Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЛУЖЕБНОГО СПОРА'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЛУЖЕБНОГО СПОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / СЛУЖЕБНЫЙ СПОР / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СЛУЖЕБНЫЙ СПОР / СПОРЫ / СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ СЛУЖБЫ / СЛУЖЕБНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магаева Татьяна Андреевна

В настоящей статье автор рассматривает проблемы отсутствия в законодательстве, управленческой и судебной практике единого понятия служебного спора и употребления наряду с ним терминов «индивидуальный служебный спор» и «споры, связанные с прохождением службы», в результате чего приходит к выводу о необходимости формирования устойчивого понятийного аппарата в области служебных споров с учётом принципа единства правовых и организационных основ государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF AN OFFICE DISPUTE

In this article, the author examines the problems of the absence of a single concept of service dispute in legislation, management and judicial practice and the use of the terms «individual service dispute» and «disputes related to service» along with it, as a result of which he comes to the conclusion that it is necessary to form a stable conceptual apparatus in the field of service disputes, taking into account the principle of unity of legal and the organizational foundations of public service.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЛУЖЕБНОГО СПОРА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022

Научная статья Original article УДК 349.2

DOI 10.55186/26584964_2022_5_6_26

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЛУЖЕБНОГО СПОРА

ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF AN OFFICE DISPUTE

Магаева Татьяна Андреевна, студент 2 курса магистратуры Института права, ФГАОУ Самарский государственный экономический университет, г. Самара (443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д.141), тел. 8(937) 177-42-22, e-mail tanya. ma gaeva@ gmail.com

Magaeva Tatiana Andreevna, 2nd year graduate student of the Institute of Law, Samara State University of Economics, Samara (443090, Samara, Sovetskaya Armiya str., 141), tel. 8(937) 177-42-22, e-mail tanya.ma gaeva@ gmail .com

Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает проблемы отсутствия в законодательстве, управленческой и судебной практике единого понятия служебного спора и употребления наряду с ним терминов «индивидуальный служебный спор» и «споры, связанные с прохождением службы», в результате чего приходит к выводу о необходимости формирования устойчивого понятийного аппарата в области служебных споров с учётом принципа единства правовых и организационных основ государственной службы. Annotation. In this article, the author examines the problems of the absence of a single concept of service dispute in legislation, management and judicial practice and the use of the terms «individual service dispute» and «disputes related to

7000

service» along with it, as a result of which he comes to the conclusion that it is necessary to form a stable conceptual apparatus in the field of service disputes, taking into account the principle of unity of legal and the organizational foundations of public service.

Ключевые слова: государственная служба, служебный спор, индивидуальный служебный спор, споры, связанные с прохождением службы, служебное право.

Key words: public service, service dispute, individual service dispute, disputes related to service, service law.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел имеет право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в пункте 14 данной статьи говорится уже о праве на обращение к вышестоящим в порядке подчинённости должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для решения споров, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел [1]. Законодатель разграничивает категории «служебный спор» и «споры, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел». В связи с тем, что данные понятия являются синонимичными и не имеют содержательных различий, представляется предпочтительным использовать в законе единое понятие «служебный спор», которое охватывает все возможные конфликтные ситуации, связанные со службой. Термин «споры, связанные с государственной службой» был закреплён в утратившем силу Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 10 ввёл

7001

новую категорию - «служебные споры». Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года уже в своём названии именует рассматриваемую категорию дел «споры, связанные с прохождением службы федеральными государственными служащими», а в содержательной части, начиная с первого пункта, употребляет понятие «служебные спор» [4]. Первым законодательным актом, закрепившим легальное определение служебного спора, стал Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом, настоящий закон использует дефиницию «индивидуальный служебный спор», под которым понимаются неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Вышеназванный закон предусматривает возможность создания комиссии по служебным спорам для его урегулирования. Коллективные споры за государственными гражданскими служащими административисты не признают. Так С. В. Линецкий отмечает: «На гражданской службе коллективных споров не возникает ввиду отсутствия коллективно-договорного регулирования служебных отношений. В связи с этим нет никакой необходимости называть спор, возникающий из отношений гражданского служащего и государственного органа, индивидуальным» [5]. Д. Н. Бахрах также считает, что у государственных служащих, в отличие от работников, нет права на высшую форму проявления коллективного спора - забастовку, в силу того, что государственный служащий ограничен в требованиях к государству, так как сам его олицетворяет и, согласно статье 17 Федерального закона от 27 июля

7002

2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственные служащие не вправе прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора [6]. Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коллективные служебные споры в органах внутренних дел запрещены. Под служебным спором пункт 1 статьи 72 данного закона понимает «неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником». В органах внутренних дел служебные споры рассматривают непосредственно руководители сотрудника органа внутренних дел. В Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» термин «служебные споры» не используется, но подразумевается в контексте возможности военнослужащих на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, предусмотренном федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аксиоматично, что споры не ограничиваются одним видом профессиональной служебной деятельности и распространяются на всю систему государственной службы, поэтому представляется разумным укоренение в законодательстве, управленческой и судебной практике единого термина «служебный спор» и его определения - неурегулированные разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о службе и служебного контракта

7003

между нанимателем и служащим, либо гражданином, поступающим на службу или ранее состоявшим на службе.

Служебные споры с участием государственных служащих рассматриваются судами по правилам гражданского судопроизводства. Исключение составляют споры с военнослужащими. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъясняет, что лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, и т. п.) [3]. Верховный Суд Российской Федерации установил, что служебные споры военнослужащих подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства [5]. Таким образом, нормы главы 22 раздела IV Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В то же время, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установлено, что не подлежат рассмотрению по правилам кодекса служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной

7004

службы [2]. В связи с наличием служебных споров вне зависимости от вида государственной службы, с учётом принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, целесообразно рассматривать служебные споры всех без исключения государственных служащих в порядке административного судопроизводства, в связи с чем необходимо дополнить раздел IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации самостоятельной главой «Производство по административным делам о служебных спорах».

Литература:

1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч.1). Ст. 7020.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 11. Ноябрь, 2016.

3. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. 2014.

4. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно -исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба): утверждён

7005

Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 10. октябрь, 2018.

5. Баландина О. Б. О рассмотрении служебных споров военнослужащих в порядке административного судопроизводства // Журнал административного судопроизводства. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7o-rassmotrenii-sluzhebnyh-sporov-voennosluzhaschih-v-poryadke-administrativnogo-sudoproizvodstva (дата обращения: 02.04.2022 г.).

6. Миннигулова Д. Б. Правовое регулирование коллективных служебных споров на государственной гражданкой службе // Правовое государство: теория и практика. 2011. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/npravovoe-regulirovanie-kollektivnyh-sluzhebnyh-sporov-na-gosudarstvennoy-grazhdankoy-sluzhbe (дата обращения: 30.03.2022 г.).

References

1. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 (as amended on 30.04.2021) «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.12.2011. No. 49 (Part 1). Article 7020.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of September 27, 2016 No. 36 (ed. of 12/17/2020) «On some issues of application by courts of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. № 11. November, 2016.

3. Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 8 dated May 29, 2014 (ed. dated 06/28/2016) «On the practice of application by courts of legislation on military duty, military service and the status of military

7006

personnel» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. № 7. 2014.

4. Review of the practice of consideration by courts of cases on disputes related to the service of federal civil servants (employees of internal affairs bodies, employees of the penal enforcement system, employees of the Investigative Committee of the Russian Federation, employees of other bodies in which federal public service is provided): approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 15.11.2017 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. № 10. October, 2018.

5. Balandina O. B. On the consideration of service disputes of military personnel in the order of administrative proceedings // Journal of administrative proceedings. 2018. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7o-rassmotrenii-sluzhebnyh-sporov-voennosluzhaschih-v-poryadke-administrativnogo-sudoproizvodstva (date of application: 02.04.2022).

6. Minnigulova D. B. Legal regulation of collective service disputes in the state civil service // Legal state: theory and practice. 2011. No.3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/npravovoe-regulirovanie-kollektivnyh-sluzhebnyh-sporov-na-gosudarstvennoy-grazhdankoy-sluzhbe (accessed: 30.03.2022).

© Магаева Т.А., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: Магаева Т. А. К вопросу о понятии служебного спора // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «ЗШёКеЪ» №6/2022.

7007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.