в строительных фирмах (концернах) развитых стран.
В современных условиях обеспечения эффективности рыночного хозяйствования, инвестиционный комплекс России, несомненно, нуждается в государственном экономическом регулировании и стимулировании15. Необходимо эффективно задействовать систему ипотечного кредитования строительства жилья с введением существенных льгот для молодых семей с детьми. Для практической реализации данной проблемы важно было бы в Государственной Думе образовать комиссию по экономическому регулированию и стимулированию развития инвестиционно-строительной деятельности.
Важно отметить, что виды инвестиций принято подразделять на денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных цен-
15 Прежде всего, речь идет о жилищном строительстве, в сфере которого необходимо, по имеющимся оценкам, снизить примерно до 10 % налог на добавленную стоимость (НДС).
ностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного («ноу-хау»); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
В реальном секторе экономики усиливается функция воспроизводственной структуры. Основные положения реализации инвестиций необходимы для инвестирования производственных процессов, разработки и последующего выполнения инвестиционных предпринимательских проектов. В практике развития предприятия представляются в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта модернизации предприятия, инвестиционные проекты связаны с привлечением новых или дополнительных инвестиций развития производственного предпринимательства.