Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 1. С. 100-107.
УДК 347.44
DOI 10.24147/1990-5173.2020.17(1).100-107
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
А. Р. Алимгафарова
Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия
Введение. Одной из важнейших тенденций развития обязательственного права в современный период является расширение сферы саморегулирования договорных отношений, установление презумпции диспозитивности гражданского права, расширение действия принципа свободы договора, что, в свою очередь, порождает необходимость в научных исследованиях концепции гражданско-правового договорного регулирования. Цель. Целью настоящего исследования является выявление истинной сущности гражданско-правового договорного регулирования и выработка собственного определения вышеназванного термина. Методология. При проведении настоящего исследования были использованы различные, как общенаучные, так и специальные методы познания. При этом ключевыми из них стали диалектический метод, метод системного анализа и телеологический подход. Результаты. В результате проведённого последовательного и системного анализа правовых категорий, непосредственно связанных с исследуемой, было выработано собственное определение: гражданско-правовое договорное регулирование - это вид гражданско-правового регулирования, осуществляемого субъектами гражданского права посредством заключаемых между ними гражданско-правовых договоров и включающего в себя как нормы права, внесённые сторонами в содержание договора, так и созданные сторонами индивидуальные нормы (микронормы). Заключение. Понятие гражданско-правового договорного регулирования имеет научную и практическую ценность, поскольку оно позволяет на системно-категориальном уровне исследовать регулятивные свойства договора, раскрыть договор с динамической стороны как эффективное средство, с помощью которого стороны сами юридически регулируют имущественные и иные отношения между собой. Разработанное в настоящем исследовании понятие «гражданско-правовое договорное регулирование» может быть использовано для дальнейшей разработки инструментальной теории права и, в особенности, для последующего изучения регулятивной сущности договора.
Ключевые слова: договор; социальное регулирование; правовое регулирование; гражданско-правовое регулирование; договорное регулирование.
1. Введение
Первоосновой любого научного исследования является определение базовых понятий, уяснение смысла используемых терминов и категорий. При этом далеко не всегда эта задача решается легко и просто. Зачастую для того, чтобы перейти к рассмотрению ключевой категории исследования, необходимо провести системный анализ всех сопутствующих и связанных с ней понятий.
Такую картину можно наблюдать и в приобретающей с каждым днём всё большую популярность регулятивной теории договора, в которой одним из ключевых понятий выступает «гражданско-правовое договорное регулирование», сущность которого в полной мере до настоящего времени не исследована.
Как верно заметил В. В. Витрянский, в тексте действующего Гражданского кодекса Российской Федерации огромное количество статей непосредственно посвящено договорам - это обстоятельство, бесспорно, свидетельствует о тенденции (столь ярко выраженной в Кодексе) возрастания роли договора в нашей жизни [1, с. 276].
Целью настоящего исследования является выявление истинной сущности гражданско-правового договорного регулирования и выработка собственного определения вышеназванного термина.
2. Методология
При проведении настоящего исследования были использованы различные, как общенаучные, так и специальные методы по-
знания. При этом ключевыми из них стали диалектический метод, метод системного анализа, а также телеологический подход, на котором построена основная идея научной статьи.
3. Социальное регулирование
В первую очередь необходимо определиться с родовым понятием, в качестве кото -рого по отношению к исследуемому выступает категория «социальное регулирование».
Социальное регулирование представляет собой субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путём подчинения их определённым правилам [2, с. 114]. Это деятельность, процесс, направленный на достижение социально-значимого результата, социального порядка.
Однако само по себе социальное регулирование не может быть реализовано самостоятельно - для этого необходимо применение определённых средств, инструментов, обеспечивающих упорядочение общественных отношений. К числу таковых относится и право, благодаря которому впоследствии был выделен отдельный вид социального регулирования, именуемый «правовое регулирование».
4. Правовое регулирование
Правовое регулирование - одна из наиболее значимых категорий, исходный пункт и объединяющее начало характеристики права в действии, других явлений правовой действительности (правовой системы), рассматриваемых с регулятивно-действенной стороны.
По вопросу о сущности правового регулирования учёные разделились на две группы.
Сторонники широко подхода, в том числе С. С. Алексеев, под правовым регулированием понимают осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями [3, с. 209].
Сторонники узкого подхода, в частности Ф. Н. Фаткуллин, утверждают о недопустимости чрезмерного расширения содержания понятия «правовое регулирование» за счёт включения туда всех средств юридического
воздействия, их результатов, правосознания и «других правовых явлений» [4]. По мнению этой группы учёных, такой подход размывает грани между существенно отличающимися друг от друга правовыми явлениями, а также выхолащивает реальное содержание общеправовой категории «правовое регулирование», растворяя её в юридическом воздействии вообще, саморегулятивных действиях, правосознании и в остальных явлениях правой действительности. К тому же становится, по сути, невозможным определение его предмета, пределов и метода, теряется отличие «регулированного» от «неурегулированного».
Под правовым регулированием сторонники узкого подхода понимают специфическую властную деятельность уполномоченных на то органов и лиц по упорядочению общественных отношений путём установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуальных правовых решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.
По нашему мнению, наиболее обоснованной является позиция учёных, придерживающихся узкого подхода к пониманию правового регулирования, поскольку она действительно соответствует современной тенденции к максимальному разграничению правовых явлений и категорий, сужению их толкования до выявления только их истинной сущности, а не характеристики вообще. Правовое регулирование, на наш взгляд, необходимо ограничивать именно регулированием нормами права, исключив из него воздействие иных правовых средств.
5. Гражданско-правовое регулирование
Определившись с тем, что из себя представляет правовое регулирование в целом, следует рассмотреть производную от него категорию «гражданско-правовое регулирование». Примечательно, что, несмотря на её широкую распространённость и общеизвестность, а также на её основополагающий для всего гражданского права характер, полноценного исследования сущности гражданско-правового регулирования до настоящего времени не проведено. Привычным является лишь понимание под гражданско-правовым регулированием вида правового регулирова-
ния, осуществляемого при помощи норм гражданского права.
В. А. Белов предлагает свою трактовку, согласно которой под гражданско-правовым регулированием следует понимать социальную (государственно-властную) оценку общественных отношений той или иной нормой гражданского права [5, с. 10].
Считаем, что подобные трактовки исследуемого понятия следует подвергнуть серьёзной критике, поскольку гражданско-правовое регулирование не ограничивается регулированием только нормами гражданского права - применяются и иные гражданско-правовые средства, такие как договор, судебный акт, административно-правовой акт и иные.
Интересным видится подход А. Я. Ры-женова к сущности гражданско-правового регулирования. Исследуя данную категорию, учёный не раскрывает саму дефиницию, а лишь указывает на существование трёх вариантов, в которые может облачиться гражданско-правовое регулирование: нормативно-властное, индивидуально-властное (правоприменительное) и самостоятельное (горизонтальное) регулирование путём сделок [6].
Однако подобный подход, на наш взгляд, приводит к смешению гражданско-правового регулирования с общеизвестной классификацией правового регулирования на нормативное и индивидуальное.
Так, под общим (нормативным) правовым регулированием понимается упорядочение общественных отношение путём создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, т. е. правотворческая деятельность.
Под индивидуальным же правовым регулированием понимается властная деятельность компетентного субъекта, заключающаяся в упорядочении на основе действующих норм права общественных отношений путём конкретизации масштаба поведения их персональных участников после установления требуемых для этого фактов, т. е. правоприменительная деятельность. При этом индивидуальное правовое регулирование не исчерпывается правоприменением, оно шире его и может охватывать и сферу правотворчества тоже, хотя в юридической литературе подчас между ними ставится знак равенства.
Исходя из вышеприведённых определений, можно сделать вывод о том, что и гражданско-правовое, и нормативное, и индивидуальное правовое регулирование являются самостоятельными видами правового регулирования, однако принадлежащими разным его классификациям: если общее и индивидуальное правовое регулирование выделяют, исходя из масштабов регулируемых отношений, то гражданско-правовое регулирование выделяется, исходя из сферы, в которой возникают правоотношения.
Таким образом, допускаем возможность проведения классификации и внутри гражданско-правового регулирования на нормативное и индивидуальное.
Нерешённым в данном аспекте остаётся вопрос о выделении в гражданско-правовом регулировании, наряду с двумя вышеперечисленными, такого подвида, как самостоятельное (горизонтальное) регулирование, которое осуществляется путём совершения сделок. Иначе такое регулирование именуется саморегулированием.
Так, Х. Коллинз, раскрывая сущность договора, указывает на три составляющих его аспекта: часть предпринимательских отношений (business relations), экономическая сделка (транзакция) и договор как средство саморегулирования отношений. При этом саморегулирование он называет собственно юридическим, первый аспект - реляционным договором, а второй аспект - дискретным [7, с. 128].
С данной позицией нельзя не согласиться, поскольку именно самостоятельное урегулирование участниками своих отношений является истинной юридической сущностью договора. По нашему мнению, саморегулирование является самостоятельным видом социального регулирования вообще и его неправильно относить к подвидам именно гражданско-правового регулирования. При этом фактическое применение саморегулирования в сфере гражданского права ни в коем случае не исключается, оно имеет место, даже несмотря на то, что, в частности, суды в своём большинстве стремятся максимально ограничить возможность усмотрения сторон и свести к минимуму сферу саморегулирования [8, с. 178].
Таким образом, саморегулирование в гражданском праве - значимый элемент,
однако считаем, что для его обозначения необходимо использовать иной термин, который будет предложен нами далее.
6. Договорное регулирование
В гражданско-правовом регулировании возможна ещё одна классификация: исходя из того, каким именно средством оно осуществляется, можно выделить нормативное, административное, судебное и договорное регулирование [9]. При этом сущность последнего из них до настоящего времени не определена, что приводит к возникновению многочисленных дискуссий в доктринальных кругах.
В юридической литературе договорное регулирование характеризуется с разных позиций: как самостоятельный правовой способ организации конкретных индивидуальных договорных связей хозяйствующих субъектов, существующих наряду с нормативно-правовой регламентацией [10, с. 113], как особое правовое средство воздействия на общественные отношения [11], как естественный или, можно сказать, природный саморегулятор общества и экономики [12, с. 21] и др.
Предлагаем выделить наиболее значимые из них:
1. Договорное регулирование - это вид (форма) правового регулирования [13, с. 300].
2. Договорное регулирование - это форма саморегулирования.
3. Договорное регулирование - это способ организации индивидуальных договорных отношений.
4. Договорное регулирование - это средство правового воздействия на общественные отношения.
По нашему мнению, договорное регулирование является именно видом (подвидом) правового регулирования, который выделяется на основе производного от норм права соглашения сторон об условиях взаимных действий по обязательству.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о понимании под договорным регулированием индивидуально-правового регулирования. Регулирование на основании договора относят к индивидуальному правовому регулированию такие учёные, как А. В. Бухалов [14, с. 189], Т. В. Кашанина [15, с. 127], М. Ф. Казанцев [9], Б. И. Пугинский [16, с. 123], Л. А. Чеговадзе [17, с. 58]. Есть рабо-
ты, авторы которых рассматривают договорное регулирование как индивидуально-договорное правоприменение и определяют его как волевую, властно-организующую деятельность субъектов права, обеспечивающую связь между правовыми нормами и конкретными правоотношениями путём установления персонально адресованных и индивидуально-определённых обязательных предписаний для сторон, завершающуюся вынесением индивидуально-договорного акта [18, с. 58].
В то же время следует отметить, что в литературе встречаются прямо противоположные мнения, согласно которым саморегулирование отграничивают от индивидуального правоприменительного регулирования, считая, что оно обладает определённой спецификой [19, с. 691].
Последняя позиция не совсем логична и подвергается обоснованной критике, поскольку если рассматривать договор как акт саморегулирования, то нельзя не увидеть, что посредством договора субъекты определяют модель своего поведения и следуют ей [20, с. 119].
Р. О. Халфина особо отмечала, что договор содержит в себе критерии правомерности поведения сторон [21]. И на самом деле следует разделить позицию, согласно которой саморегулирование в гражданском праве достаточно распространенное явление, оно осуществляется в разных формах и договорное регулирование, или регулирование на основании договора, выступает одной из форм саморегулирования (индивидуально-правового регулирования).
При этом необходимо отметить, что договорное регулирование само по себе относится не только к сфере гражданского права. Так, договоры нередко заключаются и в сфере иных отраслей права [22, с. 816]. Учитывая, что к таким договорам положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах напрямую не применяются и могут применяться лишь избирательно по аналогии закона либо субсидиарно в случаях, указанных в соответствующих отраслевых законах, резонно выделить такую категорию, как «гражданско-правовое договорное регулирование», которая определённо обладает своей спецификой.
7. Гражданско-правовое договорное регулирование
Понятие гражданско-правового договорного регулирования имеет научную и практическую ценность, поскольку оно позволяет на системно-категориальном уровне исследовать регулятивные свойства договора, раскрыть договор с динамической стороны как эффективное средство, с помощью которого стороны сами юридически регулируют имущественные и иные отношения между собой.
Согласно положениям концепции М. Ф. Казанцева гражданско-правовое договорное регулирование выступает в качестве правового регулирования, осуществляемого субъектами гражданского права посредством заключаемых между ними гражданско-правовых договоров, и представляет собой децентрализованное (автономное, частное) правовое регулирование [23, с. 3].
Однако существует и иной взгляд на сущность гражданско-правового договорного регулирования. В частности, И. В. Фёдоров включает в его содержание, помимо непосредственно договорного, ещё и нормативное регулирование [24, с. 9].
Указанное мнение представляется спорным. На наш взгляд, объединение под общим термином «договорное» нескольких видов правового регулирования, в том числе и нормативного, прямо противоположного по своей природе, является необоснованным и приводит к терминологической «путанице» [25, с. 339].
По нашему мнению, законодательное и договорное регулирование необходимо исследовать обособленно в связи с тем, что каждый из данных видов имеет свои отличительные особенности и своё назначение в механизме правового регулирования. При этом нельзя не подчеркнуть особую связь договорного и нормативного гражданско-правового регулирования, которая проявляется в том, что содержание любого договора составляют как нормы права, так и созданные сторонами индивидуальные нормы («микронормы») [26, с. 55].
Законодательное правовое регулирование устанавливает пределы договорного регулирования, даёт ему ориентиры в виде правовых норм, которые в последующем трансформируются в конкретные договорные
условия. В то же время именно договорное регулирование «даёт жизнь» нормативному, которое остаётся «бездействующим» до тех пор, пока стороны конкретного правоотношения не заключат соответствующий договор.
По нашему мнению, вопрос о соотношении двух вышеназванных видов гражданско-правового регулирования не может быть решен однозначно, поскольку регулятивное значение договора действительно сопоставимо с регулирующей ролью закона. Но при этом необходимо отметить, что, будучи двумя самостоятельными видами гражданско-правового регулирования, нормативное и договорное регулирование пересекаются и в общей части содержатся те правовые нормы, которые стороны, включая в содержание договора, трансформируют в договорные условия.
Определение, предложенное М. Ф. Казанцевым, видится нам недостаточно конкретизированным и потому создающим возможность для его расширительного толкования. Так, автор делает основной акцент на правовом средстве, при помощи которого происходит правовое регулирование, - на договоре, при этом не раскрывая саму его сущность.
В результате проведённого выше анализа можно предложить следующее определение: гражданско-правовое договорное регулирование - это вид гражданско-правового регулирования, осуществляемого субъектами гражданского права посредством заключаемых между ними гражданско-правовых договоров и включающего в себя как нормы права, внесённые сторонами в содержание договора, так и созданные сторонами индивидуальные нормы (микронормы).
Считаем, что разработанное в настоящем исследовании понятие «гражданско-правовое договорное регулирование» может быть использовано для дальнейшей разработки инструментальной теории права, и в особенности для последующего изучения регулятивной сущности договора.
8. Заключение
Понятие гражданско-правового договорного регулирования имеет научную и практическую ценность, поскольку оно позволяет на системно-категориальном уровне исследовать регулятивные свойства договора, раскрыть договор с динамической стороны как эффективное средство, с помощью которого
стороны сами юридически регулируют имущественные и иные отношения между собой. Включение этого понятия в категориальный аппарат науки гражданского права восполня-
ет имеющийся в последнем пробел и способствует решению проблем как договорного права, так и гражданского права в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витрянский В. В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. - М. : Статут, 2016. - 431 с.
2. Зорченко Е. А., Полящук Н. А., Юрашевич Н. М. Теория государства и права / под общ. ред. Н. М. Юрашевич. - Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. - 308 с.
3. Алексеев С. С. Теория права. - М. : БЕК, 1995. - 320 с.
4. Фаткуллин Ф. Н., Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права [Электронный ресурс]. -Казань : КЮИ МВД России, 2003. - 351 с.
5. Белов В. А. Гражданское право : в 4 т. - М. : Юрайт, 2016. - Т. II : Общая часть, кн. 2 : Факты. - 497 с.
6. Рыженов А. Я. Природа гражданско-правового регулирования: теоретико-философский анализ // Современное право. - 2017. - № 8. - С. 35-39.
7. Regulating Contracts / ed. H. Collins. - Oxford : Oxford University Press, 2005. - 408 p.
8. ShirvindtA. Russian Contract Law for Foreigners // Russian Law Journal. - 2015. - № 3 (1). - Р. 169-180. -DOI: 10.17589/2309-8678-2015-3-1-169-180.
9. Казанцев М. Ф. Гражданско-правовое договорное регулирование в системе правового регулирования договорных отношений // Антиномии. - 2011. - Вып.11. - С. 437-447.
10. Шевченко Л. И. Об экономической и социальной ценности гражданско-правового договора в условиях рыночной экономики // Цивилистические исследования. Вып. 1 : сб. науч. тр. памяти проф. И. В. Федорова / под ред. Б. Л. Хаскельберга, Д. О. Тузова. - М. : Статут, 2004. - С. 111-122.
11. Ломакина Е. В. Гражданско-правовой договор как регулятор общественных отношений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2013. - Т. 13, № 3. - С. 108-109.
12. Забоев К. И. Правовые и философские аспекты гражданско-правового договора. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. - 360 с.
13. Демин А. А. Договорное регулирование как вид гражданско-правового регулирования // Научные воззрения профессора Г. Ф. Шершеневича в современных условиях конвергенции частного и публичного права (к 150-летию со дня рождения) : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 1-2 марта 2013 г.). - М. : Статут, 2014. - С. 297-300.
14. Бухалов А. В. Договор как нетипичный источник частного права (к постановке проблемы) // Ленинградский юридический журнал. - 2007. - № 2 (8). - С. 182-190.
15. Кашанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. -1992. - № 1. - С. 122-130.
16. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. - М. : Юридическая литература, 1984. - 224 с.
17. Чеговадзе Л. А. Договор как средство формальной определённости действий сторон // Хозяйство и право. - 2012. - № 12. - С. 57-60.
18. Ядринцева О. В. Об индивидуально-договорном правоприменении // Закон и право. - 2006. - № 8. -С. 56-58.
19. Минникес И. А. Об индивидуальной норме и индивидуальном правовом регулировании // Российский юридический журнал. - 2009. - № 5. - С. 69-74.
20. Лескова Ю. Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. - М. : Статут, 2013. - 384 с.
21. Халфина Р. О. Значение и сущность договора в советском социалистическом праве. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1954. - 239 с.
22. Договорное и обязательственное право: Общая часть: Постатейный комментарий к статьям 307-453 Гражданского кодекса Российской Федерации / отв. ред. А.Г. Карапетов. - М. : Статут, 2017. - 1120 с.
23. Казанцев М. Ф. Предмет гражданско-правового договорного регулирования: структура и пределы // Актуальные проблемы частного права : межвуз. сб. науч. тр. - Екатеринбург : Изд-во УрАГС, 2010. - С. 3-20.
24. Фёдоров И. В. Понятие договорного регулирования хозяйственных связей // Проблемы эффективности гражданско-правового регулирования. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1979. - С. 6-11.
25. Алимгафарова А. Р. К вопросу о соотношении нормативного и договорного гражданско-правового регулирования // Сборник научных трудов по результатам III Международного фестиваля саратовской юридической науки, приуроченного к 25-летию Конституции РФ (19-20 апреля 2018 г., Саратов) :
в 2 ч. Ч. 1. - Саратов : Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. - С. 339.
26. Кашанина Т. В. Соотношение централизованного и децентрализованного регулирования // Правоведение. - 1991. - № 4. - С. 54-64.
Информация об авторе
Алимгафарова Алина Ришатовна - аспирант кафедры гражданского права, Институт права
Башкирский государственный университет
Адрес для корреспонденции: 450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 6996-3085, AuthorlD: 1040106
Информация о статье
Дата поступления - 31 октября 2019 г. Дата принятия в печать - 23 января 2020 г.
Для цитирования
Алимгафарова А. Р. К вопросу о понятии гражданско-правового договорного регулирования // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 1. С. 100-107. DOI: 10.24147/1990-5173.2020.17(1).100-107.
TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF CIVIL LEGAL CONTRACTUAL REGULATION
A.R. Alimgafarova
Bashkir State University, Ufa, Russia
Introduction. One of the most important trends in the development of law of obligations in the modern period is the expansion of the scope of self-regulation of contractual relations, the establishment of the presumption of the dispositiveness of civil law, the expansion of the principle of freedom of contract, which in turn has created the need for scientific research on the concept of civil law contractual regulation. Purpose. The purpose of this study is to identify the true nature of civil contractual regulation and to develop their own definition of the above term. Methodology. In carrying out this study, various general scientific and special methods of cognition were used. At the same time, the dialectic method, the system analysis method and the teleological approach became the key ones. Results. As a result of a consistent and systematic analysis of legal categories directly related to the study, we developed our own definition: civil legal contractual regulation is a type of civil legal regulation carried out by subjects of civil law through civil contracts concluded between them, and including both the rules of law included by the parties in the content of the contract, and the individual rules created by the parties (micronorms). Conclusion. The concept of civil legal contractual regulation has scientific and practical value, because it allows you to study the regulatory properties of the contract at the system-categorical level, to reveal the contract from the dynamic side as an effective means by which the parties themselves legally regulate property and other relations between themselves. The concept of «civil legal contractual regulation» developed in this study can be used to further develop the instrumental theory of law, and, in particular, for the subsequent study of the regulatory essence of the contract.
Keywords: contract; social regulation; legal regulation; civil legal regulation; contractual regulation.
REFERENCES
1. Vitryansky V.V. Reform of the Russian civil law: interim results. Moscow, Statut Publ., 2016. 431 p. (In Russ.).
2. Zorchenko E.A.,Polyashchuk N.A., Yurashevich N.M. Theory of State and Law. Minsk, Acad. control under the President of the Republic Belarus Publ., 2012. 308 p. (In Russ.).
3. Alekseev S.S. Theory of Law. Moscow, BEK Publ., 1995. 320 p. (In Russ.).
4. Fatkullin F.N., Fatkullin F.F. Problems of the theory of state and law. Kazan, KUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2003. 351 p. (In Russ.).
5. Belov V.A. Civil law, in 4 volumes. Moscow, Yurait Publ., 2016. Vol. II: General part, book 2: Facts. 497 p. (In Russ.).
6. Ryzhenov A.Ya. The nature of civil regulation: theoretical and philosophical analysis. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2017, no. 8, pp. 35-39. (In Russ.).
7. Collins H. (ed.). Regulating Contracts. Oxford, Oxford University Press, 2005. 408 p.
8. Shirvindt A. Russian Contract Law for Foreigners. Russian Law Journal, 2015, no. 3 (1), pp. 169-180. DOI: 10.17589/2309-8678-2015-3-1-169-180.
9. Kazantsev M.F. Civil-law contractual regulation in the system of legal regulation of contractual relations. Antinomii = Antinomies, 2011, iss. 11, pp. 437-447. (In Russ.).
10. Shevchenko L.I. On the economic and social value of a civil contract in a market economy, in: Haskelberg B.L., Tuzov D.O. (eds.). Civil law studies. Moscow, Statut Publ., 2004. Vol. 1: collection of scientific papers, memory prof. I.V Fedorov, pp. 111-122. (In Russ.).
11. Lomakina E.V. Civil contract as a regulator of public relations. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Pravo" = Bulletin of the South Ural State University. Series "Law ", 2013, vol. 13, no. 3, pp 108-109. (In Russ.).
12. Zaboev K.I. Legal and philosophical aspects of a civil law contract. Saint Petersburg, Yuridicheskii tsentr Press Publ., 2003. 360 p. (In Russ.).
13. Demin A.A. Contractual regulation as a type of civil regulation, in: Scientific views of Professor G.F. Shershenevich in modern conditions of convergence of private and public law (on the 150th anniversary of his birth), collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (Kazan, March 1-2, 2013). Moscow, Statut Publ., 2014, pp. 297-300. (In Russ.).
14. Bukhalov A.V. The contract as an atypical source of private law (to the formulation of the problem). Leningradskii yuridicheskii zhurnal = Leningrad Law Journal, 2007, no. 2 (8), pp. 182-190. (In Russ.).
15. Kashanina T.V. Individual regulation in the legal sphere. Sovetskoe gosudarstvo i pravo = Soviet state and law, 1992, no. 1, pp. 122-130. (In Russ.).
16. Puginsky B.I. Civil-law means in economic relations. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1984. 224 p. (In Russ.).
17. Chegovadze L.A. The contract as a means of formal certainty of the actions of the parties. Khozyaistvo i pravo = Business and Law, 2012, no. 12, pp. 57-60. (In Russ.).
18. Yadrintseva O.V. On individual contractual enforcement. Zakon i pravo = Law and Legislation, 2006, no. 8, pp. 56-58. (In Russ.).
19. Minnikes I.A. About the individual norm and individual legal regulation. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal, 2009, no. 5, pp. 69-74. (In Russ.).
20. Leskova Yu.G. Conceptual and legal foundations of self-regulation of entrepreneurial relations. Moscow, Statut Publ., 2013. 384 p. (In Russ.).
21. Halfina R.O. The meaning and essence of the contract in Soviet socialist law. Moscow, The USSR Academy of Science Publishing House, 1954. 239 p. (In Russ.).
22. Karapetov A.G. (ed.). Contract and Law of Obligations: General Part: Commentary on Articles 307 - 453 of the Civil Code of the Russian Federation. Moscow, Statut Publ., 2017. 1120 p. (In Russ.).
23. Kazantsev M.F. The subject of civil contractual regulation: structure and limits, in: Actual problems of private law, interuniversity collection of scientific papers. Yekaterinburg, Ural State Agrarian University Publishing House, 2010, pp. 3-20. (In Russ.).
24. Fedorov I.V. The concept of contractual regulation of economic relations. Problemy effektivnosti grazhdansko-pravovogo regulirovaniya = Problems of the effectiveness of civil regulation. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 1979, pp. 6-11. (In Russ.).
25. Alimgafarova A.R. To the question of the ratio of normative and contractual civil law regulation, in: Collection of scientific papers based on the results of the III International Festival of the Saratov Law Science, dedicated to the 25th anniversary of the Constitution of the Russian Federation (April 19-20, 2018, Saratov), in 2 parts. Saratov, Saratov State Law Academy Publishing House, 2018. Part 1, p. 339. (In Russ.).
26. Kashanina T.V. The ratio of centralized and decentralized regulation. Pravovedenie = Jurisprudence, 1991, no. 4, pp. 54-64. (In Russ.).
About the author
Alimgafarova Alina - Ph.D. student at the Department of Civil Law, Institute of Law
Bashkir State University
Postal address: 32, Zaki Validy ul., Ufa, 450076, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-KOfl: 6996-3085, AuthorlD: 1040106
Article info
Received - October 31, 2019 Accepted - January 23, 2020
For citation
Alimgafarova A.R. To the Question of the Concept of Civil Legal Contractual Regulation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2020, vol. 17, no. 1, pp. 100-107. DOI: 10.24147/1990-5173.2020.17(1).100-107. (In Russ.).