УДК 512.142
ББК 83.3(2=Карв)
Л 48
Лепшоков Ш.И.
К вопросу о поэтике пейзажной лирики А. Суюнчева
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности пейзажной лирики поэта. Цель и задачи: осмыслить вклад автора в поэтическую культуру, раскрыть традиции, а также его новаторские искания в контексте современной поэзии. Вывод: поэт связан с этнотрадицией, обладает ярко выраженной образностью.
Ключевые слова:
Мифологическое сознание, одухотворённость природы, пантеизм, пейзажная лирика, природная стихия, мировидение, мифологема, амбивалентный образ воды, дискурс
Особенности традиционной художественной культуры карачаевцев и балкарцев нагляднее всего проявились в фольклоре, позже в письменной культуре. «У карачаевцев на протяжении веков в устной памяти народа выработалось философское понимание жизни, нравственные формы справедливости, образовавшие гуманистическую концепцию поведения, как писал А.Блок, пробуждавшие «нравы добрые и светлые» [8: 97].Жизнь горцев протекала на фоне первозданной природы, и это явно определяло их эстетические представления и формы их выражения. Именно народным, глубинным мировосприятием можно объяснить философское понимание бытия. Пафос вечных тем в карачаевской лирической традиции определяется гуманистическими устремлениями, олицетворяющими идеалы народа, добрыми деяниями героев, утверждением светлого, вечного на земле.
Азамат Суюнчев в своём творчестве опирается на вековые художественнопоэтические традиции народа. Однако не следует сводить поэтику его стихотворений исключительно к фольклору. Наличие в его поэзии таких традиционных стилистических приёмов, как антитеза, повтор не означает отсутствия авторской индивидуальности, явившейся результатом субъективного мировидения. Кроме того, в творчестве народных поэтов: К.Мечиева, К. Кочкарова, И.Семёнова он находит школу философского осмысления темы «человек и природа» с опорой на образные символы, на традиции. Вместе с тем необходимо отметить и влияние на художника русской и мировой поэзии, в контексте которых развивалось его литературное творчество.
Присущая поэзии А.Суюнчева обращенность «к жизни природы» берёт начало в лирических жанрах устного творчества. Амбивалентный образ воды, составляющий природный космос, типичен для эпоса и, обретя символическую оболочку, вошёл во многие стихотворения поэта, такие как «Кубань», «Теберда», «Белая лебедь на синей волне», «Моление у спящей реки» и др. Образы очень выразительны, показаны в динамике, они живут в гармонии с окружающей средой как часть общего организма человека и природы. Рассмотрим в русле данной тематики стихотворения «Взгляни на эту красоту», «Оделась весна в зелёный наряд», «Подснежник» и «Моление у спящей реки», опубликованные в сборнике «Стихотворения и поэмы» в 2003 году.
В стихотворении «Моление у спящей реки» отразилось мифологическое сознание народа, и оно выразилось в пространственно-временной характеристике определённой ментальности. «В степном раздолье (степном космосе) движется река, ни волн её не слышно, ни журчанья» - символическая тишина жизни природы отражены в бытии земли-воды, как органически ощутимое воплощение самой человеческой жизни, ритмов природы. Мифологема воды соотнесена с жизнью человечества, судьбами людей. Круговорот жизни -природы и социума - воплощён в бытии земли-реки. Тип человеческого бытия,
фольклорность в индивидуальном авторском тексте сформированы этнотрадицией и типом культуры народа. Автором рисуется очень древнее поверье, характерное для карачаевцев и балкарцев:
Не знаю, как с поверьем на Руси,
А в Карачае есть порядок давний:
Коль встретишь речку спящую - проси Её исполнить все твои желанья.
Далее идёт обращение к реке:
О, добрая и спящая река,
С земли Кавказа смой скорей раздоры.
Пусть будет мир надёжным, на века И это время пусть наступит скоро!
В просьбе лирического героя нет безнадёжности, он надеется на лучшее. Эмоциональный характер стихотворения усиливается и её ритмической организацией. Оно написано пятистопным ямбом, придающим плавному течению описания скрытый динамизм. Основную тональность произведения создаёт синтаксические приёмы инверсии, придающие речи эмоциональный характер. Так и здесь: «в степном раздолье», «накрыли облака», «спокойный сон», «ласкает солнце». По характеру выразительных средств словесного плана стихотворение довольно разнообразно. Мы видим ряд олицетворений («И снится той реке спокойный сон»; «Ласкает солнце пальцами своими»), олицетворяющее сравнение («Её, как шаль, накрыли облака»), эпитеты («речка спящая, добрая»; «мир надёжный»), также присутствуют метафоры («хранят её от засух и печали», «снится реке спокойный сон», «с земли Кавказа смой скорей раздоры»).
Для современной литературы актуальна установка, высказанная Ю.И.Сохряковым: «Возродить утраченное чувство изумления перед миром природы, её загадками и тайнами с тем, чтобы человек вновь почувствовал себя сыном земли» [10: 7]. Перед взором читателя стихотворений А.Суюнчева проходят картины живой природы: белоснежные вершины величавых гор, шаги солнечных лучей, гомон горных рек, зеркальная гладь озёр, зеленый шум берёзовой листвы, цветов благоуханье, птичьи караваны, туры на скалах - всё подвластно меткому глазу и перу певца природы. Здесь соединяются тема природы с темой малой родины.
Обратимся к стихотворению «Взгляни на эту красоту». Не случайно поэт так назвал это произведение, самим заглавием подчёркивая специфику его лирического содержания. Автор призывает увидеть и восхититься красотой этого утра и гор, зовёт каждого из нас «в светлый храм, который все зовут природа». Всё поэтическое творение представляет собой каскад образов, последовательно сменяющих друг друга. Чувства, вызываемые этой красотой, не однозначны, но растворены в образной ткани произведения и в волнах его ритмико-мелодического движения. Стихотворение начинается с обращения к неведомому собеседнику: «Взгляни на горы по утрам», изначально конкретизируя временную
соотнесённость произведения: «горы по утрам», и сразу вводя нас в мир одушевляемой поэтом природы, максимально приближенной к воспринимающему её субъекту.
Под стать божественным дарам Вершины снежные сияют,
Как будто люди здесь в горах,
Руками звёзды зажигают.
В следующем четверостишии в описание красочной панорамы «цветущих гор» автор вносит философские нотки, сравнивая жизнь человека с летом, ярким и прекрасным, но проходящим на «одном дыханье»: «Земля раскрыла закрома, /Кругом цветов благоуханье, /А может это жизнь сама / Проходит на одном дыханье». Природа, как мы видим, одушевляется и поглощается состоянием очарованной души, которая в свою очередь растворяется в природе.
Удивительно метафорично автор даёт характеристику в другом четверостишии,
называя лес «волшебным росчерком кисти природы». Своеобразен также образ берёзовой рощи, которая выступает рамкой, обрамляющей небеса. Вообще лирическая концовка- это разрешение нарастающего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение [3: 27]. Можно сказать, что всё движение мысли и чувства в стихотворении стремится к концовке, и она как в фокусе, собирает всю его образную энергию, которая как бы для неё и пишется. Хорошо об этом сказала Т. И. Сильман: «эмпирический элемент, элемент живой действительности, является основой иногда подспудной, но тем не менее несущей на себе всю конструкцию.. .Возникающие же на этой основе эмоция и мысль .. .нарастая в глубине и силе, все вместе движутся к финалу» [9: 16].
И мчится горная река,
Плетётся вдоль неё дорога Проходят на земле века,
А красота во власти Бога.
Поэт вводит в концовку мысль о вечности природы. Последняя строка придаёт дополнительный смысл названию стихотворения. «Взгляни на эту красоту», но при этом «А красота во власти Бога», то есть эта красота дана нам Богом, явлена как чудо, всегда находящееся рядом с нами. И к этому чуду и относиться нужно соответственно. Вот к чему призывает нас автор. Не только ценить и восхищаться красотами нашего края, но и трепетно и разумно к ним относиться. В лирике А.Суюнчева природа и образное её выражение получают субъективное истолкование, свидетельствуя об эстетическом освоении мира. Символика, рождённая на основе ощущения восприятия природы как реальности, даёт возможность автору выйти на новый уровень поэтизации, на более глубокое выражение чувства по отношению к окружающему миру и природе, прийти к более весомым обобщениям. В этой связи отмечается более усложнённая форма взаимоотношений человека и природы, диалектическое восприятие этих отношений.У А.Суюнчева пейзажная лирика не существует отдельно от темы родины, родной земли, то есть отдельно от патриотической и гражданской лирики. Художник обращается к окружающему миру для того, чтобы более всесторонне раскрыть мир души своих героев, показать гармонию, существующую во взаимоотношениях между природой и человеком. В художественном мире поэта растительный мир и животное царство предстают как источники словесной образной системы, определённые этнотрадицией. В поэзии Азамата Суюнчева остаётся непреходящим стремление к одухотворённости природы, сохраняется вера в то, что у неё есть душа, отсюда пантеизм, имеющий место в ряде произведений, где поэт обращается к луне, солнцу, горам, соснам. Набор употребляемых мифологем несколько ограничен, что говорит об определённом постоянстве в рамках системы.
Известно, что художественный пантеизм весьма характерен для карачаево-балкарского фольклора. Литературный пантеизм пейзажной лирики А.Суюнчева складывается из двух тенденций: фольклорной и литературной. Если говорить об этом с философской точки зрения, то следует обратить внимание на традиционное понимание вечного, непреходящего. О вечности всего сущего на земле поэт говорит не без ориентации на образы нартского эпоса, на их добрые деяния во благо людей, обеспечивающие им бессмертие. Бессмертна мать - природа, которая сохранилась в народной памяти карачаевцев в образе матери - оленихи, несущей на своих золотых рогах счастье и добро людям. Вот почему лирический герой А.Суюнчева радуется каждой травинке, пробивающей себе дорогу в жизнь сквозь толщу снега весной. В структуре природного космоса трава не только функционирует у автора как природная стихия и символ, но обретает статус мифологемы. Трава соединяет небо и землю. Примечательно в этом плане стихотворение «Оделась весна в зеленый наряд», в котором предстаёт буйство жизни и природы. Вглядываясь в родные ему вершины, А.Суюнчев видит, как:
«Весенняя вновь наступила пора, / Проклюнулся первый подснежник. / Земле отрастить себе гриву пора, / Зелённым волосом свежим».
Весна, первый подснежник, земля, стремящаяся «отрастить себе гриву зелёным
волосом свежим» - употребляемый набор достаточно органичен и проявляет положительное маркирование полюсов в ассоциации позитива. Через траву в природном круговороте смены времён года - покров, «шерсть земли», «зелёный волос»- автор обозначает природную стихию и символ. Поэт увидел, что природа чувствует движение времени, ощущает радость прихода весны, сама готова к обновлению. Мимо взора художника не проходит даже маленькая деталь. Он замечает, как «Природа оделась в весенний наряд,/На праздник собралась, наверно./Листочки и почки на солнце горят,/И косы раскинула верба».
Человек предстаёт в лирике А.Суюнчева частью вечно обновляющейся природы, душой универсума. Своими деяниями на земле поэт утверждает саму жизнь. И эти отношения человека и природы согласно национальной традиции не есть отношение туриста, приехавшего полюбоваться горами, пейзажами Кавказа. Они естественны, отражают национальное мироощущение горца. Именно от этого проистекает и то, что Азамат Суюнчев избегает вычурных слов, эпитетов в её характеристике. Легко заметить, что в стихотворении «Оделась весна в зеленый наряд» отчётливо предстаёт идея органического слияния человека с природой, утверждается «жизненное начало»: «В зелённых бешметах шагают холмы, /Степь стелет ковры им по тону./И пеной садов все обрызганы мы,/Деревья в фате её тонут».
С этой точки зрения интересна строка «.И пеной садов все обрызганы мы», где автор обращает внимание на явное присутствие человека, видящего эту картину, а также единение всех людей на этом празднике весны. В строке «В зелёных бешметах шагают холмы»
присутствует горский колорит, эмоциональное составляющее. Мир чувств и ощущений
лирического героя состоит в единстве с миром воспеваемой природы. Читая стихотворение, можно услышать во взволнованном голосе автора красоту и радость жизни.
Поэт испытывает потребность в обращении к природе, в общении с ней как с одушевлённым предметом. Ментальность Азамата Суюнчева - чисто национальная. Наглядно владение языком, проявляющееся в поэтическом дискурсе.
Примечания:
1. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. 405 с.
2. Есин А.Б. Принципы анализа литературного произведения. М., 1998. 246 с.
3. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. 183 с.
4. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. 315 с.
5. Кулиев К.Ш. Так растёт и дерево. М., 1975. 367 с.
6. Литература. Справочник абитуриента. М., 1998. 97 с.
7. Ломидзе Г.И. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия литератур. М., 1960. 243 с.
8. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия карачаевцев и балкарцев // Жанровые и художественно- поэтические традиции. Нальчик.,1996. 197 с.
9. Сильман Т. Заметки о лирике. Л., 1977. 112 с.
10. Сохряков Ю.И. Природа и человек (по страницам современной литературы) // Новое в жизни, науке, технике. М.: Знание, 1990. 78 с.
11. Анализ одного стихотворения: межвуз. сб. / под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985. 246 с.
12. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. 383 с.