Научная статья на тему 'К вопросу о понятии «Логистические затраты»'

К вопросу о понятии «Логистические затраты» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкова Е.А., Широченко Н.В.

Противоречия в подходах различных авторов к большинству понятий логистики к настоящему времени практически сгладились. Исключение составляет определение такого понятия, как «логистические затраты», которое по-прежнему остается малоизученным и требует уточнения. Недостаток информации о логистических затратах является преградой в принятии эффективных управленческих решений. В данной статье рассматриваются различные точки зрения на определение логистических затрат, их сравнение и обоснование выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии «Логистические затраты»»

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

именно в региональных перевозках. Также проблемой является существенная стоимость билета на региональные рейсы.

Если удастся решить эти проблемы региональных перевозок и соблюсти условия, необходимые для их успешного функционирования, перевозки на расстояние до 1 000 км смогут занять нишу, в которой на данный момент, к сожалению, воздушный транспорт не лидирует.

Библиографические ссылки

1. Корень А. В. Развитие региональной и местной авиации в Российской Федерации: условия и принципы

// Наука и транспорт. Гражданская авиация. 2012. № 1. С. 38-39.

2. Акбулатов Т. Э. Оценка эффективности различных путей развития регионального транспортного комплекса РФ // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 181. С. 5-11.

3. Горн И. В. Региональные авиаперевозки в России // Научный вестник МГТУ ГА. Серия менеджмент, экономика, финансы. 2007. № 118. С. 7-12.

© Немчинов О. А., Паршикова И. Е., 2013

УДК 586.7

Е. А. Панкова Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ»

Противоречия в подходах различных авторов к большинству понятий логистики к настоящему времени практически сгладились. Исключение составляет определение такого понятия, как «логистические затраты», которое по-прежнему остается малоизученным и требует уточнения. Недостаток информации о логистических затратах является преградой в принятии эффективных управленческих решений. В данной статье рассматриваются различные точки зрения на определение логистических затрат, их сравнение и обоснование выбора.

Исследование логистических затрат впервые началось в зарубежной литературе в 60-х гг. ХХ в. немецким экономистом М. Куфелем. Он рассматривал их как затраты на перемещение материалов на предприятии. С его точки зрения, логистические затраты -это категория издержек, означающая денежное выражение использования имущества предприятия, вызванного планированием, выполнением и контролем (кроме технологических процессов) перемещения во времени и пространстве всех форм материалов [3]. При этом, автор не выделяет затраты на содержание запасов сырья, материалов, готовой продукции, изготовление упаковки, послепродажный сервис.

Начиная с 90-х гг. ХХ в. проблема изучения и определения логистических затрат была затронута в работах таких российских экономистов как Л. Б. Миро-тин, Ы. Е. Ташбаев и О. Г. Порошина. По мнению вышеперечисленных авторов логистические затраты представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленных осуществлением предприятием своих функций по выполнению заказов потребителей [4].

Савенкова Т. И. определяет логистические затраты как затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка и др.), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу данных о заказах, запасах, поставках [1].

Моисеева Н. К. дает похожее определение, добавляя возможность появления форс-мажорных ситуаций. По её мнению логистические затраты представляют собой денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов [2].

Анализ различных точек зрения позволяет выявить, что отличие во взглядах авторов касается определения понятия и интерпретации сущности, состава, способа оценки отдельных элементов логистических затрат.

Каждое из вышеперечисленных определений является правильным и имеет право на существование, но для того чтобы решить на какое определение в дальнейшем опираться, необходимо изучить специфику деятельности анализируемого предприятия. В данном случае таким предприятием является ООО «Тетра-Логистик».

ООО «Тетра-Логистик» было основано в 2008 году. В конце 2009 года совместно с компанией «Леста» был запущен проект по созданию складского комплекса класса «А» в Красноярске. Комплекс «Тетра-Логистик» занимает площадь более 30 тыс. кв.м на территории в 9 га. Он включает высокотехнологичные складские помещения на 12 тыс. палет. Складской терминал оборудован 11 доковыми зонами для разгрузки-погрузки машин, крытой авторампой для приема малотоннажных автомобилей и двумя желез-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

нодорожными тупиками [5]. Складской комплекс ООО «Тетра-Логистик» позволяет разместить груз, как на краткосрочный, так и на длительный период хранения. Складские помещения обеспечивают максимально оперативную работу с грузами, демонстрируя европейские стандарты качества логистики.

ООО «Тетра-Логистик» - располагает единственным на сегодня в Красноярске мультимодальным складским комплексом нового поколения, который соответствует всем международным стандартам. Здесь предоставляют практически все виды складских услуг, начиная от сдачи помещений в аренду и заканчивая комплексом услуг по ответственному хранению грузов. В неполный перечень того, что предлагает «Тетра-Логистик», входят автоматизированный складской учет, инвентаризация, маркировка, стике-рование, разгрузка-погрузка, комплектация заказов, проверка качества, переупаковка, кросс-докинг - перегрузка товара без его размещения на складе.

Хорошо организованное складское помещение -это еще не все. Одно из главных достоинств комплекса «Тетра-Логистик» заключается в применении новейших информационных технологий. Вся работа строится на использовании системы управления складом WMS (Warehouse Management System). Любой груз проходит идентификацию, а каждое место хранения маркировано штрих-кодом и является уникальным.

Таким образом, учитывая мнение различных авторов и специфику деятельности рассматриваемого предприятия можно дать следующее определение логистических затрат: логистические затраты - это стоимостная оценка ресурсов, которые используются при выполнении различных логистических операций

на стадиях движения материального, информационного, финансового потоков как внутри предприятия, так и во взаимодействии с его поставщиками и покупателями - участниками цепи поставок, включая размещение заказов, закупка, складирование, транспортировку, отгрузку и др.

В отличие от существующих определений, в которых логистические затраты сводятся к перечислению их основных видов, такая трактовка раскрывает экономическую сущность понятия, отражает динамический и статический характер логистических процессов, создает научную основу для принятия управленческих решений. в теоретико-методическом аспекте понятие «логистические затраты» следует дополнить обоснованием состава, способов исчисления и типологией логистических затрат для их последующего анализа, оценки и планирования.

Библиографические ссылки

1. Савенкова Т. И. Логистика : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2007. 256 с.

2. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики : учебник. М. : Инфра-М, 2008. 528 с.

3. Kufel M. Koszty przeplywu materialow w przedsiebiorstwach przemyslowych. Problemy budzetowania, ewidencji i kontroli. Wroclaw: AE. 1990. 230 р.

4. Миротин Л. Б., Тышбаев Ы. Э., Порошина О. Г. Эффективная логистика. М. : Экзамен, 2002. 160 с.

5. Алешина Т. Склад по уму: [Электронный ресурс]. URL ttp://www.dela.ru/.

© Панкова Е. А., 2013

УДК 656.7.022.31

И. Е. Паршикова Научный руководитель - О. А. Немчинов Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет), Самара

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ДЕЛОВОЙ АВИАЦИИ

Рассматриваются факторы, влияющие на уровень спроса на услуги бизнес-авиации. Отмечены причины медленного роста рынка деловой авиации и перспективность его развития.

Рынок деловой авиации представляется интересным объектом исследования, ведь это относительно устоявшийся рынок высокотехнологичной продукции с одной стороны и значительные колебания спроса и предложения с другой. Появляются новые, достаточно крупные, региональные рынки, слабо зависящие от общей экономической ситуации в мире.

Уровень спроса на услуги бизнес-авиации определяется различными факторами, которые можно условно разделить на экономические и неэкономические (не находятся в прямой зависимости от благосостояния авиакомпании или частного лица).

Неэкономические факторы:

1. Нежелание находиться в зависимости от расписания регулярных линий. Бизнесмен может не зависеть

от расписания авиакомпаний и самостоятельно назначать время вылета самолета, также отпадает необходимость пребывать в аэропорт за 2-3 часа до полета.

2. Желание сократить время, затрачиваемое на перелет.

3. Желание передвигаться по воздуху с наибольшей безопасностью. Самолеты деловой авиации проходят более тщательное обеспечение, снижен риск террористических актов.

4. Желание передвигаться по воздуху с наибольшим комфортом. Даже бизнес-класс на регулярных рейсах не может похвастаться таким уровнем обслуживания и уютом в салоне, как бизнес-самолёт.

Экономические факторы:

1. Рост корпоративных прибылей по всему миру.

19S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.