DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-127-137 УДК 342.92
A.A. Краснощеков
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
Введение: актуальность выбранной темы обусловлена важной ролью лицензирования для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Вместе с тем в правовой науке отсутствует единство взглядов относительно понятия и сущности лицензирования отдельных видов деятельности как разновидности административных процедур. Цель — выявить сущностные признаки и сформулировать определение понятия лицензирования отдельных видов деятельности как разновидности административных процедур. Методологическая основа: анализ, синтез, абстрагирование. Результаты: на основе рассмотрения существующих в юридической науке позиций по вопросу о понятии и сущности лицензирования отдельных видов деятельности как разновидности административных процедур сформулировано авторское определение понятия лицензирования. Автор обосновывает необходимость теоретического разграничения процедур лицензирования отдельных видов деятельности и процедур государственного контроля (надзора) в сфере лицензирования. Выводы: лицензирование отдельных видов деятельности следует рассматривать как установленный административно-процессуальными нормами порядок реализации уполномоченными органами государственной власти и их должностными лицами последовательных действий, направленных на оценку соответствия соискателя лицензии на осуществление определенного вида деятельности лицензионным требованиям, установленным в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, и принятие решения, предусмотренного законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Ключевые слова: лицензирование, административная процедура, лицензия, правовой режим, административное принуждение.
A.A. Krasnoshchekov
ON THE CONCEPT AND ESSENCE OF LICENSING OF CERTAIN TYPES OF ACTIVITIES AS A VARIETY OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES
Background: the relevance of the selected topic is due to the important role of licensing to ensure the security of the individual, society and the state. However, in legal science there is no unity of views on the concept and essence of licensing of certain types of activities as a kind of administrative procedures. Objective — to identify the essential features and formulate a definition of the concept of licensing of certain types of activities as a type of administrative procedures. Methodology: analysis,
© Краснощеков Александр Алексеевич, 2023
Соискатель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: alexkrasnoshchekov@gmail.com © Krasnoshchekov Aleksandr Alekseevich, 2023
Applicant degree of the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy) 127
synthesis, abstraction. Results: based on the consideration of the existing positions in legal science on the concept and essence of licensing of certain types of activities as a variety of administrative procedures the author's definition of the concept of licensing is formulated. The author substantiates the need for theoretical differentiation of procedures for licensing of certain types of activities and procedures of state control (supervision) in the field of licensing. Conclusions: licensing of certain types of activity should be considered as a procedure established by administrative and procedural norms for the implementation by authorized state authorities and their officials of consecutive actions aimed at assessing the compliance of a licence applicant for a certain type of activity with licensing requirements established to ensure the safety of individuals, society and the state, and making a decision provided for by the legislation on licensing of certain types of activity.
Keywords: licensing, administrative procedure, license, legal regime, administrative coercion.
Понятие «лицензирование» тесно связано с понятием «лицензия», которое происходит от латинского слова ИсвиНа и переводится как «право, свобода делать что-либо» [1, с. 364], «разрешение» [2, с. 345].
Термин «лицензия» также определяется как «выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые, в соответствии с действующим законодательством, подлежат лицензированию» [3, с. 372].
В отечественной юридической доктрине данный термин имеет различные значения. Распространенным является понимание лицензии как специального документа, наличие которого подтверждает право на осуществление определенной деятельности.
По мнению Н.Ю. Кругловой, лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока [4, с. 301]. Сходной позиции придерживаются и иные исследователи [5, с. 400].
Однако некоторые авторы акцентируют внимание на юридической сущности лицензии, рассматривая ее в качестве специального разрешения. Так, В.Д. Сорокин считал, что лицензия представляет собой «официальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю» [6, с. 229]. Аналогичное по содержанию определение дает С.Н. Махина [7, с. 408].
Обозначенная позиция находит выражение в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ), лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг), которое подтверждается записью в реестре лицензий1.
1 См.: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов 128 деятельности» (в ред. от 29 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2011. № 19, ст. 2716; 2023. № 1, ч. 1, ст. 24.
Необходимо также учитывать, что выдача специального разрешения (лицензии) осуществляется по итогам административной процедуры. Однако относительно сущности административной процедуры лицензирования в правовой доктрине до настоящего времени не выработано единой позиции.
Ряд исследователей рассматривают лицензирование как элемент правоспособности юридического лица, поскольку реализация права на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, возможна лишь с момента получения лицом лицензии или в указанный в ней срок, и прекращается по истечении ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами [8; 9].
Действительно, согласно п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении1. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения. В соответствии с положениями п. 1 ст. 49 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
В то же время стоит согласиться с позицией А.А. Демина, который отмечал, что «лицензирование — это властная функция публичной власти, и никакое закрепление в гражданском законодательстве не может изменить данного факта» [10].
Разделяя мнение об административно-правовой сущности процедуры лицензирования, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов рассматривают ее как один из видов правовых форм управления, поскольку в рамках лицензирования принимается правовой акт (решение о предоставлении лицензии), в результате чего возникают административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти [11, с. 472].
По мнению А.А. Демина, институт выдачи лицензий содержит значительный элемент публичности, обусловленный присутствием административно-правовых норм в его регулировании, поскольку одним из участников правоотношений в его рамках выступает уполномоченный в соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензионно-разрешительную деятельность [10].
Д.В. Осинцев рассматривает лицензирование в качестве «государственного управленческого института, сущность которого состоит в санкционировании, официальном признании за конкретными субъектами возможности заниматься отдельными видами деятельности, требующими профессионального выполнения специальных правил, а также в контроле за фактически осуществляемыми действиями» [12, с. 13].
А.В. Гущин отмечает, что административно-правовой институт лицензирования следует рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования лицензии, контроля за соблюдением лицензионных требований, привлечения нарушителей к ответ-
1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 25 февраля 2022 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301; 2022. № 9, ч. 1, ст. 1252. 129
ственности, а также отношения, определяющие особенности лицензирования отдельных видов деятельности [13, с. 4].
Приведенные позиции являются достаточно обоснованными, поскольку процедура лицензирования имеет административно-правовую сущность. Это обусловлено тем, что законодательство содержит установленную законом процедурную регламентацию такой деятельности; порядок ее осуществления урегулирован нормами административного права, а одним из участников процедуры лицензирования всегда выступает уполномоченный орган власти.
Некоторые исследователи относят лицензирование к разновидности административно-правового режима.
Так, Ю.А. Тихомиров рассматривает лицензирование как специфический административно-правовой режим, вводимый законодательством, регламентируемый преимущественно запрещающими или обязывающими нормами и направленный на официальное удостоверение права хозяйствующего субъекта на ведение определенного вида деятельности [14, с. 373].
По мнению Е.И. Спектора, лицензирование как специальный административно-правовой режим представляет собой один из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования [15, с. 133].
Однако, будучи разновидностью административных процедур, лицензирование — это прежде всего деятельность компетентных органов власти. Данная позиция находит выражение в правовой доктрине.
Так, А.Ф. Воронов и И.Н. Трофименко считают, что лицензирование — это деятельность соответствующих государственных органов, связанная с выдачей я лицензий и контролем за соблюдением лицензионных требований [16, с. 29]. ? А.А. Андреев рассматривает лицензирование в качестве самостоятельного
а направления деятельности органов исполнительной власти, основанного на соче-| тании способов правового регулирования и средств административно-правового I воздействия, определяющих порядок приобретения, реализации и прекращения | правообладания специальным административно-правовым статусом [17, с. 252]. I Рассмотрение существующих в науке позиций и норм законодательства по-
§ зволяет выделить ряд существенных признаков лицензирования отдельных | видов деятельности как разновидности административных процедур. § Процедура лицензирования основана на нормах административного права.
Основным актом, определяющим правовую основу лицензирования отдельных Ц видов деятельности в Российской Федерации, выступает одноименный Закон | № 99-ФЗ. Однако он содержит только общие положения, касающиеся лицензи-8 рования. Порядок реализации административных процедур лицензирования | конкретизирован в подзаконных актах. Кроме того, действие Закона № 99-ФЗ § не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением лицензирования некоторых видов деятельности, перечень которых указан в ст. 1 данного | акта, поскольку их лицензирование осуществляется в порядке, установленном | иными федеральными законами.
Лицензирование осуществляется властным субъектом — лицензирующим органом и его должностными лицами, наделенными государственными полномочиями в пределах своей компетенции. Именно он в одностороннем порядке выносит соответствующее решение.
В качестве лицензирующих органов, согласно ст. 3 Закона № 99-ФЗ, высту-130 пают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их
территориальные подразделения, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». Уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа являются его руководитель или иное должностное лицо, уполномоченное на принятие решений и осуществление иных действий в сфере лицензирования.
Законодатель закрепляет правовой статус лицензирующих органов и их должностных лиц. Так, должностные лица лицензирующих органов при осуществлении своих полномочий имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством РФ; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ. Уполномоченные должностные лица обязаны выполнять предоставленные им в соответствии с законодательством РФ полномочия в области лицензирования; соблюдать российское законодательство, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.
Обязательное для исполнения одностороннее волеизъявление лицензирующего органа по отношению к соискателю лицензии (лицензиату) характеризуется властным содержанием. В данном случае имеет место юридическое неравенство между участниками правоотношений по лицензированию. Лицензирующий орган выступает в качестве управляющего субъекта, а лицензиат — в качестве управляемого. Таким образом, деятельность в рамках административной процедуры лицензирования осуществляется в сфере управленческих правоотношений, выступающих предметом административного права. Такие правоотношения возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти предоставленных ему полномочий, а также регулирующих управленческих функций. Последствия этих правоотношений выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти и направлены к объектам управления и административно-правового регулирования [18, с. 31].
Вместе с тем административно-правовая сущность лицензирования не означает, что оно осуществляется лишь при наличии властного волеизъявления уполномоченного субъекта. Напротив, административная процедура лицензирования реализуется, как правило, по инициативе заинтересованного лица и носит заявительный характер. В связи с этим Закон № 99-ФЗ использует термин «соискатель лицензии», в качестве которого выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
Участники правоотношений в рамках процедуры лицензирования обязаны следовать установленному в процессуальных нормах порядку действий. Такие нормы определяют их права и обязанности, процессуальные сроки, этапы административной процедуры и виды актов, принимаемых в ее рамках и по ее окончании. Лицензирование — это всегда подзаконная деятельность уполномоченных субъектов, осуществляемая в процессуальной форме посредством реализации соответствующих правовых норм.
Административные процедуры имеют ярко выраженную прикладную целенаправленность, которая заключается в наличии конкретного правового результата. В качестве такого результата выступает административный акт, принятие которого имеет правообразующий характер для возникновения определенных правоотношений. Процедура лицензирования не является исключением, поскольку по ее итогам принимается акт административного органа.
Действующее законодательство акцентирует внимание на правовом результате административной процедуры лицензирования, так как официальное определение рассматривает ее как «деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования». Данный перечень конкретизируется в подзаконных актах, посвященных правовой регламентации процедур лицензирования отдельных видов деятельности. Так, в качестве основных этапов административной процедуры лицензирования образовательной деятельности, рассматривая ее в качестве государственной услуги, соответствующий Административный регламент выделяет предоставление лицензии; предоставление временной лицензии; прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата; предоставление сведений о лицензии; исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре лицензий и (или) в сформированных в результате предоставления государственной услуги документах1.
Как указано в ст. 2 Закона № 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Д.Н. Бахрах, рассматривая лицензирование, характеризовал его как особый порядок деятельности исполнительной власти, необходимый прежде всего для обеспечения безопасности [19, с. 263].
В.В. Кванина считает, что лицензирование выступает в качестве формы государственного контроля за осуществлением деятельности, представляющей потенциальную опасность для окружающих [20, с. 204].
По мнению А.Б. Багандова, в качестве объективного критерия отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемому выступает присутствие публичного интереса, связанного с повышенной общественной, экономической, политической, экологической и иной опасностью [21, с. 58-59].
Лицензирование отдельных видов деятельности относится к разновидности мер административного принуждения, а именно к административно-предупредительным мерам, которые преследуют цель предостеречь физических и юридиче-
1 См.: Приказ Рособрнадзора от 27 сентября 2022 г. № 1029 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки государственной Услуги по лицензированию образовательной деятельности» // Официальный интернет-портал 132 правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.11.2022).
ских лиц от неправомерных деянии, предупредить совершение различного рода правонарушений и в конечном счете не допустить возникновения обстоятельств, вредных для общества и государства [18, с. 175].
Таким образом, еще одним признаком административной процедуры лицензирования следует признать наличие цели такой деятельности, связанной с обеспечением безопасности. Лицензирование выступает своего рода ограничительным барьером на пути к осуществлению субъектами общественных отношений деятельности, представляющей опасность для общества и государства.
Следует отметить, что в правовой литературе существует позиция, что характерным признаком процедуры лицензирования является «сосуществование в ней разрешительного и контрольно-надзорного аспектов» [22, с. 232].
Действительно, как справедливо отмечается отдельными исследователями, правовой режим административной процедуры предполагает ее охрану от нарушений правовыми санкциями, представляющими собой вид и меру юридической ответственности [23]. Однако нельзя не учитывать, что согласно положениям ст. 19.2 Закона № 99-ФЗ обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ)1.
Таким образом, имеются основания для разграничения оценки соблюдения соискателем лицензионных требований и государственного контроля (надзора). Порядок проведения проверки соблюдения лицензиатом порядка осуществления деятельности, на которую выдана лицензия, в рамках государственного контроля (надзора) не регламентирован правовыми актами, закрепляющими порядок осуществления лицензирования.
Лицензирование некоторыми авторами рассматривается как сложная и неоднородная форма административно-правового регулирования, объединяющая в себе как разрешительную, так и последующую контрольную деятельность, поскольку оба направления реализуются в отношении одних и тех же субъектов и в обоих случаях посредством проведения проверки производится оценка соответствия субъекта и осуществляемой им деятельности обязательным лицензионным требованиям [24, с. 143]. Вместе с тем справедливо мнение о том, что «разрешительная и контрольная деятельность имеют различную правовую природу, собственное нормативное регулирование и влекут неоднородные правовые последствия» [24, с. 143].
Как отмечает Т.Б. Куликова, «в понятие лицензионного контроля входят две самостоятельные административные процедуры: предлицензионный контроль соответствия лицензиата лицензионным требованиям, который осуществляется с целью принять решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, а также контроль соблюдения лицензионных требований в текущей деятельности организации» [25, с. 223]. Однако вызывает сомнения необходимость применения к данным процедурам единого термина «лицензионный контроль». Это обусловлено различием целей и содержания правоотношений, складывающихся в их рамках.
1 См.: СЗ РФ. 2020. № 31, ч. 1, ст. 5007; 2022. № 50, ч. 3, ст. 8792.
133
Так, целью проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям выступает оценка соблюдения лицензионных требований. Данная оценка осуществляется по правилам, предусмотренным Законом № 99-ФЗ, а также подзаконными актами. При осуществлении лицензиатами конкретного вида деятельности реализуется федеральный государственный контроль (надзор). Целью данной деятельности, как следует из содержания ст. 1 Закона № 248-ФЗ, является предупреждение, выявление и пресечение лицензиатом нарушений обязательных требований. Более того, проводится профилактика нарушений обязательных требований, выявление их нарушений, принимаются предусмотренные законодательством РФ меры по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Соответственно, различны и правовые последствия данных процедур. Так, по результатам проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям возможно принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии. При осуществлении государственного контроля (надзора) лицензиат уже осуществляет деятельность, и в случае установления факта ее осуществления с нарушением лицензионных требований вероятно применение мер административного принуждения, предусмотренных Законом № 248-ФЗ. Так, в числе последствий выявления нарушений по результатам государственного контроля (надзора) следует назвать возможность давать подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений и об их недопущении, а также возможность применения мер ответственности. й Законодательство предусматривает возможность выдачи предписания органа й государственного контроля (надзора), а также осуществления процедуры при-^ остановления действия и аннулирования лицензии.
| Необходимо отметить, что указанные признаки свидетельствуют о том, что
| деятельность в рамках государственного контроля (надзора) относится к само-| стоятельному административному производству — контрольно-надзорному. § В качестве такового рассматривается «деятельность полномочных органов ис-I полнительной власти по осуществлению государственного контроля, надзора, Ц контрольно-надзорной деятельности, выражающаяся в действиях, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных
I
Ц законодательством требований посредством организации и проведения проверок, | принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных на-8 рушений, а также в систематическом наблюдении за исполнением обязательных
0 требований, анализе и прогнозировании состояния исполнения обязательных ° требований» [18, с. 194]. Данная деятельность не имеет отношения к процедуре
го
¡3 лицензирования как разновидности административных процедур, обладая соб-
1 ственной целевой направленностью и порядком осуществления.
¿8 Обозначенные сущностные признаки лицензирования позволяют сформули-
ровать определение данной административной процедуры: лицензирование отдельных видов деятельности представляет собой установленный административно-процессуальными нормами порядок реализации уполномоченными органами государственной власти и их должностными лицами последовательных действий, направленных на оценку соответствия соискателя лицензии на осуществление
определенного вида деятельности лицензионным требованиям, установленным в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, и принятие решения, предусмотренного законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Библиографический список
1. Латинско-русский словарь: в 2 ч. Ч. 1: От A до M / О.А. Петрученко. М.: Юрайт, 2021. 410 с.
2. Современный словарь иностранных слов / И.В. Нечаева. М.: АСТ, 1999. 538 с.
3. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. А.Я. Сухаревой. М.: Инфра-М, 2007. 858 с.
4. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М.: Изд-во Рус. деловая лит., 1997. 608 с.
5. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 697 с.
6. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та, 2002. 474 с.
7. Махина С.Н. Глава 15 «Разрешительная система в Российской Федерации» // Общее административное право: учебник / под ред. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. 848 с.
8. Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право: учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2003. 544 с.
9. Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 318 с.
10. Демин А.А. Проблемы методов правового регулирования // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы: сб. ст. М.: Юристъ, 2004. С. 104-127.
11. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.Н. Кармо-лицкий, Ю.М. Козлов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Зерцало, 1998. 680 с.
12. Осинцев Д.В. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1999. 208 с.
13. Гущин А.В. Лицензирование как институт административного права // Административное право и процесс. 2006. № 1. С. 2-5.
14. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2001. 652 с.
15. Спектор Е.И. Правовые иллюзии и реалии Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Законодательство и экономика. 2011. № 7. С. 22-25.
16. Воронов А.В., Трофименко И.Н. Некоторые проблемы лицензирования // Юридический мир. 1998. № 12. С. 29-38.
17. Андреев А.А. Административно-процессуальное право. Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2013. 466 с.
18. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. М.: Норма, 2018. 352 с.
19. Административное право России. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. Д.Н. Бахрах. М.: Бек, 1997. 330 с.
20. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. 432 с.
21. Багандов А.Б. Лицензирование юридических лиц. М.: Медпрактика, 2000. 128 с.
22. Сулимин В.В. Предпринимательское право: лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 45. С. 231-235.
23. Ратников В.В. Административная процедура аккредитации в сфере высшего образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 23 с.
24. Абузярова И.А., Кнутов A.B., Плаксин С.М., Чаплинский А.В. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад. М., 2016. 143 с.
25. Куликова Т.Е. Проблематика процедур лицензионного контроля в сфере образования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 5. С. 222-226.
References
1. Latin-Russian dictionary: in 2 h. h. 1: From A to M / O.A. Petruchenko. M.: Yurayt, 2021. 410 p.
2. Modern dictionary of foreign words / I.V. Nechaeva. M.: AST, 1999. 538 p.
3. A large legal dictionary. 3rd ed., supplement and revision. / edited by A.Ya. Sukhareva. M.: Infra-M, 2007. 858 p.
4. Kruglova N.Yu. Economic law. M.: Publishing house of Rus. Delovaya lit., 1997. 608 p
5. Administrative law: textbook / edited by L.L. Popov. M.: Jurist, 2002. 697 p.
6. Sorokin V.D. Administrative process and administrative procedural law. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. yurid. in-ta, 2002. 474 p.
7. Makhina S.N. Chapter 15 "The licensing system in the Russian Federation" // General administrative law: textbook / ed. Starilova. Voronezh: Publishing House of the Voronezh State University, 2007. 848 p.
8. Tolkachev A.N. Russian business law: textbook for universities. M.: Exam, 2003. 544 p.
§ 9. Lebedev K.K. Entrepreneurial and commercial law: systemic aspects (entrepre-
~ neurial and commercial law in the system of law and legislation, the system of legal - sciences and academic disciplines). St. Petersburg: Legal Center Press, 2002. 318 p. f 10. Demin A.A. Problems of methods of legal regulation // Administrative law
I and administrative process: actual problems: collection of art. M.: Jurist, 2004. t Р. 104-127.
£ 11. Administrative law of the Russian Federation / A.P. Alekhin, A.N. Karmo-
0 ' 7
1 litsky, Yu.M. Kozlov. 2nd ed., ispr. and add. M.: Zertsalo, 1998. 680 p.
1 12. Osintsev D.V. Licensing and permitting system in the Russian Federation:
2 monograph. Yekaterinburg: Publishing house of Ural State Law. akad., 1999. 208 p. I 13. Gushchin A.V. Licensing as an institute of administrative law // Administra-| tive law and process. 2006. No. 1. Р. 2-5.
1 14. Tikhomirov Yu.A. Administrative law and process. M., 2001. 652 p.
2 15. Spector E.I. Legal illusions and realities of the Federal Law "On licensing of § certain types of activity" // Legislation and Economics. 2011. No. 7. Р. 22-25.
I 16. Voronov A.V., Trofimenko I.N. Some licensing problems // Legal world. 1998.
<3 No. 12. Р. 29-38.
1 17. Andreev A.A. Administrative procedural law. Barnaul: Barnaul Law Institute
■S of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. 466 p.
18. Administrative law of the Russian Federation: textbook for bachelors / edited by A.Y. Sokolov. M.: Norm, 2018. 352 p.
19. Administrative law of Russia. Special part: textbook for universities / ed. by D.N. Bakhrakh. M.: Bek, 1997. 330 p.
20. Kvanina V.V. Civil law regulation of relations in the field of higher professional education. M.: Gothic, 2005. 432 p.
21. Bagandov A.B. Licensing of legal entities M.: Medpraktika, 2000. 128 p.
22. Sulimin V.V. Business law: licensing of educational activities in the Russian Federation // Natural sciences and humanities research. 2023. No. 45. P. 231-235.
23. Ratnikov V.V. Administrative procedure of accreditation in the field of higher education: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Chelyabinsk, 2012. 23 p.
24. Abuzyarova I.A., Knutov A.V., Plaksin S.M., Chaplinsky A.V. Control and supervision and licensing activities in the Russian Federation: analytical report. M., 2016. 143 p.
25. Kulikova T.B. Problems of licensing control procedures in the field of education // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). 2016. No. 5. P. 222-226.
T3 Ш —I
О го n
тз
0 —
го П>
1 I О Sc
5
тз s д
Sc а
ж
QJ д
п> §
IO U
5 )
N) О