Педагогические и психологические ИССЛЕДОВАНИЯ
Л. А. Воденникова
(г. Челябинск)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
В данной статье актуализируется проблема аксиологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов, уточнено понятие «ценностные ориентации» и предложено авторское определение понятия «профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов-дефектологов»
Основу понятийно-категориального аппарата составляют ведущие понятия проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефекто-логов: «ценностные ориентации» и «профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов-дефектологов». Рассмотрим их подробно.
В основу понятия «ценностные ориентации» положены понятия «ценность» и «ориентация».
Понятие «ориентация» (в переводе с лат. -опе^ (опеп^] - восток] первоначально обозначало «определение положения человека в пространстве к сторонам света, в частности к востоку» [1, с. 351].
С течением времени понятие трансформировалось и стало обозначать: «умение разобраться в окружающей обстановке; осведомленность в чем-либо; направленность научной, общественной, политической деятельности» [1, с. 351].
Понятие «ценность» в научный оборот ввел немецкий философ Р. Г. Лотце в середине XIX века. Под ценностью он понимал значимость, которую обретает действительность для человека. В этот же период произошло разделение понятий «ценность» и «стоимость», которые раньше имели одинаковый смысл.
На сегодняшний день не существует единого понятия ценности. Трактовки различаются в рамках разных наук и в позициях ученых. Приведем несколько определений понятия «ценность», трактуемых современными учеными.
В философии ценность - «термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.» [2, с. 765].
С позиции социологии ценность определяется как «свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества]; понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности» [3, с. 609].
В психологии ценность любой объект (в том числе и идеальный], имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса]. В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры [4, с. 869].
Позиция ученых в педагогике: ценности -абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного. Применительно к педагогике - качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования [5, с. 37].
Разумеется, различия в определениях «ценности» с позиции разных наук связаны со спецификой каждой науки, но отметим, что в общем ценность определяется как феномен (явление, идеал, предмет], который становится значимым для субъекта благодаря своим свойствам, способным удовлетворить потребности субъекта.
Отсюда возникает субъект-объектная характеристика ценности. Рассматривая свойства феномена, человек определяет их как ценные или неценные для него в зависимости от своих потребностей. Сам по себе феномен не корректно назвать ценностью, так как ценным он становится благодаря выбору субъекта, который сначала дает оценку феномену и впоследствии определяет его как ценное или неценное.
Исходя из анализа определений, мы обратим внимание, что ценности формируются в социально-культурной среде и деятельность человека обладает аксиологическими свойствами.
Касательно изучения аксиологического компонента деятельности, в том числе образовательной, можно исследовать разные его стороны, например ценности, ценностные отношения, ценностные убеждения и так далее. В нашем исследовании мы сделаем упор на изучение и формирование ценностных ориентаций студентов, потому что «важнейшим элементом ценностных отношений в общест-
ве является система ценностных ориентаций личности» [2, с. 765]. Другими словами, ценностные ориентации включают в себя ценностные убеждения, ценностные отношения, идеалы и представления человека. Они формируют ценностный стержень личности человека как гражданина, как профессионала и так далее. В этом аргументе мы имеем поддержку профессора М. Е. Вайндорф-Сысоевой, которая подчеркивает, что «развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении» [6, с. 164].
При логическом соотношении отдельных определений понятий «ориентация» и «ценность» мы можем дать определение «ценностной ориентации». Оно выглядит следующим образом: ценностная ориентация - осознанная направленность поведения и деятельности человека по отношению к себе, деятельности, обществу, основанная на значимых для человека феноменах (явлениях, предметах, идеалах].
С целью понимания научной позиции рассмотрим несколько определений «ценностных ориентаций».
Философы Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов, П. Н. Федосеев в своем словаре трактуют понятие «ценностные ориентации» как «важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [2, с. 764].
Психологи В. Зинченко, Б. Мещеряков дают определение ценностным ориентациям как «важным компонентам мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающим (представляющим] предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей» [7, с. 596].
Психологи Л. М. Балабанова, Н. О. Гордеева, В. Н. Копфуллина, М. Н. Смирнова определяют ценностные ориентации личности как «раз-
деляемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения» [8, с. 584].
С точки зрения педагогики, профессор В. И. Загвязинский считает, что «ценностные ориентации - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; способ дифференциации человеком объектов по их значимости» [9, с. 55].
Точка зрения доктора В. М. Полонского: «Ценностные ориентации - моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности» [5, с. 58-59].
Ученые М. Е. Вайндорф-Сысоева и Л. П. Крившенко под ценностными ориентациями понимают «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [10, с. 164].
Как мы видим, определения разнородны по своему смыслу и содержанию. Ученые смотрят на ценностные ориентации как элементы структуры личности, установки при принятии решений, систему предпочтений.
Ценностные ориентации представляют собой внутренние образования личности, которые являются частью мировоззрения, определяют мотивы и поведение человека.
Итак, в нашем исследовании мы будем понимать ценностные ориентации как субъек-
тивное отражение в сознании предпочтений человека, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, которые становятся личностными новообразованиями человека и определяют мотивацию, направленность его поведения и оценку своей и чужой деятельности.
Существуют моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие ценности. В основе ценностных ориентаций лежат избранные человеком из всего многообразия ценности, которые могут быть индивидуальными, социальными, профессиональными, то есть принадлежащими определенной профессии или профессиональной группе.
Определившись с понятием «ценностные ориентации», дадим определение «профессиональным ценностным ориентациям будущих педагогов-дефектологов». Формирование профессиональных ценностных ориентаций у будущих педагогов-дефектологов обусловлено спецификой их профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому под профессиональными ценностными ориентациями будущих педагогов-дефектологов мы понимаем субъективное отражение в сознании специалиста профессиональных ценностей, признаваемых им в качестве целей и ориентиров, которые определяют мотивацию, направленность его поведения и оценку своей и чужой деятельности в рамках профессии пе-дагога-дефектолога и с учетом ее специфики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1986. - 608 с.
2. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
3. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. - 672 с.
4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Ра-пацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
8. Психологический словарь / В. Н. Копфуллина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева и др. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 640 с.
9. Загвязинский В. И. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
10. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 178 с.