УДК 34
ББК 67 © В.В. Варсеев, 2018
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ И СУБЪЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Василий Валерьевич Варсеев, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета
Московский государственный областной университет (105005, Москва, ул. Радио, д. 10А) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с понятием, сущностью и субъектами экономической безопасности. Анализируется структура, элементы и факторы обеспечения экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономика, государство, экономические отношения, финансовые отношения, национальная безопасность, экономическая безопасность, финансовая безопасность, внешние и внутренние угрозы.
ON THE CONCEPT, ESSENCE AND SUBJECTS OF ECONOMIC SECURITY
Vasily V. Varseev, candidate of legal sciences, teacher of the criminal law department of the faculty of law Moscow State Regional University (105005, Moscow, ul. Radio, d. 10A) E-mail: [email protected]
Annotation. In this article, the author examines some issues related to the concept, essence and subjects of economic security. In addition, the author considers the structure, elements and factors of ensuring the economic security of the state. At the same time, the author analyzes and draws conclusions.
Keywords: economy, state, economic relations, financial relations, national security, economic security, financial security, external and internal threats.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Варсеев В.В. К вопросу о понятии, сущности и субъектах экономической безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):9— 11.
В условиях глобального возрастания конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, когда некоторые государства ради собственной выгоды используют, надо прямо сказать, нечестные и подлые способы достижения своих целей, направленные на подавление, ослабление или непрямой «захват» экономики того или иного государства, ключевым фактором независимости, стабильности и развития является обеспечение экономической безопасности. Невозможно, на наш взгляд, построить не только эффективную, но хотя бы жизнеспособную экономику без обеспечения должного уровня национальной безопасности и необходимой защиты от всевозможных угроз внутреннего и внешнего генеза1. В этой связи, представляется, что важнейшим национальным приоритетом любого государства должно быть построение действенной системы экономической безопасности.
Нет, по мнению автора, сомнений в том, что экономическая безопасность является главным эле-
ментом в структуре национальной безопасности государства, поскольку там, где нет эффективной экономики — нет социальной стабильности, а там, где нет социальной стабильности — непременно будут возникать социальные конфликты и напряженности, под угрозу станет военная безопасность государства.
Экономическую безопасность также принято рассматривать в качестве системообразующего звена экономической системы, поскольку она (безопасность) детерминирует ее (системы) способность обеспечивать нормальные условия для жизни и деятельности населения, генерировать ресурсы для развития народного хозяйства, а также методично реализовы-вать национальные интересы государства.
1 Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 10. С. 205-206.
Структура экономической безопасности является сложно построенной. Представляется необходимым выделить, на наш взгляд, три наиболее важных ее элемента.
1. Экономическую независимость, которую нельзя назвать абсолютной, потому что в условиях международного разделения труда национальные экономики государств так или иначе являются зависимыми друг от друга. Отсюда, сущность экономической независимости заключается в возможности государств осуществлять контроль над собственными ресурсами, а также развивать эффективное производство качественной продукции, чтобы в условиях глобальной конкуренции как минимум на равных с остальными игроками участвовать в мировой торговле, а также научно-технической и технологической гонке.
2. Стабильность экономики, суть которой в том числе заключается в защите всех форм собственности, обеспечении государственных гарантий и благоприятных условий для активного ведения бизнеса, противодействии и борьбе организованной преступности в экономической сфере, справедливом распределении доходов и т.д.
3. Способность к самосохранению, саморазвитию и прогрессу, имеющая зачастую важнейшее значение для инвесторов, а также создание основы для постоянной модернизации производства и повышения профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность есть совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость, стабильность и способность национальной экономики к самосовершенствованию.
В целях более глубокого уяснения сущности экономической безопасности следует, с точки зрения автора, сопоставить такие понятия как «развитие» и «устойчивость». Развитие заключается в способности выживать в самых трудных условиях, а также сопротивляться и приспосабливаться к всевозможным угрозам внутреннего и внешнего генеза. Устойчивость состоит в прочности и надежности элементов экономической безопасности, их способности выдерживать внешние и внутренние нагрузки.
Отдельно следует отметить, что существенно важным фактором для поддержания должного уровня экономической безопасности государства являются
так называемые пороговые значения2, несоблюдение или пренебрежение которыми неизбежно приведет к формированию деструктивных тенденций в экономике. Приближение к таким пороговым значениям указывает на нарастание социальной напряженности, а их достижение и превышение — на реальный подрыв экономической безопасности.
Система таких индикаторов способствует заблаговременному выявлению угроз, а, следовательно, принятию превентивных мер противодействия. При этом важно указать на то, что наивысший уровень безопасности возможен лишь тогда, когда вся совокупность показателей находится в максимальном отдалении от границ пороговых значений. При этом показатели в рамках одних пороговых значений не должны достигаться в ущерб другим показателям. Так, к примеру, «снижение темпов инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения — к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д.»3.
Таким образом, по данному поводу можно заключить, что при выходе показателей за предельные пороговые значения экономика государства становится неконкурентоспособной, наблюдается высокий уровень инфляции, теряется способность национальной экономики к саморазвитию и сопротивлению внешним и внутренним угрозам и пр.
Среди различных показателей экономической безопасности следует, по нашему мнению, выделить показатели, характеризующие:
♦ экономический рост (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
2 В качестве примера по отношению к внутренним угрозам можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. В свою очередь по отношению к внешним угрозам — предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
3 Хазов Е.Н., Кутрова И.В., Саудаханов М.В. К вопросу об актуальных угрозах финансовой безопасности и ее месте в системе экономической безопасности Российской Федерации // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2018. № 1. С. 104-108.
♦ природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
♦ динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность);
♦ качество жизни (валовой внутренний продукт на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.)4.
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
♦ предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе; сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала5;
♦ предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает угроза возникновения неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов6;
♦ предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размеще-
ния производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.7.
Таким образом, полагаем возможным заключить, что экономическая безопасность представляет собой способность экономики государства эффективно удовлетворять потребности общества как на национальном, так и на международном уровнях. Другими словами — это совокупность внутренних и внешних условий и факторов, способствующих поступательному развитию и росту национальной экономики, ее способности обеспечивать эффективное удовлетворение индивидуальных, общественных и государственных потребностей, а также конкурентоспособность государства на внутренних и внешних рынках8.
В заключение хотелось бы сделать два вывода:
1. Экономическая безопасность в первую очередь зависит от того насколько эффективна сама экономика, т.е. насколько эффективны не только меры государственной защиты, но и функции самозащиты, действующие на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д.
2. Обеспечение экономической безопасности государства не должно обеспечиваться силами одной или нескольких служб или ведомств, но совокупными усилиями всех субъектов экономических отношений.
4 Эриашвили Н.Д., Грошев И.В., Саудаханов М.В. Особенности региональной экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 318-324.
5 Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т. и др. Основы национальной безопасности: Учебник. М.: Юнити-Дана. 2018. С. 335.
6 Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В. Конституционные основы и роль государства в регулировании экономики Российской Федерации // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 1. С. 45-47.
7 Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н, Белоновский В.Н. и др. Конституционное право России: Учебник. 8-изд. М.: Юнити-Дана, 2017.
8 Эриашвили Н.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н. и др. Национальная безопасность: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2017. С. 287.