Научная статья на тему 'К вопросу о понятии гражданского общества как юридической категории'

К вопросу о понятии гражданского общества как юридической категории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ ФОРМА / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грандонян Карапет Андраникович

В статье исследуется гражданское общество как правовое явление, раскрываются дискуссионные позиции в понимании гражданского общества, обосновывается, что юридическую природу гражданского общества следует изучать через категорию «правовая форма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии гражданского общества как юридической категории»

Грандонян Карапет Андраникович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Поволжского юридического института (филиал) РПА Министерства юстиции РФ, кандидат юридических наук (г. Саратов)

к вопросу о понятии гражданского общества как юридической категории

Со времен Античности человечество неоднократно предпринимало попытки поиска наиболее оптимальной формы общежития. Философы и юристы разрабатывали и предлагали различные модели государственного и общественного устройства. Одной из дискуссионных на сегодняшний день можно считать проблему гражданского общества как правового явления. Автор не будет углубляться в историю развития идей о гражданском обществе, а сосредоточится на анализе подходов к гражданскому обществу.

Теме гражданского общества уделялось и уделяется пристальное внимание в литературе: разработаны научные подходы к его осмыслению (философский, социологический, политологический, юридический, экономический, культурологический, системно-управленческий, проектный); построены модели: романо-германская (социал-демократическая)1, англо-саксонская (либерально-демократическая)2. Высказываются различные мнения, касающиеся понятия, структуры, признаков и принципов гражданского общества, его формирования в России3.

Однако теория гражданского общества в юридическом аспекте исследована недостаточно. В частности, глубоко не изучены правовая сущность и содержание гражданского общества, нет единства мнений ученых в отношении его правовых признаков, нуждается в уточнении их классификация, небесспорен выбор модели гражданского общества в России. Все это создает трудности в его юридическом понимании. Существует настоятельная потребность и более глубокого осмысления понятийного аппарата гражданского общества как правового явления.

В науке существует множество подходов к изу-

чению гражданского общества. В числе основных выделяются: философский, политологический, социологический, юридический. В настоящей статье мы представим авторское понимание гражданского общества как юридической категории. Итак, гражданское общество - это правовая форма организации и функционирования его институтов, критерием, целью и основными направлениями деятельности которых выступает человеческое измерение, достигаемое при наличии правового государства и эффективной демократической политической власти. Из определения следует, что важнейшей характеристикой гражданского общества выступает категория правовая форма.

Попытку обозначить проблему правовой формы гражданского общества одним из первых предпринял С.С. Худяков4. Автор исследует правовые формы социальных отношений общества, государства, права, личности, а также эволюцию институциональной и функциональной структуры их взаимодействия. При этом ученый акцентирует внимание на правовых формах развития гражданского общества. Вместе с тем С.С. Худяков не формулирует понятие правовой формы организации и функционирования правовых институтов гражданского общества, четко не определяет их правовые цели, функции, социальные роли и статусы в правовом институте. Возможно, автор и не ставил перед собой такие задачи. Однако тематика настоящего исследования требует уяснения названных вопросов.

Обратимся к определению правовой формы организации и функционирования институтов гражданского общества. Ранее отмечалось, что в научной литературе под правовой формой понимается совокупность юридических средств, участвующих в правовом регулировании и опо-

1 См.: Соколов А.Н., Сердобинцев К.С. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты): монография. Калининград, 2009. С. 58-86 и др.

2 См.: Андронова И.В. Концепция гражданского общества в западных теориях //Вестник Оренбургского государственного ун-та. 2004. № 12. С. 40-46 и др.

3 См.: МатузовН.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы //Правоведение. 1995. № 3. С. 83-93 и др.

4 Подробнее об этом см.: Худяков С.С. Правовые основы соотношения гражданского общества и государства : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.

средовании тех или иных социальных процессов. Применительно к правовой форме организации и функционирования институтов гражданского общества приведенная дефиниция нуждается в уточнении. Целесообразно исходить из широкого понимания категории «правовая форма», а не ограничиваться лишь средствами регулирования и опосредования общественных отношений. Полагаем, речь необходимо вести не только о средствах, но и методах, процедурах, механизмах правового регулирования, способах выражения общественных отношений. Иными словами, имеются в виду взаимосвязанные и взаимодействующие между собой юридические инструменты, позволяющие рассматривать гражданское общество и его институты как в статике, так и в динамике.

На наш взгляд, правовая форма организации и функционирования институтов гражданского общества - это система юридических инструментов, предназначенных для выражения, регулирования и опосредования отношений и процессов внутри гражданского общества и во взаимодействии с государством.

Правовая форма имеет специфическое содержание. Гегель писал, что «содержание не бесформенно, а форма в одно и то же время и содержится в самом содержании, и представляет собой нечто внешнее ему»5. Говоря о содержании правовой формы, мы имеем в виду правовые институты гражданского общества.

Остановимся на данном аспекте подробнее. Для этого выявим взаимосвязь между социальным институтом, институтом гражданского общества и правовым институтом гражданского общества.

В наиболее общем виде под социальным институтом понимается элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. Социальный институт имеет следующие признаки: наличие цели своей деятельности (упорядочение отношений между людьми, их деятельности и поведения в обществе, обеспечение устойчивости общественной жизни); конкретные функции, обеспечивающие достижение такой цели; социальные роли и статусы.

Разновидностью социального института является институт гражданского общества. Он представляет собой элемент социальной структуры высшей исторической формы самоорганизации общества. Разновидность института гражданского общества - правовой институт. К правовым институтам гражданского общества относятся: институт частной собственности, институт труда, институт

местного самоуправления, институт объединений граждан, институт семьи и др. Им присущи общие и особенные признаки социальных институтов. Особенные признаки выражаются в наличии специфических целей, специфических функций, специфических социальных ролей и статусов.

Цель правового института гражданского общества - это конечный результат, на который направлена деятельность его социальных структур.

Отметим, что в научной литературе вопрос о целях гражданского общества решается неоднозначно. Одни авторы в качестве целей правовых институтов гражданского общества называют: соблюдение прав человека и демократических свобод, сочетание прав и свобод с ответственностью человека перед обществом, эффективный надзор за деятельностью государственной власти6.

Иная группа исследователей считает, что цель гражданского общества, а соответственно и его институтов, состоит в обеспечении благополучия всех социальных слоев населения, создании условий, способствующих повышению жизненного (социально-экономического) уровня граждан7.

Исходя из мнений ученых и основываясь на понятии гражданского общества в юридическом аспекте, можно резюмировать, что целями правового института гражданского общества является человеческое измерение, упорядочение общественных отношений в его правовой жизни.

Функции правового института гражданского общества - это направления деятельности его социальных структур, которые определяются целями, задачами, социальной ролью в конкретной сфере правовой жизни гражданского общества.

В научной литературе вопрос о функциях гражданского общества и его правовых институтов является дискуссионным. Выделяемые функции гражданского общества зачастую носят не правовой характер, а социологический или политологический. Так, например, одни ученые называют следующие функции: поддержка, развитие и поощрение гражданских инициатив; участие в работе по созданию условий для добровольной интеграции людей в союзы, объединения на основе сближения интересов и достижения определенных целей; обеспечение участия граждан в решении общегосударственных и местных проблем8.

Другая группа исследователей к функциям гражданского общества относит: социализацию индивидов; самоорганизацию и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов; стимулирование правотворчества выдвижени-

5 Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. Т. 1. С. 298.

6 См. напр.: Либанова С.Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционной защиты прав и свобод: монография. Курган, 2009. С. 82-94.

7 См.: Дубасов К.Е. Формирование гражданского общества в многонациональном российском государстве: правовые и политические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.

8 См. напр.: Становление гражданского общества в России. Правовой аспект... С. 24; Левин И. Б. Гражданское общество на Западе и в России //Полис. 1996. № 5. С. 118.

ем требований юридического закрепления прав и свобод9. Из перечисленных функций гражданского общества, пожалуй, только стимулирование правотворчества можно рассматривать в качестве собственно правовой. Сказанное вовсе не означает, что правовые функции этим исчерпываются. На наш взгляд, к функциям правовых институтов гражданского общества также относятся: функция достижения человеческого измерения.

Социальные роли и статусы в правовом институте. Помимо целей и функций правовому институту присуща и своя социальная роль. Он обладает правовым статусом, который выражается через статус его субъектов.

В рамках этого признака целесообразно говорить о субъектах правоотношений, объекте и правовых нормах, устанавливающих правовой статус. Особый интерес для нас представляет субъект правоотношений как элемент правового института. В качестве субъектов могут выступать граждане, их объединения, власть, в лице муниципальных органов, либо само правовое государство. От активности субъектов гражданского общества во многом зависит эффективность функционирования его правовых институтов и общества в целом. П. А. Кунаков отмечает, что «социально-правовая активность субъектов гражданского общества - гарантия конструктивного диалога между государством и гражданским обществом, результатом которого должна стать адекватность права, отвечающая национальным интересам и социальным ожиданиям населения»10.

Правовая форма организации и функционирования предполагает тесную взаимосвязь государства, права и гражданского общества. Иными словами, государство через право, регламентируя функционирование институтов гражданского общества, придает им правовую форму.

Остановимся на этом аспекте более детально. так, например, социальные атрибуты гражданского общества - труд, семья, корпоративные объединения, собственность - имеют философское, социологическое, политологическое звучание и назначение. Тем не менее, они немыслимы и без правовой оценки их свойств.

Между тем без анализа взаимодействия государства с такими институтами, как собственность, труд, семья, свободное предпринимательство, рынок и др., очень трудно оценить юридическую природу гражданского общества. Если государство не создает условия для развития экономики, семьи, повы-

шения активности корпоративных объединений, то общество может долгое время находиться в застое. Здесь государство с помощью права юридизирует отношения в гражданском обществе, превращая его в особый субъект, не менее равноценный, чем само государство. Институты гражданского общества тем самым приобретают правовую форму.

Правовой характер гражданского общества, как правильно утверждает Н.С. Бондарь, воплощается в нормативных требованиях11. Это действительно так. В различных сферах правовой жизни имеются свои формы: государственных гарантий, государственной поддержки, охраны, защиты, запретов, стимулов и т.д. Так, в ч. 2 ст. 7 Конституции России закрепляется государственная форма поддержки семьи; в ч. 1 ст. 8 - гарантии развития конкуренции, свободы экономической деятельности; в ч. 2 ст. 8 - признание и защита равным образом частной и иных форм собственности.

Основой становления гражданского общества выступает экономика. Она диктует развитие и совершенствование правовых форм организации и функционирования институтов гражданского общества. Не будет ошибкой утверждение, что модернизация экономических отношений закономерно ведет к эволюции и надстроечных элементов гражданского общества, то есть его институтов. Н.С. Бондарь правильно утверждает, что скорейший переход нашей страны к цивилизованному рынку является важнейшим условием создания в России гражданского общества. Это возможно лишь на основе последовательного проведения в жизнь принципа множественности форм собственности и равных возможностей их правовой защиты, законодательного обеспечения труда как основы функционирования любого общества, гарантирования права на защиту от безработицы, гарантирования свободы предпри-нимательства12. Развивая идеи Н.С. Бондаря, Е.А. Суханов пишет: «Собственность - это определенное экономическое отношение, подвергаемое правовому оформлению»13. Высказанная точка зрения не единственная. Так, Б.Н. Алейников утверждает, что сущность права собственности есть свобода в ее правовой форме14. Иные авторы подтверждают эту мысль, полагая, что собственность должна иметь правовую составляющую, ибо без права теряет смысл и основы своего существования15. Отсюда, правовое оформление институтов гражданского общества способствует их наиболее оптимальному функционированию.

9 См. напр.: Теория государства и права: учебник /под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2008. С. 293-294.

10 См.: Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 4-5.

11 См.: Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации : монография. М., 1998. С. 26.

12 Там же. С. 31.

13 Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности : монография. М., 1999. С. 299.

14 См.: Алейников Б.Н. Институт права собственности и социальное государство в России : монография. СПб., 2008. С. 28.

15 См.: Русская философия собственности (ХУП-ХХвв.) : сборник научных трудов/авт. сост.: К. Исупов, И. Савкин. СПб., 1993. С. 354.

Подводя итог исследованию, отметим, что в современной юридической литературе понятие гражданского общества понимается неоднозначно. При его определении часто затрагиваются не юридические аспекты, а социологические и политологические; нет единства мнений в решении вопроса количественного и качественного определения правовых институтов гражданского общества; нередко происходит смешение принципов гражданского общества и правового государства. Поэтому методологической посылкой при изучении содержания гражданского общества должна быть, на наш взгляд, категория правовая форма организации и функционирования институтов гражданского общества, под которой следует понимать систему юридических инструментов, предназначенных для выражения, регулирования и опосредования отношений и процессов внутри гражданского общества и во взаимодействии с государством.

Библиографический список

1. Алейников Б.Н. Институт права собственности и социальное государство в России: монография / под ред. С.А. Комарова. - СПб.: Изд-во Юридического института, 2008. - 348 с.

2. Андронова И.В. Концепция гражданского общества в западных теориях // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 12. - С. 40-46.

3. Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации : монография. -М.: Изд-во Российского университета, 1998. - 382 с.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук : в 3 т. - М.: Мысль, 1977. - Т. 1. - 345 с.

5. Дубасов К.Е. Формирование гражданского общества в многонациональном российском государстве: правовые и политические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 24 с.

6. Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2007. - 26 с.

7. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - № 5. - С. 107-119.

8. Либанова С.Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционной защиты прав и свобод : монография. - Курган: Изд-во Курганский пограничный институт ФСБ России, 2009. - 296 с.

9. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности: монография. - М.: Юристъ, 1999. - 384 с.

10. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. - 1995. - № 3. - С. 83-93.

11. Русская философия собственности (ХУИ-ХХ вв.): сборник научных трудов / авт. сост.: К. Исупов, И. Савкин. СПб.: Ганза, - 1993. - 452 с.

12. Соколов А.Н., Сердобинцев К.С. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты): монография. - Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2009. - 220 с.

13. Становление гражданского общества в России. Правовой аспект : коллективная монография / под ред. О.И. Цыбулевской. - Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2000. - 160 с.

14. Теория государства и права : учебник / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Высшее образование, 2008. 613 с.

15. Худяков С.С. Правовые основы соотношения гражданского общества и государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород. 2003. - 24 с.

Мацалада азаматтыц цогам ц^цыцтыц кврМс реттде зерттеледг, азаматтыц цогамды тYсiну реттде дискуссиялыц тшрлер царастырыглады, соныгмен бiрге азаматтыц цогамныц зац табигатын «цуцыцтыц тшт» категория арцыглы зерттеу керектШ айтыглады.

Туйт свздер: азаматтыц цогам, к^цыцтыц тшт, адамзаттыц влшеу.

В статье исследуется гражданское общество как правовое явление, раскрываются дискуссионные позиции в понимании гражданского общества, обосновывается, что юридическую природу гражданского общества следует изучать через категорию «правовая форма».

Ключевые слова: гражданское общество, правовая форма, человеческое измерение.

In article civil society as the legal phenomenon is investigated, debatable positions in understanding of civil society reveal, locates that the legal nature of civil society should be studied through category a legal form.

Keywords: civil society, legal form, human measurement.

Карапет Андраникович Грандонян,

РФ Эдшет министрлш Поволжье зац институты (филиал) Мемлекетпк-к¥^ьщтьщ пэндер кафедрасыньщ о^ытушысы (Саратов

Азаматтык к^амды зац категориясы ретшде TYcrny мэселесше орай

Грандонян Карапет Андраникович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Поволжского юридического института (филиал) РПА Министерства юстиции РФ, кандидат юридических наук (г. Саратов)

К вопросу о понятии гражданского общества как юридической категории

Grandonyan Karapet Andranikovich,

teacher of chair of state and legal disciplines Volga region legal institute (branch) of RPA of Ministry of Justice of Russia, c.j.s. (Saratov)

To a question of concept of civil society as legal category

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.