2. Bondarenko S.V. The model of socialisation of the users in a cyberspace / S.V.Bondarenko // Technologies of an information society - The Internet and a modern society: Works of VI Russia Incorporated conference. St.-Petersburg, 3 - on November, 6th, 2003 - SPb.: Publishing house of Philological f St.Petersburg State University, 2003. -P. 5-7.
3. Fedotova N. The life strategy of the youth / N. Fedotova // Human resources. - 2000. - №2/
4. Fimin A.J. Social & philosophical analysis of a virtual reality / A.J. Fimin. - Volgograd, 2007.
5. Hitrov A. The Blog as a culture phenomenon / A. Hitrov // Magazine of sociology and social anthropology. - 2007. - ^ 10. Special issue. - p. 66-76.
6. Ivanov D.V.Virtualization of the society / D.V.Ivanov. - SPb.: The Petersburg Oriental studies, 2000. - 96 p.
7. Kovaleva A.I. The youth sociology: Theoretical questions / A.I.Kovaleva, V.A.Lukov. - М: Society, 1999. - p.183.
8. Nosov N.A. Manifest of virtual studies / N.A. Nosov. - М: Put, 2001. - P.4.
9. Nosov N.A. The psychological virtual reality / N.A. Nosov // The Person. The philosophical-encyclopedic dictionary. - М: «Nauka», 2000. - P.292 - 296.
10. Nosov N.A. Psychological virtual realities / N.A. Nosov. -М, 1994. - 196 p.
11. Rejngold G. Clever crowd: a new social revolution / G.Rejngold. - М, 2006. - 416 p.
12. Samsonov A. V. The youth policy as the social & administrative function of the modern state / A.V.Samosonov. - М, 2005. - 145 p.
13. The new philosophical encyclopedia: In 4 tt. / Philosophies Institute of the Russian Academy of Sciences. - М: «Mysl», 2000. - ^
1. - 721 p.
14. Zalivansky B.V. The region's government regulation is in conditions of society's virtualization / B.V.Zalivansky. - Belgorod,
2007. - 185 p.
Сведения об авторах
Бокарев Вячеслав Александрович - кандидат политических наук, директор Центра образования № 1694 "Ясенево", Москва, e-mail: [email protected] Data on authors
Bokarev VyacheslavAlexandrovich - The candidate of political sciences, The director of the Center of formation №1694 «Yasenevo», Moscow, e-mail: [email protected]
УДК 32 ББК 66.053
Т.С. Цыбикжапова
К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ВЛИЯНИИ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На основе социологического опроса выявлена степень предпочтений и влияния печатных и электронных средств массовой информации на формирование политической культуры студенческой молодежи, степень вовлеченности в политическую жизнь Бурятии и России в целом. На основе полученных материалов предложены пути для развития общественно — политической активности студенческой молодежи.
Ключевые слова: политика, политическая культура, студенческая молодежь, политическая информация, средства массовой информации, политическое участие, политические партии, общественно — политические объединения и движения.
T.S. Tsibiczhapova
TO THE QUESTION OF STUDENTS POLITICAL ACTIVITY AND IMPACTION OF MASS MEDIA ON BILDING STUDENTS POLITICAL CULTURE
Sociological poll revealed preferencies and impacts of mass media on the formation ofpolitical culture of students and their involvement into political life of Buryatia and Russia. Ways for the development of students public and political activity have been worked out.
Key words: politics, political culture, students, mass media, political parties, public and political unios and movements.
В современных условиях развития общества формирование и развитие политической культуры представляет собой одну из важнейших проблем, актуальность которой определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, глубокими социальными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни, обусловившими снижение интереса к политике, нежелание и невозможность участвовать в ней, непонимание людьми механизмов формирования политических институтов. Во-вторых, тем обстоятельством, что нерешенность данной проблемы делает непредсказуемым как отношение населения к любым политическим инициативам, так и перспектив развития этой сферы в стране в целом. В-третьих, осознанием необходимости достижения политической стабильности и общественнополитического развития с помощью анализа эмоцио-
нальных, социальных и психологических связей между членами социальных и политических общностей.
Для функционирования политической системы большое значение имеет характер доминирующей в обществе политической культуры. Она является качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Политическая культура - структурное образование, которое определяется через совокупный показатель политического опыта, ориентации на различные политические ценности, уровень политических знаний и понимание гражданами политических интересов, законов, программных изложений политических партий и общественно-политических движений, норм и процедур. Таково определение понятия у отечественных исследователей Ф.Бурлацкого,
А. Галкина [1, 200-201], К.С.Гаджиева [2, 51], Э.Я Баталова [3, 24] и др. Кроме того, определенный уровень политической культуры также предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных органов, участие в выборах, деятельности различного рода организаций, движений, партий, союзов, обществ. Значимость политической культуры состоит в том, что она способствует обеспечению политической системы.
Говоря о проблемах политической культуры в современном обществе, особое внимание необходимо заострить на вопросах ее формирования в молодежной среде. Молодежь как социальная общность может обеспечить и обеспечивает не только устойчивость политической системы, но и стабильность общества в целом. Она является носителем интеллектуального, творческого потенциала, характеризуется повышенной социальной активностью, наиболее чутко реагирует на все общественные события и процессы, происходящие в стране. Именно молодежь, уровень ее профессиональных знаний, духовно-нравственные качества, уровень социальной, политической активности и культуры во многом определяют перспективы развития основных сфер современного общества, в том числе политической.
Следует отметить, что молодежь социально неоднородна. Это группы учащейся и работающей молодежи, сельской и городской и пр., которые существенно отличаются друг от друга по уровню образования, по интересам, ценностям, материальному положению, образу жизни и т.п. Особого внимания среди них заслуживает студенческая молодежь, поскольку ее представители проявляют себя как наиболее организованные и политизированные члены общества. Одним из наиболее ярких проявлений участия молодежи в политическом процессе является их участие в выборах федерального, регионального и местного значения. Согласно статистическим данным Республики Бурятия, молодые избиратели в возрасте от 18 до 30 лет составляют группу численностью в 182 765, человек или чуть более четверти (26,2 %) от всего республиканского электората [4, 128]. Кроме того, студенчество объединяет молодых людей примерно одного возраста, уровня базового образования; характеризуется соответствующим видом деятельности и образом жизни, что позволяет рассматривать эту группу как некое относительно устойчивое целое. Организованность, политизированность, социальная активность, компактность и локализованность студенчества облегчает работу по целенаправленному воздействию на нее со стороны политических институтов, важной задачей которых является собственное позиционирование в данной группе общественности и поиск адекватных способов усиления общественно-политической активности студенческой молодежи.
Анализ состояния изученности темы исследования позволяет утверждать, что проблема политической культуры обстоятельно рассмотрена в отечественной и зарубежной литературе. В то же время очевиден недостаток специальных работ по изучению проблемы формирования политической культуры на региональном уровне, по существу в тени остается
проблема формирования политической культуры такой конкретной социальной группы молодежи, как студенты вузов.
В декабре 2008 - январе 2009 гг. совместно с социологической группой Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова был проведен социологический опрос студентов высших учебных заведений Республики Бурятия методом анкетирования. Задачами нашего исследования являлись определение уровня заинтересованности событиями, происходящими в политической сфере общества, выявление уровня влияния электронных и печатных средств массовой информации на политические предпочтения студенческой молодежи, причин и мотивов участия молодежи в политической жизни Республики Бурятия. Результатам данного исследования и посвящена настоящая статья.
В настоящее время в Республике Бурятия работают четыре государственных высших учебных заведения, имеющих статус университета и академии. Согласно данным Министерства образования и науки Республики Бурятия на 1 июня 2007 гг., в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства численность студентов, обучающихся на очном отделении, составляла 1979 человек, в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете - 8053, в Бурятском государственном университете - 8361, в Бурятском государственной сельскохозяйственной академии - 3911 человек [4, 33-34]. Исходя из объема генеральной совокупности была рассчитана выборочная совокупность в размере 112 человек.
Объемы и тип выборки представляются вполне достаточными для анализа политической информированности и вовлеченности в политический процесс студенческой молодежи. Отбор респондентов осуществлен случайным и одноступенчатым методом. Для получения данных исследовались три возрастных среза, наиболее значимых для анализа личностных интересов молодых людей. В выборке пропорционально генеральной совокупности представлены представители обоих полов.
Переходя к влиянию СМИ на политическую культуру молодежи, следует остановиться на том, что представляет собой политическая информация.
По мнению В.Г. Афанасьева, «политическая информация - это важнейшая часть социальной информации, которая охватывает, прежде всего, явления, факты, события политической сферы жизни общества - отношение людей между классами, нациями, государствами, сюда же включаются сообщение о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющих политическое значение» [5, 62].
Политическая коммуникация в информационном обществе выражается в том, что, с одной стороны, в современном политическом процессе происходит снижение роли межличностного и группового общения, с другой стороны, современный опыт политического развития демонстрирует определенные тенденции к возрастанию роли технико-
информационных средств в организации политической жизни, в том числе и в рамках регионального политического пространства. Особую роль в политической сфере общества среди них специалисты отводят средствам массовой информации.
СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на образ их мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. СМИ позволяют им выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму собственного видения политической реальности [6, 372]. От того, какую информацию и с какими комментариями получат субъекты политики, во многом зависят их последующие действия. СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических событий и явлений, но и их отношение к политике в целом.
В современных условиях ведущую роль среди средств массовой информации занимает телевидение. Телевидение является основным информационным источником, из которого молодежь черпает сведения о политических лидерах, общественнополитических партиях и блоках, их предвыборных программах и т. п.
Исследование подтвердило, что основным и приоритетным источником является телевидение, характеризующееся объективностью, оперативностью предоставления и наглядностью политической информации. Так, большинство опрошенных студентов (90,18%) получает информацию о политических событиях в процессе просмотра телевизионных программ и репортажей федерального телеканала. Предпочтения они отдают в основном Первому каналу (50,9%) и Информационному каналу «Вести» (50 %), и далее в порядке убывания - ВГТРК, НТВ, РЕН ТВ. Если говорить о последних, то, возможно, с точки зрения респондентов они недостаточно подробно освещают новости политики, либо эта информация оценивается как необъективная. Молодежь получает информацию о последних политических событиях из ежедневных и итоговых новостей, что говорит, прежде всего, о доступности такого рода информации, а также о достаточности ее объема для удовлетворения потребностей респондентов.
Таким образом, около трех четвертей опрошенных (72,3 %) выбирают для себя новостные программы как основной телевизионный источник информации. Анализируя наиболее предпочтительные аналитические программы, респондентами были отмечены такие, как «Однако», «Времена», «Парламентский час» и др., подразумевающие глубокое рассмотрение актуальных политических проблем и событий, происходящих в стране. Чуть более четверти респондентов (25,9%) отдали им предпочтение, что может свидетельствовать о неравнодушии и глубоком интересе современного студенчества в этих вопросах.
Вторым предпочтительным источником политической информации является Интернет. Интернет -это интерактивное средство связи с общественно-
стью, которое позволяет осуществлять регулярный диалог политических акторов с наиболее активной частью общества, имеющей доступ к сети. В связи с этим небезынтересными будут данные опроса Фонда «Общественное мнение», согласно которым Интернетом в России в 2006 г. воспользовались 26,3 миллиона человек [7]. Говоря о роли Интернета в процессе реализации политических технологий, А. А. Чеснаков полагает, что «начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может перевернуть представления, как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия» [8, 65-66].
Среди основных политических акторов, использующих Интернет-коммуникации, следует отметить органы государственной власти, региональных политических лидеров, политические партии, общественно-политические объединения, средства массовой информации, информационно-аналитические службы.
Следующим по предпочтительности источником политической информации является печатная пресса. «Пресса ... обладает огромным влиянием. Под ее воздействием оживляется жизнь во всех уголках обширной территории. Именно пресса своим бдительным оком выслеживает, а потом извлекает на свет божий тайные двигатели политики и вынуждает общественных деятелей поочередно представать перед судом общественности. Именно она объединяет интересы вокруг некоторых доктрин и формирует кредо партий; именно благодаря прессе партии ведут диалог между собой, не встречаясь при этом лично; приходят к согласию, не вступая в контакт. Когда же случается так, что большее число печатных изданий начинает действовать в одном направлении, их влияние на долгое время становится преобладающим, и общественное мнение, обрабатываемое все время с одной стороны, в конце концов, поддается воздействию» [9, 386].
Так, по данным проведенного опроса, среди печатных источников регионального и федерального уровней лидирующее место занимают региональные газеты «Информ - полис» (34,8%) и “Номер один” (33,9%). Такой результат можно объяснить тем, что данные издания, имея широкую аудиторию читателей разного возраста, уровня образования и интересов, не выделяют в качестве приоритетных какую-либо тематику, гибко реагируют на запросы населения, подаваемая информация ориентирована преимущественно на вопросы социальной жизни, культуры, спорта, криминала и т.п. Такие печатные СМИ федерального значения, как газеты «Известия» и «Труд», читают только 7,1% и 1,8% респондентов соответственно.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что популярность региональных печатных СМИ по сравнению с федеральными изданиями у студенческой аудитории намного выше. Данное положение объясняется тем, что региональная пресса способна учитывать особенности «дифференцированных социальных, профессиональных, этнических и территориальных групп, дойти до каждого человека, перево-
дить проблемы большой политики на язык местных условий, тем самым создавать доверительность об-щения»[10, 65]. Именно такое сочетание удовлетворяет различные потребности читающей аудитории.
Несмотря на то, что телевидение и печатная пресса являются основными источниками политической информации, хотелось бы отметить факт отсутствия в регионе специальных рубрик и передач, нацеленных на политическое просвещение молодежи. Так, среди ответов на вопрос о том, где бы хотели пополнить свои знания по политическим вопросам, студенты (44,6%) отметили вариант «просмотр политических передач на телевидении и чтение газет». Данный факт еще раз говорит о потребности молодого поколения в получении подобного рода информации.
Помимо телевидения и печати источником политических новостей и знаний у респондентов является радиовещание. Оно значительно уступает по рейтингу другим СМИ: только 18,75% студентов в соответствующем вопросе анкеты отметили данный вариант ответа. Но здесь необходимо учитывать то, что большинство современных радиостанций выполняет преимущественно рекреативную функцию, насыщая эфир музыкальными, юмористическими и новостными программами. А информация о политических событиях, если и упоминается в эфире, то очень кратко. В основном подача информации реализуется в фоновом режиме. Анализ радиомедийного сектора СМИ в Республике Бурятия свидетельствует о том, что он практически не представлен радиостанциями, достаточно глубоко вещающими о вопросах политической жизни.
Следует сказать, что представления и системные знания о власти и политической системе государства в большей степени формируются в системе образования как основном институте политической социализации учащейся молодежи. Американские исследователи Г. Алмонд и С. Верба в работе «Гражданская культура» отмечают такой факт: «. чем выше образование индивида, тем он более осведомлен о воздействии решений правительства на жизнь индивида, более склонен принимать участие в политической дискуссии» [11, 64- 65].
Ключевая роль в формировании политических знаний учащихся отводится дисциплинам социально-гуманитарного блока учебных планов, в который включены философия, политология, социология и т.п. Существует мнение, что на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация с преподаванием социально-гуманитарных дисциплин. В связи с реформированием системы образования, нацеленной на унификацию образовательного пространства России в соответствии с общемировыми стандартами, повсеместно имеет место тенденция сокращения часов на гуманитарные дисциплины или их перевод в дисциплины регионального компонента учебного плана и в разряд курсов по выбору студентов.
Кроме того, если проанализировать объем и содержание аудиторных занятий этих дисциплин, то можно сказать, что в настоящее время они нацелены в основном на передачу учащимся теоретических знаний и справочной информации о соответствую-
щей области. Расширить объем преподаваемого материала не позволяет лимит времени, отведенный как на весь гуманитарный блок, так и на отдельную дисциплину. Ситуация усугубляется еще и тем, что объем аудиторной нагрузки сокращается при увеличении объема самостоятельной работы студентов по курсу, что само по себе способствует углублению знаний и умений учащегося, но на практике не всегда реализуется и мало эффективно.
Отчасти данным обстоятельством объясняется то, что студенты вузов отмечают в своих ответах учебные занятия как основной источник пополнения политической информации (47,3% респондентов).
Наряду с вопросом о влиянии СМИ на формирование политической культуры студенческой молодежи, для нас представляла большой интерес проблема ее участия в политической жизни общества. Функционирование политической системы обеспечивается с помощью определенных институтов и инструментов посредством которых каждый отдельно взятый гражданин может повлиять на политику властей, принятие законов, распределение ресурсов и т. д. К таким институтам относятся выборы, политические партии, общественные организации и т. д. Однако в современном обществе существует проблема традиционно низкого внимания и интереса населения к подобным формам активности. На этом фоне особо выделяется проблема политического участия молодежи, в том числе студенческой. Ведь именно молодые люди своими действиями сегодня формируют облик нашей страны в будущем. В связи с этим выявление степени участия в политических партиях и общественно-политических организациях, отношение и мотивы политической активности студенческой молодежи, причин ее политической пассивности - являются важными задачами исследований.
Анализ заинтересованности студенческой молодежи политическими событиями демонстрирует, что большинство респондентов интересуется ими лишь в период активных избирательных кампаний, а количество молодых людей, постоянно проявляющими такой интерес, составляет лишь 25,9%.
Ответы респондентов на вопрос об известных им политических партиях, функционирующих в Республике Бурятия, показывают, что 53,5% респондентов могут назвать их и осведомлены об их деятельности. В вопросе об известных молодежных общественно -политических организаций и движениях, действующих на территории Республики Бурятия, респондентами были названы такие, как «Молодая гвардия» партии «Единая Россия» (6,2%), «Ассоциация молодежных объединений» (5,3%), «Союз молодежи Бурятии» (5,3%), различные районные общественные объединения молодежи («Молодежь Еравны» (8,9%), «Молодежь Тунки» (1,8 %), «Молодежь Кижинги» и «Молодежь Хоринска» (0,9%). Следует отметить, что многие из названных организаций являются общественными, их нельзя в полной мере назвать политическими.
Среди указанных ответов прозвучало название лишь одной молодежной общественно-
политической организации [«Молодая Гвардия» партии «Единая Россия» (6,25%)], что свидетельствует о
незначительной роли молодежных организаций в политической социализации молодежи.
Кроме того, исследование выявило, что подавляющее большинство представителей студенческой молодежи не состоит в общественных объединениях или политических партиях. Доля респондентов, отметивших в анкетах свою причастность к интересующим нас структурам, составляет 3,5%. В основном опрошенные студенты являются членами политической партии «Единая Россия». Это достаточно низкий показатель, учитывая, что в Республике Бурятия зарегистрированы местные отделения многих партий федерального уровня. И сами студенты понимают необходимость создания и укрепления молодежных организаций при ведущих политических партиях для приобщения молодежи к политике.
Опрос показал, что молодежь в основном привлекается к реальным формам участия лишь в период предвыборных кампаний, голосовании на выборах различного уровня (28%), сборах подписей, агитации и т.п. (19%). То есть политики используют возможности молодых людей в борьбе за власть, в то время как они испытывают потребность в большем и способны на гораздо большее. Так, 53,5 % студентов считают, что современную молодежь необходимо шире привлекать к участию в политической жизни общества, при этом отмечают следующие причины, препятствующие формированию активной политической позиции: 35,7% - не хватает информации о мероприятиях, 32 % - не знают куда и к кому обратиться для поддержки своих инициатив, 17% - ощущают недостаток информации о возможностях применения своих сил, 8% - не устраивает формализм в работе с молодежью.
Можно отметить, что участие в выборах является самой распространенной формой политической активности молодежи Республики Бурятия. Готовность участия в выборах отмечена среди 68,75% студентов. Главной причиной настроя на участие в выборах респонденты назвали гражданский долг 53,6%, возможность воспользоваться конституционным правом - 35,7%. Основной мотив неучастия в выборах связан с личными и семейными обстоятельствами (болезнь, отсутствие времени) - 22,3 % респондентов, 16 % опрошенных отмечают, что не видят смысла в этом, считая, что все равно ничего не изменится.
Общие выводы по исследованию могут быть сведены к следующим положениям:
- политическая культура является качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов;
- организованность, политизированность, социальная активность, компактность и локализованность студенчества дает возможность целенаправленному воздействию на нее со стороны политических институтов, важной задачей которых является собственное позиционирование в данной группе общественности и поиск адекватных способов усиления общественно-политической активности студенческой молодежи;
- политическая информация является важнейшим ресурсом, позволяющим взаимодействовать
эффективно в политической сфере. Особая роль в предоставлении данной информации отводится средствам массовой информации;
- исследование подтвердило, что основным и приоритетным источником политической информации является телевидение, характеризующееся объективностью, оперативностью предоставления и наглядностью политической информации, в частности новостные программы;
- вторым предпочтительным источником политической информации является Интернет, третьим -пресса. При этом популярность региональных печатных СМИ по сравнению с федеральными изданиями у студенческой аудитории намного выше;
- одним из важных показателей политической культуры является участие в политической сфере общества. Заинтересованность политическими событиями, происходящими в политической сфере студенческой молодежи, демонстрирует, что большинство респондентов вопросами политики интересуется лишь в период активных избирательных кампаний, а количество молодых людей, постоянно интересующихся политическими событиями, составляет 25,9%;
- подавляющее большинство представителей студенческой молодежи не состоит в общественных объединениях или политических партиях. Доля респондентов, отметивших в анкетах свою причастность к интересующим нас структурам, составляет 3,5%;
- молодежь в основном привлекается к реальным формам участия лишь в период предвыборных кампаний, голосовании на выборах различного уровня (28%), сборам подписей, агитации и т.п. (19%).
Основываясь на вышесказанном, хотелось бы предложить некоторые рекомендации, которые бы поспособствовали повышению уровня заинтересованности политическими событиями и участию в политической жизни общества Республики Бурятия:
- основываясь на приоритете источника политической информации, хотелось бы предложить региональному телевидению ввести постоянно действующую программу или рубрику, рассматривающие проблемы, права голоса молодежи. Выход на экран общественных обсуждений молодежной проблематики поможет освободиться от визуальности и перейдет к реальной сопричастности молодежи к делам государства;
- активнее привлекать молодежь к участию в политической деятельности, доверять ей в данном отношении, помочь молодежи сформироваться как субъекту политической жизни не путем привлечения к агитации, сбором подписей и т. п., а привлечением к конкретной работе, организации реальных мероприятий, которые позволят проявить способности молодежи;
- вовлекать молодежь в деятельность БРО политических партий, а также укреплять молодежные организации при ведущих политических партиях. Хотелось бы обратить внимание на целенаправленную систематическую деятельность по формированию политического сознания, политической культуры студенческой молодежи. Того, что делается кафедрами политологии в плане преподавания науки о политике вузовской молодежи, крайне мало.
Литература
1. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан: очерки политической социологии капитализма М.: Мысль, 1985. -384 с.
2. Политическая культура: теория и национальные модели / К.С. Гаджиев, Ю.В. Гудименко, Г.В. Каменская и др. М.: Интер-пракс, 1994. - 352 с.
3. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. - 252 с.
4. Доклад «Анализ реализации государственной молодежной политики Республики Бурятия в 2007 году». - Улан - Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2008. - 152 с.
5. Афанасьев В.Г., Уреул А.Д. Социальная информация (некоторые методологические аспекты) // Вопросы философии -1974- № 4. - с. 61-74.
6. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах. Р-н/Д.: Феникс, 1998. - 448 с.
7. Фонд «Общественное мнение» Бюллетень «Интернет в
России». Выпуск 15
//http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internet15/int0602.
8. Чеснаков А. А. Ресурсы Internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4 . - 65-66.
9. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. -554 с.
10. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Р-н /Д.: Донской издательский дом, 1999. - 222 с.
11. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократий // Полис. 1992. № 4. -с. 122-134.
Literature
1. Burlatskiy F. M., Galkin A. A. The modern leviathan sketches of political sociology of capitalism. M.: Thought, 1985. - 384 p.
2. The political culture: theory and national models/ K S Gadgiev, U.W. Gudimenko, G.W. Kamenskay. M.: Interpraks, 1994 . - 352 p.
3. Batalov E. U. Political culture of modern american society. M.: Scienes, 1990. - 252 p.
4. Reports «The analysis of realization of state youth politics of Republic Buryatiya in 2007». - Ulan-Ude, Publishing a printing house,
2008. - 152 p.
5. Afanasyev W. G. Ureul A. D. The social information (some methodological aspects) // The questions of philosophy - 1974- № 4. -P. 61-74.
6. Bartsov U.S., Korotetz I.D., Shpak V.U. Politology in questions and answers. R - n/D.: Phoenix, 1998. - 448 p.
7. The funds «Public opinion» the Bulletin «Internet in Russia». Release 15 // http: // bd.fom.ru/report/map/projects/internet/ inter-net15/int0602.
8. Tshesnakov A.A. Resources of Internet and Russian political technologies: state and prospect for the development // the Bulletin Moscow State university. 18 Sociology and politology. 1999. № 4. - P. 65-66.
9. Tokwil A. American democracy. М.: Progress, 1992. - 554 p.
10. Kornilov E. A. Journalism on boundary of milleniums. R -n/D.: The Don publishing house, 1999. - 222 p.
11. Almond G. Werba S The Civil culture and stability of democracies // Polis. 1992. № 4. -P. 122-134.
Сведения об авторах
Цыбикжапова Туяна Сергеевна - аспирант кафедры связи с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Data on authors
Tsibiczhapova Tuyana Sergeevna - Assistent of the department communication from a public of sociology and politology the Buryat state agricultural Academy by him V.R. Filippova, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 316.485.25:323.28 ББК 60.833.1:66.041.33
В.В. Щебланова
ПРЕВЕНЦИЯ ТЕРРОРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА
Важнейшая цель современного социального управления - организация превенции и устранения последствий актуальных рисков и угроз. Глобальность проблемы терроризма создает необходимость долговременной стратегии организации взаимодействия, координации усилий, ресурсов институтов социальной направленности и субъектов экономики. В статье анализируются возможности, мероприятия существующих Федеральных целевых Программ в процессах превенции, смягчения социальных последствий террористической угрозы.
Ключевые слова: превенция, терроризм, программно-целевой метод.
V.V. Scheblanova
THE PREVENTION OF TERRORISM IN A CONTEXT OF A PROGRAM-TARGET METHOD
The main object of a modern social board is organization of prevention and removal of the actual hazards and the threat consequences. The globallity of terrorism problem creates the necessity of a prolonged strategy of organization a co-operation and a coordination of the efforts, resources, institutes of social purposefulness and objects of economy. This article is analyzed the possibilities, measures, existing federal-goal-oriented programs, processes, pre-vention, relaxation of a social consequences and terroristic threat.
Key words: prevencion, terrorism, programm-target.
Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных стратегий реагирования, принятия решений, призванных стать упреждающими и адекватными условиям кризисных состояний общества, эффективному использованию ресурсов в условиях вызовов и угроз XXI в. [7]. Как известно, безопасность подразумевает: отсутствие опасностей, угроз для существования или функционирования соци-
альной системы; устойчивость к опасностям с достаточным запасом прочности; силу, умение и средства для уклонения, устранения или преодоления опасности [8]. К современным технологиям безопасного развития принадлежит и снижение риска, уменьшение социальных последствий террористических действий [10].