Научная статья на тему 'К вопросу о понятийно-категориальном аппарате исследования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов'

К вопросу о понятийно-категориальном аппарате исследования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
531
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS–DEFECTOLOGISTS / ORIENTATION / VALUES / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воденникова Людмила Анатольевна

В данной статье актуализируется проблема аксиологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов, уточнено понятие «ценностные ориентации» и предложено авторское определение понятия «профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов-дефектологов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воденникова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of conceptual and categorical apparatus for the studies of professional value orientations of future teachers defectologists

This paper actualizes the problem of axiological component of vocational training of future teachers-defectologists, specifies the ‘value orientation’ notion, and gives the author's vision of the concept of ‘professional value orientation of future teachers-defectologists’

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятийно-категориальном аппарате исследования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов»

Педагогические и психологические ИССЛЕДОВАНИЯ

Л. А. Воденникова

(г. Челябинск)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

В данной статье актуализируется проблема аксиологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов, уточнено понятие «ценностные ориентации» и предложено авторское определение понятия «профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов-дефектологов»

Основу понятийно-категориального аппарата составляют ведущие понятия проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефекто-логов: «ценностные ориентации» и «профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов-дефектологов». Рассмотрим их подробно.

В основу понятия «ценностные ориентации» положены понятия «ценность» и «ориентация».

Понятие «ориентация» (в переводе с лат. -опе^ (опеп^] - восток] первоначально обозначало «определение положения человека в пространстве к сторонам света, в частности к востоку» [1, с. 351].

С течением времени понятие трансформировалось и стало обозначать: «умение разобраться в окружающей обстановке; осведомленность в чем-либо; направленность научной, общественной, политической деятельности» [1, с. 351].

Понятие «ценность» в научный оборот ввел немецкий философ Р. Г. Лотце в середине XIX века. Под ценностью он понимал значимость, которую обретает действительность для человека. В этот же период произошло разделение понятий «ценность» и «стоимость», которые раньше имели одинаковый смысл.

На сегодняшний день не существует единого понятия ценности. Трактовки различаются в рамках разных наук и в позициях ученых. Приведем несколько определений понятия «ценность», трактуемых современными учеными.

В философии ценность - «термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.» [2, с. 765].

С позиции социологии ценность определяется как «свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества]; понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности» [3, с. 609].

В психологии ценность любой объект (в том числе и идеальный], имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса]. В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры [4, с. 869].

Позиция ученых в педагогике: ценности -абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного. Применительно к педагогике - качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования [5, с. 37].

Разумеется, различия в определениях «ценности» с позиции разных наук связаны со спецификой каждой науки, но отметим, что в общем ценность определяется как феномен (явление, идеал, предмет], который становится значимым для субъекта благодаря своим свойствам, способным удовлетворить потребности субъекта.

Отсюда возникает субъект-объектная характеристика ценности. Рассматривая свойства феномена, человек определяет их как ценные или неценные для него в зависимости от своих потребностей. Сам по себе феномен не корректно назвать ценностью, так как ценным он становится благодаря выбору субъекта, который сначала дает оценку феномену и впоследствии определяет его как ценное или неценное.

Исходя из анализа определений, мы обратим внимание, что ценности формируются в социально-культурной среде и деятельность человека обладает аксиологическими свойствами.

Касательно изучения аксиологического компонента деятельности, в том числе образовательной, можно исследовать разные его стороны, например ценности, ценностные отношения, ценностные убеждения и так далее. В нашем исследовании мы сделаем упор на изучение и формирование ценностных ориентаций студентов, потому что «важнейшим элементом ценностных отношений в общест-

ве является система ценностных ориентаций личности» [2, с. 765]. Другими словами, ценностные ориентации включают в себя ценностные убеждения, ценностные отношения, идеалы и представления человека. Они формируют ценностный стержень личности человека как гражданина, как профессионала и так далее. В этом аргументе мы имеем поддержку профессора М. Е. Вайндорф-Сысоевой, которая подчеркивает, что «развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении» [6, с. 164].

При логическом соотношении отдельных определений понятий «ориентация» и «ценность» мы можем дать определение «ценностной ориентации». Оно выглядит следующим образом: ценностная ориентация - осознанная направленность поведения и деятельности человека по отношению к себе, деятельности, обществу, основанная на значимых для человека феноменах (явлениях, предметах, идеалах].

С целью понимания научной позиции рассмотрим несколько определений «ценностных ориентаций».

Философы Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов, П. Н. Федосеев в своем словаре трактуют понятие «ценностные ориентации» как «важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [2, с. 764].

Психологи В. Зинченко, Б. Мещеряков дают определение ценностным ориентациям как «важным компонентам мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающим (представляющим] предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей» [7, с. 596].

Психологи Л. М. Балабанова, Н. О. Гордеева, В. Н. Копфуллина, М. Н. Смирнова определяют ценностные ориентации личности как «раз-

деляемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения» [8, с. 584].

С точки зрения педагогики, профессор В. И. Загвязинский считает, что «ценностные ориентации - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; способ дифференциации человеком объектов по их значимости» [9, с. 55].

Точка зрения доктора В. М. Полонского: «Ценностные ориентации - моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности» [5, с. 58-59].

Ученые М. Е. Вайндорф-Сысоева и Л. П. Крившенко под ценностными ориентациями понимают «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [10, с. 164].

Как мы видим, определения разнородны по своему смыслу и содержанию. Ученые смотрят на ценностные ориентации как элементы структуры личности, установки при принятии решений, систему предпочтений.

Ценностные ориентации представляют собой внутренние образования личности, которые являются частью мировоззрения, определяют мотивы и поведение человека.

Итак, в нашем исследовании мы будем понимать ценностные ориентации как субъек-

тивное отражение в сознании предпочтений человека, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, которые становятся личностными новообразованиями человека и определяют мотивацию, направленность его поведения и оценку своей и чужой деятельности.

Существуют моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие ценности. В основе ценностных ориентаций лежат избранные человеком из всего многообразия ценности, которые могут быть индивидуальными, социальными, профессиональными, то есть принадлежащими определенной профессии или профессиональной группе.

Определившись с понятием «ценностные ориентации», дадим определение «профессиональным ценностным ориентациям будущих педагогов-дефектологов». Формирование профессиональных ценностных ориентаций у будущих педагогов-дефектологов обусловлено спецификой их профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому под профессиональными ценностными ориентациями будущих педагогов-дефектологов мы понимаем субъективное отражение в сознании специалиста профессиональных ценностей, признаваемых им в качестве целей и ориентиров, которые определяют мотивацию, направленность его поведения и оценку своей и чужой деятельности в рамках профессии пе-дагога-дефектолога и с учетом ее специфики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1986. - 608 с.

2. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

3. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. - 672 с.

4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Ра-пацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с.

7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

8. Психологический словарь / В. Н. Копфуллина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева и др. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 640 с.

9. Загвязинский В. И. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

10. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.