Научная статья на тему 'К вопросу о понятии должностного лица как специального субъекта правоотношений'

К вопросу о понятии должностного лица как специального субъекта правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1010
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникитин Артур Александрович

В статье рассматривается понятие должностного лица как специального субъекта правоотношений, приводятся примеры его использования в различных правовых документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии должностного лица как специального субъекта правоотношений»

А. А. Аникитин. К вопросу о понятии должностного лица как специального субъекта правоотношений

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

А. А. Аникитин

К ВОПРОСУ о понятии должностного ЛИЦА КАК специального СУБЪЕКТА правоотношений

В статье рассматривается понятие должностного лица как специального субъекта правоотношений, приводятся примеры его использования в различных правовых документах.

Термин «должностное лицо», которым обозначается один из видов специальных субъектов правоотношений, является универсальным юридическим термином, используемым практически во всех основных отраслях права. В частности, данный термин используется в конституционном, административном, муниципальном, финансовом, уголовном праве.

Соответственно в действующих федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах независимо от их отраслевой принадлежности также широко используется термин «должностное лицо». При этом, как видно из анализа федерального законодательства, данным термином обозначаются не только государственные и муниципальные служащие, наделенные определенными публично-властными полномочиями, но и работники негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях. Так, например, в ст. 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» используется термин «должностные лица юридического лица». При этом имеются в виду юридические лица любых организационно-правовых форм. В широком смысле употребляется термин «должностное лицо» и в ст. 24 и 25-1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». По смыслу положений названного закона прокурор вправе направлять представления и предостережения в адрес должностных лиц не только государственных органов и органов местного самоуправле-

АНИКИТИН Артур Александрович - аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ © Аникитин А. А., 2006

ния, но и иных организаций, в том числе коммерческих.

В законодательстве об административной ответственности, а именно, в примечании к ст. 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностными лицами как субъектами административных правонарушений понимаются только представители власти, лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и органах местного самоуправления, в иных государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Таким образом, по смыслу названной нормы КоАП РФ работники негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях и привлекаемые к административной ответственности, сами по себе не являются должностными лицами.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что несмотря на широкое использование в федеральном законодательстве понятия «должностное лицо», законодатель неоднозначно определяет содержание этого понятия. Такая ситуация во многом объясняется тем, что до настоящего времени на федеральном уровне отсутствует единое нормативно закрепленное унифицированное для всех отраслей права и законодательства понятие должностного лица. Между тем необходимость нормативного закрепления в федеральном законодательстве единого унифицированного понятия должностного лица, а также определения видов должностных лиц не вызывает сомнений. Наличие такого понятия и установление видов должностных лиц с учетом особенностей их правового статуса в федеральном законодательстве, с нашей точки зрения, позволит окончательно и однозначно определить место и роль должностных лиц как специальных субъектов правоотношений.

В целях закрепления в федеральном законодательстве единого унифицированного общеправового определения должностного лица необходимо вначале сформулировать такое определение в юридической науке.

Однако в настоящее время в юридической науке отсутствует единый подход к пониманию

Образование за рубежом

должностного лица как специального субъекта правоотношений. Так сложилось, что понятие должностного лица исследовалось главным образом в науке административного права. Это связано с тем, что должностные лица традиционно рассматривались в качестве вида государственных служащих, деятельность которых регулируется административным правом.

В советской науке административного права к должностным лицам относили, как правило, государственных служащих, а иногда и служащих общественных организаций, наделенных государственно-властными полномочиями и имеющих право совершать от имени соответствующих государственных органов и организаций юридически значимые действия [1].

Подобный подход к пониманию должностного лица сохранился в целом и в современной российской административно-правовой науке [2]. При таком базовом подходе должностное лицо характеризуется в настоящее время в качестве представителя государства (государственного органа) или представителя муниципального образования (органа местного самоуправления), осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и реализующего от их имени властные полномочия, связанные с осуществлением контроля и надзора, применением мер принуждения, изданием административных актов в отношении не подчиненных им субъектов [3].

В то же время относительно недавно в литературе по административному праву появилась точка зрения, согласно которой к числу должностных лиц следует относить не только государственных и муниципальных служащих, наделенных правом совершения юридически значимых действий, но и работников коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющих управленческие функции в этих организациях и действующих от их имени. Соответственно выделяются и две категории должностных лиц: публичные должностные лица и частные должностные лица [4]. Такой подход поддерживается и некоторыми другими учеными, в частности Ю. Н. Стариловым [5]. В более поздней работе П. И. Кононов подразделил всех должностных лиц в зависимости от вида органов и организаций, в которых они действуют, на три вида: государственные должностные лица, муниципальные должностные лица и частные должностные лица [6].

Оценивая действующее федеральное законодательство и сложившуюся в юридической науке и конкретно в науке административного права ситуацию с пониманием должностного лица как субъекта правоотношений, представляется воз-

можным сделать следующие предварительные выводы.

С нашей точки зрения, следует поддержать изложенную выше позицию о выделении двух видов должностных лиц: публичных и частных. Действительно, как было указано выше, термином «должностное лицо» в действующем федеральном законодательстве обозначаются не только государственные и муниципальные служащие, наделенные публично-властными полномочиями, но и работники негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях. В связи с этим представляется, что федеральному законодателю следует «узаконить» эти две категории должностных лиц, нормативно закрепив их понятие и особенности правового статуса. В частности, понятие, особенности правового статуса и виды публичных должностных лиц могут быть определены в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», а понятие, особенности правового статуса и виды частных должностных лиц - в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Предложим свой вариант возможного законодательного определения в названных федеральных законах понятий «публичное должностное лицо» и «частное должностное лицо».

Публичным должностным лицом является физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации должность в государственном органе или органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении, в иной государственной или муниципальной организации, реализующее компетенцию соответствующего органа, учреждения или организации, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами (физическими лицами и организациями) от его (ее) имени и наделенное в этих отношениях внутренними и (или) внешними организационно-распорядительными и (или) охранительными публично-властными полномочиями, а также внешними представительскими полномочиями.

Частным должностным лицом является физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом конкретной коммерческой или некоммерческой организации должность, руководящее место в государственной или негосударственной коммерческой или некоммерческой организации, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами (физическими лицами и

И. В. Бердинских. Депортации народов СССР в годы Великой Отечественной войны

организациями) от имени этой организации и наделенное в этих отношениях внутренними организационно-распорядительными полномочиями и внешними представительскими полномочиями.

Таким образом, главное отличие публичного должностного лица от частного должностного лица, с нашей точки зрения, заключается в том, что первое может занимать должность только в государственной или муниципальной организации и при этом наделяется внешне-властными полномочиями в отношении не подчиненных ему организационно субъектов, а второе может являться руководящим работником и в негосударственной и немуниципальной организации и при этом не наделяется внешне-властными полномочиями в отношении не подчиненных ему организационно субъектов.

Именно такой подход к пониманию должностного лица позволит, по нашему мнению, обеспечить единообразие в законодательном определении места и правового статуса должностного лица как специального субъекта отношений, регулируемых различными отраслями публичного и частного права.

Примечания

1. См., например: Ямпольская, Ц. А. О должностном лице в советском государственном аппарате [Текст] / Ц. А. Ямпольская // Вопросы советского административного права. М.; Л., 1949. С. 141; Петров, Г. И. Гражданин и должностное лицо в Советском государстве [Текст] / Г. И. Петров // Вест. Ле-нингр. ун-та. 1971. № 23. С. 126; Костюков, А. Н. Правовой статус должностного лица (Административно-правовой аспект) [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Костюков. Л., 1988. С. 9.

2. См., например: Козлов, Ю. М. Административное право [Текст]: учебник / Ю. М. Козлов. М.: Юристъ, 2005. С. 328;

3. См., например: Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права [Текст] / Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2002. Т. 2. С. 103-104.

4. См., в частности: Кононов, П. И. Административная ответственность должностных лиц [Текст]: автореф. дис. . канд. юрид. наук / П. И. Кононов. М., 1994. С. 16.

5. См.: Старилов, Ю. Н. Служебное право [Текст] / Ю. Н. Старилов. М.: Бек, 1996. С. 379.

6. См.: Кононов, П. И. Административное право. Общая часть [Текст] : курс лекций / П. И. Кононов. Киров, 2002. С. 62-63.

И. В. Бердинских

ДЕПОРТАЦИИ НАРОДОВ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье на основании широкого круга источников исследуются как механизм насильственной депортации целого ряда этносов (российских немцев, прибалтов, народов Кавказа, крымских татар), так и особенности системы спецпоселений на Русском Севере в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Принудительные депортации как мера государственного принуждения применялись советской властью практически с момента ее установления в 1917-1918 гг. Речь идет о политической ссылке, т. е. таких переселениях, при проведении которых превалировали мотивы карательного характера и которые осуществлялись органами государственной безопасности. Основной группой населения, пострадавшей от переселения в 30-е гг. XX в., были крестьяне. Этот период политической ссылки в исторической литературе характеризуют как «кулацкую ссылку». В начале 1940-х гг. основным признаком и критерием депортации населения в Советском Союзе стал этнический.

По сути, спецпереселение - это форма принудительной депортации с применением к раскулаченным ряда правовых ограничений. Формально спецпереселенцы не являлись лишенными свободы, но фактически были репрессированы, поскольку были самым серьезным образом ограничены в своих гражданских, трудовых, семейных правах.

Набор юридических инструментов для реализации принятых политических решений сводился руководством страны к предельному минимуму. Он ограничивался секретными директивами Политбюро (Президиума) ЦК или решениями Центрального Комитета ВКП(б)-КПСС, в соответствии с которыми принимались секретные же указы Президиума Верховного Совета СССР и постановления Правительства - Совета Народных Комиссаров СССР. По такой же схеме осуществлялось (уже в послесталинский период) и освобождение «наказанных» народов.

Впрочем, по отдельным этносам и социальным категориям считалось достаточным просто постановления Совнаркома (Совета Министров) СССР (органа исполнительной власти) или даже решения совершенно неконституционного органа - Государственного Комитета Обороны (июль 1941 г. - сентябрь 1945 г.).

БЕРДИНСКИХ Иван Викторович - аспирант кафедры истории и краеведения ВятГГУ © Бердинских И. В., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.