Научная статья на тему 'К вопросу о понятии земельных правоотношений'

К вопросу о понятии земельных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4470
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харьков В. Н.

На основе анализа конституционных норм, норм земельного законодательства Российской Федерации в статье рассмотрены особенности земельных правоотношений, дано общее понятие земельных правоотношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON CONCEPT OF GROUND LEGAL RELATIONSHIP

On the basis of the analysis of the constitutional norms, norms of the ground legislation of the Russian Federation in article features of ground legal relationship are considered, the general concept of ground legal relationship is given

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии земельных правоотношений»

11. Фролова М.Н. К вопросу об исследовании свойств личности преступника, отобразившегося в следах // Известия Тульского государственного университета. Вып.6. Тула: ТГУ.2002.

V. Tkach

THE SCENE OF ACTION IS THE OBJECT OF EXAMINATION AND CRIMINALISTICS INSPECTION

The extract under discussion is considered the correlation of concept «inspection» and «examination, scene of action», indicates organization support measures of the investigatigative-operation group actions at the scene of action.

Key words: inspection, examination, scene (of action), organization support, investigatigative-operation group.

УДК 349.412.4

В.Н. Харьков, канд. юрид. наук, 8(920)-743-07-80, KharkovVladimir@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

На основе анализа конституционных норм, норм земельного законодательства Российской Федерации в статье рассмотрены особенности земельных правоотношений, дано общее понятие земельных правоотношений

Ключевые слова: земельные правоотношения; обеспечение рационального использования и охраны земель; земельное законодательство Российской Федерации

Вопросы определения понятия земельных правоотношений, их структуры (составляющих) принадлежат к числу базовых, фундаментальных вопросов земельного права, являются одними из наиболее актуальных в теории земельного права.

В советской научной литературе земельные отношения признавались особой категорией общественных отношений, поскольку в основе их лежали отношения исключительной государственной собственности на землю. В наиболее общем виде земельные правоотношения Г.А. Аксененок определял как земельные отношения, урегулированные нормами права [1]. В развитие данного определения отмечалось, что к земельным правоотношениям в СССР относятся все правовые отношения по поводу использования земли, в которых объектом является земля как исключительная собственность Советского государства [2]. В качестве отличительных особенностей земельных отношений автором указывались: объект - земля, являющаяся исключительной собственностью государства, разрешительный порядок использования земли, участие государства во всех земельных отношениях.

Следует отметить, что в советском земельном законодательстве особо подчеркивались цели и задачи правового регулирования земельных отношений,

304

в качестве которых назывались, прежде всего, обеспечение рационального использования и охраны земель. Так, в преамбуле Земельного кодекса РСФСР 1970 г. [3] отмечалось, что земля - важнейшее богатство советского общества, является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства; научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемерное повышение плодородия почв являются общенародной задачей. Статья 1 ЗК РСФСР 1970 г. указывала, что задачами земельного законодательства являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области земельных отношений.

В преамбуле Основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о земле 1990 г. [4] указывалось, что Основы регулируют земельные отношения и направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.

В теории советского земельного права было сформулировано общее понятие рационального использования земли, под которым понималось достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом взаимодействия земли с другими природными факторами и охраны земли, юридический аспект которого сводится к выявлению роли права в обеспечении рационального использования земли [5].

Изначально новое российское законодательство также восприняло указанные цели и задачи правового регулирования земельных отношений в качестве основополагающих, базовых принципов осуществления земельной реформы. В частности, в статье 1 Закона РСФСР «О земельной реформе» 1990 г. [6] провозглашалось, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.

Земельный кодекс РСФСР 1991 г. [7] в качестве задач земельного законодательства назвал регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций (ст. 1).

Впоследствии в федеральном земельном законодательстве наметился отход от указания целей и задач правового регулирования, в частности, действующий Земельный кодекс РФ [8] не содержит прямого указания таковых, а закрепил в статье 1 основные принципы земельного законодательства.

В настоящее время особую значимость приобрели проблемы обеспечения рационального использования и охраны земель в связи с ухудшением

305

экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади плодородных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве. Указанные обстоятельства требуют формирования такого механизма правового регулирования земельных отношений, который бы в полной мере соответствовал реализации задач обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны.

Конституция РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Определение правомочного субъекта, жизнь и деятельность которого обеспечиваются надлежащей охраной и рациональным использованием земель, ставит вопрос о корреспондирующем ему обязанном субъекте, деятельность которого имеет целью гарантировать названное право народов Российской Федерации. На данный вопрос, фактически, дал ответ Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9], указав, что из содержания статьи 9 Конституции во взаимосвязи с ее статьями 71 и 72 вытекает обязанность Российской Федерации и субъектов Федерации по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (п. 3.2).

Таким образом, Конституционный Суд РФ определил в соответствии с Основным Законом обязательных участников (субъектов) земельных правоотношений, которыми являются названные публично-правовые образования в лице соответствующих государственных органов, призванные обеспечить рациональное использование и охрану земель в интересах народов, проживающих на соответствующей территории.

Следовательно, указанная Г.А. Аксененком такая особенность земельных отношений, как участие государства во всех земельных отношениях, остается одной из главных характеристик земельных отношений, включая, на наш взгляд, и имущественные земельные отношения. Таким образом, определяя субъектный состав земельного правоотношения, независимо от его содержания, следует иметь ввиду, что его обязательными участниками, несущими названные обязанности, являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

В современной научной литературе существуют разные подходы к определению земельных правоотношений. Так, Е.Н. Колотинская указывала, что земельные правоотношения являются конечным результатом функционирования механизма земельного права и представляют собой правовую форму опосредования (упорядочения) земельно-правовыми нормами общественных отношений по поводу земли [10].

О. И. Крассов рассматривает земельные правоотношения как

306

урегулированные нормами земельного права общественные отношения, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством [11].

И.О. Краснова под земельными правоотношениями понимает урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей [12].

По мнению Е.А. Галиновской земельное правоотношение может быть определено с различных позиций. В частности, автором отмечалось, что земельное правоотношение представляет собой урегулированное нормой права общественное отношение по поводу использования земли [13]; также автор указывает, что земельные правоотношения можно считать такими, которые возникают, движутся и прекращаются в связи с урегулированием сложившихся в обществе значимых, защищаемых правом интересов по поводу использования земли в целях обеспечения основных потребностей жизни общества [14].

Обращает на себя внимание, что в большинстве своем современные подходы в определении земельных правоотношений, идя вслед за законодателем, выводят «за скобки» понятия цель правового регулирования земельных отношений. И если законодатель под влиянием той или иной политической парадигмы смещает акцент в определении целей и задач правового регулирования земельных отношений, то научный подход предполагает, во всяком случае, определение конкретного назначения правового инструментария, регулирующего соответствующие общественные отношения, для достижения позитивных целей устойчивого социально-экономического развития страны.

Л.П. Фомина справедливо отмечает, что право нуждается в постулате целевого, любой юридический институт не существует вне цели его создания, вне индивидуального или общественного интереса в достижении цели [15].

В связи с этим, важное значения для правильного определения целей и задач правового регулирования земельных отношений имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» [16], в котором выражена правовая позиция, детализирующая содержание обязанностей публичных органов власти применительно к требованиям части 1 статьи 9 Конституции РФ. Так, в названном постановлении Суд указал, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности (п. 2).

Соответственно, на наш взгляд, общее понятие земельных

307

правоотношений должно включать указание на те цели и задачи правового регулирования земельных отношений, которые предопределены значимостью объекта общественных отношений, о которой говорит Конституция РФ и приведенные выше постановления Конституционного Суда РФ, а также содержать указание на особых участников этих правоотношений, выступающих в качестве лиц, обязанных обеспечить (гарантирующих своим участием) рациональное использование и охрану земель.

Таким образом, земельные правоотношения следует рассматривать как урегулированные нормами земельного права в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных участием органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этих отношениях.

Указание на обеспечение рационального и эффективного использования и охрану земель в совокупности, позволяет рассматривать земельные отношения как в аспекте экономических (имущественных) отношений, где главным объектом выступает земельный участок, так и в аспекте природоохранных отношений, т.е. сделать акцент на земле как природном объекте и природном ресурсе, состоящем в системе экологических связей в окружающей среде.

Такой подход позволяет рассматривать рациональное использование и охрану важнейшего природного объекта и природного ресурса - земли, как способ достижения более широкой цели - рационального природопользования, и не только как принцип и метод охраны окружающей среды [17], но и как конечную цель реализации земельно-правовых норм, основной критерий оценки эффективности их действия.

Список литературы

1. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. - С. 7.

2. Там же, с. 23.

3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1970. - №28. - Ст. 581.

4. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. -1990. - №10. - Ст. 129.

5. Фомина Л.П. Право землепользования в социалистических странах (Сравнительное исследование). Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1983. - С. 27.

6. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. -

1990. - №26. - Ст. 327.

7. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. -

1991. - №22. - Ст. 768.

8. Собрание законодательства РФ. - 2001. - №44. - Ст. 4147.

9. Собр. законодательства РФ. - 2000. - №25. - Ст. 2728.

10. Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение» / Под ред. В.В. Петрова. М., 1995. - С. 58.

11. Крассов О.И. Земельное право. М., 2000. - С. 100.

308

12. Земельное право: учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. М., 2006. - С. 75.

13. Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений. Монография. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юридическая фирма «Контракт», 2009. - С. 12.

14. Там же, с. 21.

15. Фомина Л.П. Тенденции развития земельного законодательства Российской Федерации в условиях глобализации // Аграрное и земельное право. - 2008. - №11. - С. 10.

16. Собр. законодательства РФ. - 2004. - №18. - Ст. 1833.

17. См. подробнее: Институты экологического права / Боголюбов С.А. и др. - М.: Эксмо, 2010. - С. 66 - 80.

V.N. Kharkov

TO A QUESTION ON CONCEPT OF GROUND LEGAL RELATIONSHIP

On the basis of the analysis of the constitutional norms, norms of the ground legislation of the Russian Federation in article features of ground legal relationship are considered, the general concept of ground legal relationship is given

Keywords: ground legal relationship; maintenance of rational use and protection of the earths; the ground legislation of the Russian Federation

УДК 300.399

О.И. Шахтарина, аспирант, + 7 916 926 57 89 olya.shakhtarina@gmail.com (Россия, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПО РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ АВТОРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

По итогам исследования практического материала выделены типовые ситуации, связанные с использованием результатов криминалистической диагностики по речевым навыкам автора.

Ключевые слова: типовая ситуация, автороведение, криминалистическая диагностика, речевые навыки.

С целью выделения видов и особенностей типовых ситуаций использования результатов криминалистической диагностики по речевым навыкам автора при расследовании преступлений, нами был проанализирован ряд следующих материалов: данные оперативно-розыскных мероприятий, в том

числе, сопроводительные письма, служебные записки, заключения

309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.