Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безуглов Сергей Вячеславович

В статье выявлены и рассмотрены различные аспекты понятия таможенного права. Проанализированы их недостатки. Дана критическая оценка отнесению таможенного права к составной части административного права. Сделан вывод о том, что таможенное право на современном этапе является комплексной отраслью права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF CUSTOMS LAW

The article identifies and examines various aspects of the concept of customs law. Their shortcomings are analyzed. A critical assessment of the classification of customs law as an integral part of administrative law is given. It is concluded that customs law at the present stage is a complex branch of law

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА»

Административное право; административный процесс DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_171

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ON THE NOTION OF CUSTOMS LAW

БЕЗУГЛОВ Сергей Вячеславович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина». Е-mail: nebo2000@list.ru;

Bezuglov Sergey Vyacheslavovich,

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of State and International Law at the Cuban State Agricultural University named I.T. Trubilin. E-mail: nebo2000@list.ru

Краткая аннотация: В статье выявлены и рассмотрены различные аспекты понятия таможенного права. Проанализированы их недостатки. Дана критическая оценка отнесению таможенного права к составной части административного права. Сделан вывод о том, что таможенное право на современном этапе является комплексной отраслью права.

Abstract: The article identifies and examines various aspects of the concept of customs law. Their shortcomings are analyzed. A critical assessment of the classification of customs law as an integral part of administrative law is given. It is concluded that customs law at the present stage is a complex branch of law

Ключевые слова: таможенное право, понятие таможенного права, таможенное законодательство, таможенное дело, административное право, отрасль права, отрасль законодательства, комплексная отрасль права, Таможенный кодекс, таможенное регулирование.

Keywords: customs law, the concept of customs law, customs legislation, customs business, administrative law, branch of law, branch of legislation, complex branch of law, customs code, customs regulation.

Дата направления статьи в редакцию: 15.12.2020

Вопросы понятийного аппарата имеют ключевое значение для любого правового отраслевого формирования. Дефиниция той или иной отрасли права позволяет установить сформировавшейся на конкретном историческом этапе уровень ее развития, пройденный эволюционный путь и перспективы дальнейшего строительства.

Таможенное право, как отдельное формирование в системе российского права, обособилось относительно недавно. Основными причинами, способствовавшими отделению таможенного права от административного права, стали либерализация внешнеэкономической деятельности в России, ликвидация монополии государства на внешнюю торговлю, дифференциация регулируемых таможенным правом вопросов, принятие совершенно новых, не характерных для прежнего советского законодательства, Таможенных кодексов России 1993 и 2003 года, а также огромного количества иных таможенно-правовых актов.

Анализ юридической литературы позволяет засвидетельствовать проблему отсутствия единого подхода к определению дефиниции таможенного права. [20-25] Причем, если во многих отраслях права многообразие взглядов проявляется лишь в той части определения, в которой говорится о предмете регулирования, в таможенном праве, не решен концептуальный вопрос - о юридической природе данного правового формирования.

Обобщив существующие на сегодняшний день взгляды ученых, можно выделить, как минимум четыре принципиально разных подхода к определению таможенного права.

Первая группа авторов определяют таможенное право как отрасль права. Здесь можно выделить пять вариантов, используемых учеными формулировок.

Во-первых, таможенное право обозначается в качестве самостоятельной отрасли права, имеющей свой предмет и метод правового регулирования, [1, с. 11] то есть как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Официальным признанием этого может служить Письмо ГТК РФ от 15.09.1995 г. № 0113/13244 «О применении правовых актов в таможенном деле». В нем главный уполномоченный орган России в области таможенного дела (на тот период), отвечая на запросы о противоречиях его актов нормам гражданского законодательства, отметил, что «таможенное и гражданское законодательство относятся к различным отраслям права». В качестве главного аргумента самостоятельности была использована характеристика метода правового регулирования, построенного на властном подчинении одной стороны правоотношения другой.

Во-вторых, таможенное право часто именуется комплексной отраслью права, [2, с. 7, 18] поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного права. Критерием, по которому юридические нормы разных отраслей права объединяются в таможенном праве, является регулирование ими отдельных вопросов, касающихся перемещения товаров через таможенную границу.

В-третьих, таможенное право называют «самостоятельной комплексной отраслью российского права». [3, с. 80]

В-четвертых, таможенное право относят к специальной отрасли права, основанной на административных нормах и приспо-

собленной к особой сфере жизни общества, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. [4, с. 47]

В-пятых, высказывается мнение, что таможенное право - «формирующаяся отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих таможенные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к таможенной деятельности в целом». [5, с. 404]

Авторы, которых можно отнести ко второй группе, считают, что таможенное право представляет собой не отрасль права, а отрасль законодательства. Однако, замена понятий («отрасли права» на «отрасль законодательства»), как правило, не меняет остальное содержание используемых учеными дефиниций. Таможенное право как отрасль законодательства чаще всего определяется как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. [6, с. 13]

Отсутствие принципиальных отличий между понятиями таможенного права как отрасли права и отрасли законодательства обусловливает частое употребление этих терминов как тождественных. [7, с. 13] Мнения авторов, рассматривающих таможенное право в качестве отрасли законодательства, не являются однородными и могут быть разделены на три подхода.

Первый, наиболее распространенный подход, базируется на признании таможенного права комплексной отраслью законодательства. [7, с. 13]

Второй подход - таможенное право - самостоятельная отрасль законодательства. [8, с. 12]

Третий подход - таможенное право - самостоятельная и комплексная отрасль законодательства. [9, с. 255]

Ученые, которых можно отнести к третьей группе, рассматривают таможенное право в качестве составной части административного права, поскольку в таможенном праве, по их мнению, преимущественно используются методы административного права. Этот подход берет свое начало с советского периода. Здесь существует два варианта определения таможенного права.

Часть авторов считают, что таможенное право является одним из институтов административного права. [10]

Другие полагают, что таможенное право является не институтом, а подотраслью административного права. [11]

Представители четвертого направления в понимании таможенного права характеризуют его просто, как «совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела», [12, с. 20] то есть не обозначают рассматриваемое объединение норм и институтов каким-либо специальным термином. Также в рамках данного подхода таможенное право определяется как система правовых норм различной правоотраслевой принадлежиности, которая устанавливается государством и предназначена для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики. [13, с. 94-95]

Анализируя приведенные точки зрения, полагаем, что на данном этапе развития отечественного государства и права наиболее аргументированным является признание таможенного права в качестве комплексной отрасли права. Как было указано выше, большинство ученых, формулирующих дефиниции таможенного права как отрасли законодательства, характеризуют его как совокупность правовых норм, а не совокупность правовых актов, как это принято делать в отношении термина «законодательство». Лишь немногие авторы понимают под таможенным законодательством совокупность правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения». [8, с. 12] И совсем редко можно встретить понимание категории «таможенное законодательство» в узком смысле, как совокупность федеральных законов, регулирующих отношения в области таможенного дела, а в широком смысле - как федеральных законов и иных документов (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты Федеральной таможенной службы и т.д.), регулирующих названные отношения. [4, с. 13-14]

Если обратиться к сложившейся системе правового регулирования таможенных отношений, то можно заметить, что таможенное право объединяет не правовые акты, в целом относящиеся к источникам других отраслей права, а их отдельные нормы. Поэтому характеристика таможенного права как комплексной отрасли права, а не законодательства, более точно передает сущность данного правового формирования.

Наиболее уязвимой, по нашему мнению, является точка зрения на таможенное право как на часть административного права. Таможенное право в настоящее время обладает самостоятельным предметом и методами правового регулирования, собственными субъектами и объектами правоотношений, источниками (причем главный источник - кодифицированный акт), то есть теми признаками, которые позволяют в теории права выделять ту или иную совокупность правовых норм в качестве отдельной отрасли. Кроме того, как замечает А.М. Зрячкин, в таможенном праве содержится ряд институтов, которые не могут быть отнесены к какой-либо одной отрасли права. [2, с. 17] Так, помимо таможенного права, институты таможенного представительства и таможенного складирования относятся к гражданскому праву, институт таможенных платежей к налоговому праву.

Обособленность таможенного права от административного права можно обосновать также тем, что таможенное дело выде-

Административное право; административный процесс

лено в отдельную группу правовых актов в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ. К административному праву в нем отнесены лишь акты, устанавливающие таможенные режимы (по действующему таможенному законодательству -таможенные процедуры). [14]

При определении таможенного права как правового формирования нужно учитывать, что таможенное право можно характеризовать не только как отрасль российского права (законодательства) или подотрасль административного права России, но и как часть международного права. Здесь также присутствует многообразие суждений о структурном расположении таможенного права. В зависимости от точки зрения того или иного автора таможенное право рассматривается как:

- отрасль международного публичного права; [15, с. 27]

- подотрасль международного административного права; [16, с. 20]

- подотрасль международного экономического права. [17, с. 54]

Характеристика таможенного права как отрасли права без указания слов «российского» в современных условиях, когда Таможенный кодекс является актом не внутригосударственного, а межгосударственного (международного права), является наиболее точным. Этот подход можно встретить в учебниках по таможенному праву, изданных после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза [18, с. 13-20] и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. [19, с. 42-43]

Переход таможенного регулирования с внутригосударственного на надгосударственный уровень, также свидетельствует в пользу признания обособленности таможенного права в системе права. Теперь нельзя сказать, что таможенное право не имеет своих норм, а полностью состоит из положений различных отраслей российского права. Правовое регулирование финансовых, административных, уголовных, конституционных и т.д. правоотношений с принятием Таможенных кодексов Таможенного союза и Евразийского экономического союза не изменилось, их источники остались прежними (если не учитывать обычную работу законодателя по совершенствованию законодательства). При этом таможенные нормы были размещены на более высоком иерархическом уровне, на той плоскости, которая исключает их смешение с другими нормами российского права.

За рамки обозначенных выше четырех основных подходов к определению таможенного права, по нашему мнению, следует вынести его восприятие как особого вида государственной деятельности. В этом аспекте таможенное право, по мнению ученых, представляет собой деятельность управомоченных государственных органов (в первую очередь таможенных органов) по реализации тамо-женно-правовых норм. [1, с. 8] Анализ юридической литературы свидетельствует о том, что характеристика таможенного права как вида государственной деятельности осуществляется в рамках обозначенных нами выше основных подходов, поскольку, де-факто, может быть выделена в каждом из них. По сути, в этом значении, таможенное право отождествляется с понятиями «таможенное дело» и «таможенная политика».

Что касается иных аспектов понятия таможенного права - как науки и как учебной дисциплины, то они, с одной стороны, прошли стадию зарождения, но, с другой стороны, не достигли уровня их всеобщего признания. Действующая номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, а также паспорта научных специальностей не содержат упоминания о таможенном праве, поэтому научные работы в сфере таможенного права защищаются в рамках финансового, налогового, международного, административного права.

Как учебная дисциплина, таможенное право почти три десятилетия преподается в большинстве юридических вузов. Однако, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования юриспруденции (бакалавриат и магистратура) не упоминают о таможенном праве. Поэтому преподавание таможенного права чаще всего осуществляется в рамках вузовского компонента.

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенное право на сегодняшний день является одной из самых многообразно толкуемых категорий среди иных отраслей права и законодательства. На данный момент оно не может быть названо общепризнанной самостоятельной отраслью российского права. По нашему мнению, наиболее аргументированной является его трактовка как комплексной отрасли законодательства.

Библиография:

1. Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. и др. Таможенное право. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. - 462 с.

2. Зрячкин А.М. Таможенное право в системе российского права: Автореф. диссер. канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2000. - 24 с.

3. Чермянинов Д.В. Таможенное регулирование и таможенные правоотношения в правовой системе Российской Федерации // Российское право: образвоание, практика, наука. - 2018. - № 2.

4. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2006. - 440 с.

5. Минаев М.Ю. Таможенные отношения как предмет таможенного права // Черные дыры в российском законодательстве. - 2003. - № 1.

6. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право: курс лекций. М.: РАП, Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: учебник. М.: Магистр, 2008. - 367 с.

8. Косаренко Н.Н. Таможенное право России: Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2009. - 216 с.

9. Чермянинов В.Д. Об особенностях и методе регулирования таможенных правоотношений // Налоги и финансовое право. - 2009. - № 12.

10. Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. М., 1995. № 3. С. 13-21.

11. Марков Л.Л. Таможенное право СССР. Учеб. пособие. - Иркутск, 1973. - С. 23-25.

12. Таможенное право России. Учебник I Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Mаксимцев. - M.: Софт Издат, 2005. - 448 с.

13. Таможенное право I Под редакцией В.Г. Драганова. - M., 1999. - 408 с.

14. Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов» II СЗ РФ. - 2000. - № 12. - Ст. 1260; 2005. -№ 28. - Ст. 2865.

15. Борисов К.Г. Mеждународное таможенное право: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. - M.: РУДН, 2001. - 616 с.

16. Шумилов ВМ Mеждународное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - M., 2001. - 40 с.

17. Шорников А.В. Соотношение международного таможенного права и российского таможенного законодательства II Юридический мир. - 199B. -

№ 11 - 12.

1B. Чермянинов Д.В. Таможенное право: учебник для бакалавров I Отв. ред. Д.Н. Бахрак. 3-е изд., перераб. и. доп. - M.: Юрайт, 2013. - 411 с.

19. Бакаева, О. Ю. Таможенное право: учебник I отв. ред. О. Ю. Бакаева. 3-е изд., перераб. и доп. - M.: Норма: ИНФРА-M, 2020. - 592 с.

20. Гончаров В.В. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации II История государства и права. - 200B. - № 16. - С. 11-13.

21. Гончаров В.В. Экономическая безопасность российского государства как перспективный приоритетный национальный проект II Российский следователь. - 2010. - № 8. - С. 25-30.

22. Гончаров В.В. Mесто и роль федеральных органов исполнительной власти в реализации приоритетных национальных проектов: современные проблемы и пути их разрешения II Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 13-1б.

23. Гончаров В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально-политический анализ I В.В. Гончаров; Акад. труда и социальных отношений. - M., 2007. - 253 с.

24. Гончаров В.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Mахачкала, 2005. - 1B0 с.

25. Халипов С.В. Таможенное право: учебник. 8-е изд., доп. I С.В. Халипов. - M.: ИД «Юриспруденция», 2019. - 264 с.

References (transliterated):

1. Rassolov M.M., Eriashvili N.D. i dr. Tamozhennoe pravo. 5-e izd., pererab. i dop. M., 2011. - 4б2 s.

2. Zryachkin A.M. Tamozhennoe pravo v sisteme rossijskogo prava: Avtoref. disser. kand. yurid. nauk: 12.00.02. - Saratov, 2000. - 24 s.

3. CHermyaninov D.V. Tamozhennoe regulirovanie i tamozhennye pravootnosheniya v pravovoj sisteme Rossijskoj Federacii // Rossijskoe pravo: obrazvoanie, praktika, nauka. - 201B. - № 2.

4. Halipov S.V. Tamozhennoe pravo: Uchebnik. Uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Zercalo, 200б. - 440 s.

5. Minaev M.YU. Tamozhennye otnosheniya kak predmet tamozhennogo prava // CHernye dyry v rossijskom zakonodatel'stve. - 2003. - № 1.

6. Bakaeva O.YU., Matvienko G.V. Tamozhennoe pravo: kurs lekcij. M.: RAP, Eksmo, 2009. - 272 s.

7. Andriashin H.A., Svinuhov V.G., Balakin V.V. Tamozhennoe pravo: uchebnik. M.: Magistr, 200B. - 3б7 s.

B. Kosarenko N.N. Tamozhennoe pravo Rossii: Kurs lekcij. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Flinta: NOU VPO «MPSI», 2009. - 21б s.

9. CHermyaninov V.D. Ob osobennostyah i metode regulirovaniya tamozhennyh pravootnoshenij // Nalogi i finansovoe pravo. - 2009. - № 12.

10. Bahrah D.N. Tamozhennoe pravo kak institut administrativnogo prava II Gosudarstvo i pravo. M., 1995. № 3. S. 13-21.

11. Markov L.L. Tamozhennoe pravo SSSR. Ucheb. posobie. - Irkutsk, 1973. - S. 23-25.

12. Tamozhennoe pravo Rossii. Uchebnik / Otv. red. S.I. Istomin, V.A. Maksimcev. - M.: Soft Izdat, 2005. - 44B s.

13. Tamozhennoe pravo / Pod redakciej V.G. Draganova. - M., 1999. - 40B s.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 15.03.2000 № 511 (red. ot 28.06.2005) «O klassifikatore pravovyh aktov» II SZ RF. - 2000. - № 12. - St. 12б0; 2005. - № 28. -

St. 2B65.

15. Borisov K.G. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo: Ucheb. posobie. 2-e izd., dop. - M.: RUDN, 2001. - б1б s.

16. SHumilov V.M. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo v kontekste globalizacii mirovoj ekonomiki (problemy teorii i praktiki): Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. - M., 2001. - 40 s.

17. SHornikov A.V. Sootnoshenie mezhdunarodnogo tamozhennogo prava i rossijskogo tamozhennogo zakonodatel'stva // YUridicheskij mir. - 199B. - №

11 - 12.

1B. CHermyaninov D.V. Tamozhennoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov / Otv. red. D.N. Bahrak. 3-e izd., pererab. i. dop. - M.: YUrajt, 2013. - 411 s.

19. Bakaeva, O. YU. Tamozhennoe pravo: uchebnik / otv. red. O. YU. Bakaeva. 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Norma: INFRA-M, 2020. - 592 s.

20. Goncharov V.V. Ponyatie gosudarstvennoj vlasti i ego formalizaciya v zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii // Istoriya gosudarstva i prava. - 200B. - № 1б. - S. 11-13.

21. Goncharov V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' rossijskogo gosudarstva kak perspektivnyj prioritetnyj nacional'nyj proekt // Rossijskij sledovatel'. -2010. - № 8. - S. 25-30.

22. Goncharov V.V. Mesto i rol' federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti v realizacii prioritetnyh nacional'nyh proektov: sovremennye problemy i puti ih razresheniya // Biznes v zakone. - 2010. - № 1. - S. 13-1б.

23. Goncharov V.V. Principy formirovaniya i funkcionirovaniya ispolnitel'noj vlasti v Rossijskoj Federacii: institucional'no-politicheskij analiz / V.V. Goncharov; Akad. truda i social'nyh otnoshenij. - M., 2007. - 253 s.

24. Goncharov V.V. Principy organizacii i deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk. - Mahachkala, 2005. - 1B0 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Halipov S.V. Tamozhennoe pravo: uchebnik. B-e izd., dop. / S.V. Halipov. - M.: ID «YUrisprudenciya», 2019. - 2б4 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.