Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ИППОДРОМОВ В ИСТОРИИ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ АЛЕКСАНДРИИ'

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ИППОДРОМОВ В ИСТОРИИ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ АЛЕКСАНДРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Поздняя Античность / ранняя Византия / Александрия / Египет / ипподром / волнения / конфликты. / Late Antiquity / Early Byzantium / Alexandria / Egypt / hippodrome / unrest / conflict.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Руднева М. А., Шелудченко Ю. В.

В ранневизантийское время шел процесс трансформации классических форм культуры под влиянием христианизации. В Александрии, как и в других крупных городах Восточной Римской империи, значительную роль в жизни общества играли ипподромы. В исследуемое время в Александрии приобрели популярность гонки на колесницах. Этот зрелищный вид состязаний способствовал концентрации большого количества населения на ипподромах. Массовое скопление народа обусловливало повышение роли ипподромов в политической жизни общества. Вокруг гонок на колесницах формировались партии ипподрома (фракции цирка), которые принимали участие в насильственных эпизодах периодов политической нестабильности в городе и регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE POLITICAL ROLE OF HIPPODROMES IN THE HISTORY OF EARLY BYZANTINE ALEXANDRIA

In Early Byzantine times, there was a process of transformation of classical forms under the influence of Christianization. In Alexandria, as in other large cities of the Eastern Roman Empire, hippodromes played a significant role in the life of society. During the time under study, chariot racing became popular in Alexandria. This spectacular type of competition attracted a large number of people. The accumulation of population at hippodromes led to an increase in their role in the political life of society. Hippodrome parties (circus factions) formed around chariot racing and took part in violent episodes during periods of political instability in the city and region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ИППОДРОМОВ В ИСТОРИИ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ АЛЕКСАНДРИИ»

УДК 94 (495).01

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ИППОДРОМОВ В ИСТОРИИ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ АЛЕКСАНДРИИ

© 2024 М. А. Руднева1, Ю. В. Шелудченко2

1 кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей

истории e-mail: rudneva @ bsu. edu. ru 2кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей

истории e-mail: sheludchenko @ bsu. edu. ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В ранневизантийское время шел процесс трансформации классических форм культуры под влиянием христианизации. В Александрии, как и в других крупных городах Восточной Римской империи, значительную роль в жизни общества играли ипподромы. В исследуемое время в Александрии приобрели популярность гонки на колесницах. Этот зрелищный вид состязаний способствовал концентрации большого количества населения на ипподромах. Массовое скопление народа обусловливало повышение роли ипподромов в политической жизни общества. Вокруг гонок на колесницах формировались партии ипподрома (фракции цирка), которые принимали участие в насильственных эпизодах периодов политической нестабильности в городе и регионе.

Ключевые слова: поздняя Античность, ранняя Византия, Александрия, Египет, ипподром, волнения, конфликты.

ON THE QUESTION OF THE POLITICAL ROLE OF HIPPODROMES IN THE HISTORY OF EARLY BYZANTINE ALEXANDRIA

© 2024 M. A. Rudneva1, Yu. V. Sheludchenko2

1Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of World History

e-mail: rudneva @ bsu. edu. ru 2Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of World History

e-mail: sheludchenko @ bsu. edu. ru

Belgorod National Research University

In Early Byzantine times, there was a process of transformation of classical forms under the influence of Christianization. In Alexandria, as in other large cities of the Eastern Roman Empire, hippodromes played a significant role in the life of society. During the time under study, chariot racing became popular in Alexandria. This spectacular type of competition attracted a large number of people. The accumulation of population at hippodromes led to an increase in their role in the political life of society. Hippodrome parties (circus factions) formed around chariot racing and took part in violent episodes during periods of political instability in the city and region.

Keywords: Late Antiquity, Early Byzantium, Alexandria, Egypt, hippodrome, unrest,

conflict.

Александрия Египетская в ранневизантийское время была одним из ключевых городских центров Восточной Римской империи в Средиземноморье. На протяжении

исследуемого времени, вплоть до арабского завоевания Египта в 640-е гг., протекал процесс преобразования этого центра классического образования, воплощавшего идеалы эллинистической культуры, в крупнейший оплот христианства на Востоке. Детальное исследование процесса трансформации городов и их населения в условиях стремительных изменений обладает актуальностью в настоящее время. Важной составляющей культурной жизни александрийцев, как и населения других крупных городов Римской империи, было посещение ипподромов. Они представляли собой место проведения зрелищных представлений с массовым скоплением населения, что обусловливало их общественную роль, в том числе в качестве пространства для публичного волеизъявления [30; 26]. Исследование политической роли ипподромов в ранневизантийской Александрии является важной составляющей получения знаний о процессе изменения публичного пространства ключевых региональных центров Восточного Средиземноморья под влиянием христианизации и медиевализации.

Изучение обозначенной темы требует привлечения широкого круга письменных источников различных жанров (хроника, агиографическая литература и др.), эпиграфических свидетельств и папирологического материала в сочетании с данными археологии. Учитывая малую информативность источников, раскрывающих политическую роль ипподромов в истории Александрии, лишь комплексное исследование источниковой базы позволяет составить представление о том, насколько существенной была эта роль на протяжении ранневизантийского времени.

Общественная и политическая жизнь в ранневизантийской Александрии не отличалась стабильностью и была сопряжена с рядом крупных конфликтов [22]. Город, основанный Александром Македонским в 331 г. до н.э., был практически с самого начала противопоставлен остальному Египту, выступая опорой греко-македонской власти в регионе. Исследователи полагают, что процесс утраты политической субъектности египтянами наиболее интенсивно протекал в период римского владычества [12]. Вместе с этим стоит обратить внимание именно на специфическое положение города в регионе, поскольку существовало четкое разграничение между понятиями Александрия и Египет [1, p. 3-19]. Эта дихотомия наблюдается в лингвистическом аспекте, когда понятия Александрия и Египет используются особо, например, в источниках присутствуют такие обороты, как «Александрия в Египте» («Alexandria ad Aegyptum»); александрийцы писали «о путешествии в Египет» [1, p. 33]; встречается и обратная формула о передвижении из Египта в Александрию (Hist. Aceph. IV. 5). В пользу этого положения говорят и иные свидетельства. Например, автор агиографического труда «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» [8; 21] Палладий Еленопольский (ок. 364 - между 420 и 430 гг.) [13] для именования двух Макариев (Макария Египетского и Макария Александрийского) избрал критерий их происхождения, где один Макарий был «родом египтянин», а второй - «александрийский гражданин» (Pallad. Laus. 17). В представлении Палладия, принадлежность к населению Александрии имеет существенные отличия от египетского происхождения. Специфической составляющей развития города в сравнении с регионом можно считать и тот факт, что в Александрии строились ипподромы. В Египте не было архитектурных традиций строительства стадионов, поскольку первоначально только в Александрии проводились спортивные игры. В начале IV в. по всему Востоку стали популярными скачки в римском стиле [10]. Ипподромы, наряду с тавернами и театрами, составляли основу городской жизни в поздней Античности [4, p. 68, 342]. Гонки на колесницах были одним из наиболее важных и зрелищных представлений этого периода [31].

Отдельные детали роли ипподромов в городской жизни раскрывает монашеская традиция. Участие в качестве зрителя представлений, проводившихся на ипподромах,

не соответствовало аскетическому идеалу египетского монашества и относилось авторами источников к числу «мирских удовольствий» [4, р. 68]. Так, Палладий в «Лавсаике» привел пример тлетворного влияния, оказанного на одного из монахов по имени Эрон, в Александрии. Насельник монастыря направился в город, где «стал посещать зрелища и конские бега», а также проводить время в тавернах (Pallad. Laus. 26). Данный пример приводится как назидательный: городские увеселения демонстрируются в качестве одной из составляющих «нечистой жизни», которая в итоге сгубила монаха (Ibid.). В «Лавсаике» присутствует информация о наставлении, данном Иоанном Ликопольским [4, р. 69] Пимении, чтобы та не плыла по пути из Фиваиды в Александрию, поскольку может «впасть в искушение» (Pallad. Laus. 35). Вместе с этим монахи нуждались в посещении города. В другой части труда Палладия отмечено, что монаха по имени Аффоний посылали в Александрию «по монастырским нуждам», поскольку тот был «недоступен соблазнам» (Pallad. Laus. 32). Подобное отношение к зрелищам было характерным и для трудов отцов церкви [17]. Тем не менее на протяжении ранневизантийского времени практически во всех крупных городах Восточной Римской империи ипподромы продолжали функционировать [30]. Политическую роль партий, формирующихся вокруг гонок на колесницах, отмечали многие исследователи. Ф. И. Успенский, оценивая данную роль партий ипподрома или цирковых фракций, писал, что наличие ипподромов и партий было сопряжено с «борьбой димов, политической интригой, бунтом, беспокоящими правительство притязаниями» [28]. Согласно мнению, высказанному М. В. Левченко, исследование Ф. И. Успенского было новаторским, поскольку ранее ученые отвергали «связь партий цирка с политическими движениями» [20].

Главный ипподром Александрии под названием Лагейон находился в одном из наиболее старых кварталов города - Ракотиде, на юго-западе от крупнейшего языческого храма, посвященного синкретическому божеству, покровителю города [14] Серапису. Проблемы возникновения названия ипподрома, времени его строительства и размера сооружения являются дискуссионными [5, р. 279; 6; 23], что связано с малой репрезентативностью источников [1, р. 112]. Архитектурные особенности, в частности узость трассы и наличие многоуровневых сидений, позволили исследователям выдвинуть версию о том, что здание было построено в эллинистическое время [5, р. 506, 508-509; р. 279]. Первоначально Лагейон использовался в качестве стадиона (для спортивных мероприятий и церемоний), в дальнейшем, как указывают данные археологии, его, вероятно, преобразовали в ипподром, используемый для проведения гонок на колесницах [10]. В источниках содержится информация, что в Александрии был ещё один ипподром [3, р. 82; 4, р. 368; 9; 16], который находился за пределами городских стен (P. Oxy. 34.2725; Strabo. 17. 1. 10). Античный историк Страбон отметил, что ипподром располагался на пути в восточное предместье Александрии под названием Никополь (Strabo. 17. 1. 10) [27]. В диссертационном исследовании И. В. Зайцевой указано, что неподалёку от ипподрома располагался гарнизонный лагерь и эти два объекта топографии были своеобразными доминантами в восточном пригороде Александрии [15, с. 99]. Подобное «соседство» сооружений могло быть связано с необходимостью поддержания порядка в периоды нестабильности в Александрии.

Флавий Филострат (ок. 170-240-е гг. н.э.) в труде «Жизнь Аполлония Тианского», описывая события конца I в., выделил необычайную страсть александрийцев к гонкам на лошадях: когда они собирались посмотреть на скачки, то доходило до «человекоубийства» (Philostr. Vit. АроП. V.26). Согласно мнению К. Хааса, данный фрагмент является одним из немногих, где речь идет о насилии, происходившем непосредственно на ипподроме в Александрии [4, р. 386], при этом

насильственные действия Филострат связал с азартом, вызванным скачками, а не с политическими факторами.

В исследовании С. Ремейзен рассмотрены особенности повышения общественно-политической роли александрийских ипподромов в начале IV в. [10], когда вокруг гонок на колесницах формировались сообщества болельщиков. В Александрии это, по-видимому, привело к профессионализации организации. В папирусах присутствует информация, что в 315 г. деревня Каранис в Файюме отправила три поставки ячменя Гефестиону, гиппотрофу (hippotrophos) Александрийскому - литургическому чиновнику, устроившему скачки, участнику фракции «синих» (венетов) (P. Cair. Isid. 57-58). Это одно из первых упоминаний цирковых фракций в Египте [10]. А. Кэмерон выдвинул гипотезу, что Гефестион мог быть возничим, но главной его обязанностью было распоряжение делами в конюшнях фракции [2, p. 9-10]. Отсутствие подобной информации в других источниках IV в. предполагает, что цирковые группировки еще не играли заметной роли в хоре. До второй половины IV в. отсутствуют данные, которые свидетельствовали бы в пользу популярности скачек за пределами Александрии. В исследовании А. Кэмерона указано на значительные изменения в вопросе финансирования гонок на колесницах: если в IV в. содержание гонок было преимущественно литургией частных агонотетов (устроителей), о чем свидетельствуют данные из Антиохии, Газы и Оксиринха, то к VI в. в Александрии и Кесарии (в Палестине), а также в Риме и Константинополе и большинстве других крупных городов расходы в значительной степени оплачивались из государственных фондов [2, p. 10]. В этом свете интересно замечание К. Хааса о том, насколько маловероятным кажется, что префект субсидировал бы учреждение, чья деятельность противоречила имперским интересам и была связана с частым нарушением покоя в городе [4, p. 65]. В небольших городах по-прежнему значительную роль в этой сфере играли обеспеченные граждане: например, в Оксиринхе устройством скачек занималась богатая семья Апионов [Ibid.].

Одним из наиболее ярких свидетельств существования и функционирования в ранневизантийское время партий ипподрома в Александрии являются граффити, обнаруженные в театре археологического комплекса Ком-эль-Дикка. На изображении показано не менее девяти возничих, принадлежавших к партии «синих» или «зеленых», а также сами колесницы и пальмовый подшипник [Ibid.]. По мнению К. Хааса, это изображение само по себе не является свидетельством политической роли партий, а скорее связано со стремлением к победе в предстоящих скачках.

Непосредственно политическая роль партий ипподрома в Александрии раскрывается только в изменившейся атмосфере VII в. [Ibid.]. Важное значение имеют сведения, представленные Иоанном Никиуским в «Хронике» [11], составление которой пришлось на вторую половину VII в. [25]. В изучении данного источника значительную роль имеют лингвистические аспекты, поскольку он сохранился до настоящего времени в переводе на классический эфиопский (геэз) язык и отдельные термины неоднократно пересматривались переводчиками, в том числе, названия партий ипподрома, встречающиеся в труде С. А. Французова [29]. В «Хронике» представлены события восстания, случившегося во время правления императора Маврикия (582-602 гг.) в Айкеле - населенном пункте, расположенном недалеко от Александрии [24]. К этому периоду относится одно из наиболее явных упоминаний Иоанном активной роли «синих» и «зеленых» партий ипподрома в возникшем конфликте (Joh. Nik. 97. 11). Ещё один заметный эпизод «Хроники», показывающий вовлеченность партий ипподрома в конфликты, приходится на время восстания экзарха Африки Ираклия Старшего и его сына Ираклия (будущего византийского императора Ираклия I) против императора Фоки, ранее свергшего Маврикия (Joh. Nik. 107-110). Переход Египта и Александрии

на сторону мятежников сыграл в этом историческом событии заметную роль. Закреплению восставших в регионе способствовала мера по снижению налогов [18], примененная двоюродным братом Ираклия Младшего - Никитой, принявшим на себя роль военачальника. Важное значение в период восстания в Египте имел переход местных элит и большинства населения на ту или иную сторону. Ю. А. Кулаковский уделил значительное внимание участию в этих событиях партий ипподрома, отметил заметную роль партии «зеленых» (прасинов) в поддержке восставших в Египте, в том числе он выделил их действия по конфискации имущества «властных лиц, сохранивших верность законному императору» [19, с. 65]. В «Хронике» содержится информация, что Никита при подготовке к обороне Александрии от наступающих войск Воноза, сторонника императора Фоки, опирался на местных военных, варваров и горожан, при этом особенную активность проявляла партия «зеленых» (Joh. Nik. 107. 46). В дальнейшем, по мере роста успеха восстания, Никита вынужден был предпринять меры для защиты «синих» (венетов), поскольку над ними совершали бесчинства во многих городах Египта (Joh. Nik. 109. 16-17). Участие «зеленых» на стороне Ираклия можно обнаружить и за пределами Египта, где они действовали в качестве противников «синих» (Joh. Nik. 110. 3).

Можно сделать выводы, что в ранневизантийское время в Александрии, как и в других крупных городах Восточной Римской империи, значительную роль в жизни общества играли ипподромы. В Александрии и её окрестностях раньше, чем в остальном Египте, появилось несколько подобных сооружений, крупнейшим из которых был Лагейон. В исследуемое время в городе приобрели популярность гонки на колесницах. В монашеской традиции участие в качестве зрителя в представлениях на ипподромах рассматривалось как нежелательное и пагубно влияющее на человека. Несмотря на христианизацию империи, этот зрелищный вид состязаний привлекал значительное число населения. Массовое скопление народа обусловливало повышение роли ипподромов в политической жизни общества. Вокруг гонок на колесницах формировались партии ипподрома (фракции цирка), которые принимали участие в насильственных эпизодах периодов политической нестабильности в городе и регионе. Источники ранневизантийского времени свидетельствуют о том, что в Александрии и Египте продолжали функционировать партии прасинов («зеленых») и венетов («синих»).

Исследуемый материал дает представление о том, что к VII в. роль партий ипподрома, в частности венетов и прасинов («синей» и «зеленой» фракций) как активных участников конфликтов в Александрии и Египте, обнаруживается наиболее явно. Согласно «Хронике» Иоанна Никиуского, партии сыграли заметную роль в восстании в городе Айкела (Египет). Во время восстания Ираклия против Фоки партии ипподрома выступали по разные стороны: «зеленые» поддержали мятежников, «синие» выступали на стороне правящего императора и потерпели поражение. Эти и другие эпизоды демонстрируют повышение политической роли партий ипподрома в Александрии и Египте в период отсутствия политической стабильности.

Список сокращений

Hist. Aceph. - Historia acephala. Athanasii historia acephala Joh. Nik. - John, Bishop of Nikiu Pallad. Laus. - Palladius. Lausiac

P. Cair. Isid. - The Archive of Aurelius Isidorus in the Egyptian Muséum, Cairo, and the University of Michigan

P. Oxy. - The Oxyrhynchus Papyri

Philostr. Vit. Apoll. - Philostratus. Vita Apollonii Tyanei

Strabo - Strabo. Geographica

Библиографический список

1. Alexandria and Alexandrianism // J. Paul Getty Center for the History of Art and the Humanities / Ed. K. Hamma. 1 ed. September 26. - Oxford: Oxford University Press, 1996. - 316 p.

2. Cameron, A. Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. - Oxford: Clarendon Press, 1976. - 364 p.

3. Fraser, P. M. Ptolemaic Alexandria. Vol. I-III. - Oxford: Clarendon Press, 1972. -1116 р.

4. Haas, C. Alexandria in Late Antiquity: topography and social conflict. - Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 1997. - 494 p.

5. Humphrey, J. Roman Circuses: Arenas for Chariot Racing. - Berkeley: University of California Press, 1986. - 703 p.

6. McKenzie J., Gibson S., Reyes A.T. Reconstructing the Serapeum in Alexandria from the Archaeological Evidence // Journal of Roman Studies. - 2004. - № 94. - P. 73-121.

7. Netzer, E. Architecture of Herod, the Great Builder. - Grand Rapids, Michigan: Baker Academic, 2008. - 464 p.

8. Palladio. La Storia Lausiaca / Introd. Chr. Mohrmann; testo critico, comment. G. J. M. Bartelink; trad. M. Barchiesi. - Milano, 1974. - 444 p.

9. Pearse, R. Literary sources for the hippodrome of Alexandria: the Lageion. - 2018. [Сайт]. - URL: https://www.roger-pearse.com/weblog/2018/10/02/literary-sources-for-the-hippodrome-of-alexandria-the-lageion/ (дата обращения: 25.02.2024).

10. Remijsen, S. Pammachon, a New Sport // The Bulletin of the American Society of Papyrologists. - 2010. - № 47. - P. 185-204.

11. The Chronicle of John, Bishop of Nikiu / Transl. Zotenbergs Ethhiopic Text / Ed. Charles R.H. - London, 1916. - 204 p.

12. Войтенко, А. А. Египтяне и Византия. К вопросу о политической субъектности в поздней Античности / А. А. Войтенко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2022. - Т. 27. - № 6. - С. 156-170.

13. Головнина, Н. Г. Палладий / Н. Г. Головнина // Православная энциклопедия. -

2023. - Т. 54.- С. 310-316.

14. Давыдова, А. Б. Храмы Сераписа в Египте: социокультурный контекст / А. Б. Давыдова // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки. - 2009. - № 2 (4). -С. 83-91.

15. Зайцева, И. В. Александрийская интеллектуальная традиция и медиевализация знания (III - 1 пол. VII в.): диссертация ... доктора исторических наук / И. В. Зайцева. - Белгород, 2020. - 680 с.

16. Зайцева, И. В. Особенности исторической топографии Александрии Египетской наук / И. В. Зайцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2018. - Т. 45. - № 2. - С. 222-226.

17. Корсунский, А. В. Учение святых отцов и учителей Церкви III-VII веков об отношении христианина к зрелищам и иным развлечениям / А. В. Корсунский // Богословский сборник Новосибирской православной духовной семинарии. - 2015. -№ 1 (10). - С. 200-228.

18. Кривушин, И. В. Иоанн Никиусский и гражданская война в Египте / И. В. Кривушин // Византийский временник. - Москва, 1997. - Т. 57 (82). - С. 45-57.

19. Кулаковский, Ю. А. История Византии. - Т. 3: 602-717 гг. / Ю. А Кулаковский - Санкт-Петербург: Алетейя, 2004. - 352 с.

20. Левченко, М. В. Венеты и прасины в Византии V-VII вв. // Византийский временник / М. В. Левченко. - Москва - Ленинград, 1947. - Т. 1. - С. 164-183.

21. Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов / Палладий. - Москва: Благовест, 2013. - 384 с.

22. Руднева, М. А. Александрия в ранневизантийское время: общественные волнения и конфликты / М. А. Руднева // Via in Tempore. История. Политология. - 2020. - Т. 47. - № 3. - С. 518-524.

23. Руднева, М. А. Ипподромы Александрии в ранневизантийское время / М. А. Руднева // Byzantinotaurica: Византийская история и археология Северного Причерноморья (Серия: Новая Византийская библиотека. Byzantinotaurica): тезисы докладов VII Всероссийской летней историко-археологической школы по византиноведению, Крым, Бахчисарайский район, с. Ходжа-Сала, 24-28 июля 2023 года. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2023. - С. 88-91.

24. Савельева, Д. И. Египетские топонимы в «Хронике» Иоанна Никиуского / Д. И. Савельева // Клио. - 2023. - № 8 (200). - С. 13-16.

25. Савельева, Д. И. Проблемы исследования египетских топонимов в «Хронике» Иоанна Никиуского / Д. И. Савельева // Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. - 2023. - Т. 7, № 1. - С. 189-198.

26. Сапожникова, М. Г. К вопросу о влиянии партий цирка на политику византийских императоров V в. / М. Г. Сапожникова // Кондаковские чтения - VII. Античность - Византия - Древняя Русь: материалы VII Международной научной конференции, Белгород, 14-15 октября 2022 года. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - С. 104-108.

27. Страбон. География / Страбон, перевод Г. А. Стратановского. - Москва: Ладомир, 1964. - 941 с.

28. Успенский, Ф. И. Партии цирка и димы в Константинополе / Ф. И. Успенский // Византийский временник. - Санкт-Петербург, 1894. - Т. 1. Вып. 1. - С. 1-16.

29. Французов, С. А. Хроника Иоанна Никиуского: некоторые особенности языка и содержания / С. А. Французов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. - 2010. - № 4(22). - С. 77-86.

30. Хапаев, В. В. Спортивная жизнь провинциальных городов Восточной Римской империи в IV-VI веках / В. В. Хапаев, А. М. Глушич // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2022. - Т. 14. - № 3. -С. 267-279.

31. Хапаев, В. В. Физическая культура и спорт в Византийской империи: опыт периодизации / В. В. Хапаев, А. М. Глушич // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока: материалы V Международной научной конференции, Севастополь, 02-06 июня 2021 года. - Москва: Институт востоковедения Российской академии наук, 2021. - С. 290-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.