Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2414
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА / ЗАМЕЩАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ / ЛИЦА / ЗАМЕЩАЮЩИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПУБЛИЧНАЯ СЛУЖБА / ПРЕЗИДЕНТ / ДЕПУТАТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ / ГЛАВЫ СУБЪЕКТОВ РФ / ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / PERSONS HOLDING PUBLIC OFFICE / PERSONS HOLDING MUNICIPAL POSTS / PUBLIC SERVICE / MUNICIPAL SERVICE / THE PRESI DENT / DEPUTIES FEDERAL MINISTERS / HEADS OF CONSTITUENT ENTITIES / HEADS OF MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов Валентин Александрович

В статье рассматриваются актуальные теоретические проблемы, связанные с понятием лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также их классификацией. Акцентируется внимание на отсутствие в федеральном законодательстве определения понятия «лицо, замещающее государственную должность». Обоснованы авторские определения понятий «лица, замещающие государственные должности Российской Федерации», «лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации», «лица, замещающие муниципальные должности». Отмечается важность более детального регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агафонов Валентин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NOTION OF PERSONS REPLACING STATE AND MUNICIPAL POSITIONS, AND THEIR CLASSIFICATION

The article discusses current theoretical problems associated with the concept of persons filling state and municipal posts, as well as their classification. Attention is focused on the absence in federal legislation of a definition of the concept of “person replacing a public post”. The author’s definitions of the concepts “persons replacing public posts of the Russian Federation”, “persons replacing public posts of the constituent entities of the Russian Federation”, “persons replacing municipal posts” are substantiated. The importance of more detailed regulation of the legal status of persons filling state and municipal posts is noted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ»

Трудовое право; право социального обеспечения.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ АГАФОНОВ Валентин Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, права и методики их преподавания Уральского государственного педагогического университета. E-mail: centre.pol@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные теоретические проблемы, связанные с понятием лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также их классификацией. Акцентируется внимание на отсутствие в федеральном законодательстве определения понятия «лицо, замещающее государственную должность». Обоснованы авторские определения понятий «лица, замещающие государственные должности Российской Федерации», «лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации», «лица, замещающие муниципальные должности». Отмечается важность более детального регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Abstract: The article discusses current theoretical problems associated with the concept of persons filling state and municipal posts, as well as their classification. Attention is focused on the absence in federal legislation of a definition of the concept of"person replacing a public post". The author's definitions of the concepts "persons replacing public posts of the Russian Federation", "persons replacing public posts of the constituent entities of the Russian Federation", "persons replacing municipal posts" are substantiated. The importance of more detailed regulation of the legal status of persons filling state and municipal posts is noted.

Ключевые слова: лица, замещающие государственные должности; лица, замещающие муниципальные должности; государственная служба; муниципальная служба; публичная служба; президент; депутаты; федеральные министры; главы субъектов РФ; главы муниципальных образований.

Keywords: persons holding public office; persons holding municipal posts; public service; municipal service; public service; the president, Deputies federal ministers; heads of constituent entities of the Russian Federation; heads of municipalities.

Вопросы о понятии лиц, замещающих государственные и муниципальные должности в Российской Федерации, требуют тщательного научного анализа, несмотря на то, что он уже был рассмотрен в работах некоторых авторов [27].

Прежде всего, следует определить природу конституционной в своей основе деятельности этих лиц. Конституционная основа данной деятельности вытекает из того факта, что многие из указанных выше лиц, в различной степени детализации упоминаются в Конституции РФ. Весьма важными являются и вопросы об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих деятельность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, их правовом статусе, включая социальную защиту этих лиц и членов их семей.

В современном Российском законодательстве отсутствует детальное регулирование деятельности лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, что не позволяет с достаточной чёткостью определить, входит ли она в трудовые отношения или в отношения, складывающиеся на государственной и (или) муниципальной службе, в какой степени они являются субъектами конституционно-правовых, административно-правовых, трудоправовых или муниципально-правовых отношений. Отсутствие соответствующего правового регулирования деятельности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, их правового статуса привело к тому, что их деятельность в значительной степени регулируется законодательством о труде. Более того, с этими лицами заключаются трудовые договоры. Насколько это оправданно? Как справедливо отмечается в юридической литературе, в общественно полезной деятельности людей можно выделить такие основные типы, как: 1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возможных началах; 2)

духовное производство; 3) служба в государственных, муниципальных, общественных, религиозных, международных и иных организациях [26]. Первый и второй типы деятельности людей вписываются в понятие «трудовые отношения». Что касается третьего типа деятельности, то он является службой. Однако, деятельность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, по российскому законодательству не является ни государственной, ни муниципальной службой. Об этом свидетельствуют положения ряда федеральных законов. Так, в п. 2 ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [8] указано, что деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, данные Федеральным законом не регулируется. Подобная же норма в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, содержится в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [5] (далее - ФЗ № 25). К сказанному выше следует добавить, что деятельность лиц, замещающих государственные должности, необходимо рассматривать как служебную, повсеместно подчинённую реализации публичных интересов не только государства [27]. То же можно отметить и в отношении лиц, замещающих муниципальные должности. Таким образом, напрашивается вывод о том, что деятельность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, является частью публичной службы, которая включает также государственную службу и муниципальную службу. Поэтому она регулируется конституционным правом, административным правом, трудовым правом, правом социального обеспечения, другими отраслями российского права. Следовательно, служба этих лиц должна осущест-

вляться на основе трудового договора, как это имеет место в настоящее время, а на основе контракта с лицом, замещающим государственную или муниципальную должность. Тем более, что нельзя согласиться с тем, что с главой местной администрации, который является муниципальным служащим, согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [14; 30] заключается контракт, а с главой муниципального образования и другими лицами, замещающими муниципальные должности, трудовые договоры.

Серьёзными недостатками страдает нормативная база о правовом статусе лиц, замещающих государственные и муниципальные должности. Так, ни в одном федеральном законе не содержится определение понятия «лицо, замещающее государственную должность», а полный перечень этих лиц (без соответствующей их характеристики) включен в Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» [16]. Если провести классификацию государственных должностей Российской Федерации применительно к системе федеральных государственных органов [29], то она будет выглядеть следующим образом. Во-первых, глава государства - Президент РФ. Во-вторых, Председатель Правительства РФ, Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры, Чрезвычайные и Полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители (представители, наблюдатели) РФ при международных организациях (в иностранном государстве). В-третьих, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания, Первый заместитель, Заместитель Председателя Совета Федерации, члены Совета Федерации. В-четвёртых, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Первый заместитель, заместители Председателя Государственной Думы, депутаты Государственной Думы. В-пятых, Председатель Конституционного Суда РФ, Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судьи Конституционного Суда РФ. В-шестых, Председатель Верховного Суда РФ, Первый заместитель, заместители Председателя Верховного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, председатели федеральных судов, заместители председателей федеральных судов, судьи федеральных судов, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В-седьмых, Генеральный прокурор РФ. В-восьмых, Председатель Следственного комитета РФ. В-девятых, Секретарь Совета безопасности РФ. В-десятых, Уполномоченный по правам человека. В-одиннадцатых, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В-двенадцатых, Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти Субъекта РФ. В-тринадцатых, Председатель Счётной палаты РФ, Заместитель Председателя Счётной палаты РФ, аудитор Счётной палаты РФ. В-четырнад-

цатых, Председатель Центрального банка РФ. В-пятнадцатых, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ, члены Центральной избирательной комиссии РФ (замещающие эти должности на постоянной основе).

Среди перечисленных должностей вопросы вызывает должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ. Во-первых, почему эта должность содержится в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, а не в Перечне типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утверждён Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381 [17] и о котором речь пойдёт ниже? Во-вторых, почему данная должность расположена после Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а не после федеральных министров? На наш взгляд, эту должность следует предусматривать в законах субъектов РФ о государственных должностях субъектов РФ. Так, несмотря на то, что в Перечне государственных должностей субъектов Российской Федерации должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ отсутствует, в Законе Челябинской области от 2 декабря 2016г. № 462-30 «О государственных должностях Челябинской области» [19] предусмотрена должность Губернатора Челябинской области.

Правовой статус лиц, замещающих государственные должности, закреплён в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах федерального уровня. В Конституции РФ речь идёт о Президенте РФ (ст. 80-93), депутатах Государственной Думы (ст. 97-98), членах Совета Федерации (статья 98), членах Правительства РФ (ст. 110-117), судьях (ст. 118-128), Генеральном прокуроре РФ (ст. 129). Из федеральных законов по указанным вопросам следует упомянуть: Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2], от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3], от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [4], Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [10], Федеральные законы от 17 января1992 г. № 2201 -1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6], от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [11], от 11 января1995г. № 4-ФЗ «О Счётной Палате Российской Федерации» [12], от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [9] и др.

С учётом изложенного выше можно определить, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации - это граждане Российской Федерации, должности

которых предусмотрены в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, осуществляющие служебную деятельность на основе установленного комплекса прав, обязанностей, полномочий и гарантий вне системы государственной службы Российской Федерации.

Степень детализации правового статуса отдельных категорий лиц, замещающих государственные должности РФ, неодинакова. Наиболее детально, на наш взгляд, определён правовой статус Президента РФ, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, федеральных судей [25]. Иное дело - правовой статус Федеральных министров, Председателя Счётной палаты РФ, его заместителей и аудиторов, Председателя следственного комитета РФ, Генерального прокурора РФ. Так, из содержания Федерального закона «О прокуроре Российской Федерации» невозможно установить, что Генеральный прокурор является лицом, замещающим государственную должность РФ, а не государственным служащим, проходящим государственную службу иных видов [28].

Теперь о лицах, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждён Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» [17]. Что касается правового статуса указанных лиц, то на федеральном уровне он определён в основном Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [13] (далее - ФЗ № 184). В ст. 2 указанного Федерального закона отмечено, что конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Ст.2.1 именуется «Государственные должности субъектов Российской Федерации». В ней содержится минимум положений о правовом статусе данных лиц. Речь идёт о том, что перечень типовых государственных должностей субъектов РФ утверждается Президентом РФ, что на этих лиц, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [7] и другими федеральными законами. Кроме того, указанным лицам, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать счета и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Наконец, в рассматриваемой статье изложены условия предоставления социальных и иных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, в связи с прекращением полномочий. Положения о правовом ста-

тусе депутатов законодательного (представительного) органа субъектов РФ содержатся в ряде статей ФЗ № 184 [13]. Ст.11 включает нормы права об условиях осуществления депутатом депутатской деятельности, ст.12 - ограничения, связанные с депутатской деятельностью, ст.13 - гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата. Представляется необходимым разработать и принять федеральные законы «О статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации», «О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации», А также «О статусе члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации», «О статусе члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации» и «О статусе члена контрольно-счётного органа субъекта Российской Федерации». Что касается Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, то 18 марта 2020 г. Принят Федеральный закон № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» [15]. Тем самым соблюдено положение п. «в» ст.71 Конституции РФ о том, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, из текста ФЗ № 184 будет исключена ст. 16.1. «Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации», включающая 27 пунктов. При принятии других федеральных законов из числа вышеперечисленных появится возможность исключить из ФЗ № 184 ряд статей, например ст. 18 «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации», а также иные статьи (19, 29, 29.1). Кроме того, отпадает необходимость опережающего правотворчества, когда субъекты РФ принимают нормативные правовые акты о правовом статусе лиц, замещающих государственные должности, да ещё и в форме кодексов, как это имеет место в Омской области, где действует Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе 2004 г. [18].

Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации содержит следующие должности применительно к видам государственных органов субъектов РФ. Во-первых, это Первый Заместитель, Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Во-вторых, Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, Первый заместитель, Заместитель Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта

РФ, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В-третьих, Председатель конституционного (уставного) суда субъекта РФ, Заместитель Председателя конституционного (уставного) суда субъекта РФ, судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ. В-четвёртых, Председатель избирательной комиссии субъекта РФ, Заместитель Председателя избирательной комиссии субъекта РФ, Секретарь избирательной комиссии субъекта РФ, член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса. В-пятых, председатель, заместитель председателя контрольно-счётного органа субъекта РФ, аудитор (член) контрольно-счётного органа субъекта РФ. В-шестых, уполномоченный по правам человека (ребёнка, коренных малочисленных народов) в субъекте РФ. В-седьмых, мировой судья.

Согласно ст. 74 Устава Свердловской области от 23 декабря 2010 г. [24] Перечень государственных должностей Свердловской области устанавливается законом Свердловской области. Правовое положение лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, определяется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, Уставом Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области. В Уставе Свердловской области содержатся положения о правовом статусе лиц, проходящих публичную службу в системе законодательной власти (ст.29-41), в системе исполнительной власти (ст.42-54), судебной власти (ст.55-57).

Устав Курской области от 2 октября 2001г. [21] включает раздел III «Государственные органы и государственные должности Курской области». В Уставе Владимирской области от 14 мая 2001г. [20 ] имеется глава VIII «Государственные должности Владимирской области и должности государственной гражданской службы Владимирской области» (статьи 4547). Глава XI Устава (Основного закона) Челябинской области от 25 мая 2006г.[23] называется «Государственные должности и государственная гражданская служба в органах государственной власти области».

Закон Челябинской области от 2 декабря 2016 г. № 462-30 «О государственных должностях Челябинской области» [19] включает перечень государственных должностей области, определяет порядок их замещения и оформления замещения, основы правового статуса указанных лиц, государственные гарантии этих лиц и др. К сожалению, как уже отмечалось выше, с данными лицами заключается трудовой договор (ст. 2).

Подводя итог изложенным выше положениям о лицах, замещающих государственные должности субъектов РФ, можно сформулировать следующее определение их понятия. Лица, замещающие государственные должности субъекта РФ -это граждане Российской Федерации, должности которых предусмотрены в Конституции РФ, нормативных правовых актах

федеральных органов государственной власти, конституциях (уставах) субъектов РФ, иных нормативных правовых актах субъектов РФ, осуществляющие служебную деятельность на основе установленного комплекса прав, обязанностей, полномочий и гарантий вне системы государственной гражданской службы субъектов РФ.

Теперь подробнее о лицах, замещающих муниципальные должности. С одной стороны, в Конституции РФ не содержатся правовые нормы об их перечне и основах статуса, с другой стороны - эти положения включены в Федеральные законы от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14] и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [5]. В ст. 2 ФЗ № 131 даны определения понятий «должностное лицо местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления», «лицо, замещающее муниципальную должность», «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования»[14; 30]. Ст. 36 этого же Федерального закона посвящена главе муниципального образования, ст. 38 - контрольно-счётному органу муниципального образования, ст. 39 - избирательной комиссии муниципального образования, ст. 40 - статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления [14; 30].

В ст. 1 ФЗ № 25 содержится почти полный перечень муниципальных должностей [5]. В этот перечень входят: 1. Депутаты; 2. Члены выборных органов местного самоуправления; 3. Выборные должностные лица местного самоуправления; 4. Члены избирательной комиссии муниципального образования, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами с правом решающего голоса. Здесь следовало бы указать на глав муниципальных образований и членов контрольно-счётных органов муниципальных образований. Исчерпывающие перечни лиц, замещающих муниципальные должности, определяются законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Например, в уже упомянутом выше Уставе Свердловской области имеется ст. 89 «Органы и должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие» [24]. В Уставе Муниципального образования «Город Екатеринбург» [22] органам и должностным лицам посвящена глава IV. «Органы и должностные лица местного самоуправления муниципального образования» ( ст. 24 - 42-1). В ст. 29-33 - содержатся правовые нормы о депутатах городской Думы, в ст. 34-35 - о Главе Екатеринбурга, в ст. 41.1 - о счётной палате, Глава V. Избирательная комиссия муниципального образования «Город Екатеринбург» включает положения о статусе членов избирательной комиссии.

В итоге можно дать следующее определение понятия муниципальных должностей. Лица, замещающие муниципаль-

ные должности - это граждане Российской Федерации, должности которых предусмотрены в федеральных законах, конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, осуществляющие служебную деятельность на основе установленного комплекса прав, обязанностей, полномочий и гарантий вне системы муниципальной службы. Отдельные положения о лицах, замещающих государственные и муниципальные должности, содержатся в Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020г. № 1 ФКЗ [1] (далее - № 1 ФКЗ). В ст. 77 ч. 3 закреплены требования к высшим должностным лицам

субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ч. 5 ст. 78 - требования к руководителям федеральных государственных органов. Развитию правового статуса Президента РФ посвящены ст. 81, 821, 83 и 95 правового статуса депутатов Государственной Думы и сенаторов в ст. 95, 97 и 98, правового статуса Председателя Правительства РФ - ст. 110, 111, 112, 113, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров - ст. 112. Положения о правовом статусе седей содержатся в статьях 119 и 128 № 1 ФКЗ. О Генеральном прокуроре РФ упоминается в ст. 129.

Таковы основные вопросы, связанные с понятием лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Библиография:

1. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 ФКЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ //СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января1992 г. № 2202-1 //СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

8. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

9. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

10. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

11. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994г. № 3-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

12. О Счётной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

13. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

15. Об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 18 марта 2020г. № 48-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

16. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 января 1995г. № 32 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

17. О Типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 декабря 2009г. № 1381 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

18. Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области. 2004г. // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

19. О государственных должностях Челябинской области: Закон Челябинской области от 2 декабря 2016г. № 462-30 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

20. Устав Владимирской области от 14 мая 2001 г. // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

21. Устав Курской области от 2 октября 2001 г. // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

22. Устав муниципального образования «Город Екатеринбург» //СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

23. Устав (Основной закон) Челябинской области от 25 мая 2006г. // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

24. Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 г. // СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 24.01.2020).

25. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: АСТ, 2020. - С.130-157; 162-169; 209-216.

26. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учебное пособие. - М. Проспект, 2009. - С. 12.

27. Гильмутдинов В.Р., Петров С.М. Служба на государственных должностях Российской Федерации / под ред. С.М. Петрова. - М.: Юркомпани, 2009. - 162 с.

28. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М. 2018. - С. 113-124 и сл.

29. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - С. 330.

30. Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный) - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2019. - С.71-84; 303-315; 321-331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.