Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1949-1955 ГГ'

К ВОПРОСУ О ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1949-1955 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / ГДР / ФРГ / ГРАНИЦА / ДОГОВОР / СОГЛАШЕНИЕ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕМАРКАЦИЯ / РАТИФИКАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОДЕР-НЕЙСЕ / POLAND / GDR / FRG / BORDER / TREATY / AGREEMENT / DIPLOMATIC RELATIONS / DEMARCATION / RATIFICATION / COOPERATION / ODER-NEISSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гавриловец Людмила Владимировна

В статье рассматривается политика Польши в отношении германского вопроса в 1949-1955 гг. Германский вопрос - одна из важнейших геополитических проблем второй половины XX в. Для Польши реализация германского вопроса заключалась, прежде всего, в определении политического устройства Германии, признании границы по Одеру-Нейсе. Однако германская политика Польши не сводилась только к решению германского вопроса, как проблемы объединения Германии и ее места в Европе. Она охватывала культурную, экономическую, научную и гуманитарную сферы. Политика Польши по германскому вопросу предусматривала взаимодействие с рядом государств, но наиболее важными ее составляющими были, естественно, взаимоотношения с ГДР и ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF POLISH-GERMAN RELATIONS IN 1949-1955

In the article considers the policy of Poland toward the German question in 1949-1955. The German question - one of the major geopolitical problems of second half of XX century. For Poland realization of the German question consisted, first of all, in definition of a political system of Germany, recognition of borders after Oderu-Neisse. However, the German policy of Poland was not reduced only to the decision of the German question as problems of unification of Germany and its place in Europe. It covered cultural, economic, scientific and humanitarian spheres. The policy of Poland on the German question provided interaction with a number of the states, but its most important components were, naturally, relations with the GDR and the FRG.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1949-1955 ГГ»

References and Sources

1. V Pol'she napomnili RF, chto ona pomogla razvyazat' Vtoruyu mirovuyu vojnu // ZN, UA [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://zn.ua/WORLD/v-polshe-napomnili-rf-chto-ona-pomogla-razvyazat-vtoruyu-mirovuyu-voynu-321893_.html. - Data dostupa: 21.08.2020.

2. European Parliament resolution of 19 September 2019 on the importance of European remembrance for the future of Europe // European Parliament [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2019-0021_EN.html. - Data dostupa: 21.08.2020.

3. Putin V.V. 75 let Velikoj Pobedy: obshchaya otvetstvennost' pered istoriej i budushchim // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/63527. Data dostupa: 21.08.2020.

4. 1941 god. Dokumenty i materialy k 70-letiyu nachala Velikoj Otechestvennoj vojny: v 2 t. / sost.: YU. A. Nikiforov [i dr.]. - SPb.: FGBU «Prezidentskaya biblioteka imeni B. N. El'cina», 2011. - T. 1.

5. Agenturnoe soobshchenie «Dory» iz Zhenevy o kolichestve germanskih divizij na vostoke i date vystupleniya Germanii protiv SSSR // Arhiv A.N. Yakovleva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1001648. - Data dostupa: 21.08.2020.

6. Soobshchenie «Dory» iz Cyuriha ot 22 aprelya 1941 g. // Arhiv A.N. Yakovleva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1001648. - Data dostupa: 21.08.2020.

7. Vahrameev A.B., Kuleshov S.G. Ocherki istorii sovetskoj vneshnej politiki (1917-1991 gg.). - M.: Vuz. kn., 2007. - 332 s.

8. Iz agenturnogo soobshcheniya «Al'ty» ob oficial'nom oproverzhenii sluhov o podgotovke k vojne s SSSR // Arhiv A. N. Yakovleva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1001806. - Data dostupa: 21.08.2020.

9. Spravka, predstavlennaya ministru inostrannyh del Germanii I. fon Ribbentropu na osnove agenturnyh donesenij ot 28 maya 1941 g. [Elektronnyj resurs] // Arhiv A.N. Yakovleva. - Rezhim dostupa: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011863. - Data dostupa: 20.08.2020.

10. Specsoobshchenie Razvedyvatel'nogo Upravleniya General'nogo shtaba Krasnoj Armii «O mobilizacionnyh meropriyatiyah v sopredel'nyh s SSSR kapitalisticheskih stranah» // Arhiv A.N. Yakovleva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1001646. - Data dostupa: 21.08.2020.

11. Zapiska NKGB SSSR I.V. Stalinu, V.M. Molotovu i S.K. Timoshenko [Elektronnyj resurs] // Arhiv A.N. Yakovleva. - 2020. -Rezhim dostupa: https://alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/55813. - Data dostupa: 20.08.2020.

12. Soobshchenie NKGB SSSR I.V. Stalinu i V.M. Molotovu [Elektronnyj resurs] // Arhiv A.N. Yakovleva. - 2020. - Rezhim dostupa: https://alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/55838. - Data dostupa: 20.08.2020.

МИГУН ДМИТРИЙ АДАМОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры историко-культурного наследия Беларуси, Республиканского института высшей школы (ditmar-2006@tut.by)

MIGUN, DMITRIY A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Professor of the Department of Historical and Cultural Heritage of Belarus, Republican Institute of Higher Education (ditmar-2006@tut.by).

УДК 94(430+438)«1949/1955»

ГАВРИЛОВЕЦ Л.В. К ВОПРОСУ О ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1949-1955 ГГ.

Ключевые слова: Польша, ГДР, ФРГ, граница, договор, соглашение, дипломатические отношения, демаркация, ратификация, сотрудничество, Одер-Нейсе.

В статье рассматривается политика Польши в отношении германского вопроса в 1949-1955 гг. Германский вопрос - одна из важнейших геополитических проблем второй половины XX в. Для Польши реализация германского вопроса заключалась, прежде всего, в определении политического устройства Германии, признании границы по Одеру-Нейсе. Однако германская политика Польши не сводилась только к решению германского вопроса, как проблемы объединения Германии и ее места в Европе. Она охватывала культурную, экономическую, научную и гуманитарную сферы. Политика Польши по германскому вопросу предусматривала взаимодействие с рядом государств, но наиболее важными ее составляющими были, естественно, взаимоотношения с ГДР и ФРГ.

GAVRILOVETS, L.V. TO THE QUESTION OF POLISH-GERMAN RELATIONS IN 1949-1955

Keywords: Poland, GDR, FRG, border, treaty, agreement, diplomatic relations, demarcation, ratification, cooperation, Oder-Neisse

In the article considers the policy of Poland toward the German question in 1949-1955. The German question - one of the major geopolitical problems of second half of XX century. For Poland realization of the German question consisted, first of all, in definition of a political system of Germany, recognition of borders after Oderu-Neisse. However, the German policy of Poland was not reduced only to the decision of the German question as problems of unification of Germany and its place in Europe. It covered cultural, economic, scientific and humanitarian spheres. The policy of Poland on the German question provided interaction with a number of the states, but its most important components were, naturally, relations with the GDR and the FRG.

В послевоенной истории польско-германских отношений можно выделить несколько периодов, связанных с установлением и развитием официальных контактов между польским и германскими государствами. Первый из них, характеризующий становление межгосударственных отношений в 1949-1955 гг., - это период образования двух германских государств с разной общественно-политической системой развития - ФРГ и ГДР. Именно в это время были

установлены наиболее тесные и близкие контакты между Варшавой и Восточным Берлином, заключен Згожелецкий договор 1950 года с ГДР о признании границы по линии Одер-Нейсе. Что касается взаимоотношений Польши с ФРГ, то именно вопрос о границе стал предметом особенно длительного спора между Варшавой и Бонном.

Для Польши раздел Германии являлся ничем иным, как одним из элементов сохранения своей безопасности в условиях, когда Бонн отказывался признать границу по линии Одер-Нейсе в соответствии с международным правом. Решение данной проблемы являлось первостепенной задачей для польского правительства, поэтому все остальные вопросы, связанные с развитием польско-западногерманских отношений, имели в этот период второстепенное значение. Таким образом, образование ГДР и ФРГ поставило в повестку дня вопрос об отношении этих государств к Потсдамскому соглашению, а также об их взаимоотношениях с ПНР. ГДР, в целом, выполняла основные пункты Потсдамского соглашения. ФРГ не считала решения Потсдамской конференции по Германии, прежде всего относительно ее границ, окончательными. В этих условиях основной задачей Польши стала борьба за признание границ по Одеру-Нейсе, а также против ремилитаризации Западной Германии и проводимой ею политики изоляции ГДР.

Основные направления польской внешней политики были обусловлены наиболее существенными жизненными потребностями страны. Большое значение Польша придавала развитию отношений с ГДР, так как видела в этом один из важных факторов, обеспечивающих признание своих западных границ. Это нашло отражение в Згожелецком договоре (июль 1950 г.), в котором ГДР признала западную границу Польши и урегулировала все практические проблемы, связанные с ее обозначением на местности. Польское правительство желало также нормализовать отношения и с ФРГ, но существовали два момента, которые мешали федеральному правительству ФРГ установить дипломатические отношения с Польшей. Во-первых, правительство Польши ставило вопрос об установлении дипломатических отношений в зависимость от официального признания западной польской границы. Во-вторых, федеральное правительство было обеспокоено, что дипломатические отношения со страной, поддерживающей такие же отношения с ГДР, могли бы косвенно усилить положение «советской зоны оккупации», признание которой отклонялось федеральным правительством.

Весь этот комплекс вопросов, в конечном счете, оказался тесно связанным с «доктриной Хальштейна» (сентябрь 1955 г.). Целью «доктрины Хальштейна» являлось оказание дипломатического нажима на государства, установившие отношения с ГДР, которые должны были выбирать между дипломатическими отношениями с ФРГ или с ГДР. Таким образом, федеральное правительство благодаря «доктрине Хальштейна» создало дополнительный барьер для постепенной нормализации отношений с Польшей. ФРГ намеревалась нанести таким путем удар по ГДР через государства, поддерживающие с ней дипломатические отношения, но практически нанесла удар в первую очередь по своим отношениям с государствами Восточной Европы.

18 октября 1949 г. Польша признала де-юре суверенитет ГДР. В свою очередь, 20 февраля 1950 г. со стороны ГДР последовало предложение об установлении дипломатических отношений между странами. Однако ответ с польской стороны был предоставлен только через восемь дней, так как Варшава желала вначале признания со стороны ГДР границы по Одеру-Нейсе. Необходимо отметить, что руководство СЕПГ вплоть до 1948 г. считало возможным осуществить ревизию польской западной границы, однако Берлинский кризис и наступившее «похолодание» в отношениях Восток - Запад вынудили руководство ГДР расстаться с этой мыслью. Так, делегация руководства СЕПГ, находившаяся на переговорах с руководством ПОРП в 1948-1949 гг. в Варшаве вынуждена была согласиться, что без признания польской западной границы не может быть и речи об установлении дипломатических отношений между государствами. Кроме того, руководство ГДР было заинтересовано в тот период в развитии торгово-экономических связей с Польшей. Во время визита в Варшаву вице-премьера В. Ульбрихта 5-6 декабря 1950 г. было подписано несколько договоров, соглашений и протоколов, касающихся различных направлений торгово-экономического, научного, культурного и финансового сотрудничества двух государств [1, 8. 83].

Однако наибольшее политическое значение имела Варшавская декларация об установленной и существующей межгосударственной границе по Одеру-Нейсе, после заключения которой через месяц последовало подписание договора, регулирующего также пограничное

движение между государствами и судоходство в пограничных водах. 6 июля 1950 г. премьер-министр Польши Ю. Циранкевич и премьер-министр ГДР О. Гротеволь подписали Згожелецкий договор о демаркации польско-германской границы. Договор включал преамбулу и восемь статей. Преамбула ссылается на Потсдамское соглашение как на соглашение, установившее границу по Одеру-Нейсе, а также на Варшавскую декларацию, подчеркивая, что по отношению к ней Згожелецкий договор носит исполнительный характер. Целью Договора являлось «создание нерушимых основ мирного и добрососедского сосуществования двух народов». При этом граница по Одеру-Нейсе рассматривалась как граница мира, дружбы и сотрудничества между польским и немецким народами [2]. Договор также предусматривал создание смешанной германо-польской комиссии, которая должна была осуществить работу по демаркации польско-германской границы.

9 августа 1950 г. Згожелецкий договор был ратифицирован Народной палатой ГДР, а вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в ноябре того же года.

В результате признания восточногерманским правительством польской западной границы, между Польшей и ГДР были заключены три соглашения: Декларация Правительства Польской Республики и Правительства ГДР о демаркации установленной и существующей польско-германской границе на Одре и Нейсе, соглашение и акт о демаркации, подписанный 27 января 1951 г. в Франкфурте-на-Одере [3, с. 191-192]. 22 января 1952 г. состоялся обмен ратификационными грамотами. Особое внимание следует обратить на формулировку, содержавшуюся в статье 1 Згожелецкого договора, в которой речь шла о границе по Одеру-Нейсе, как о «государственной границе между Польшей и Германией», а не о государственной границе между Польшей и ГДР. Такая формулировка означала, что, в случае объединения обоих германских государств, граница по Одеру-Нейсе не подлежит изменению - она будет основываться на решениях Потсдамской конференции [4, с. 46].

Подписывая Варшавскую декларацию, а затем Згожелецкий договор, правительство ГДР исходило из того, что в интересах развития дружественных отношений с соседними странами, в интересах европейской безопасности необходимо отказаться от территорий восточнее линии Одер-Нейсе. Таким образом, договор ПНР с ГДР от 6 июля 1950 г. создал предпосылки для того, чтобы ГДР, как суверенное государство, стала полноправной участницей Варшавского договора [5, с. 10]. Однако вопрос о признании границы по Одеру-Нейсе представлял особую проблему, которая осложнялась тем, что существовали два германских государства и оба претендовали на то, что являются правопреемниками бывшего рейха. В связи с этим оба германских государства считали себя призванными определить свою позицию в отношении польско-германской границы.

Но их позиции в этом вопросе были прямо противоположны. Признав Потсдамское соглашение в качестве правовой основы территориального урегулирования, ГДР заключила с Польшей пограничные соглашения.

Позиция правительства ФРГ в отношении границы с самого начала была резко враждебной. Надо отметить, что правительство ФРГ допускало разнообразие в формулировках своей позиции в отношении границы. Так, вначале правительство ФРГ заявляло, что никакое германское правительство никогда не сможет признать границу по Одеру-Нейсе, что следует подумать о создании польско-германского кондоминиума на возвращенных землях. По мнению Бонна, ни правительство ФРГ, ни правительство ГДР не правомочны были решать вопрос о границе. Этот вопрос относился к компетенции будущего общегерманского правительства. В свою очередь правительство ФРГ было готово дать гарантии, что не будет стремиться к изменению нынешнего статус-кво с помощью силы. Такое различие позиций было обусловлено важными политическими соображениями. Однако во всех этих случаях оспаривалось именно то, что граница установлена окончательно. Позиция ФРГ по вопросу о западной границе Польши была связана с отказом признать обязательную силу Потсдамского соглашения в отношении Германии [3, с. 154].

В дальнейшем польско-восточногерманские отношения развивались на уровне межпартийных и межгосударственных контактов. Так, в 1950 г. визит в Польшу совершил президент ГДР В. Пик, а в 1951 г. с ответным визитом в ГДР побывал Б. Берут. 6 октября 1953 г. состоялся обмен дипломатическими представителями в ранге послов. В июле 1950 г. было заключено и первое торговое соглашение о товарообороте и платежах. Оно предусматривало увеличение обоюдного товарооборота на 60 % по сравнению с 1949 годом (товарооборот между странами составлял 147,8 млн руб.), и о предоставлении ГДР правительством ПНР кредитных

льгот при товарообмене [6, 8. 535]. В первой половине 1950-х гг. импорт из ГДР в Польшу составлял около 10 %, а экспорт - 14,5 %. В 1953 г. страны достигли довоенного уровня товарообмена между Польшей и всей Германией. Торговый оборот Польши с ГДР составил около 10 % всего торгового оборота Польши с зарубежными странами, при этом по своему удельному весу ГДР занимала в нем второе место после СССР.

Необходимо отметить, что с польской стороны в 1950-х гг. была оказана существенная помощь ГДР в вопросах доставки сырья, в частности каменного угля и сельскохозяйственных продуктов. Сотрудничество двух стран характеризовало также наличие элементов промышленной кооперации. Экономическое сотрудничество между странами охватывало широкий спектр отраслей и проблем народного хозяйства двух стран. В то время было заключено свыше 40 соглашений, в том числе и в таких сферах деятельности, как электроника, электротехника, машиностроение, обрабатывающая промышленность. Широкое развитие получило сотрудничество двух стран в строительной области. В стадию реализации вошло постановление о совместном строительстве текстильного комбината в Польше, который должен был стать образцом для создания последующих текстильных предприятий на основе совместного капитала Польши и ГДР [7, 8. 225-226].

Тогда же были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве, платежное соглашение и протокол о культурном сотрудничестве. Соглашение о техническом и научно-техническом сотрудничестве охватывало следующие вопросы: разработка и предоставление технической документации в области конструирования, технологии, процесса производства и эксплуатации, обмен опытом в области организации труда, производственно-техническим опытом, оказание помощи в форме консультаций и экспертиз в области монтажа и пуска производства в эксплуатацию, сотрудничество в области профессионального обучения и научно-технических исследований [8, с. 352].

Протокол о культурном сотрудничестве предусматривал расширение обмена учеными, организацию чтения докладов и лекций. Он способствовал обоюдному ознакомлению с организацией и деятельностью научных обществ и учреждений в обоих государствах, обмену научными и литературными изданиями, периодической печатью и журналами. Договор предоставлял ученым возможность проводить научную и практическую работу, используя материалы, находящиеся в музеях, архивах, библиотеках обеих стран, в соответствии с существующими правилами, ориентировал на углубление культурного сотрудничества путем распространения и показа театральных пьес, фильмов, музыкальных произведений [8, с. 354].

Еще в 1948 г. руководство СЕПГ отдало распоряжение создать в Берлине Товарищество имени Гельмута фон Герлаха, целью которого являлось развитие культурных, экономических и политических контактов с Польшей. В марте 1950 г. товарищество было переименовано в германо-польское объединение по вопросам мира и добрососедства. В организованных объединением мероприятиях принимали участие представители СЕПГ, а начиная с июня 1952 г. руководство объединения стало проводить совместные культурные мероприятия с польской стороной, войдя в состав Товарищества по культурным связям с заграницей.

Следует отметить и тот факт, что в 1950-х гг. все наиболее важные польские законы, направленные против немцев, проживавших на территории Польши, были отменены. Лица немецкого происхождения могли на основе нового Закона о гражданстве от 8 января 1951 г. получить польское гражданство [9, 8. 362]. Кроме того, было заключено правительственное соглашение, согласно которому польская сторона согласилась на репатриацию 40 000 военнопленных немцев из Нижнесилезского угольного бассейна в ГДР. 23 августа 1953 г. польское правительство, по согласованию с руководством СССР, официально отказалось от выплаты германских репараций со стороны ГДР, начиная с 1 января 1954 года. 20 сентября 1955 г. руководство ПНР окончательно признало суверенитет ГДР в связи с ее вхождением в состав ОВД.

В отношении ФРГ польские власти проводили совершенно иной внешнеполитический курс, который отличался от их взаимоотношений с восточногерманским государством. Изначально руководство Польши высказало официальный протест против образования ФРГ в ноте от 5 октября 1949 г., представленной европейским государствам. В ней польское правительство отметило, что образование ФРГ - это нарушение Потсдамских соглашений. В польской прессе утверждалось, что образование ФРГ и правительства в Бонне ни что иное как нарушение

Парижских соглашений, согласно которым западные государства брали на себя обязательства обеспечить объединение Германии [1, 8. 120]. Таким образом, под воздействием общей международной ситуации и политики двух германских государств во второй половине 1950-х гг., сформировалась проблема объединения Германии, по которой свою точку зрения высказали и польские политики.

Польское правительство в своих заявлениях подчеркивало невозможность решения проблемы объединения Германии без участия двух германских государств. Одновременно польское правительство отвергало различные концепции западных государств, касающиеся решения вопроса объединения Германии через ликвидацию ГДР. Это означало не только признание существования ГДР, как суверенного государства, но также ее роли, как одного из факторов безопасности в Центральной Европе. Польское правительство критиковало западные предложения в деле объединения Германии, основывавшиеся на так называемых «свободных выборах», одновременно поддерживая предложения, изложенные правительством ГДР. Что касается первой проблемы, то польское правительство выдвигало четыре основных аргумента: «свободные выборы», как метод объединения Германии, нереалистичны в связи с фактом существования двух германских государств; предложенные ФРГ принципы объединения означали бы усиление германских милитаристских сил, а в результате предложенного Западом плана объединения возникло бы сильное империалистическое германское государство; попытки объединения на западном базисе стали бы нарушением силовой системы и могли бы привести к возникновению нового конфликта. Польское правительство посчитало необходимым поддержать позицию ГДР по объединению Германии, в основе которой была идея постепенного сближения двух германских государств на основе укрепления доверия между ними [10, 1. 129].

30 января 1955 г. польское правительство сделало заявление о прекращении состояния войны с Германией и, обращаясь к Государственному Совету ПНР, выступило с предложением узаконить это решение специальным договором. В заявлении рассматривалось два варианта решения германской проблемы. Правительство Польши изъявило желание установить партнерские отношения с двумя германскими государствами: в первую очередь установить дипломатические отношения с ФРГ и тем самым укрепить польско-германскую границу. Не исключалась возможность и объединения Германии: «Усилия правительства ПНР направлены на решение германской проблемы путем мирного объединения Германии на демократических основах. А также заключения справедливого мирного договора, создающего условия для мирного существования суверенного германского государства с другими государствами» [11, 8. 81-82]. Постановлением от 18 февраля 1955 г. Государственный Совет ПНР объявил о прекращении состояния войны с Германией. В постановлении указывалось, что правительство ПНР непременно поддерживало усилия, направленные на мирную стабилизацию европейских отношений, которые исключают возрождение германского милитаризма, а также включение Германии в западные военные блоки. ПНР установила дружественные отношения с ГДР и стремилась к их дальнейшему укреплению, а также к развитию мирных и добрососедских отношений со всем немецким народом [12, s. 129].

Совет ПНР решил «прекратить состояние войны между Польшей и Германией, установить мирные отношения и, действуя на основе прав и обязательств, вытекающих из международных соглашений, касающихся ликвидации последствий войны с Германией, продолжать усилия в деле мирного урегулирования германской проблемы в интересах мира и безопасности Польши и других европейских народов» [12, s. 129]. 16 марта 1955 г. высший законодательный орган государства -Сейм ПНР - принял специальную декларацию «О внешней политике». В декларации отмечалось, что существующая международная обстановка выдвигает перед польским народом задачу всестороннего развития усилий для дальнейшего укрепления сил Польской Народной Республики в борьбе против Парижских соглашений [13, 8. 503].

Во время дебатов о ратификации Варшавского договора в Сейме 19 мая 1955 г. среди депутатов от ПОРП появилось новое мнение о возможности решить германский вопрос, связанный с ратификацией Парижских договоров. По их мнению, Парижские договоры отодвинули на неопределенное время перспективу объединения Германии. Однако существовал и другой вариант решения данной проблемы - это путь германо-германского диалога, а также признания ГДР и ФРГ. После фиаско Женевской конференции ПОРП пришла к выводу, что и этот

вариант решения германского вопроса связан с трудностями, возникшими в связи с несогласованностью позиций четырех государств-победителей [14, 8. 69].

Как отмечало польское правительство, в 50-х гг. XX в. особое место в западногерманской пропаганде занимали аргумент о лишении германского народа права на самоопределение и требования реализации этого права. Ссылаясь на право самоопределения, правительство ФРГ, в первую очередь, выдвигало территориальные требования в отношении польских западных и северных земель, а также стремилось провести политику, направленную на ликвидацию и поглощение ГДР. Польское правительство отрицательно отнеслось к боннской интерпретации права на самоопределение и подчеркнуло безосновательность требований Бонна. Оно отметило, что на польских западных землях не проживает немецкое население, а население ГДР уже осуществило свое право на самоопределение [15, 1. 129].

Выдвигая аргументы против требований ФРГ по вопросу самоопределения, правительство Польши указывало на необходимость окончательного признания существующих границ Германии и на факт существования двух германских государств. А для действенного противопоставления пропаганде ФРГ по вопросу самоопределения, по мнению польского правительства, необходимым являлось укрепление сотрудничества Польши и ГДР, особенно сотрудничества между научными и издательскими организациями двух стран, занимающимися данной проблематикой [15, 1. 130]. По мнению правительства ПНР, заключение мирного договора с Германией, а также достижение соглашения в сфере европейской безопасности (создание безатомной зоны в Центральной Европе) могли привести к прогрессу в процессе объединения двух германских государств. А это было возможно только посредством прямых переговоров между двумя государствами при полном уважении и сохранении суверенных прав ГДР. Однако правительство ФРГ игнорировало существование ГДР и отвергало все предложения восточногерманского правительства по урегулированию проблемы объединения. Не способствовала этому и «доктрина Хальштейна», в которой ФРГ утверждала, что налаживание дипломатических отношений с ГДР признается как акт, способствующий углублению разделения Германии.

Необходимо отметить, что предложения о нормализации отношений между Польшей и ФРГ были впервые выдвинуты в польском правительственном заявлении от 31 января 1955 г. о прекращении состояния войны с Германией. Через месяц, 16 марта 1955 г. в Сейме председатель Совета министров ПНР Ю. Циранкевич заявил о готовности польского правительства нормализовать отношения с ФРГ, а 6 июля 1955 г. Первый секретарь ЦК ПОРП Б. Берут повторно подтвердил готовность Польши к установлению дипломатических отношений с Бонном [16, 8. 156]. Однако выраженная Польшей готовность к нормализации отношений с ФРГ не нашла положительного отклика в правительственных кругах Западной Германии. Усложнялось урегулирование вопроса о нормализации отношений с Польшей и тем, что последняя поддерживала дипломатические отношения с ГДР, а нормализация отношений между Польшей и ФРГ означала бы признание ФРГ факта раздела Германии на два немецких государства. Поэтому в аргументации официальных кругов Бонна подчеркивалось, что отношения с Польшей не могут быть нормализованы, пока не решены важные политические проблемы в отношениях между двумя германскими государствами, а именно в вопросе границ и объединения Германии.

22 сентября 1955 г. была провозглашена уже упоминавшаяся «доктрина Хальштейна», согласно которой установление какой-либо страной дипломатических отношений с «режимом зоны» рассматривалось как враждебный акт по отношению к ФРГ. Она являлась основным принципом политики федерального правительства и гласила, что правительство ФРГ не должно устанавливать дипломатических отношений с государствами, поддерживающими такие же отношения с ГДР. Если они примут решение в пользу последней, то должны отдавать себе отчет, что им придется отказаться от дипломатических отношений с ФРГ. Позднее на совещании послов ФРГ за рубежом в декабре 1955 г. было конкретизировано, что с любым государством, которое признает ГДР, будут разорваны дипломатические отношения [17, 1. 12]. Поэтому вполне логично, что ФРГ не устанавливала дипломатические отношения с Польшей.

Таким образом, федеральное правительство благодаря «доктрине Хальштейна» закрыло перед собой возможность сделать все от него зависящее для постепенного восстановления нормальных межгосударственных отношений с Польшей. Оно намеревалось нанести таким путем удар по ГДР через государства, установившие с ней дипломатические отношения, но практически

нанесло удар в первую очередь по отношениям Федеральной Республики с небольшими государствами Восточной Европы [18, с. 70]. Все эти государства уже давно имели дипломатические отношения с ГДР, а поэтому как бы не существовали для ФРГ.

Такое положение создавало дополнительные проблемы для польской политики на германском направлении. Но в тоже время предпосылкой нормализации польско-западногерманских отношений явились торгово-экономические связи между Польшей и ФРГ. Оживление торговых отношений стало очевидным в 1955 г. Подписанное 17 февраля 1955 г. торговое соглашение между Польшей и ФРГ свидетельствовало о том, что польская сторона будет закупать в ФРГ товары на выгодных кредитных условиях. Предметом экспорта ФРГ в Польшу являлся вывоз технических товаров, предметов оптики, химической промышленности и фармацевтики. Товарооборот Польши с ФРГ в 1955 г. увеличился по сравнению с 1954 г. на 58 % и составил 212,3 млн злотых (1954 г. - 133,9 млн злотых) [19, s. 126].

В 1955 г. до 20,3 % вырос экспорт из Польши в ФРГ машин и оборудования, а также товаров широкого потребления. Однако в торговых отношениях с ФРГ сохранялся традиционный раздел: Польша экспортировала сырье, полуфабрикаты, продовольственные товары, а ФРГ - машины и оборудование, полуфабрикаты и товары химической промышленности, то есть товары высокой степени обработки. Самые высокие позиции польского экспорта в ФРГ составляли каменный уголь - 38 %, лесоматериалы - 8,5 %, продовольственные товары - 30,9 %, полуфабрикаты - 15,6 %, продукция химической промышленности - 1,2 %. И только 0,027 % всего польского экспорта в ФРГ составляли машины и оборудование [19, s. 127-128].

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в 1949-1955 гг. внешняя политика Польши по германскому вопросу была ориентирована, прежде всего, на решение проблем: 1) признания западной границы Польши; 2) развития научно-культурных и торгово-экономических связей с ГДР; 3) установления дипломатических отношений с ФРГ. Можно также утверждать, что, лишь начиная с 1955 г., в отношениях Польши и ФРГ появились первые предпосылки установления экономических контактов. В политической сфере, несмотря на желание польского руководства нормализировать отношения с ФРГ, проводимая федеральным правительством политика, опиравшаяся на «доктрину Хальштейна», мешала ФРГ установить отношения с Польшей. На пути установления дипломатических отношений Польши с ФРГ существовало главное препятствие. Правительство ФРГ категорически отказывалось признать окончательными решения Потсдамской конференции относительно польско-германской границы. Польская же сторона считала это обязательным условием нормализации отношений с Западной Германией. С ГДР Польша установила дипломатические отношения, заключив Згожелецкий договор о польско-германской границе. ПНР признала де-юре суверенитет ГДР и их отношения строились преимущественно на основе последовательного развития экономических, культурных и научно-технических связей.

Литература и источники

1. Niemcy i Polacy, 1945-1995 / Oprac. red. K. Kanecka. - Warszawa: W-wo RYTM, 1996. - 199 s.

2. Uklad mi^dzy Rzeczqnpospolitq Polskq a Niemieckq Republik^ Demokratycznq o wytyczeniu ustalonej i istniejqcej polsko-niemieckiej granicy panstwowej, Zgorzelec, 6 lipca 1950 r. // Polska w stosunkach mi^dzynarodowych, 1945-1989. Wybór dokumentów / J. Zajqc. - Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 2005. - S. 68-69.

3. Вевюра Б. Польско-германская граница и международное право. - М.: Иностранной литературы, 1959. - 239 с.

4. СтанковН.Н. ГДР и её восточные соседи. Становление отношений с Польшей и Чехословакией 1949-1955. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. - 132 с.

5. НосковаА.Ф. Згожелецкий договор 1950 г. // Советское славяноведение. - 1975. - №5. - С. 3-12.

6. Basinski E. Od Lublina do Zgorzelca. Wspóldzialanie Polski i ZSSR w rozwiqzywaniu problemu niemieckoge 1944-1950. -Warszawa: Ksiqzka i Wiedza, 1980. - 590 s.

7. Bodnar A. Wybrane problemy mi^dzynarodowe. - Warszawa: Ksiqzka i Wiedza, 1972. - 565 s.

7. Документы о внешней политике правительства Германской Демократической Республики / Под ред. З. Шейниса. - М.: Иностранной литературы, 1955. - 684 с.

8. Broszat M. 200 lat niemieckiej polityki wobec Polski. - Warszawa: Volumen, 1999. - 417 s.

9. Problem samostanowienia i zjednoczenia Niemiec. AMSZ. Z. 26. W.5. T.41. L. 129-131.

10. Oswiadczenie rzqdu PRL w sprawie pokojowego uregulowania problemu niemieckiego, Warszawa, 30 stycznia 1955 r. // Polityka i dyplomacja polska wobec Niemiec. T.1. 1945-1970. / Wst^p, wybór i opracowanie dokumentów M. Tomala. - W-wa: DW ELIPSA, 2005. - S. 81-82.

11. Uchwala Rady Panstwa Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej o zakonczeniu stanu wojny mi^dzy Polskq a Niemcami, Warszawa, 18 lutego 1955 r. // Polska w stosunkach mi^dzynarodowych, 1945-1989. / Wybór dokumentów J. Zajqc. - W-wa: UW, 2005. - S. 129.

12. Deklaracja Sejmu PRL na temat polityki zagranicznej, Warszawa, 16 marca 1955 r. // Dokumenty i materialy do stosunköw Polski z Niemieckq Republik^ Demokratycznq T. 1 pazdzernik 1949 - maj 1955. - Wroclaw - W-wa - Gdansk - Lodz: WPAN, 1986. - S. 503-504.

13. Polacy wobec Niemcöw. Z dziejöw kultury politycznej Polski 1945-1989. - Poznan: IZ, 1993. - 462 s.

14. Problem samostanowienia i zjednoczenia Niemiec. AMSZ. Z. 26. W. 5. T. 41. L. 129-131.

15. Sulek J. Stanowisko rzqdu NRF wobec granicy na Odrz^ i Nysie Luzyckiej (1949-1966). - Poznan: IZ, 1969. - 422 s.

16. Notatka w sprawie glosöw w NRD na marginesie dyskusji o stosunkach Polska-NRF. AMSZ. Z. 26. W. 2. T. 18. L. 11-12.

17. РашГ. Куда идет Западная Германия? - М.: Прогресс, 1965. - 139 с.

18. Ziolkowski J. Uczesnictwo Niemieckiej Republiki Federalnej w targach Poznanskich na tle rozwoju polsko-niemieckich stosunköw handlowych // Przeglqd Zachodni. - 1956. - Nr. 9-10. - S. 118-138.

References and Sources

1. Niemcy i Polacy, 1945-1995 / Oprac. red. K. Kanecka. - Warszawa: W-wo RYTM, 1996. - 199 s.

2. Uklad mi^dzy Rzecz^npospolit^ Polsk^ a Niemieck^ Republik^ Demokratyczn^ o wytyczeniu ustalonej i istniej^cej polsko-niemieckiej granicy panstwowej, Zgorzelec, 6 lipca 1950 r. // Polska w stosunkach mi^dzynarodowych, 1945-1989. Wybör dokumentöw / J. Zaj^c. - Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 2005. - S. 68-69.

3. Vevyura B. Pol'sko-germanskaya granica i mezhdunarodnoe pravo. - M.: Inostrannoj literatury, 1959. - 239 s.

4. Stankov N.N. GDR i eyo vostochnye sosedi. Stanovlenie otnoshenij s Pol'shej i CHekhoslovakiej 1949-1955. - Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1991. - 132 s.

5. Noskova A.F. Zgozheleckij dogovor 1950 g. // Sovetskoe slavyanovedenie. - 1975. - №5. - S. 3-12.

6. Basinski E. Od Lublina do Zgorzelca. Wspöldzialanie Polski i ZSSR w rozwi^zywaniu problemu niemieckoge 1944-1950. - Warszawa: Ksi^zka i Wiedza, 1980. - 590 s.

7. Bodnar A. Wybrane problemy mi^dzynarodowe. - Warszawa: Ksi^zka i Wiedza, 1972. - 565 s.

7. Dokumenty o vneshnej politike pravitel'stva Germanskoj Demokraticheskoj Respubliki / Pod red. Z. SHejnisa. - M.: Inostrannoj literatury, 1955. -684 s.

8. Broszat M. 200 lat niemieckiej polityki wobec Polski. - Warszawa: Volumen, 1999. - 417 s.

9. Problem samostanowienia i zjednoczenia Niemiec. AMSZ. Z. 26. W.5. T.41. L. 129-131.

10. Oswiadczenie rz^du PRL w sprawie pokojowego uregulowania problemu niemieckiego, Warszawa, 30 stycznia 1955 r. // Polityka i dyplomacja polska wobec Niemiec. T.1. 1945-1970. / Wst?p, wybör i opracowanie dokumentöw M. Tomala. - W-wa: DW ELIPSA, 2005. - S. 81-82.

11. Uchwala Rady Panstwa Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej o zakonczeniu stanu wojny mi^dzy Polsk^ a Niemcami, Warszawa, 18 lutego 1955 r. // Polska w stosunkach mi^dzynarodowych, 1945П1989. / Wybor dikumentöw J. Zaj^c. - W-wa: UW, 2005. - S. 129.

12. Deklaracja Sejmu PRL na temat polityki zagranicznej, Warszawa, 16 marca 1955 r. // Dokumenty i materialy do stosunköw Polski z Niemieck^ Republik^ Demokratyczn^ T. 1 pazdzernik 1949 - maj 1955. - Wroclaw - W-wa - Gdansk - Lodz: WPAN, 1986. - S. 503-504.

13. Polacy wobec Niemcöw. Z dziejöw kultury politycznej Polski 1945-1989. - Poznan: IZ, 1993. - 462 s.

14. Problem samostanowienia i zjednoczenia Niemiec. AMSZ. Z. 26. W. 5. T. 41. L. 129-131.

15. Sulek J. Stanowisko rz^du NRF wobec granicy na Odrz? i Nysie Luzyckiej (1949-1966). - Poznan: IZ, 1969. - 422 s.

16. Notatka w sprawie glosöw w NRD na marginesie dyskusji o stosunkach Polska-NRF. AMSZ. Z. 26. W. 2. T. 18. L. 11-12.

17. Rash G. Kuda idet Zapadnaya Germaniya? - M.: Progress, 1965. - 139 s.

18. Ziolkowski J. Uczesnictwo Niemieckiej Republiki Federalnej w targach Poznanskich na tle rozwoju polsko-niemieckich stosunköw handlowych // Przegl^d Zachodni. - 1956. - Nr. 9-10. - S. 118-138.

ГАВРИЛОВЕЦ ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и обществоведческих дисциплин Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина, Республика Беларусь, Мозырь (lussjawlad@mail.ru).

GAVRILOVETS, LYUDMILA V - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and Social Sciences, Mozyrsky State Pedagogical University of a name of I.P. Shamjakin, Republic of Belarus, Моzyr (lussjawlad@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.