Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПРАВОТВОРЧЕСТВА'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПРАВОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ПРАВООБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ФОРМЫ ПРАВА / FORMS OF LAW / ПРАВО / LAW / LAW FORMATION / FORMS OF LAWMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворьбьева Ю.В.

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию правотворчества, в том числе его соотношение с правообразованием. Характеризуются основные виды правотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT CONCEPT AND TYPES OF LAWMAKING

The article is devoted to the analysis of the different approaches to the lawmaking process interpretation. Main forms of this process are characterized as well.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПРАВОТВОРЧЕСТВА»

6. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб., 2000.

7. Сорокин, П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства / П.А. Сорокин. — Ярославль, 1919.

8. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман; пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. — СПб., 2007.

9. Грибанов, Д.В. Чувство права // Правоведение. — 2010. — № 3.

10. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. — СПб., 2000.

11. Бержель, Ж.Л. Общая теория права / Ж.Л. Бержель; под общей ред. В.И. Даниленко. — М., 2000.

12. Мальцев, Г.В. Социальные основания права / Г.В. Мальцев. — М., 2007.

13. Соколова, А.А. Социолого-правовой статус понятия «нормотворчество» // Научные труды Российской академии юридических наук. — М., 2003. — Вып. 3.

х

со

<

ш О ш

с

с

о

с

с

Ю.В. Воробьева, Y.V. Vorobyova,

судья Арбитражного суда г. Санкт- Judge of Saint-Petersburg and Leningrad

Петербурга и Ленинградской области Region Arbitration Court science @samlawin. ru

К вопросу о понятии и видах правотворчества

Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы к пониманию правотворчества, в том числе его соотношение с правообразованием. Характеризуются основные виды правотворческой деятельности.

Ключевые слова: правотворчество, правообразование, виды правотворчества, формы права, право.

To the question about concept and types of lawmaking

o

Summary: the article is devoted to the analysis of the different approaches to the lawmaking process Ql interpretation. Main forms of this process are characterized as well.

Key words: lawmaking, law formation, forms of lawmaking, forms of law, law.

60

^Кизнь права, как и любого социального явления, начинается с момента его создания, что и позволяет выделять особый вид деятель-^ ности — правотворчество, которое в самом общем виде можно охарактери-сч зовать как процесс сотворения права. Однако вопрос состоит в том, кем и сч как осуществляется этот процесс. В юридической науке нет единства взглядов на данную проблему.

В учебной литературе, традиционно написанной в духе юридического позитивизма, мы, как правило, встречаем подход к определению правотворчества как вида государственной деятельности по созданию норм права. Так, например, указывается, что правотворчество представляет собой особую форму государственной

деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Данная деятельность есть процесс, включающий две последовательные стадии: первая предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта, все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий; вторая — это официальное закрепление государственной воли в нормах права, при котором проект нормативного акта превращается в правовой документ, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии [1, с. 412—415].

Отмечается как узкий, так и широкий подход к пониманию правотворчества: в узком смысле под ним подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами, а в широком — весь процесс с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы [1, с. 412]. Мы выступаем против использования широкого подхода, т. к. вряд ли обоснованно включать в правотворчество деятельность по реализации норм права, поскольку последняя осуществля- ^ ется в рамках иного процесса — процесса правореализации, т. е. воплощения п уже созданных норм в действительность. Собственно же правотворческий 3 процесс, на наш взгляд, завершается моментом придания норме права соответствующей юридической формы. Именно формализация норм права ° составляет суть правотворческой деятельности. В этом смысле более точным | нам представляется подход к правотворчеству как к деятельности «по раз- | работке, принятию, опубликованию формально-юридических источников * права, осуществляемой от имени государства компетентными правотвор- п ческим органами и обеспечиваемой системой государственных гарантий и §

3

создается объективно в процессе правообразования, завершающей стадией которого, по нашему мнению, и выступает правотворчество.

Проблема соотношения понятий «правообразование» и «правотворчество» § активно дискутируется в юридической литературе. Так, С.С. Алексеев писал, что «правотворчество и процесс формирования права (правообразования) ^ нельзя отождествлять» [3, с. 309]. В.К. Бабаев также отмечает, что право- — творчество — составная часть более широкого процесса — правообразования. Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается

санкций» [2, с. 231]. Иначе говоря, результатом правотворчества выступает не норма права как таковая, а форма права, придающая норме объективированный характер. Сама же по себе норма как абстрактное предписание

СП

а

разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразо- § вания и есть правотворчество [4, с. 320]. Что же касается научных подходов, то в данном случае уместно привести определение правообразования, данное В.В. Трофимовым, на наш взгляд, весьма точно отражающее соотношение рассматриваемых категорий: «Правообразование — это осуществляющийся

под воздействием разнообразных факторов общественного развития, получающих свое преломление в юридически значимых социальных интересах и последующее отражение в правовых идеях, двуединый процесс спонтанного (общесоциального) и планомерно-рационального (правотворческого) формирования системы правовых норм, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений» [5, с. 10]. Соответственно, подчеркивает ученый, правообразование следует понимать как двуединый (естественно-социальный и правотворческий) процесс формирования права, в котором природа социума и разум законодателя развиваются в постоянном взаимодействии. При этом в современном мире планомерно-рациональное правообразова-ние, осуществляемое в форме правотворчества, является преобладающим, особенно в странах так называемой западной традиции права [6, с. 58—61].

В литературе предлагается использовать и другие понятия для характеристики процесса правообразования. Например, А.С. Пиголкин пишет о «формировании права» и отмечает, что основными факторами, его определяющими, являются материальные условия жизни общества (экономические факторы); политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества, уровень активности политических партий и т. п. (политические факторы); степень заботы государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы); формы сотрудничества между нациями и народностями и другие нацио-^ нальные факторы; идеологическая база права, правосознание граждан и т. п. § (идеологические факторы) и др. [7, с. 309—310]. По нашему мнению, термин □l «правообразование» более удачный, т. к. «формирование» связано с понятием «формы», которую нормы права обретают как раз в процессе правотворчества. Встречается в литературе также термин «правоустановление». Так, например, Т.В. Касаева указывает, что обоснованным представляется теоретическое построение, согласно которому правотворчество является составной ча-° стью правообразования, а правоустановление, в свою очередь, выступает чаек стью правотворчества и представляет собой процесс принятия нормативно-m го правового акта [8, с. 208]. Такой подход к правоустановлению, если вооб-m ще употреблять данный термин, на наш взгляд, слишком узок, т. к. устанавливаться нормы права могут не только в нормативных правовых актах, но и в других источниках (формах) права. В целом введение и использование до-62 полнительных, близких по значению терминов, характеризующих создание

- права, лишь усложняет процесс их правильной и однозначной интерпретации.

Соглашаясь с необходимостью разграничения понятий «правообразова-^ ние» и «правотворчество», считаем необходимым подчеркнуть, что их различные трактовки во многом зависят от типа правопонимания, в частности от того, как понимается право как таковое. Как справедливо отмечают исследователи, «в основу описания различных конструкций правообразо-вания, несомненно, заложен определенный тип правопонимания» [9, с. 33]; «плюрализм правопонимания предполагает плюрализм правообразования, и наоборот» [10, с. 221]. Если рассматривать данный процесс с точки зрения естественно-правового или социологического подхода, то государственный орган (например, парламент, суд) не творит, а только открывает, обна-

-û х

со

к

с

с

□Е

IZ

о

OJ

сч

руживает право, облекая его в соответствующую форму (законы, прецеденты). Другая точка зрения представлена юридическим позитивизмом, по мнению сторонников которого единственным творцом права выступает государство. В определенной степени интегрировать указанные подходы позволяет трактовка правотворчества как целенаправленной деятельности уполномоченных государством субъектов по приданию в установленном порядке нормам права соответствующей юридической формы.

Отсюда в качестве признаков правотворчества можно выделить следующие:

- имеет целенаправленный характер деятельности (цель его — придание нормам права юридически обязательной формы);

- осуществляется специальными субъектами, уполномоченными государством, и в этом смысле отражает волю государства;

- результатом является объективация норм права в соответствующих формах;

- носит субъективный характер, т. к. зависит от воли правотворца;

- представляет собой упорядоченный процесс, как правило, состоящий из ряда последовательных стадий;

- завершает процесс правообразования. ^

В зависимости от вида субъектов правотворчества можно выделить право- п

творчество государственных органов, народное правотворчество, санкцио- П нированное правотворчество.

Правотворчество государственных органов — это деятельность органов

а

законодательной, исполнительной и судебной власти по закреплению норм о

права в таких юридических формах, как нормативный правовой акт и судеб- |

ный прецедент. Соответственно, следует разграничивать в качестве подвидов *

(или форм) правотворчества законотворчество и судебное правотворчество. п

§

*

ш и о

и

Под законотворчеством в узком смысле слова понимают целенаправленную Ш деятельность законодательных органов (и в определенных случаях — народа) по созданию, изменению, отмене законов как актов, обладающих высшей юридической силой. В широком смысле к законотворчеству относят деятельность по созданию (изменению, отмене) всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов). Данная форма правотворчества преобладает в странах романо-германской правовой семьи, к которым тради- 3 ционно относят и Россию. Но даже в этих странах не следует ограничивать правотворчество только законотворчеством. Как справедливо указывает

В.А. Сапун, «сведение правотворчества к законотворчеству фактически огра- -

ничивает перечень формально-юридических источников права нормативно-правовыми (законодательными) актами. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что для современной России наряду с нормативными актами, в качестве источников права официально признаются обычаи и нормативные договоры» [11, с. 118-119]. Судебное правотворчество охватывает деятельность судов по созданию юридических прецедентов, характерную, в первую очередь, для ш стран общего права [12, с. 84-85]. Хотя в настоящее время все больше говорят о необходимости признания данного вида правотворчества и в странах континентального права, в том числе и в России [13, с. 371-377].

СП

а

Народное, или непосредственное, правотворчество реализуется, как правило, в форме референдума, на котором осуществляется непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм, чаще всего в форме конституции государства. С одной стороны, как отмечают исследователи, референдум может быть весьма эффективной разновидностью правотворчества, т. к. позволяет прямо, без промежуточных инстанций и возможных искажений выявить отношение граждан к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу принять по нему окончательное решение [4, с. 324]. С другой стороны, этот процесс требует больших финансовых, организационно-технических затрат и не позволяет внести изменения в вынесенный на референдум акт.

Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц, негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются подзаконные нормативные акты по вопросам их компетенции [1, с. 415]. По нашему мнению, к этому же виду правотворчества следует отнести деятельность государства по санкционированию правового обычая, которое осуществляется путем отсылки к нему в нормативном правовом акте или судебном прецеденте. На примере данного источника хорошо видно соотношение правообразования и правотворчества: обычай как исторически сложившееся правило поведения формируется (в процессе правообразования) в недрах самого общества, но лишь через санкционирование государством (в ходе правотворчества) он обретает правовую форму. ^ В качестве отдельного вида правотворчества, но уже не по субъектам, а § по специфике самого процесса можно также выделить договорное право-□l творчество как деятельность субъектов правотворчества (государственных органов, организаций) по заключению нормативных договоров. Данный вид правотворчества в большей степени характерен для международного права, где основным источником (формой) выступает международный договор, хотя его использование возможно и во внутригосударственной системе. ° В заключение следует подчеркнуть, что правотворчество не следует отож-к дествлять и с нормотворчеством. Результатом последнего могут выступать m любые нормы: как социальные (в том числе правовые), так и технические m (например, разработка технических инструкций и т. п.). Иными словами, [Зь правотворчество можно рассматривать как один из видов нормотворчества, отличающийся от других юридической обязательностью создаваемых в ре-64 зультате него форм и содержащихся в них норм.

Список литературы

^ 1. Сенякин, И.Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и

^ права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2001.

eg 2. Ромашов, Р.А. Правотворчество: понятие и стадии // Теория государства и

ôj права / под ред. Р.А. Ромашова. — СПб., 2005.

3. Алексеев, С.С. Общая теория права : в 2 т. / С.С. Алексеев. — М., 1981.— Т. 1.

4. Бабаев, В.К. Правотворчество в современном Российском государстве // Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. — М., 1999.

5. Трофимов, В.В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В.В. Трофимов. — СПб., 2011.

к

с

с

6. Придворов, Н.А. Правообразование и правообразующие факторы в праве / Н.А. Придворов, В.В. Трофимов. — М., 2012.

7. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С. Нерсесянца. — М., 2002.

8. Касаева, Т.В. Правотворчество и правообразование // Правовая политика и правовая жизнь. — 2009. — № 2.

9. Трофимов, В.В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект / В.В. Трофимов; под ред. Н.А. Придворова. — Саратов, 2009.

10. Матузов, Н.И. Заключительное слово на научно-методологическом семинаре «Правообразование: методология исследования» // Правовая политика и правовая жизнь. — 2009. — № 2.

11. Сапун, В.А. Правообразование и правотворчество: соотношение и правовые средства оптимизации // Правотворчество в Российской Федерации : проблемы теории и практики : сборник науч. статей по материалам науч.-практ. конференции, 13-16 апреля 2009 г., РАП / отв. ред. В.М. Сырых, М.А. Занина. — М., 2010.

12. Марченко, М.Н. Судебное правотворчество и судебное право / М.Н. Марченко. — М., 2007.

13. Петрова, Е.А. Судебный прецедент в праве США и России // Зарубежный опыт и национальные традиции в отечественном праве : материалы Всерос. науч.-метод. семинара, Санкт-Петербург, 28-30 июня 2004 г. / под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. — СПб., 2004.

А.Н. Махотин, A.N. Mahotin,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помощник ректора по безопасности Assistant of Rector for Security

Санкт-Петербургского of the Saint-Petersburg State Economic

государственного экономического University

университета science @samlawin. ru

Специфика закрепления норм права в правовом обычае (на примере международного права)

Аннотация: в статье рассматривается процесс юридического закрепления нормы права в международном правовом обычае. Характеризуется специфика данной «неписаной» формы права.

Ключевые слова: норма права, формы права, правовой обычай, международное право, Международный суд ООН. 65

The specificity of legal custom creation on example of international law

Summary: the article is devoted to the process of creation of international legal customs. The specificity of such unwritten source of law is characterized.

Key words: rule of law, sources of law, legal custom, international law, International Court of Justice.

Правовой обычай (наряду с судебным прецедентом) относится к так называемым «неписаным» формам права. Процесс формально-юридического закрепления норм права в подобных формах осложняется тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.