Сойфер Т.В.*
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Ключевые слова: общественные объединения, общественные организации, некоммерческие организации, юридические лица, субъекты гражданского права.
This article deals with the assessment problem of the Public Association's legal status in Russian Federation. The author states, that in the Constitutional and Civil Laws there are different approaches to Public Association's concept definition. In Civil Law the Public Association is defined as one of the organizational legalforms of a noncommercial legal entity. In the Constitutional Law this concept is wider and it means any formation, created by citizens, who have common interests for realization of common goals. They may exist in different organizational legal forms or not have the status of a legal entity at all. The attempt of legislator to consolidate both approaches with -in the Federal Act « On the public associations» has led to the fact that the legal definition of conception Public Association conception has appeared insufficiently accurate.Based on the research of the legal system regulating the creation and the activity of Public Associations the author comes to conclusion on the absence of coordination between the positions of separate certificates. Examples from judicial practice illustrate negative consequences of the present situation, weakening legal safeguard of the title of citizens to public association.
Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Это предполагает возможность создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений. Реализация конституционного права на объединение способствует формированию и развитию в России такого обязательного атрибута любого демократического государства, как гражданское общество, под которым понимается совокупность самодеятельных организаций, определенным образом формализованных и институционально оформленных, выражающих интересы различных групп в обществе
Осуществление права граждан на объединение обеспечивается действием комплекса нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью таких объединений, в том числе
* Канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected].
1 См.: Заславская Т.Н. Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества //Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. С. 18.
их отдельных видов. Однако анализ действующего законодательства в соответствующей сфере позволяет констатировать наличие ряда проблем в правовой регламентации указанных отношений, обусловленных наличием разноотраслевых (конституционно-правового, административно-правового, гражданско-правового) подходов, в том числе и со стороны законодателя, к определению юридического статуса столь многогранного феномена, каким являются общественные объединения.
Согласно п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. С цивилистических позиций, они относятся к некоммерческим юридическим лицам, ибо не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Устанавливая единый правовой режим для всех общественных организаций (объединений), ГК РФ допускает возможность определения особенностей их правового положения как участников гражданско-правовых отношений на основании специальных законов (п. 3 ст. 117).
Законом, определяющим специфику гражданско-правового статуса некоммерческих организаций в целом, в том числе и их отдельных видов, является Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1. Статья 6 данного акта аналогично ГК РФ раскрывает понятие общественных организаций (объединений) и содержит указание на закрепление особенностей их правового положения иными законами.
Основным законом, регулирующим деятельность именно общественных объединений, создаваемых по инициативе граждан, является Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»2. Этот документ под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). Он устанавливает принципы их деятельности, в числе которых добровольность, равноправие, самоуправление, законность, свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, гласность деятельности и общедоступность информации (ст. 15). Закон также предполагает возможность детализации статуса общественных объединений,
1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145. Далее — Закон об некоммерческих организациях.
2 Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930. Далее — Закон об общественных объединениях.
порядка их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации иными нормативными актами — ГК РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 4).
В системе действующего законодательства выделяется группа актов, принятых в целях закрепления специфики правового положения отдельных видов общественных объединений и объединений, создаваемых с особыми целями. Так, политические партии действуют в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»1. Правовые основы создания и деятельности профессиональных союзов устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»2. Статус националь-но-культурных автономий, имеющих форму общественных организаций, определяется Федеральным законом от 17 июня 1996 № 74-ФЗ «О нацио-нально-культурной автономии»3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений), учреждаемых для осуществления благотворительной деятельности, предусматриваются Федеральным законом от 11 августа 1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»4.
Некоторые акты, имея в качестве основной иную направленность, содержат отдельные нормы, влияющие на определение правосубъектности общественных объединений, устанавливая цели их создания в конкретных сферах и те функции, которые они призваны выполнять. Так, физкультур-но-спортивные организации, если они создаются в форме общественных организаций, действуют с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»5. Специфика деятельности общественных объединений, учреждаемых в научных целях, определяется Федеральным законом от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»6. Общественные организации в системе высшего и послевузовского профессионального образования создаются в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»7. Общественные организации, создаваемые гражданами в сфере культуры — ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения, — функционируют с учетом
1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
3 Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. С. 2965.
4 Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
5 Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
6 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. С. 4137.
7 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
требований Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утв. ВС РФ 9 октября 1992 № 3612-1 Общественные объединения, создаваемые туристами в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов, действуют с соблюдением положений Федерального закона от 24 ноября 1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»2. Общественные объединения инвалидов создаются с учетом норм Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»3; общественные объединения медицинских и фармацевтических работников — в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22 июля 1993 № 5487-1 4; общественные объединения ветеранов — с Федеральным законом от 12 января
1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»5; молодежные и детские объединения — с Федеральным законом от 28 июня 1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»6.
Анализ указанных документов позволяет констатировать отсутствие достаточной согласованности между содержащимися в них нормами, что вызывает сложности в правоприменительной практике. Во многом это обусловлено нечеткостью легального понятия общественного объединения, различием теоретических подходов к его пониманию и к определению системы нормативных актов, закрепляющих статус подобной организации, принципов их взаимосвязи и соподчинения. Так, в науках конституционного и административного права сложилось мнение об отсутствии достаточных оснований для включения Гражданского кодекса РФ в систему специальных актов, регулирующих статус общественных объединений7. Также отмечается, что положения об общественных организациях, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, являются нетипичными для гражданского права 8. Такой подход не учитывает, что гражданское право не призвано в целом регламентировать реализацию конституционного права гражданин на объединение. Его задачей является регулирование лишь части общественных отношений, главным образом имущественного характера, возникающих в связи с созданием и деятельностью общественных объединений, причем не всех, а только обладающих статусом юридического лица.
1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 2615.
2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
3 Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
4 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
5 Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168.
6 Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
7 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право. М.: Зерцало, 1997. С. 222-223.
Е См. Чиркш В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. С. 61.
Согласно ст. 3 Закона об общественных объединениях, создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица, тем самым наделяться гражданской правосубъектностью, а могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Общественные объединения, имеющие статус юридического лица, обладают более широким объемом прав различной природы, в частности они могут участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, учреждать средства массовой информации. Эти объединения получают возможность самостоятельного участия в имущественном обороте в качестве субъекта гражданского права, включая возможность осуществлять приносящую доход деятельность. Но осуществлять такую предпринимательскую по характеру деятельность общественные объединения могут лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Согласно ст. 7 Закона об общественных объединениях, организацион-но-правовыми формами общественных объединений являются общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. Каждой из форм присущи особые цели создания и характер объединения.
Общественной организацией признается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В качестве членов этой организации по общему правилу могут выступать физические лица и юридические лица, относящиеся к общественным объединениям. Ее высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом — выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от ее имени и исполняет ее обязанности.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение. Оно может преследовать социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Органами управления общественным движением являются съезд (конференция) или общее собрание и постоянно действующий руководящий орган, который должен быть выборным и коллегиальным.
Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредителям и управляющим имуществом общественного фонда прямо запрещается использовать это имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Общественным учреждением признается также не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям этого объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В учреждении также может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Подобное общественное объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении определенных проблем, и осуществляет свою деятельность на основе самоуправления, и поэтому не может иметь над собой каких-то вышестоящих органов или организаций.
Политической партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Еще одной организационно-правовой формой общественных объединений следует признать союз (ассоциацию) общественных объединений.
Согласно ст. 13 Закона об общественных объединениях общественные объединения любых форм вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Соответственно, понятие «общественное объединение» рассматривается Законом об общественных объединениях как родовое и используется для обозначения нескольких самостоятельных видов образований, созданных гражданами. Причем эти образования могут как иметь статус юридического лица, так и не обладать им. В этой связи в юридической литературе высказывается мнение о невозможности применения к общественным объединениям понятия «организационно-правовая форма» юридического лица \
Субъектами гражданского права могут быть признаны только те общественные объединения, которые приобрели статус юридического лица. Общим для всех этих организаций, хотя по характеру целей своей деятельности и вытекающему из них объему имущественных прав и обязанностей они существенно отличаются друг от друга, является принцип добровольности членства, положенный в основу их деятельности, принцип материального участия членов в создании имущественной основы и принцип участия членов в управлении делами этих организаций2.
Гражданское законодательство понятия «общественная организация» и «общественное объединение» рассматривает в качестве синонимов, обозначающих самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческого юридического лица (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 61, ст. 117, п. 4 ст. 213 ГК РФ, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях). Кроме того, ст. 118, 120, 121 ГК РФ относят к числу организационно-правовых форм юридических лиц фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). И этому явно не соответствуют положения Закона об общественных объединениях, признающего общественные фонды, общественные учреждения и союзы (ассоциации) общественных объединений разновидностями общественных объединений.
В связи с указанными противоречиями между актами особый интерес представляет отраслевая принадлежность Закона об общественных объединениях и его норм. В литературе она определяется неоднозначно. Представители конституционного права относят этот нормативный акт к источникам конституционного права 3; представители административного права
1 См.: Сидоров В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. М.: РПАМЮ РФ, 2007. С. 41-42.
2 См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юрид. изд-во Мин-ва юстиции СССР, 1947. С. 128.
ä См.: Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. Изд. 3-е. М.: Юристъ, 2004. С. 27.
полагают, что данный акт закрепляет административно-правовой статус общественных объединений цивилисты рассматривают его в качестве специального документа, конкретизирующего положение общественных объединений как субъектов гражданского права 2. Столь разнообразные мнения свидетельствуют о комплексном характере закона, регулирующего отношения, входящие в предмет различных отраслей права, посредством методов, присущих каждой из них. Такие законодательные акты, опосредующие всю совокупность отношений в одной сфере, где они тесно между собой переплетаются, создаются для удобства правового регулирования и объединяют нормы различных отраслей права, взаимодействующих в той или иной сфере отношений \
Но комплексный характер закона не означает, что включаемые в него нормы могут не учитывать или тем более подрывать те основополагающие принципы и конструкции, которые закреплены отраслевыми актами. Так, согласно ст. 2 Закона об общественных объединениях его нормы распространяются на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Это положение по сути свидетельствует о том, что общественным объединением является всякое юридическое лицо любой организационно-правовой формы, кроме указанных, если оно создано гражданами. С позиций наличия у учредителей общих интересов и целей, созданные ими объединения, конечно, можно назвать общественными. Но с точки зрения норм Гражданского кодекса РФ это неприемлемо, поскольку общественная организация (объединение) — это лишь одна из форм юридического лица, отличная от иных (потребительского кооператива, фонда и др.), вне зависимости от субъектного состава их учредителей.
Указанная норма Закона об общественных объединениях, определяющая сферу его применения, рассматривается в научной литературе не иначе как смысловая ошибка4. Однако судебная практика оценивает это положение не столь однозначно. Так, при разрешении спора между налоговой инспекцией и садоводческим некоммерческим товариществом по поводу предоставления бухгалтерской отчетности суд исходил из следующего. Садоводческое некоммерческое товарищество, созданное в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»5 и являю-
1 См.: Административное право / под ред. JI.JI. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 224—225.
2 См.: Гражданское право. Часть первая / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юристъ, 2003. С. 152-154.
ä См.: Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право: вопросы теории и практики. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 164.
4 См.: Орлов A.B. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального закона «Об общественных объединениях» // Юрист. 2000. № 6. С. 54.
5 Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
щееся некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хо-зяйственных задач ведения садоводства, полностью отвечает требованиям Закона об общественных объединениях. Соответственно, по мнению суда, данная организация обладает теми правами и обязанностями, какие предусмотрены действующим законодательством для общественных объединений. В частности, согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября
1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1, оно, как общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должно представлять бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе. В связи с этим требования налоговой инспекции, полагавшей, что садоводческое товарищество обязано представлять бухгалтерские документы в общем порядке, были отклонены 2. Другой суд, рассматривая по сути аналогичный спор, но уже с участием благотворительного фонда, в иске налоговому органу отказал по тем же основаниям. Однако кассационная инстанция с таким подходом не согласилась, пояснив, что упрощенная система представления отчетности распространяется только на общественные организации, а иные некоммерческие организации, в том числе фонды, обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке3.
Указанные примеры свидетельствуют, что отсутствие взаимосвязи между нормами различной отраслевой принадлежности, определяющими правовое положение общественных объединений, не позволяет применять их с необходимой эффективностью и ослабляет правовые гарантии реализации конституционного права граждан на объединение.
1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
2 См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 11 января 2005 № А12-16118/04-С21 // СПС «КонсультантПлюс». Следует отметить, что в данном случае интерес представляет мотивировочная часть решения, ибо садоводческие некоммерческие товарищества действительно должны представлять отчетность не более одного раза в год. Основанием для этого является Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» (Собрание законодательства РФ, 1996. № 27. Ст. 3285), а отнюдь не тот факт, что данные организации являются общественными объединениями.
3 См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 № А19-13149/04-45-Ф02-5101/04-С1 // СПС «КонсультантПлюс».
Бунина Н.В.*
ДОГОВОР УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДОГОВОР ПОДРЯДА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОВОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ
Ключевые слова: договор участия в долевом строительстве, договор подряда, общее, особенное, договоры о выполнении работ.
The Article is dedicated to the questions of legal regulation of the Participatory Share Construction Agreement. The article analyses the legal nature of the Participatory Share Construction Agreement, examines its characteristics and also attempts to define the type of the Participatory Share Construction Agreement (transfer agreement, execution of works agreement, service agreement). Special attention in the article is paid to the examination of the subject of the Participatory Share Construction Agreement and its difference from the construction works contract. In particular the article states that the works executed by the tenant builder under the Participatory Share Construction Agreement have completely different characteristics from the works executed by the contractor under the construction works contract.
Having reviewed the general and particular questions of the legal regulation of the Participatory Share Construction Agreement, works contract, including construction works contract, sales and purchase agreement and joint venture agreement, the author comes to conclusion that the Participatory Share Construction Agreement is a works contract, which differs form the construction works contract.
До вступления в силу Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»1 (далее — Закон об участии в долевом строительстве) договор участия в долевом строительстве относился к числу непоименованных договоров. Однако договор участия в долевом строительстве и в настоящее время остается договором, который прямо не урегулирован Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
До настоящего времени ученые не пришли к согласию о том, какое место в гражданском законодательстве должен занимать договор участия в долевом строительстве.
* Заместитель начальника отдела ОАО «Банк ВТБ». E-mail: Natalia.Bimina(§Tambler.ni.
1 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», действующий в настоящее время в редакции Федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 111 -ФЗ и от 16 октября 2006 г. № 160-ФЗ // Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета. № 292. 31 декабря 2004 г.