Научная статья на тему 'К вопросу о понятии «Туризм» на современном этапе'

К вопросу о понятии «Туризм» на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1480
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТУРИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяченко Екатерина Валерьевна

Данная статья посвящена понятию «туризм». Автором рассматриваются различные подходы к этому понятию, в частности и с точки зрения закона, а также с различных точек зрения ученых, в итоге автор предлагает свое определение данного термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии «Туризм» на современном этапе»

УДК 316

Дьяченко Екатерина Валерьевна

преподаватель кафедры публичного права Института морского транспортного менеджмента, экономики и права г. Новороссийск Ekaterina V. Dyachenko Lecturer of the Department «public law» Institute of marine transport management, Economics and law, Novorossiysk

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ТУРИЗМ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ABOUT THE NOTION OF «TOURISM» AT THE PRESENT STAGE

Аннотация. Данная статья посвящена понятию «туризм». Автором рассматриваются различные подходы к этому понятию, в частности и с точки зрения закона, а также с различных точек зрения ученых, в итоге автор предлагает свое определение данного термина.

Ключевые слова: административно-правовые отношения, туризм, предпринимательская деятельность, путешествие, хозяйственное обслуживание.

Abstract. This paper focuses on the concept of "tourism". Author discusses various approaches to this notion, and in particular from the point of view of the law, as well as different points of view of scientists and eventually at the end of the study, the author offers his own definition of the term.

Keywords: administrative and legal relations, tourism, entrepreneurship, travel, utility service.

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств, а также в межгосударственных отношениях сегодня является существенным фактором социально-экономического развития.

Следует заметить, что термин «туризм» не имеет корней и истоков в русском языке, он вошел в нашу речь из французской языковой системы (tourisme) - путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха [7]. Для нашей страны это понятие вошло в обиход сравнительно недавно. В литературе справедливо отмечается, что «в настоящее время термином «туризм» принято определять весьма широкий круг понятий, в том числе пассивные переезды из города в город, из страны в

страну, круизы и т.д.» [8, 5]. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает необходимость уточнения основных понятий и терминов в сфере туризма и в контексте заявленной проблематики. По мнению В.А. Квартальнова, под туризмом следует понимать временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работы в посещаемом месте[11, 24]. В литературе встречается также определение туризма как «удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах» [5, 56], другие авторы делают акцент на «совокупность отношений» во время перемещения и т.д. [2, 16]. Указанные определения отражают один из существующих подходов, в рамках которого туризм рассматривается как разновидность досуговой и социально-культурной деятельности людей.

Именно такой подход закреплен Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 1): «Туризм -временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [1]. Согласно данному определению можно отметить то, что Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.

Другой подход к определению туризма делает акцент не на содержание осуществляемой человеком деятельности, а на возникающих вследствие этой деятельности отношениях. Достаточно широко используемое учеными и специалистами определение профессоров Бернского университета В. Хунцигера и К. Крапфа трактует туризм как «совокупность отношений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное место жительства и не связано с получением дохода» [5,56]. Аналогичное определение туризма предлагается и международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы» [2, 52].

Вместе с тем, наличие большого количества предприятий, занимающихся обслуживанием путешествующих, устойчивость и многообразие существующих между ними экономических связей предопределяет иной подход в трактовке понятия туризма - здесь туризм рассматривается в качестве самостоятельной отрасли национальной экономики, в рамках которой создается специфический туристский продукт,

то есть товар или услуга для удовлетворения потребностей путешествующих лиц [9, 32].

Попыткой дать универсальное понятие наблюдается и в следующей дефиниции: «Туризм - это: 1) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста, 2) деятельность по организации и осуществлению таких путешествий, туристская деятельность. Туристская деятельность осуществляется различными предприятиями туризма и смежных отраслей» [6, 73].

Таким образом, туризм можно отнести к сфере хозяйственного обслуживания. Отношения в сфере хозяйственного обслуживания, если брать их в комплексе, носят сложный характер и потому регулируются нормами многих отраслей права. Однако отношения собственно обслуживания, т.е. отношения между теми, кто обслуживает, и теми, кого обслуживают (клиентура), регулируются нормами в основном гражданского и административного права, поскольку эти отношения связаны с использованием (перемещением) имущества и с финансовыми расчетами, а также административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью [12, 4]. Возможно, именно поэтому некоторые авторы одновременно определяют туризм и как отдельную отрасль, и как межотраслевой комплекс. Указывается, в частности, что под «отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих определенной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления» [10, 43].

Здесь уже появляется элемент административно-правовых отношений, т.к. затрагивается вопрос об управлении данной сферой. При этом автор данного подхода уточняет, что к туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности» [10, 43].

Как показывает анализ вышеизложенного, в определении понятия «туризм» можно выделить три подхода: во-первых, туризм рассматривается как разновидность досуговой и социально-культурной деятельности людей; во-вторых, туризм определяется как система экономических взаимоотношений между различными субъектами, участвующими в производстве и потреблении особого вида товара - туристского продукта; в-третьих, туризм рассматривается как индустрия, отрасль, производящая товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, возникающих в процессе путешествий. Указанные подходы не противоречат друг другу, а отражают различные стороны этого многоаспектного явления, каким является туризм.

Можно еще заметить, что понятия туризма даются преимущественно в

литературе по туризму и в экономической литературе. Очевидно, это связано с тем, что данная сфера еще не стала предметом активного внимания ученых-правоведов. В этой связи заслуживает внимания позиция К.С. Свиридова, по мнению которого, туризм должен определяться как сфера социально-экономической деятельности, включающая в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных, транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг по реализации активного отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью укрепления здоровья, познания окружающего мира, участия в научных, спортивных, деловых и иных не запрещенных законами страны пребывания мероприятиях [13, 7].

Вместе с тем, в указанных и других определениях не отражается такой существенный признак, как непосредственное регулирование данной деятельностью со стороны государства, которое не ограничивается только лишь изданием соответствующей нормативно-правовой базы (как, например, в отношении многих видов предпринимательской деятельности), но и принимает организационные и регулирующие решения (например, в вопросах сертификации туристского продукта, выделения бюджетных средств и др.). Кроме того, нужно иметь в виду, что туризм - это одновременно и своеобразный отдых (и иное времяпрепровождение), и экономическая деятельность, удовлетворяющие потребности в таком отдыхе.

В контексте заявленного исследования можно предположить, что под туризмом следует понимать вид отдыха и иного времяпрепровождения, связанный с временным выездом граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных социально-полезных целях, потребность в котором обеспечивается на основе соответствующей предпринимательской деятельности, регулируемой в определенных пределах органами государства.

При таком подходе устанавливается более тесная связь с другим важнейшим понятием - туристской деятельностью, которая является одним из видов предпринимательства, т.к. граждане, сталкиваясь с данным видом деятельности, реализуют провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения.

Литература:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ (в ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М.: Финансы и кредит, 2001.

5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учебное

пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М., СПб: Герда, 1999.

7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Главный редактор Т.Г. Музрукова. Электронная версия. М., 2000.

8. Власов А.А., Нагорный А.Г. Туризм. М.: Высшая школа, 1977.

9. Востоков О.С. Некоторые вопросы формирования отраслевой системы управления иностранным туризмом в СССР. М.:ИНИОН, 1983.

10. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2004.

11. Кварталънов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Монохин В.М. Хозяйственное обслуживание организаций и граждан. Организационно-правовые вопросы. М., Юридическая литература, 1975.

13. Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.

Literature:

1. Federal Law of November 24, 1996 № 132 -FZ (as amended . From 03.05.2012 ) "On the basis of tourist activity in the Russian Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1996. Number 49. St. 5491 .

2. Alexandrov A. International tourism : Tutorial for wu — call. M. : Aspect Press , 2001 .

3. Balabanov I.T., Balabanov A. Tourism economy : a tutorial. Moscow: Finance and Statistics , 1999 .

4. Balabanov I.T., Balabanov A. Tourism economy . Moscow: Finance and Credit, 2001 .

5. Balabanov I.T., Balabanov A. Tourism economy : a tutorial. Moscow: Finance and Statistics , 1999 .

6. Birzhakov M.B. Introduction to tourism. Moscow, St. Petersburg : Gerda, 1999.

7. Great Encyclopedia of Cyril and Methodius / Editor TG Muzrukova . The electronic version . M. , 2000 .

8. Vlasov A.A., Nagorno A.G. Tourism. Moscow: Higher School, 1977.

9. Vostokov O.S. Some questions forming industry management system to foreign tourism in the USSR. M. INION, 1983 .

10. Zhukov M.A. The tourism industry : management organization. M. Phi — nances and statistics, 2004 .

11. Quarterly V.A. Tourism. Moscow: Finance and statistics, 2001 .

12. Monohin V.M. Business service organizations and citizens. Organizational and legal issues . M. , Legal Books, 1975.

13. Sviridov K.S. Legal regulation of the delivery of tourism services. Dis. ... Cand. jurid. Sciences . St. Petersburg. 2003 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.