тилетия резко возросла доля диссертаций, которые носят теоретический характер, в них мало практики, мало внедрения.
А что касается иностранных ученых в диссове-тах, так они как раз нам здесь и могут помочь. Потому что многие страны мира идут более «рыночным» путем. Например, в Германии поступает человек в аспирантуру (речь идет о технических специальностях) на получение степени PhD, и за ним сразу идут деньги по договору с предприятием. То есть уже заложены средства на оплату научного руководителя, самого аспиранта, оборудование и т.д. И если деньги за ним не идут, то его просто не берут. Тем самым можно повысить прикладной характер диссертаций, повторю, не всех, а именно на технических специальностях.
- Можем мы ожидать, что в ближайшем будущем полностью перейдем на западную систему PhD?
- Нет, никто пока не предлагает резко отказаться от «кандидата» и «доктора наук», просто нужно сделать так, чтобы наш кандидат наук был признан в мире на уровне PhD.
- А как мы можем это обеспечить? Уже сегодня есть серьезная путаница в головах. Дошли уже до того, что кто-то пытается PhD переводить дословно - доктор философии. А кто-то уверен, что это нечто среднее между нашим кандидатом и доктором. Как примерно специалитет - это нечто среднее между бакалавриатом и магистратурой.
- Есть целый ряд формальных позиций, которые мы можем исправить уже сейчас и внести тем самым определенную ясность в вопрос. Например, мы сдаем три экзамена в аспирантуре. И при этом
тяжелейший, большой по объему экзамен - кандидатский минимум. А в других странах мира 10-12 экзаменов сдают при подготовке PhD. Давайте перенесем эти экзамены из кандидатского минимума в основные. Разобьем по три в год, допустим, и предложим для сдачи. Есть также и другие чисто технологические решения для модификации подготовки в аспирантуре, которые Минобрнауки сейчас и планирует делать в рамках третьего уровня высшего образования. Эта проблема, повторяю, во многом решается чисто технологически, особенно в областях, где у нас достаточно сильные позиции и в науке, и в защищаемых диссертациях, например в области физико-математических, химико-биологических наук.
И что касается вопроса об учебе в аспирантуре. Было предложение, чтобы сделать связку «обучение в аспирантуре - диссертация» более тесной. Тогда в стране не будет стоять так остро вопрос, почему у нас много аспирантов и мало защит. Абсолютное большинство членов ВАК ставит сегодня этот вопрос таким образом: успешным (я подчеркиваю это слово) окончанием аспирантуры можно считать тот факт, если диссертация аспиранта принимается к защите в срок его обучения в аспирантуре. Если этого нет, то считается, что человек неуспешно окончил аспирантуру.
Знаю, что руководство Минобрнауки РФ также поддерживает эту позицию, хотя от некоторых сообществ исходили подходы, что аспирантура - только образовательная программа, в рамках которой подготовка к защите квалификационной работы (диссертации) не является обязательной.
Filippov V.M., Savitskaya N.
THE AWARDING OF ACADEMIC DEGREES - ON THE CONSCIENCE OF
DISSERTATION COUNCILS
The article presents the views ofthe Chairman of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation VM. Filippov on the situation regarding the problems of awarding academic degrees.
Keywords: dissertation councils, awarding academic degrees, the problems of certification of highly qualified personnel.
УДК 371
Чуркин К.А., Нуриева Л.М., Киселев С.Г. К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРАХ
Статья рассматривает проблемы связанные с определением потребности педагогических кадров. Описывается опыт профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников педагогических вузов. Дается прогнозная оценка потребности в педагогических кадрах с учетом статуса учителя и оплаты его труда.
Ключевые слова: педагогические кадры, педагогические вузы, потребность в педагогических кадрах, трудоустройство выпускников педагогических вузов.
Нужны ли нам учителя? Конечно, нужны, ска- вать во Всероссийской научно-практической конфе-жете вы и будете правы. Однако так считают не все. ренции «Актуальные проблемы трудоустройства и Одному из авторов статьи (К. Ч.) довелось участво- адаптации к рынку труда выпускников высших учеб-
© Чуркин К.А., Нуриева Л.М., Киселев С.Г., 2014
Экономика образования ♦ № 4, 2014
11
ных заведений» в Тюмени, где специалисты, в том числе чиновники министерств, департаментов труда и социального развития регионов, сообщали о результатах изучения и прогнозирования рынка труда.
Тон задал, открывая конференцию, ректор местного университета, заявив, что вряд ли кто-нибудь может сказать, какая потребность в учителях будет в ближайшей перспективе (до 2020 г.). Очень хотелось крикнуть с места: «Есть такая партия!» В Омском государственном педагогическом университете существуют собственные методики прогнозирования рынка труда учителей, и еще в 2009 г. сделан прогноз до 2027 г.
Другая история произошла во время проведения Десятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». Авторы впервые участвовали в подобном мероприятии и были удивлены результатами некоторых работ. Специалисты, прогнозирующие потребность в кадрах на уровне своих регионов, не могут объяснить полученные результаты. Так, например, сотрудники Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета прогнозируют, что в профессионально-квалификационной структуре потребности Красноярского края в кадрах доля по группе специальностей «Образование и педагогика» к 2017 г. снизится. При общем сокращении занятых в экономике региона как следствии снижения численности населения трудоспособного возраста опережающими темпами ожидается уменьшение потребности работников сферы образования [13]. При обсуждении материалов на вопрос, как были получены такие результаты, ответа не последовало. Специалисты из Петрозаводска, осуществляя моделирование потребности в кадрах, также не обращают внимания на результат. Если верить полученной ими модели, то в Карелии к 2020 г. потребность в работниках с высшим образованием по виду экономической деятельности «Образование» сократится на 5,61 п. п. по сравнению с 2010 г., со средним профессиональным - на 2,89 [8]. Рост потребности в педагогах как следствие повышения рождаемости они не за-мечают1. Так, обнаружив, что фактическое трудоустройство выпускников, обучавшихся по направлению «Образование и педагогика», превышает расчетную потребность, причину этого они находят в большой доле платной и негосударственной форм и видов обучения, а не в ошибках расчета этой потребности [11, с. 329].
Более того, упущения обнаруживаются и в фундаментальных работах. Так, в монографии С.В. Сиговой «Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации» приводится структура дополнительного спроса на кадры в целом по России. Дополнительный спрос по виду экономи-
ческой деятельности «Образование» связывается только с компенсацией естественно-возрастного выбытия [12, с. 112]. О том, как изменятся объемы работ в отрасли вследствие изменения численности воспитанников ДОУ и учащихся школ, в работе ни слова. И хотя на графике отражена динамика численности различных категорий учащихся, за которой следовало бы увидеть рост общей потребности в педагогах, автор этого очевидного вывода не делает [12, с. 57].
Почему специалисты допускают эти промахи? Как оказалось, дело не в ошибках расчетов, а в изъянах методики. В приведенных нами случаях была использована технология, разработанная Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, позиционируемая как универсальный инструмент прогнозирования потребности экономики (в разрезе отраслей народного хозяйства и видов экономической деятельности) в выпускниках учреждений профессионального образования. Ее основу составляет унифицированный для всех регионов России нормативный подход, базирующийся на прогнозе темпов роста экономики, инвестиций по видам экономической деятельности и численности трудовых ресурсов, необходимой для достижения запланированных показателей. При этом прогноз среднесписочной численности работников в экономике рассчитывается с учетом прогнозов объема выпускаемых товаров и услуг, состояния основных фондов, инвестиций, производительности труда и других факторов [5, с. 84].
Универсальность петрозаводской модели вызывает большие сомнения при одном простом вопросе: насколько все это применимо к такому виду экономической деятельности, как «Образование»? Как оказывается, почти никоим образом неприменимо.
Потребность в кадрах в системе образования определяется не планами по наращиванию ВВП, не объемами инвестиций и состоянием основных фондов, не перспективной численностью работников на рынке труда, а численностью населения, еще не представленного на рынке труда, а именно - детей. Число рабочих мест в системе образования зависит прежде всего от количества групп в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования и классов-комплектов в общеобразовательных школах. Именно игнорирование этого обстоятельства и некритичное отношение к получаемым результатам ведут специалистов к ошибкам.
Беда также в том, что специалисты слабо знают отрасли, которые они прогнозируют. Так, например, работниками Центра бюджетного мониторинга поднимается так называемая «проблема 2010». Предоставим слово авторам: «Последствия спада рождаемости в 1987-1992 гг. вызывают целый ряд демографических проблем. Одна из них получила название «проблема 2010» и выражается в двукратном
уменьшении численности выпускников 11-х классов в 2010 г. по сравнению с 2007 г. Это вызывает резкое обострение конкуренции среди учреждений профессионального образования в борьбе за абитуриента как между регионами, так и между уровнями профессионального образования» [4, с. 7]. Все бы хорошо, вот только «был ли мальчик»?
Приведем официальную статистику численности выпускников 11-х классов: 2007 г. - 1 102 087 человек, 2010 г. - 716 426 человек2. Сокращение действительно есть, но не двукратное, как пишет В. А. Гуртов, а в 1,5 раза. Российский статистический ежегодник приводит следующие данные о выпускниках 11-х классов: 2007 г. - 1246 тыс. человек, 2010 г. - 789 тыс. [9, с. 219]. Сокращение в 1,6 раза, но опять же не двукратное.
В монографии другого петрозаводского специалиста, С.В. Сиговой, также упоминается «проблема 2010»: «Начиная с 2005 г. стали проявляться негативные последствия демографического спада для всех уровней профессионального образования -НПО, СПО и ВПО... Регионы, в которых число выпускников 11-го класса превышает прием в учреждения профобразования, представляют собой «образовательных доноров» и способны отдавать часть выпускников в другие регионы. Принимающими «чужих» выпускников являются регионы - «реципиенты» с крупными образовательными мегаполисами, такие как Москва, Санкт-Петербург, Томская, Новосибирская, Самарская области и др. ...Причем число регионов - «доноров» примерно соответствовало числу регионов - «реципиентов». Данная ситуация к 2010 г. резко изменится в связи с демографическим фактором и соответствующим резким сокращением числа выпускников 11-х классов практически во всех регионах страны... Отметим, что наибольшую сложность «проблема 2010 года» будет представлять в федеральных образовательных мегаполисах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Свердловск, Новосибирск, Томск, Самара и другие, где катастрофически не будет хватать абитуриентов...» [12, с. 59].
Далее автор приводит диаграмму приема студентов и выпуска 11-классников по регионам РФ в 2010 г. и прогнозирует последний в количестве 961 250 человек. Таким образом, автор называет сокращение не в 2, а в 1,3 раза, но тоже говорит о катастрофе, при этом при подсчетах теряет три региона (9 тыс. человек) и путается с данными3.
Между тем катастрофы не произошло. Достаточно взглянуть на статистику. В Москве количество выпускников в 2010 г. по сравнению с прошлым годом снизилось на 11%, в Санкт-Петербурге - на 14, в Ростове-на-Дону - на 1,5, в Екатеринбурге - на 13, в Новосибирске - на 20, в Томске - на 16, в Самаре -на 23, в целом по России - на 11%. В Оренбургской, Костромской, Амурской, Воронежской, Архангель-
ской областях, Краснодарском крае, Чечне и Ингушетии их число даже выросло в сравнении с 2009 г.
Если уж говорить о катастрофе, то произошла она в иные времена: если в 2005 г. сокращение выпускников по сравнению с предыдущим годом в целом по стране составило 75,5 тыс. человек (на 5%), то в 2006 г. - 96 (7%), в 2007 г. - 108 (9%), в 2008 г. - 146 (13%), в 2009 г. - 149 (15%), в 2010 г. - 90 (11%), в 2011 г. - 77 (11 %). Таким образом, наибольшее уменьшение численности абитуриентов пришлось на 2008 и 2009 гг. Соответственно, и конкуренция среди учреждений профессионального образования обострилась не в 2010 г. По этому поводу специалистам следовало бы бить тревогу двумя годами ранее. Ну а уж парадокс 2012 г. рождаемостью вообще не объяснить: по сравнению с 2011 г. число 11-классников увеличилось на 70 тыс. человек (на 11%), в то время как численность детей соответствующих лет сократилась.
На самом деле нехватка абитуриентов была следствием не только снижения рождаемости. Резкое падение их численности в регионах происходило в разной степени и в разное время совсем по другой причине. На рубеже 2000-х гг. общеобразовательные школы переводили обучение школьников на программу «1-4». В результате в школах, где ранее преподавание велось по программе «1-3», дети задерживались еще на год и появлялся так называемый «нулевой контингент» (то есть не было сначала 5-го класса, через год - 6-го и т.д.). Выпуск «нулевого контингента» и вызывал разовое и резкое сокращение численности выпускников, а следовательно, и абитуриентов.
По регионам России из-за разного времени и степени постепенности перехода на программу «14» сокращение выпусков было растянуто. В Томской области падение выпуска было очень большим -на 60% (с 8,9 до 3,6 тыс. человек, 2007 г.), в Амурской -на 40% (с 7,6 до 4,5 тыс., 2009 г.), в Омской - на 37% (с 16,4 до 10,3 тыс., 2008 г.), в Воронежской - на 35% (с 15,7 до 10,1 тыс., 2009 г.) и т.д. В ряде регионов это сокращение растянулось на несколько лет: на 20092010 гг. - Амурская, Воронежская области, Краснодарский край, на 2010-2011 гг. - Москва, Еврейская АО, Пермский край, Самарская область, Хабаровский край.
Во многих регионах (в том числе в Карелии) перевод на программу «1-4» был сделан постепенно, что не отразилось резкими возмущениями в статистике. Видимо, это обстоятельство и помешало должным образом разобраться в вопросе сотрудникам Центра бюджетного мониторинга. Между тем, ориентируясь лишь на рождаемость, С.В. Сигова прогнозирует на 2010 г. 961 тыс. выпускников, когда на самом деле их оказалось лишь 716 тыс. (упущен «нулевой контингент»). Учитывая краткосрочность прогноза (он сделан в 2008 г.), погрешность оказалась
очень высокой - 25%.
Почему ошибка стала возможной? На наш взгляд, потому, что авторы слабо знают прогнозируемые отрасли. Позволяет им это сама макроэкономическая модель. В качестве примера приведем статью А.Л. Кекконена и В.А. Гуртова, где приводится расчет потребности в кадрах с высшим образованием по укрупненной группе занятий «Специалисты высшего уровня квалификации» для вида экономической деятельности (ВЭД) «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» для Республики Карелия в 2008 г. Расчет занял полстраницы и выглядит феноменально точным. Авторы делают вывод, что ежегодная дополнительная потребность в таких кадрах составляет 15 человек [6, с. 100].
Вот только насколько можно верить этим цифрам? Красноярские специалисты отмечают, что данная модель «не может обеспечить приемлемое качество результатов в связи с резкой дифференциацией муниципальных образований Красноярского края по темпам и уровню развития экономики, плотности населения и уровню качества жизни» [1, с. 86].
Л.С. Гринкруг и B.C. Василенко, отмечая, что прогнозные значения, полученные при использовании этой модели, отличаются от фактических данных на 50-1000% в зависимости от укрупненных групп специальностей, объясняют это тем, что «официальная статистическая информация не в полной мере отражает динамику потребности рынка труда, что может негативно влиять на достоверность результатов» [3, с. 64].
На наш взгляд, дело не только в статистике или местных особенностях занятости. Предлагаемая технология предполагает возможность определения потребности в кадрах, не зная о прогнозируемых отраслях абсолютно ничего.
Использование данной модели может быть оправданно в случаях, когда отсутствует достаточный статистический материал, описывающий состояние отрасли. Но ведь трудности в сборе данных существуют не везде. Например, по отрасли «Образование» в любом областном (краевом, республиканском) профильном министерстве можно поднять первичные статистические отчеты всех образовательных организаций.
К тому же потребность в кадрах в системе образования легко определяется не макроэкономическим моделированием, а нормативным методом. Численность детей, учебных групп и характер работы с ними являются основанием для формирования штатных расписаний образовательных учреждений практически всех типов, что позволяет строить точные прогнозы потребности в кадрах на временные промежутки, более чем достаточные для планирова-
ния объемов и структуры подготовки специалистов.
По этой проблематике написан ряд работ. Так, например, Ю.В. Фролов, В.П. Офицеров, М.В. Офицеров, Е.В. Шабанов прогнозируют потребность в педагогических кадрах московских школ, сочетая нормативные и статистические методы прогноза [14; 15]. Томские специалисты Н.Н. Витченко и В.Я. Эпп также отдают предпочтение этим методам [2]. Прогноз численности педработников на основе статистических методов приводится в труде Центра социального прогнозирования и маркетинга (г. Москва) под ред. Ф.Э. Шереги [16]. Здесь численность педагогов по субъектам РФ до 2020 г. определялась как функция от показателей демографии.
Действительно, казалось бы, что в самых общих чертах прогноз потребности в учителях может определяться из соотношения численности учащихся и учителей (например, 15 школьников на одного учителя). Это соотношение может быть закреплено нормативными актами, а под обеспечение норматива производится планирование наборов в вузы. Между тем специальности «учитель вообще» нет, есть специальности учителей конкретных дисциплин, потребность в подготовке которых данный подход вычислить уже не позволяет. И вряд ли кому придет в голову заменять учителя музыки математиком и наоборот. К тому же этот метод не отслеживает движение контингента школьников по годам обучения и изменение нагрузки, а следовательно, и потребности в педагогах разных дисциплин на каждый год прогнозного периода.
По этой же причине не может адекватно работать и вышеназванная петрозаводская методика. Одним из ключевых ее элементов являются так называемые матрицы профессионально-квалификационного соответствия, которые создаются на основе статистической формы 1-Т (проф). Однако в данном отчете все учителя-предметники и учителя начальных классов проходят в сумме одной строкой. Соответственно, и макроэкономическая модель вынуждена прогнозировать потребность в кадрах педагогов лишь обобщенно, без детализации по профилям подготовки.
Свои методики определения потребности в учительских кадрах уже продолжительное время (около 20 лет) использует Омский государственный педагогический университет. Они основаны на технологии сдвига возрастных контингентов школьников по годам обучения и пересчете нагрузки по каждой дисциплине на несколько лет вперед, что является вариантом нормативных методов прогноза. Уровень разработанности данной тематики позволяет нам составить прогноз потребности в учителях по любому региону России. Ранее трудности вычислений были связаны только с громоздкостью задачи, поскольку требовался пересчет нагрузки по каждому классу и каждой дисциплине. С появлением элек-
Рис. ]. Движение возрастных контингентное по ¿ода.» обучения (Омская область)
Таблица 1.
Прогноз дополнительной потребности в учителях Омской области на 2014—2020 гг., вызванной изменением, объемов учебной работы (вакансий, единиц)
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Начальные 69-91 141-164 170-198 188-216 173-202 243-277 221-257
классы
Русский язык и 24-65 21-64 4-46 7-48 32-77 40-88 29-77
литература
Иностранный 9-35 23-51 25-23 32-60 39-69 47-79 41-72
язык
Математика 5-36 13-46 11-44 15-47 25-60 24-61 21-57
История, -8-13 5-27 7-30 14-36 21-45 20-44 15-40
обществознание
География -7-3 8-19 13-23 10-21 3-14 1-12 7-19
Биология, -3-6 -1-9 2-13 7-17 11-21 10-21 7-18
природоведение
Физика, -14- -5 0-10 10-20 12-23 7-17 4-14 9-20
астрономия
Химия -15- -9 -6-1 5-13 18-26 12-20 3-11 0-6
Из.искусство, 2-6 4-9 6-19 6-11 7-12 9-14 8-13
черчение
Музыка 8-13 9-15 9-14 7-12 6-12 11-17 12-19
Физкультура 8-23 17-34 20-36 23-41 28-46 34-53 30-49
Информатика -19 - -12 -7 - -1 5-13 19-28 18-27 5-12 -4-3
ОБЖ -6 - -2 -4-0 2-6 8-13 3-7 5-9 2-7
Технология 17-34 12-29 1-18 -6-9 5-22 19-39 18-38
Итого 70-297 235-477 290-536 360-608 390-651 475-751 416-695
тронных таблиц для аналитиков это перестало быть проблемой.
В качестве примера приведем прогноз потребности в учительских кадрах в Омской области и Российской Федерации до 2020 г. Для начала обратим внимание на перспективный контингент школьников. В период с 2014-го по 2020 г. в общеобразовательных школах будут обучаться дети 1997-2013 годов рождения. В этот временной интервал в тенден-
циях изменения рождаемости в Омской области, как в целом по стране, можно условно выделить четыре периода:
1997-1999 гг. - период минимальной рождаемости (данные возрастные контингента малочисленны, будут обучаться в старших классах (9-м, 10-м, 11 -м) и в течение 2014-2016 гг. определять минимальные выпуски 11-классников);
2000-2003 гг. - первая волна демографического
подъема (растущие численно возрастные контингента будут проходить через 5-11-й классы, с 2017 г. увеличивая выпуск 11-классников). Следует учитывать, однако, что половина этого контингента хоть и относятся к периоду роста, по своей численности лишь ненамного превышают минимальный показатель 1999 г.;
2004-2006 гг. - период стабилизации (возрастные контингента 2004-2006 годов рождения в 2014 г. будут всецело определять ситуацию в начальной школе, замедляя темпы роста численности учащихся, и по мере перемещения в основную школу будут замедлять темпы роста численности учащихся и там);
2007-2013 гг. - вторая волна демографического подъема (быстро растущий по численности контингент с 2014 г. вызовет существенный рост нагрузки в начальной школе, а с 2018 г. - в основной). В 2014 г первый возрастной контингент этой группы уже окажется в школе4.
Кстати, численность учащихся общеобразовательных школ в целом по стране растет уже с 2011 г [10, с. 196].
За семь лет численность учащихся возрастет в Омской области более чем на 50 тыс. человек (по России - на 3,1 млн.), что при сохранении наполняемости классов эквивалентно образованию более 3 тыс. классов-комплектов (по России - 170 тыс.).
Большое влияние на общую потребность в кадрах оказывает наполняемость классов5. Так, например, увеличение наполняемости на одного человека в Омской области приведет к сокращению 950 ставок учителей (из расчета 18 ч. на ставку) (по Рос-
сии этот эффект составит 66 тыс. ставок). В Омской области наполняемость на протяжении последних лет постоянно росла в начальной школе, имея запас для такого роста, поскольку именно там она имела самые низкие значения: 2007 г. - 12,3; 2010 г. - 14,6; 2012 г - 15,7. В средних и старших классах она снижалась с 16,6 в 2007 г до 16,3 в 2010-м и 16,1 в 2012-м, что в условиях сокращения численности детей было вполне объяснимо.
Очевидно, перспективный рост численности учащихся приведет к увеличению наполняемости классов, что будет снижать темпы роста дополнительной потребности в кадрах. Вопрос только в том, в каких размерах такое увеличение следует ожидать. Нами принято допущение, что наполняемость классов будет меняться пропорционально изменению контингента учащихся. Размеры этих пропорций устанавливались на основе наблюдаемой за последние 20 лет статистики. В таблице 1 приведены итоги расчета дополнительной потребности в учителях общеобразовательных школ Омской области, вызванной изменением объемов учебной работы. В таблице указан интервал, в котором находится дополнительная потребность при условии, что нагрузка на учителя будет постоянна и наполняемость классов будет расти или останется на достигнутом к 2013 г уровне.
Для России аналогичные показатели представлены в таблице 2.
Повышение наполняемости классов существенно снизит дополнительную потребность в учителях (в Омской области - в 1,8 раза, в России - в 1,5 раза),
Таблица 2.
Прогноз дополнительной потребности в учителях в целом по РФ, вызванной изменением объемов
учебной работы (вакансий, тыс.)6
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Начальные 8-10,1 9,7-11,9 8,5-10,8 7,3-9,7 7,3-9,9 7,8-10,5 7,9-10,7
классы
Русский язык 1,4-2,6 2,1-3,3 2,4-37 1,7-2,9 3,9-5,3 4,9-6,4 3,8-5,3
и литература
Иностранный 1,4-2,4 2,1-3,1 2,3-3,4 1,9-3 3,1-4,3 3,6-4,8 3,5-4,5
язык
Математика 0,6-1,6 1,2-2,2 1,8-2,8 1,5-2,5 3-4,1 3,4-4,6 2,9-4,2
История 0,2-0,9 0,5-1,2 1-1,8 0,9-1,7 1,9-2,7 2,4-3,2 2,2-3,1
География -0,1-0,2 0,2-0,5 0,7-1 0,8-1,1 0,7-1,1 0,8-1,1 1,1-1,5
Биология, 0,1-0,4 0,3-0,6 0,4-07 0,4-0,7 1-1,4 1-1,4 0,9-1,3
Физика 0,3-0 0-0,3 0,5-08 0,5-0,8 0,8-1,2 0,6-1 1,1-1,5
Химия -0,4- -0,2 -0,2-0 0,1-04 0,4-07 0,8-1,1 0,7-1 0,4-0,7
Из.искусство 0,3-0,4 0,4-0,6 0,4-06 0,4-0,5 0,5-0,7 0,6-0,8 0,5-0,8
Музыка 0,5-0,6 0,7-0,9 0,7-0,9 0,5-08 0,6-0,9 0,7-1 0,7-0,9
Физкультура 1,1-1,7 1,5-2,2 1,6-2,3 1,3-2 2-2,8 2,3-3,1 2,1-2,9
Информатика -0,3-0 -0,4- -0,1 0-0,3 0,5-0,8 0,9-1,3 0,8-1,2 0,5-0,8
ОБЖ -0,4- -0,3 0,1-0,3 0-0,2 0,2-0,3 0,4-0,5 0,4-0,6 0,3-0,4
Технология 0,6-1,1 1,2-1,7 1-1,5 0,5-1 1,3-1,8 1,8-2,4 1,7-2,4
Итого 12,5-21,5 19,2-28,5 21,5-31,2 18,7-28,6 28,4-39,2 31,8-43,2 29,3-41,1
вызванную увеличением числа учащихся первой волны демографического подъема, но уже не справится со второй. Основная часть вакансий будет приходиться на дисциплины, имеющие наибольшее количество часов в учебном плане в начальной и основной школе: 30% - на учителей начальных классов, 12% - русского языка, 10% - иностранных языков, 9% - математики, 7% - физической культуры, 6% - истории, 5% - технологии, по 2% - географии, музыки, изобразительного искусства. Поскольку у некоторых категорий учителей естественно-математического цикла нагрузка приходится на малочисленные пока старшие классы, дополнительная потребность в них в рассматриваемый период невелика: химия, биология - 3%, физика - 2%, информатика - 1 %. В целом по Омской области вследствие увеличения рождаемости в прогнозируемый период ожидается появление в системе общего образования дополнительно в среднем от 360 до 670 рабочих мест учителей ежегодно. По России этот показатель составит от 23 до 33 тыс. В целом за период с 2014-го до 2020 г. в Омской области ожидается появление от 2,5 до 4,7 тыс. вакансий (по РФ - от 160 до 230 тыс.).
Из-за различия в подходах при расчете перспективной потребности, связанной с восполнением убыли учителей, разделим ее на две составляющие: потребность в связи с выбытием работников по причинам достижения предельного возраста и потребность, образующаяся из-за текучести кадров.
Согласно статистике, в Омской области к 2013 г. 18,3% педагогов школ составляли пенсионеры. При этом среди учителей математики их было 28%, русского языка - 25,4%, биологии - 24,2%, физики -23,8%, химии - 23,4%. Свыше 45% пенсионеров среди учителей французского языка. От 18 до 21% пенсионеров насчитывается среди учителей немецкого языка, трудового обучения, географии. Аналогичная картина наблюдается и в целом по стране: в 2012 г. доля пенсионеров среди учителей составляла 20,8%, а среди учителей французского языка - 37%, немецкого языка - 31%, химии и математики - 30%, физики - 29%, русского языка - 26%, труда и биологии - 25%.
Почему так много? Ответ кроется в возрастном составе населения и учительства как его составной части. За последние 10-13 лет пенсии достигали возрастные когорты, родившиеся в период послевоенного демографического бума: их численность постоянно росла. До сих пор этот рост еще не завершен.
Особенностью системы образования является преимущественно женский состав кадров. А это означает, что здесь работники достигают пенсионного возраста на пять лет раньше, чем в отраслях, где численно преобладают мужчины. К 2017 г. система образования подойдет к пику, когда числен-
ность работающих пенсионеров и педагогов, достигающих пенсионного возраста, будет максимальной (для «мужских» отраслей этот пик придется на 2022 г.). Максимальным станет и выбытие учителей по причине достижения предельного возраста. Каковы могут быть количественные оценки этого выбытия?
Для решения этой задачи мы воспользовались авторской методикой, позволяющей, опираясь на данные о половозрастном составе населения, рассчитать численность учителей, достигающих пенсионного возраста по годам прогноза, а также их перспективное выбытие в любом интервале времени[7, с. 163-172]. Наши расчеты показывают, что в период с 2014-го до 2020 г. из общеобразовательных школ Омской области уволятся на пенсию от 2,3 до 2,5 тыс. учителей-предметников и учителей начальных классов, или 16,8% их настоящей численности (для России эти показатели составят 171-176 тыс. человек, или 17%).
Определенную сложность представляет собой прогноз дополнительной потребности, вызванной текучестью кадров. Связано это с тем обстоятельством, что ранее увольнения происходили в условиях, когда общая потребность в кадрах сокращалась. Зачастую сокращение штатов маскировалось под «естественные» причины (собственное желание, выезд), скрывая действительную - уменьшение контингента школьников.
В условиях роста общей потребности, который постепенно становится действительностью среди почти всех предметников, выбытие неизбежно станет другим. Если нормировать статистику движения и численности омских учителей к уровню 2012 г. (уникальность 2012 г. состоит в том, что общая потребность в педагогах большинства дисциплин достигла исторического минимума, выбытие и прибытие также минимизировались и примерно сравнялись), то отчетливо прослеживается тенденция снижения уровня увольнений. Одновременно обнаруживается появление тенденции роста приема новых работников. На рис. 2 они обозначены сглаженными кривыми.
Такое развитие событий хорошо укладывается в логику кадровой ситуации. Будущее увеличение численности работников возможно только при превышении прибытия над выбытием. Поэтому в дальнейшем следует ожидать стабилизацию и даже снижение объемов выбытия, прежде всего среди педагогов, имеющих нагрузку в начальном и основном звене, среди которых большинство составляют учителя самых массовых специальностей: начальные классы, русский и иностранный языки, математика. Ориентировочно в результате увольнений из региональной системы образования ежегодно будут уходить в иные сферы деятельности около 500-550 человек трудоспособного возраста (около 3-4%), что
Таблица 3.
Количество вакансий учителей начальных классов и учителей-предметников, образующихся за счет различных факторов в период с 2014-го по 2020 г. (тыс.)7
Вакансии, вызванные: Омская область Российская Федерация
ежегодно 2014-2020 гг. ежегодно 2014-2020 гг.
увеличением численности учащихся 0,3-0,6 2,1-4,2 23-33 161-231
выбытием пенсионеров 0,3-0,4 2,1-2,8 24,5-25,2 172-176
текучестью кадров 0,5- 0,55 3,5-3,9 35,8-39,4 251-276
Итого 1,1-1,55 7,7-10,9 83,3-97,6 584-683
в целом соответствует минимальным значениям по годам наблюдений.
Выводы о перспективах текучести учительских кадров в целом по Российской Федерации нам сделать сложно из-за отсутствия необходимой статистики. Однако если экстраполировать результаты Омской области на федеральный уровень, то ориентировочно в общеобразовательных школах России по этой причине ежегодно можно ожидать появление 35,8-39,4 тыс. вакансий (или 3,5-3,8% от численности учителей).
В самом общем виде дополнительная потребность в кадрах в системе общего образования Омской области и Российской Федерации будет выглядеть следующим образом (табл. 3).
На что может рассчитывать система общего образования при сложившихся выпусках специалистов педагогического профиля? Для ответа на этот вопрос мы воспользовались сведениями из отчетов. ВПО-1 и СПО-1 за 2012 г., размещенных на сайте Минобрнауки. В 2012 г. высшие и средние профессиональные учебные заведения по направлению 50000 «Образование и педагогика» окончили около 80 тыс. специалистов, которых можно отнести к интересующей нас категории (учителя начальных классов и учителя-предметники). Из них 50 тыс. окончили очное отделение государственных учреждений.
При ежегодной дополнительной потребности в
83-97 тыс. специалистов данного профиля система трудоустройства выпускников педзаведений должна работать с очень высокой эффективностью. Однако в структуре выпуска уже заложены диспропорции, подрывающие саму возможность ее повышения. Больше, чем необходимо, педзаведения готовят учителей физической культуры, ОБЖ, информатики и юриспруденции. И, наоборот, непропорционально мал выпуск учителей математики, русского языка и начальных классов.
Красноречивый пример: в 2012 г., выпуск по специальности 50402 «Юриспруденция» оказался выше, чем 50201 «Математика» (все формы обучения). Если говорить о бюджетной подготовке очного отделения, то соотношение тоже неблестящее: математиков выпущено 1998 человек, юристов - 791 человек. Это при том, что учебной дисциплины «Право» как таковой нет. Есть раздел «Право», который изучается в курсе обществознания. Число часов по обществознанию в школе вчетверо меньше, чем по математике. Ясно, что никаких учителей права система общего образования не получит. Не получит она в достаточном количестве и математиков. Как это отразится на итоговых показателях трудоустройства выпускников педзаведений - тоже понятно.
Причины появления диспропорций очевидны. Министерство образования и науки РФ утверждает контрольные цифры приема в целом по направле-
нию подготовки, без детализации по профилям обучения. Учебные заведения, в свою очередь, реализуют возможность делить бюджетные места по профилям исходя из конкурса, коммерческой целесообразности, интересов факультетов, кафедр, отделений и т.д., что может не соответствовать действительной потребности в кадрах. Конечно, в идеале каждому педвузу необходимо иметь детальный прогноз потребности в кадрах по своему региону. Но на первых порах можно обойтись без него. Надежным ориентиром в установлении пропорций подготовки учителей-предметников и учителей начальных классов являются Базисный учебный план и распределение учащихся по годам обучения.
В целом, учитывая, что профильность трудоустройства выпускников учреждений профобразования стопроцентной никогда не была, в перспективе следует ожидать, что комплектование школ кадрами будет в значительной мере обеспечиваться за счет найма работников из других сфер деятельности (этот прием всегда существовал и закрывал около половины образующихся вакансий), в том числе непедагогов.
Показательный факт: в целом по стране в 2012 г, в сравнении с 2009 г. выросла численность учителей начальных классов, английского языка и физкульту-ры8. При этом среди них, а также математиков увеличилось число работников, не имеющих педагогического образования вообще. И хотя увеличение непрофильного найма еще невелико, оно является «первым звоночком», свидетельствующим о нарастании трудностей в комплектовании школ кадрами. Ведь основной рост потребности еще впереди.
Подведем итоги.
1. Педагоги, конечно, нужны. Ожидается, что до 2020 г. число учащихся общеобразовательных школ увеличится на 3 млн. человек, а ежегодная дополнительная потребность в учителях будет составлять 8397 тыс. человек (в Омской области - 1,1 тыс. человек).
2. При сохранении на уровне 2012 г, объемов и структуры выпуска учительских кадров произойдет обострение проблем комплектования школ учителями начальных классов, английского и русского языков. Однако особенно большие сложности общеобразовательные учреждения будут испытывать в связи с нехваткой учителей математики. Соответственно, намечается расширение найма неспециалистов со снижением качественного уровня педагогического состава.
3. Нарастание проблем комплектования будет проходить в условиях сокращения общей численности населения трудоспособного возраста и численности выпускников учреждений профессионального образования, что потребует искать пути кардинального повышения уровня трудоустройства последних. Одним из вариантов может быть возврат
к практике распределения молодых специалистов после окончания учебы, а также расширение целевой контрактной подготовки.
4. Прогнозы, помимо расчетов потребности в кадрах и предложений к контрольным цифрам приема студентов, обязательно должны содержать обоснование всего комплекса кадровых проблем рассматриваемых отраслей. Поэтому специалисты должны хорошо разбираться в специфике последних. Вместо этого в литературе по данной проблематике детальный анализ отраслевых проблем зачастую подменяется слабо обеспеченным методически моделированием. Психологически понятным является желание специалистов разработать универсальный инструмент прогнозирования, который одинаково хорошо работал бы для всех отраслей. Но универсальность - это всегда потеря точности. Поэтому вряд ли оправданно применение таких моделей для тех видов экономической деятельности, где существуют адекватные задаче отраслевые методики прогнозирования.
Примечания
1 Между тем, если обратиться к статистике Красноярского края и Республики Карелия, оснований для подобных выводов нет. С 2007 г. в обоих регионах отмечается резкий рост рождаемости. Если в 2006 г. число родившихся в Красноярском крае составляло 30,1 тыс. человек (в Карелии - 6,4 тыс.), то в 2012 г -
40.8 тыс. человек (8,0 тыс.). Это означает, что численность учащихся увеличится с 287 тыс. в 2013 г. до 347 тыс. в 2020 г. в первом регионе и с 61,7 тыс. до
70.9 тыс. - во втором. При достигнутом уровне наполняемости классов (нами взят региональный максимум за 2012-2013 гг.) это соответствует созданию дополнительно 1250 начальных классов-комплектов в красноярских школах (160 - в Карелии) и 1500 классов (220) - в среднем звене. Только в старшей школе будет еще продолжаться сокращение классов. При этом произойдет увеличение учебной нагрузки на учителей практически всех дисциплин, соответствующее открытию около 4 тыс. ставок учителей в Красноярске (в Карелии - 700). Кстати, численность учителей в этих регионах уже растет с 2012 г. И где здесь сокращение потребности в кадрах?
Такие же выводы следуют из работы московских специалистов (Ф.Э. Шереги), которые прогнозируют по Красноярскому краю увеличение численности детей в ДОУ с 118,9 тыс. в 2013 г. (в Карелии - 33,8 тыс.) до 121,4 тыс. (35,3 тыс.) в 2017 г. [16, с. 18-20], что равноценно появлению 250 (150) ставок воспитателей дополнительно. Приведем и официальную статистику численности педагогов ДОУ по Красноярскому краю и Карелии (тыс. чел.): 2007 г. - 13,4 (3,7), 2008 г. - 13,4 (3,6), 2009 г - 14,0 (3,6), 2010 г. - 14,3 (3,6), 2011 г. - 14,6 (3,7), 2012 г. - 14,9 (3,8) (http://
www.fedstat.ru/indicator/data.do7icb33463). А здесь где сокращение потребности в кадрах?
2http://www.fedstat.ru/indicator/ data.do?id=37510&referrerType=0&referrerid=946973.
3 В представленных данных отсутствуют Еврейская АО, Чукотский АО, Чеченская Республика. Некоторые сведения перепутаны: в Тюменской области указывается 20 тыс. выпускников, в то время как численность населения 1993 года рождения в регионе (без ХМАО и ЯНАО) составляет всего 14,3 тыс. человек, Ханты-Мансийский АО - 15 тыс. 11-класс-ников, численность населения 1993 года рождения -15,5 тыс.
4 Интересно, что Росстат в своих расчетах поос-торожничал: рождаемость в 2013 г. оказалась выше, чем высокий вариант прогноза. Фактически в России родилось 1 901 182 человека при высоком варианте 1 824 272 человека (превышение на 77 тыс. человек). По Омской области превышение действительности (29 196) над высоким вариантом (25 985) составило 3,2 тыс. человек (одна только эта погрешность означает, что через семь лет в регионе появятся дополнительно 130 классов-комплектов, в стране -4,2 тыс.). Между тем большинство специалистов в своих расчетах ориентируются даже не на высокий, а на средний вариант прогноза Росстата.
5 К сожалению, в сборниках Росстата этот показатель округлен до целого, поэтому тенденции в его изменении проследить сложно. Данные о наполняемости классов за последние два года по территориям представлены в электронном мониторинге «Наша новая школа» (http://www.kpmo.ru/kpmo/ view/ statistics/theme/cont_uch_ 1).
6 Мы не приводим расчет потребности в учителях родного (нерусского) языка, так как не располагаем необходимой статистикой.
7 По соображениям сокращения объема статьи расчеты вакансий, образованных по всем причинам, в разрезе учебных дисциплин мы не приводим.
8 Численность остальных предметников сократилась.
Библиографический список
1. Васильева З.А., Филимоненко И.В. Концепция модели прогнозирования кадровой потребности муниципальных образований с учетом процессов модернизации региональной экономики: Сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (31 октября - 1 ноября 2012 г.). - http://labourmarket.ru/i_confs/ conf9/book/iconf9_book1 .pdf. - С. 86-104.
2. Витченко Н.Н., Эпп В.Я. Основные принципы и результаты прогнозирования потребности в кадрах системы общего среднего образования Томской области до 2000 года // Вестник ТГПУ - 1997. -Вып. 1.
3.ГринкругЛ.С., Василенко B.C. Прогнозирование потребности рынка труда: региональный аспект // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (31 октября - 1 ноября 2012 г.). - Кн. II. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012.
4. Гуртов В.А. Предисловие научного редактора к сборнику «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России»: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (22-23 октября 2008 г.). - Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во Пет-рГУ, 2008. - http:// labourmarket.ru/i_confs/conf5/ book/ iconf5_book1 .pdf.
5. Гуртов В.А., Питухин Е.А., Серова Л.М., Си-гова С.В. Прогнозирование динамики спроса на рынке труда на различных фазах развития кризисных процессов в российской экономике // Труд и занятость. - 2010. - № 2. - http://www.ecfor.ru/ pdf.php?id=2010/2/07.
6. Кекконен А.Л., Гуртов В.А. Методика формирования прогнозной потребности экономики в кадрах по группам занятий (профессий) в экономике // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (13-14 октября 2010 г.). - Кн. II. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010.
7. Киселев С.Г. Возрастной состав учительства и перспективы трудоустройства молодых специалистов: Сб. статей межвузовской заочной научно-практической конференции «Проблемы модернизации современной системы образования» (20 октября 2004 г.). - Сургут, 2005.
8. Питухин Е.А., Голубенка В.А. Моделирование функционально-временной зависимости элементов матрицы профессионально-квалификационного соответствия с учетом влияния инновационных изменений в экономике // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (13-14 октября 2010 г.). - Кн. II. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010.
9. Российский статистический ежегодник 2011. Статистический сборник. - М., 2011.
10. Российский статистический ежегодник 2013. Статистический сборник. - М., 2013.
11. Серова Л.М., Питухин Е.А., Гуртов В.А. Верификация макроэкономической методики прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных специалистах через анализ трудоустройства выпускников и вакансий службы занятости // Спрос и предложение на рынке труда и рынке обра-
Некоторые социально-философские и политико-образовательные проблемы
зовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Четвертой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (31 октября -1 ноября 2007 г.) / Под ред. В.А. Гуртова. - Кн. I. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2007.
12. Сигова С.В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009.
13. Филимоненко И.В. Определение профессионально-квалификационного состава кадровой потребности муниципальных образований. - http:// labourmarket.ru/conf 10/viewtopic.php?f=5&t=43.
14. Фролов Ю.В., Офицеров В.П., ОфицеровМ.В. Оценка плана приема студентов в вузы на педагогические специальности // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой
Всероссийской научно-практической интернет-конференции (22-23 октября 2008 г.). - Кн. II. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.
15. ФроловЮ.В., Офицеров В.П., ОфицеровМ.В., Шабанов Е.В. Прогнозные оценки плана приема абитуриентов в педагогические вузы Москвы // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Восьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (27-28 октября 2011 г.). - Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011.
16. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации (Прогноз до 2020 г. и оценка тенденций до 2030 г.). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013.
Churkin K., Nureyev L., Kiselev S. ON THE QUESTION OF THE NEED FOR TEACHING STAFF
The article considers the problems associated with the definition of the needs of teachers. The experience of professional adaptation and employment of graduates ofpedagogical universities. Given the forecasted needs assessmentfor teaching staff, taking into account the status of the teacher and his remuneration.
Keywords: teaching staff, teacher training institutions, the needfor teaching staff, employment of graduates of pedagogical universities.
УДК 37.013
Смолин О.Н.
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье, являющейся фрагментом взглядов автора на некоторые социально-философские и политико-образовательные проблемы, изложены позиции об угрозах межконфессиональному миру, о возможностях религиозных обрядов на территории образовательных организаций, о тенденциях к светскому образованию в контексте цивили-зационного вектора развития
Ключевые слова:духовные ценности, религиозные чувства граждан, укрепление национального единства, сплочение российского народа, сфера образования
Вера вместо знания?
В свое время автор широко известной теории архетипов Карл Юнг утверждал, что человеку свойственны и необходимы два типа мышления:
- направленное - систематизированное, рациональное, логическое, наиболее ярко выраженное в науке;
- ненаправленное - несистематизированное, иррациональное, алогичное, наиболее ярко выраженное в искусстве и религии.
При этом, по мнению этого ученика, а затем оппонента Зигмунда Фрейда, нация, утратившая свои мифы и своих богов, обречена на гибель. Однако вопрос о том, что будет с нацией, утратившей вкус к науке и логическому мышлению, К. Юнгом поставлен не был. Видимо, в первой половине XX в. никому не могло прийти в голову, что такое возмож-
но. Между тем для современной России такая угроза представляется вполне реальной.
В этом отношении 2012 г. наиболее рельефно проявил ранее вызревавшие тенденции антисекуляризации и активного проникновения церкви во все сферы духовной жизни общества. Приведем лишь несколько примеров из близкой автору сферы законодательства.
1. 25 сентября 2012 г. Государственная Дума голосами всех фракций приняла специальное заявление «О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации», в котором, в частности, содержится следующее утверждение: «Государственная Дума выражает уверенность, что в настоящее время все политические силы страны должны объединить свои усилия для укрепления национального единства, упрочения гражданского мира и согласия, сплоче-
© Смолин О.Н., 2014
Экономика образования ♦ № 4, 2014
21