Научная статья на тему 'К вопросу о понятии "культурный идеал"'

К вопросу о понятии "культурный идеал" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1101
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ИДЕАЛ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / IDEAL / IDEAL OF CULTURE / CULTURAL IDEAL / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Хлап Анна Александровна

В культуре современного общества происходят коренные изменения. Они связаны с трансформацией самого общества. В результате меняется и социокультурное пространство, в котором живет и действует современный человек. Как известно, основная функция культуры это формирование адаптационных механизмов вхождения человека в социокультурное пространство общества. Личность в процессе социализации осваивает нормы и ценности культуры, в которой ей предстоит жить и реализовать свой потенциал. Культура как подвижная, но достаточно инертная система, все же меняет идеалы, на которые ориентируется человек. Идеал культуры как высшая ценность является ядром культуры и меняется медленнее, чем ее защитный пояс. В истории философской мысли имеется достаточно много фундаментальных работ, посвященных исследованию понятия «идеал культуры». Несколько иначе обстоит дело с понятием «культурный идеал». Насколько близки эти понятия, и чем они отличаются, можно определить только на основе анализа сложившихся подходов к их определению. Предварительный анализ литературы, посвященный данному вопросу, показал, что понятие «идеал культуры» употребляется в философских работах достаточно давно и часто, особенно при изучении проблемы идеального. Не потеряло оно актуальность и в работах наших современников. Что же касается понятия «культурный идеал», то оно практически не употребляется или используется как дублер понятия «идеал культуры». Возникает вопрос: стоит ли разрабатывать данное понятие или оно лишнее и никакого приращения в философском категориальном аппарате не принесет? Чтобы ответить на данный вопрос, необходим предварительный анализ обоих понятий, что и составляет предмет данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF " CULTURAL IDEAL"

The culture of modern society is undergoing fundamental changes. They are associated with the transformation of society itself. As a result, the sociocultural space in which modern man lives and acts is changing. As you know, the main function of culture is the formation of adaptive mechanisms of human entry into the socio-cultural space of society. Personality in the process of socialization develops norms and values of culture in which it will live and realize its potential. Culture as a mobile, but rather inert system, still changes the ideals that people are guided by. The ideal of culture as the highest value is the core of culture and changes more slowly than its protective belt.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии "культурный идеал"»

УДК 130.2

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ» Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н.,

заведующий кафедры «Философии и теологии» (e-mail: egik37@yandex.ru) Хлап Анна Александровна, аспирант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: magistrant18@yandex.ru)

В культуре современного общества происходят коренные изменения. Они связаны с трансформацией самого общества. В результате меняется и социокультурное пространство, в котором живет и действует современный человек. Как известно, основная функция культуры - это формирование адаптационных механизмов вхождения человека в социокультурное пространство общества. Личность в процессе социализации осваивает нормы и ценности культуры, в которой ей предстоит жить и реализовать свой потенциал. Культура как подвижная, но достаточно инертная система, все же меняет идеалы, на которые ориентируется человек. Идеал культуры как высшая ценность является ядром культуры и меняется медленнее, чем ее защитный пояс.

В истории философской мысли имеется достаточно много фундаментальных работ, посвященных исследованию понятия «идеал культуры». Несколько иначе обстоит дело с понятием «культурный идеал». Насколько близки эти понятия, и чем они отличаются, можно определить только на основе анализа сложившихся подходов к их определению.

Предварительный анализ литературы, посвященный данному вопросу, показал, что понятие «идеал культуры» употребляется в философских работах достаточно давно и часто, особенно при изучении проблемы идеального. Не потеряло оно актуальность и в работах наших современников. Что же касается понятия «культурный идеал», то оно практически не употребляется или используется как дублер понятия «идеал культуры». Возникает вопрос: стоит ли разрабатывать данное понятие или оно лишнее и никакого приращения в философском категориальном аппарате не принесет? Чтобы ответить на данный вопрос, необходим предварительный анализ обоих понятий, что и составляет предмет данного исследования.

Ключевые слова: идеал, идеал культуры, культурный идеал, система ценностей.

Разработка новых концепций в современной философии достаточно сложная, но вместе с тем актуальная проблема. С одной стороны, философское знание накопило достаточное количество фундаментальных теорий, которые являются основой современных исследований. С другой сто-

роны, философия как наука современности начинает приобретать не только теоретический аспект, но все больше и практический. Праксис философии проявляется, прежде всего, в возможности использования ее концепций на практике в исследованиях таких наук как психология, социология, педагогика и др.

Любые концепции основаны на категориальном аппарате, представляющем собой концепты, категории и понятия. Поэтому, прежде чем разрабатывать новую концепцию в философском знании, необходимо провести предварительный анализ ее основных концептов, что позволит ответить на вопрос о необходимости подобных разработок. Так обстоит дело с концепцией культурного идеала. С одной стороны, в научном знании имеются уже разработанные категории, которые могут составить ее основу, такие как «идеал», «идеал культуры», «ценностный идеал» и др. С другой стороны, необходимо выяснить, как они соотносятся между собой и с главным понятием «культурный идеал». Данное исследование является первым, начальном этапом в построении концепции культурного идеала современного общества.

Методика исследования.

В данной работе используется методика аналитического обзора и сравнения философских работ, посвященных изучению понятий идеала, идеала культуры и культурного идеала.

Результаты и их обсуждение.

В настоящее время среди современных тенденций в Российской культуре можно выделить формирование новых культурных идеалов. Это связано с тем, что в системе социокультурного бытия современного человека поменялись жизненные приоритеты. Культурный идеал как феномен не имеет четкого определения в современной науке. Прежде чем проводить сравнительный анализ культурного идеала прошлого и настоящего в развитии культуры, необходимо определить содержание и смысл данной категории.

Само понятие «культурный идеал» изначально можно рассмотреть на основе понятий, определяющих его содержание - это «идеал» и «идеал культуры».

Проблема идеала рассматривалась в философии достаточно давно. Наиболее интересными в этом плане являются работы Гегеля, Канта, Платона и т.д. На основе изучения этих и многих других работ разработкой проблемы идеального, идеала занимались отечественные философы [9,10, 12,15,17].

Так, Э.В. Ильенков определял понятие «идеал» следующим образом: «Идеал (лат. 1ёеаНв от греч. í5sa — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества [13, с. 145].

Согласно его воззрениям человеческое бытие всегда связано с ценностями, представляющими собой отношение человека к реальности. Культура, по сути, представляет систему ценностей и идеалов и на протяжении всей истории человечества ее основная функция - это формирование эталонов человеческого бытия [3].

В своих работах мы проводили исследование соотношений понятий «идеального», «идеала» и «виртуального» в рамках информационной концепции виртуальной реальности [4-7]. В частности, понятие идеала, мы раскрывали согласно традиционном взглядам отечественных и зарубежных философов. Нами была обоснована актуальность его разработки в прикладных вопросах социальной философии, экономике, психологии, медицине, культурологии.

В современных работах исследователи не редко обращаются к проблеме идеала культуры. Например, Т.А. Семилет определяет место идеала в культуре следующим образом: «Идеалы и ценности входят в витальный комплекс культуры, проявляясь как ее жизненная сила» [18, с. 270].

В своих работах автор проводит сравнительный анализ элементов традиционного ценностно-нормативного комплекса отечественной культуры, и приходит к заключению о понижении уровня притязаний в личном и общественном совершенстве, безвдохновенности новых идеалов и ценностей. Наличие идеала говорит о неудовлетворенности людей, их потребности в признании чего-либо более высокого, стоящего над ними. Таким образом, можно заключить, что понятие идеала культуры определяется как нечто недостижимое, то, к чему стремится человек, изменяя себя в лучшую сторону.

Наши современники, изучая категорию «культурный идеал», приходят к выводу о том, что это понятие, как и понятие «идеал», относится к философским категориям, таким как, свобода, долг, добро [16]. При этом подходе категория культурного идеала включает в себя такие элементы культуры, которые в философии Аристотеля обозначались как добродетель [1].

Чаще всего в современных публикациях понятие идеала используется как категория, содержание которой разрабатывалось в мировой философии и других социально-гуманитарных науках. По мнению Д.А. Блануца определение идеала необходимо рассматривать через устойчивые основания конкретных эмпирических знаний о фундаментальных идеях, понятиях и представлениях общества. Автор приводит определение идеала с точки зрения его эволюционирования на протяжении всей своей истории, от понятия «Благо» у Платона до «идеала» в работе Э.Дюркгейма [2].

Изучая эволюцию феномена идеала, Д.А. Блануц приходит к выводу о том, что в качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни. Он предлагает провести ряд сравнений идеала с исходными принципами философского мировоззрения. Самыми древними формами регуляции человеческого поведения являются мононормы. Они отражают бытовые привычки, мифологические

и религиозные представления людей о мире, табу и другое. Идеал по Д.А. Блануцу - это предельное суждение, содержание которого совпадает со своей сущностью.

В работе И.Г. Сухиной используется понятие идеала на основе Кантов-ских воззрений. В частности, она пишет: «Идеал можно рассматривать в виде главной оценочной категории, задающей преобладающие аксиологические ориентиры жизнедеятельности человека; т.е. будучи эталонной ценностью, идеал тем самым выступает аксиологическим «мерилом» реальности» [19, с. 131].

По мнению И.Г. Сухиной идеал занимает центральное место в культуре, при интерпретации ее как системы ценностей. Иными словами, получается, что понятие «культурный идеал» лишнее, т.к. вполне хватает уже разработанных философских категорий, описывающих феномен высших ценностей культуры.

Аналогичный подход можно видеть и в других работах наших современников. К примеру, Т. А. Семилет при рассмотрении идеалов и ценностей отечественной культуры в разных измерениях выстраивает свой анализ на основе культурофилософской экспертизы новых идеалов и ценностей современного российского общества [18].

В основе взглядов автора на проблему идеала культуры лежит концепция культурвитализма, дающая критерии полезности и вредности производимых действий. Существование социума определяют идеалы и ценности витального комплекса культуры, выступающие в роли энергетических источников жизненной силы в традиционном обществе. В новационном обществе изменения происходят под влиянием «вызовов» социокультурной ситуации времени. Иначе говоря, понятие идеала также определяется как элемент культуры.

Достаточно часто в современных публикациях понятие «культурный идеал» используется как категория, не требующая разъяснения. Авторы употребляют данное словосочетание как некий шаблон. Так, например, В статье А.Н. Донина и С.И. Мозжилина описаны механизмы формирования культурных идеалов в условиях маргинализации общества в нашей стране [8].

Авторы приходят к выводу о том, что маргинализация приводит к интенсивному взаимопроникновению различных культур. Это обеспечивается высокой мобильностью современного общества и степенью его информационности, что в свою очередь сопровождается взаимообогащением культур, но при этом увеличивает и напряженность во взаимной нетерпимости. Выход в таком случае видится в формировании общекультурных ценностей и идеалов, соответствующих эпохе. Очевидно, что авторы понимают под культурным идеалом систему ценностей.

Таким образом, проведенный анализ понятий «идеал культуры» и «культурный идеал», показал, что в современной научной литературе нет четкого разграничения этих понятий. Понятие «идеал культуры» употреб-

ляется гораздо чаще и обозначает высшие ценности культуры. Понятие же «культурный идеал» остается не востребованным в категориальном аппарате современного научного знания. Но оно имеет свой самостоятельный смысл, который можно раскрыть как многогранное явление культуры: ценностное, эстетическое, религиозное, научное и т.д., к которому должно стремиться человечество. Поэтому изучение разработка данной категории является актуальной проблемой сосвременной философии культуры.

Список литературы

1. Аристотель. О душе. СПб. [и др.] : Питер, 2002. 220 с.

2. Блануца Д. А. Особенности формирования социального идеала // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №51 С. 12-18.

3. Григорьева Т. С. Концепция культурного идеала К. Н. Леонтьева : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Рос. ун-т дружбы народов. Москва, 1993. 14 с.

4. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: фило-софско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

5. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В., Хлап А.А. "Информационная культура" и "психологическая виртуальная реальность" как категории информационной концепции виртуальной реальности//Человек и культура. 2018. № 6. С. 83-92.

6. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения//Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816-825.

7. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.

8. Донин А. Н., Мозжилин С. И. Формирование культурных идеалов в условиях маргинализации общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №4. С. 123-129.

9. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Москва Ка-нон+, 2002. 366 с.

10. Залещук В.Г. Проблема идеального в современной научной философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2004. 15 с.

11. Илакавичус М. Р. Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Санкт-Петербург, 2011. 23 с.

12. Ильенков Э. В. Проблема идеала в философии: Гегель и герменевтика. Москва : URSS : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", cop. 2011. - 138 с.

13. Ильенков Э. В. Философия и культура. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. 806 с.

14. Кистова А. В. Взаимодействие идеалов культуры с идеалами образования: на материале изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01. Екатеринбург, 2012. 22 с.

15. Лифшиц М. А. Диалог с Эвальдом Ильенковым : (Проблема идеального). М. : Прогресс-Традиция, 2003. 360 с.

16. Николаева Л. Ю. Философские категории свободы, долга, добра как основа формирования национально-культурного идеала // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №1 (26).

17. Сайтарлы И. А. «Ранний» А. Лосев и проблема отношения «идеального» к «реальному» (В контексте опыта немецкого объективного идеализма) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05. Киев, 2000. 20 с.

18. Семилет Т. А. Идеалы и ценности отечественной культуры в традиционном и новационном измерениях // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). С. 270-276.

19. Сухина И.Г. Идеал и его место в культуре: аксиологический аспект проблемы роли и значения идеала в культуре // Культура народов Причерноморья. 2011. № 200. С. 129-134.

20. Харламова Т. А. Аксиологическое значение идеала в культуре : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01. Кемерово, 2008. 20 с.

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies (e-mail: egik37@yandex.ru)

Khlap Anna Aleksandrovna, graduate student of the Department of philosophy and theology

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Abstract. The culture of modern society is undergoing fundamental changes. They are associated with the transformation of society itself. As a result, the sociocultural space in which modern man lives and acts is changing. As you know, the main function of culture is the formation of adaptive mechanisms of human entry into the socio-cultural space of society. Personality in the process of socialization develops norms and values of culture in which it will live and realize its potential. Culture as a mobile, but rather inert system, still changes the ideals that people are guided by. The ideal of culture as the highest value is the core of culture and changes more slowly than its protective belt.

In the history of philosophical thought there are many fundamental works devoted to the study of the concept of "ideal culture". The concept of "cultural ideal"is somewhat different. How close these concepts are, and how they differ, can be determined only on the basis of analysis of existing approaches to their definition.

A preliminary analysis of the literature devoted to this issue showed that the concept of "ideal culture" has been used in philosophical works for a long time and often, especially in the study of the ideal problem. It has not lost its relevance in the works of our contemporaries. As for the concept of "cultural ideal", it is practically not used or used as an understudy of the concept of "ideal of culture". The question arises: is it worth developing this concept or is it superfluous and will not bring any increment in the philosophical categorical apparatus? To answer this question requires a preliminary analysis of both concepts, which is the subject of this study.

Keywords: ideal, ideal of culture, cultural ideal, value system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.