АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
К вопросу о понятии регионального финансового права
ЛАГУТИН Игорь Борисович, заведующий кафедрой финансового права, конституционного, гражданского и административного судопроизводства Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук, доцент
305040, Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
E-mail: [email protected]
Статья посвящена постановке вопроса о введении в научный оборот нового института финансового права — регионального финансового права и обоснованию этого понятия в правовой науке. Анализируются понятия, входящие в его содержание, такие как территориальный, региональный, субфедеральный уровни, уровень субъекта Российской Федерации, а применительно к муниципальным образованиям — местный уровень и уровень муниципального образования. Обосновывается необходимость выделения в финансовом праве отдельного научного направления — регионального финансового права, что вызвано потребностью в развитии системы финансового права Российской Федерации. Региональное финансовое право рассматривается автором в трех основных значениях: как комплексный (смешанный) правовой институт, состоящий из системы норм; как раздел науки финансового права, имеющий свои методологические и иные особенности, связанные с необычным характером общественных отношений, которые возникают в области публичных финансов на региональном и местном уровнях; как учебная дисциплина. В работе сформулирован вывод, что региональное финансовое право представляет собой направление науки финансового права, изучающее особенности организации и правового регулирования вертикальных общественных финансовых отношений в различных государствах независимо от формы их государственного устройства.
Ключевые слова: публичные финансы, финансовое право, регион, региональное финансовое право, субъект, наука, практика, бюджетный федерализм.
Revisited the Concept of a Regional Public Finance
I. B. LAGUTIN, doctor of legal sciences, associate professor
Southwest State University
94, 50 Let Oktyabrya st., Kursk, Russia, 305040
E-mail: [email protected]
This article is dedicated to raising the question of the introduction to the science a new institute of financial law—regional finance, and justification of this concept in the science of law. The paper analyzes the concepts included in the content, such as: territorial, regional, sub-federal level of the Russian Federation and in relation to the municipalities — a local level municipality. The article substantiates the need to set up a separate research area in financial law — regional financial law, which is caused by the need to develop the system of financial law of the Russian Federation. In this article regional financial law is considered in three main values, as a complex (mixed) legal institution consisting of a system of norms, as a branch of science of financial law, which has its own methodological and other features related to the unusual nature of the social relations arising in the field of public finance on regional and local level, and as an academic discipline. Also the work concludes that regional financial law is a branch of science of financial law, oriented on studying the features of the organization and legal regulation of public financial vertical relations in different countries, regardless of their form of government.
Keywords: public finance, financial law, region, regional financial law, subject, science, practice, fiscal federalism.
DOI: 10.12737/24854
В настоящее время в Российской Федерации для определения отношений, связанных с децентрализацией правового регулирования, используются различные понятия, что указывает на нестабильность терминологии в данной сфере. Например, применяются такие определения, как территориальный, региональный, субфедеральный уровни, уровень субъекта РФ, а применительно к муниципальным образованиям — местный уровень и уровень муниципального образования. Иногда даже встречается понятие «провинциальный уровень». В связи с этим стоит разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.
Указанные понятия часто употребляются как синонимы. В качестве таковых используются следующие понятия: региональный уровень, уровень субъекта РФ, субфедеральный уровень. Иные понятия имеют абсолютно разное значение (например, термин «провинция»). При этом использование самых разных понятий встречается как в литературе, так и в нормативных правовых актах различного уровня.
Что касается научных работ, то указанные выше понятия употребляются достаточно свободно. Так, часто встречается словосочетание «провинциальная наука» (даже выпускаются специализированные научные журналы — «Провинциальные научные записки», «Провинциальная Россия» и т. д.), под которым понимается не только и не столько изучение провинциальных проблем, сколько труды провинциальных ученых. При этом словосочетание «провинциальное законодательство» не встречается, однако повсеместно применяется словосочетание «региональное законодательство».
Что касается понятия «региональная наука» (англ. regional science), то такое направление в науке (в первую очередь социологической) существует уже довольно давно, это наука о регионах, направленная на изучение городских, сельских или
региональных проблем. При этом в качестве регионов рассматриваются пространственные ареалы, часть какой-то территории1.
Помимо понятий «регион» и «провинция» в России часто встречается словосочетание «территориальный уровень». Например, у федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, как правило, имеются территориальные подразделения в субъектах РФ, которые взаимодействуют с различными структурами субъектов РФ2. Так, в 2014 г. создано Территориальное управление Управления делами Президента РФ в Республике Крым3.
Территориальные подразделения (управления) федеральных органов исполнительной власти создаются как на уровне субъектов РФ, так и на межрегиональном уровне (одно управление на несколько субъектов РФ). По такому принципу сформировано Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ (Росстандарт)4.
1 См. подробнее: Walter I. Introduction to Regional Science. N. Y., 1975.
2 См., например, приказ Роспотребнадзо-ра от 23 октября 2005 г. № 751 «Об утверждении Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспо-требнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации».
3 См. Указ Президента РФ от 30 апреля 2014 г. № 287 «О Территориальном управлении Управления делами Президента Российской Федерации в Республике Крым».
4 См. приказ Росстандарта от 19 января
2016 г. № 20 «Об утверждении квалифика-
ционных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».
Что касается муниципального уровня, то в этой части терминология более стабильная и не вызывает двойного толкования. Связано это с тем, что большая часть используемых понятий имеют легальное определение, закрепленное в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в ст. 2 «Основные термины и понятия» данного Закона определены следующие значения, имеющие территориальную привязку: сельское поселение, городское поселение; поселение; муниципальный район; городской округ; городской округ с внутригородским делением; внутригородской район; внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения; межселенная территория.
Итак, в настоящее время при характеристике особенностей децентрализации Российской Федерации употребляются самые разные понятия. Наиболее универсальным, характеризующим деление Российской Федерации на субъекты, является понятие «регион».
Регион (от лат. region — страна, область) — это «большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам»5. Прилагательное «региональный» определяется как «местный, относящийся к какой-нибудь определенной области. Региональные цен-тры»6. Вообще существует несколько трактовок этого понятия (географический регион, экономический регион и др.). Не всегда регион выступает в качестве территориальной единицы государства. В частности, для географии регион — это участок суши (часть земной поверхности) со специальными параметрами. При этом географический регион может рас-
5 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 672.
6 Там же.
пространяться не только на одно, но и на несколько государств.
В отечественной литературе понятие «экономический регион» определяется как территория нескольких субъектов РФ, между которыми существует развитая система хозяйственных связей и экономических отношений. Помимо экономического региона, в последнее время более часто стало использоваться понятие «экономический район», но при этом органы государственной статистики продолжают употреблять термин «регион»7.
Что касается современного российского законодательства, то легального понятия «регион» в нем нет. Более того, применяется данный термин достаточно свободно. Так, в Федеральном законе от 8 мая 2009 г. № 93-Ф3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 г., о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» термин «регион» употребляется применительно к географическому Азиатско-Тихоокеанскому региону, который включает в себя территорию Тихого океана, а также части территорий государств, примыкающих к нему. Также в науке при оценке бюджетных систем стран используются термины «регионы Европы», «регионы Центральной Азии»8. В данном случае под регионами понимаются государства.
Относительно финансового законодательства можно отметить сле-
7 См. Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 декабря 1995 г. № 640).
8 См.: Поветкина Н. А. Бюджетное зако-
нодательство Российской Федерации: пер-
спективы развития // Финансовое право.
2015. № 9. С. 3—6.
дующее. В Бюджетном кодексе РФ в ст. 14 «Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда» указано, что бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ, т. е. в отношении одного уровня употребляются сразу три термина — субъект, регион и территория.
Важно отметить, что появление территориальных органов управления в государстве свойственно не только федеративным, но и унитарным государствам, однако в последних административно-территориальные образования обладают не суверенитетом, а именно «правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику»9. Созданные на местах органы часто напрямую подчиняются центральным органам власти, обычно в зависимости от компетенции. Однако в большинстве современных унитарных государств, таких как Франция, Италия, Швеция, Египет, Норвегия, сильны децентрализованные течения в системе управления. В науке даже появился термин «регионалист-ское государство», используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территории которых целиком состоят из автономных образований (Италия, Испания)10.
Е. Г. Крылова предлагает считать «регионалистское государство» особой, промежуточной (между федерацией и унитарным государством) формой государственного устрой-ства11. Таким образом, можно определить, что термин «регион» как тер-
9 Крылова Е. Г. Федерализм как демократическая и территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 14.
10 Там же. С. 15.
11 Там же.
ритория государства применим как к федеративному, так и к унитарному государству.
Некоторые территории даже позиционируют себя как независимые, пытаются проводить референдумы о выходе. В связи с этим особо стоит отметить Шотландию, которая после выхода Великобритании из Европейского Союза намерена остаться частью Союза, но для этого ей необходимо перестать быть частью Вели-кобритании12. Важно понимать, что именно рамки ЕС позволяют реализовать желание отдельных территорий по выходу европейских государств без существенных экономических потерь, так как они, становясь членами ЕС, могут пользоваться единым экономическим пространством, валютой Союза и т. д.
Итак, в настоящее время в финансовом праве применительно к Российской Федерации под регионом следует понимать территорию субъекта РФ, включающую территории муниципальных образований, как единое пространство. В связи с этим интерес представляет мнение А. Б. Иванюженко, который справедливо указывает на то, что в России «спорным является утверждение о разделении государственных и муниципальных финансов»13.
В. Е. Чиркин указывает на тот факт, что «публичная власть муниципального образования ограничена верховенством власти государства, а в федеративных государствах (в тех отношениях, которые выходят за пределы вопросов местного значения) — властью субъекта федерации»14. Помимо этого, «законы государства, представляюще-
12 URL: http://www.epochtimes.ru/ shotlandiya-hochet-ostatsya-v-es-99026351/ (дата обращения: 27.06.2016).
13 Иванюженко А. Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль (книга для подконтрольных и контролеров). СПб., 2010. С. 305.
14 Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М., 2011. С. 45.
го все общество, распространяются на все территориальные публичные коллективы, законы субъекта федерации — на муниципальные образования и т. д. С другой стороны, каждый нижестоящий территориальный коллектив обладает самостоятельностью в рамках полномочий, представленных законами государства, своими предметами ведения»15.
Что касается других территориальных образований, уровня крупнее субъекта РФ (например, федеральных округов и надгосударствен-ных территориальных образований), то применять к ним термин «регионы» считается неоправданным. Для данных образований, по нашему мнению, лучше применять словосочетание «территориальное образование». С точки зрения финансового права данные территории малоперспективны для изучения, так как не являются территориальной единицей бюджетной системы Российской Федерации, а также не имеют своего уровня правового регулирования.
Отметим, что в современной науке встречается понятие «территориальный бюджет»16, однако этот термин не совсем корректный, так как под территорией государства можно подразумевать любую его часть, а бюджеты формируются только в специально созданных административно-территориальных образованиях. Под территорией в указанном случае также понимается территория субъекта РФ или муниципального образования. Например, Т. В. Конюхова выделяет пять групп отношений, возникающих только при осуществлении бюджетного контроля на уровне субъектов РФ17.
Как справедливо отмечает В. Е. Чиркин, в России слова «реги-
15 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 26.
16 См., например: Ларионов А. С. Финансовый контроль исполнения расходной части территориальных бюджетов: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2001.
17 См.: Казанцев Н. М. и др. Право и финан-
совый контроль. М., 2009. С. 141—143.
он», «региональный» обычно относят к субъектам РФ. Однако ученый обращает внимание на то, что в настоящее время можно говорить и о существовании так называемых региональных муниципальных образований, которые «территориально (но отнюдь не по подчиненности) включают в свой состав первичные муниципальные образования более низкого уровня с меньшей территори-ей»18. В России к региональным муниципальным образованиям можно отнести муниципальные районы, но при их характеристике понятие «региональные» не используется, однако в некоторых зарубежных странах такая терминология есть19.
Что касается права, то из всех имеющихся отраслей права единственной не федеральной отраслью права является «муниципальное право», а словосочетание «региональное право» хотя и встречается, но не является устоявшимся в российской правовой системе, что не совсем справедливо, так как федеративное устройство государства не менее важно, чем наличие в нем местного самоуправления.
В источниках встречается следующее определение регионального права: «комплекс правовых норм, регулирующих разнообразные отношения в масштабах региона. Региональное право — это часть национального права, объектом регулирования которого являются отношения, возникающие в границах территорий субъектов РФ; такие отношения носят комплексный характер и охватывают разные сферы общественной жизни (политику, экологию, экономическую деятельность, социальные отношения, межрегиональные связи и др.). Нормы, образующие региональное право, содержатся в федеральном законодательстве, в договорах и соглашениях, заключаемых федеральными органами государственной власти с
18 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 72.
19 Там же.
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в нормативных правовых актах регионального уровня»20.
Так, М. Лукашина справедливо указывает, что «законодательство федеративного государства, несомненно, сложнее, чем государства унитарного. В законах закреплена некоторая политическая самостоятельность частей государства, поэтому с научной точки зрения не совсем ясно, насколько самостоятельна система права различных подсубъек-тов Российской Федерации»21. Также она определяет, что «право в федеративном государстве представляет собой двухуровневую систему, где связаны между собой собственно федеративное право и право субъектов Федерации»22.
В настоящее время в научной литературе появляются работы, акцентирующие внимание на проблеме существования регионального права. Особо стоит отметить труды М. Ф. Маликова (Республика Баш-кортостан)23. Также эту проблему
20 Юридический словарь. URL: http://enc-dic.com/legal/Regionalnoe-Pravo-16046 (дата обращения: 08.06.2016).
21 Лукашина М. Региональное право в законодательстве РФ // Первый пермский правовой портал. URL: http://territoriaprava. ru/topics/24360 (дата обращения: 08.06.2016).
22 Там же.
23 См.: Маликов М. Ф. Региональное право: региональное управление и правотворчество: учеб. пособие. Т. 4. Уфа, 2002; Маликов М. Ф. Федерализм и регионализм: ин-
ституционально-двуединая концепция регионального права. URL: http://pandia.ru/
text/79/370/33160.php; Маликов М. Ф. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. Комплексное научно-правовое исследование. Ч. 5: Конституционное законодательство Республики Башкортостан: выводы и предложения по результатам мониторинга. Уфа, 2011. С. 78—91; Маликов М. Ф. Генетические основы регионального права. По материалам Республики Башкортостан. Уфа, 2012; Маликов М. Ф. Истоки регионального пра-
поднимают исследователи Э. М. Ма-гомадов и С. С. Решиев (Чеченская Республика)24 и М. Г. Потапов (Новосибирская область)25.
Под региональным правом в указанных работах в первую очередь понимается часть системы нормативных правовых актов, регулирующих региональные отношения или законодательство субъектов РФ. Однако«региональное право» — это еще и направление в юридической науке, но этот аспект часто забывается. На наш взгляд, первый подход не является перспективным, так как федеральное и региональное право не регулируют общественные отношения по отдельности, а действуют совместно, потому нет смысла в разделении федеративного и регионального законодательства. Что касается регионального права как методологического приема, направленного на изучение права, то такой подход выглядит вполне перспективно и может качественно повлиять на развитие российского регионального законодательства, выработку его самобытности, ликвидацию механизма технического заимствования норм федерального законодательства в законодательстве субъектов РФ, что приведет к оптимизации системы российского права и повышению качества правового регулирования общественных отношений.
Не во всех отраслях российского права имеется региональная составляющая. Так, регионального права не может быть в отраслях, регулирующихся исключительно
ва // Приволжский научный вестник. 2012. № 12. С. 77. URL: www.mmalikov.ru/files/ irp2012.pdf.
24 См.: Магомадов Э. М, Решиев С. С. Региональное право и социально-экономические аспекты развития регионов // Terra economicus. 2011. Т. 9. Ч. 2. С. 196.
25 См.: Потапов М. Г. Региональное право: проблемы исследования // Социальные науки: social-economic sciences. 2014. № 1.
федеральным законодательством (уголовное право, гражданское право и т. д.). В тех отраслях, где значительная часть общественных отношений регулируется законодательством субъектов РФ (административное право, экологическое право и др.), полагаем, можно рассматривать отдельное региональное направление. Финансовое право Российской Федерации имеет весомую региональную составляющую, что указывает на возможность выделить направление науки финансового права — региональное финансовое право.
Региональное финансовое право представляет собой направление науки финансового права, имеющее курс на изучение особенностей организации и правового регулирования вертикальных общественных финансовых отношений в различных государствах, независимо от формы их государственного устройства.
Региональное финансовое право, по нашему мнению, необходимо рассматривать в трех основных значениях:
во-первых, как комплексный (смешанный) правовой институт, состоящий из системы норм, регулирующих указанные выше отношения;
во-вторых, как раздел науки финансового права, имеющий свои методологические и иные особенности, связанные с необычным характером общественных отношений, возникающих в области публичных финансов на региональном и местном уровнях;
в-третьих, как учебную дисциплину магистратуры26 или даже в
26 Впервые курс «Региональное финансовое право» был апробирован автором настоящей статьи на юридическом факультете Курского государственного университета в 2011 г. в рамках программы подготовки магистрантов «Административное; финансовое право» и в том же году в форме научного семинара магистратуры «Финансовое, налоговое и таможенное право» на факультете права Национального ис-
качестве отдельной программы подготовки магистрантов по направлению «Юриспруденция».
Попытки обоснования регионального финансового права и его отдельных институтов, в частности понятия «региональный финансовый контроль»27, начали предприниматься нами еще в 2009 г., а в 2012 г. впервые в качестве методологической основы правового обеспечения бюджетного контроля в субъектах РФ предложено рассматривать региональное финансовое право как часть структуры общей теории финансового права28: «В целях совершенствования механизма исследования региональных особенностей финансово-правового регулирования необходимо ввести в рамках финансового права новое научное направление — региональное финансовое право, что обусловлено наличием специфики правового регулирования региональных финансовых правоотношений, потребностью финансово-правового обеспечения специфических региональных интересов государства, наличием обособленного организационно-правового механизма обеспечения названного интереса»29. Тогда же предлагалось ввести специальный раздел по региональному финансовому праву в учебники по финансовому праву, а также обосновывалась целесообразность проведения специальных диссертационных исследований, посвященных региональному финансовому праву не только Рос-
следовательского университета «Высшая школа экономики».
27 См.: Лагутин И. Б. Понятие регионального финансового контроля // Финансовое право. 2009. № 7; Лагутин И. Б. Региональный финансовый контроль: организационно-правовые и теоретические основы: монография. М., 2009.
28 См.: Лагутин И. Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 9. С. 20.
29 Там же.
сийской Федерации, но и зарубежных стран30.
Позднее, в 2012 г., в системе регионального финансового права была сделана попытка обоснования регионального бюджетного права31, в 2014 г. — других институтов регио-
30 См.: Лагутин И. Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации. С. 20.
31 См.: Лагутин И. Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. 2012. № 8. С. 15—18; Лагутин И. Б. Финансово-правовые основы регионального финансового контроля: монография. М., 2012; Бюджетная реформа в России и правовое регулирование региональных бюджетных отношений: монография / отв. ред. И. Б. Лагутин. Курск, 2012.
нального финансового права: регионального и местного денежного об-ращения32, регионального публичного страхования33.
Подводя итог, отметим, что в настоящее время возникла необходимость выделения в финансовом праве отдельного научного направления — регионального финансового права, что вызвано потребностью в развитии системы финансового права Российской Федерации.
32 См.: Артемов Н. М., Лагутин И. Б. Региональное и местное денежное обращение: особенности осуществления и правового регулирования // Государство и право. 2014. № 2. С. 101—105.
33 См.: Артемов Н. М., Лагутин И. Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6. С. 106.
Библиографический список
Артемов Н. М., Лагутин И. Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.
Артемов Н. М., Лагутин И. Б. Региональное и местное денежное обращение: особенности осуществления и правового регулирования // Государство и право. 2014. № 2.
Бюджетная реформа в России и правовое регулирование региональных бюджетных отношений: монография / отв. ред. И. Б. Лагутин. Курск, 2012.
Иванюженко А. Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль (книга для подконтрольных и контролеров). СПб., 2010.
Казанцев Н. М. и др. Право и финансовый контроль. М., 2009.
Крылова Е. Г. Федерализм как демократическая и территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.
Лагутин И. Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 9.
Лагутин И. Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. 2012. № 8.
Лагутин И. Б. Понятие регионального финансового контроля // Финансовое право. 2009. № 7.
Лагутин И. Б. Региональный финансовый контроль: организационно-правовые и теоретические основы: монография. М., 2009.
Лагутин И. Б. Финансово-правовые основы регионального финансового контроля: монография. М., 2012.
Ларионов А. С. Финансовый контроль исполнения расходной части территориальных бюджетов: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2001.
Лукашина М. Региональное право в законодательстве РФ // Первый пермский правовой портал. URL: http://territoriaprava.ru/topics/24360 (дата обращения: 08.06.2016).
Магомадов Э. М., Решиев С. С. Региональное право и социально-экономические аспекты развития регионов // Terra economicus. 2011. Т. 9. Ч. 2.
Маликов М. Ф. Генетические основы регионального права. По материалам Республики Башкортостан. Уфа, 2012.
Маликов М. Ф. Истоки регионального права // Приволжский научный вестник. 2012. № 12. URL: www.mmalikov.ru/files/irp2012.pdf.
Маликов М. Ф. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. Комплексное научно-правовое исследование. Ч. 5: Конституционное законодательство Республики Башкортостан: выводы и предложения по результатам мониторинга. Уфа, 2011.
Маликов М. Ф. Региональное право: региональное управление и правотворчество: учеб. пособие. Т. 4. Уфа, 2002.
Маликов М. Ф. Федерализм и регионализм: институционально-двуединая концепция регионального права. URL: http://pandia.ru/text/79/370/33160.php.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
Поветкина Н. А. Бюджетное законодательство Российской Федерации: перспективы развития // Финансовое право. 2015. № 9.
Потапов М. Г. Региональное право: проблемы исследования // Социальные науки: social-economic sciences. 2014. № 1.
Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М., 2011.
Юридический словарь. URL: http://enc-dic.com/legal/Regionalnoe-Pravo-16046 (дата обращения: 08.06.2016).
Административно-правовой режим охраняемых объектов
СЕЛЕЗНЕВ Владимир Аркадьевич, старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Объекты, подлежащие охране, многообразны и специфичны. Среди них выделяются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или его административно-территориальной единицы, к необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, а также потенциально опасные объекты. Содержание режима охраняемых объектов определяется его целью и взаимосвязано с правовым статусом субъекта. Цель установления специального режима — обеспечение безопасности жизнедеятельности охраняемого объекта. Режим охраняемых объектов обеспечивается различными субъектами в соответствии с предоставленными законом полномочиями: органами государственной охраны, соединениями и воинскими частями внутренних войск, вневедомственной охраной органов внутренних дел, ведомственной охраной, частными охранными предприятиями. Режим охраняемого объекта устанавливается в зависимости от конкретных индивидуальных особенностей объекта, подлежащего охране, и определяется положениями федерального законодательства, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и другими ведомственными нормативными правовыми актами. Рассмотрены полномочия субъектов, обеспечивающих режим охраняемого объекта, в том числе полномочия по применению мер административного принуждения, установленных КоАП РФ.
Ключевые слова: общественная безопасность, административно-правовой режим, охраняемый объект, режим охраняемых объектов, государственная охрана, полиция, ведомственная охрана, пропускной режим, субъекты режимной деятельности, административное правонарушение.
Administrative-Legal Regime of the Protected Objects
V. A. SELEZNEV, candidate of economic sciences
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]