К вопросу о подходах к построению модели экономики регионов1
М.М. Низамутдинов, Л.С. Ямилова
Экономика региона является сложной системой, формируемой большим количеством элементов и взаимосвязей, пронизывающих все общественно важные сферы деятельности. Очевидно, что разработка стратегий развития системами такого масштаба требует всестороннего и системного обоснования, предопределяющего управляемый характер ее развития с четко обозначенными целевыми ориентирами. На сегодняшний день реализация эффективной экономической политики объективно требует широкого применения научнообоснованных инструментов управления, позволяющих вырабатывать различные альтернативы развития и оценивать их с позиции достижения глобальных приоритетов системы в долгосрочной перспективе. В рамках рассматриваемой проблемы актуальной является задача разработки комплексных экономико-математических моделей, формализующих в динамике базовые элементы и взаимосвязи экономической системы регионального уровня, и создание на основе этих моделей готовых практических приложений, ориентированных на применение в деятельности региональных органов управления.
Концепция построения и структура модели региона
За последние десятилетия концептуальные подходы к моделированию мак-ро- и мезоэкономических систем в целом не претерпели сущностных изменений. Большинство конструируемых сегодня подходов в целом наследуют основные свойства известных классических моделей — например, таких как модели системной динамики, модели общеэкономического равновесия, модели межотраслевого баланса и т.д. Стоит отметить, что за последние годы большее развитие среди прочих получили модели т.н. имитационного типа и модели, ориентированные на использование технологий искусственного интеллекта. Разрабатываемая нами концепция построения динамической модели региона также может быть отнесена именно к классу активно развивающихся сейчас моделей имитационного типа. Основное конкурентное преимущество данного класса моделей — их изначальная ориентированность на моделирование в высокопроизводительной вычислительной среде, где в рамках компьютерных имитаций сложность построения однозначных аналитических решений компенсируется возможностью нахождения приемлемых решений за счет перебора (прогона) значительного количества вариантов решений в реальном режиме времени.
Другим активно развивающимся аспектом моделирования является использование различных поведенческих алгоритмов, игровых моделей, использование подходов теории ограниченной рациональности и т.д. Повышение интере-
1 Исследования проводятся при поддержке РГНФ, проект № 08-02-00033а.
са исследователей к использованию этих моделей также логически объяснимо, более того, потребность в их более активном применении назрела объективно. С одной стороны, это обусловлено фактом существенного «отрыва» большинства теоретических моделей от их реального прототипа (сложной социально-экономической системы), в центре которого находятся человек и принимаемые им решения. Практика показывает, что попытка строгой математической формализации таких «живых» систем, излишняя абстрактность и механистичность подходов себя уже не совсем оправдывает, в том числе с точки зрения качества модельных расчетов. С другой стороны, объективной предпосылкой возрождения подходов к моделированию на основе поведенческих, интеллектуальных и игровых алгоритмов также являются практически неограниченные мощности современной вычислительной техники, что позволяет существенно сблизить уровень сложности объекта моделирования масштабу и сложности производимых вычислений.
В рамках данных логических посылок предлагаемая нами концепция является попыткой синтеза описанных выше преимуществ активно развивающихся сегодня имитационных и поведенческих моделей, с одной стороны, а с другой стороны — сохранение наработанных и доказавших на практике свою эффективность свойств классических балансовых и динамических моделей. Использование классических подходов как основы, на наш взгляд, обеспечит необходимый сдерживающий и упорядочивающий противовес при использовании еще не до конца апробированных с точки зрения надежности возможностей различных компьютерных имитационных моделей.
В целом же предлагаемая нами концепция моделирования может быть представлена как иерархически структурированная и логически связанная композиция моделей трех типов — комплекса моделей поведения экономических агентов, системы динамических балансовых моделей и интегрирующих их в единую среду модели управления (рис. 1).
Модель управления
и = F(У^^У,Sc,7,,G;^)
Модель динамического баланса
В = Р<Ц;Х;Б;11;Та;Г)
Модель поведения экономических агентов
Рис. 1. Композиция моделей в структуре комплексной модели региона
Центральным звеном (ядром) предложенной многоуровневой концепции моделирования выступает множество моделей поведения экономических субъектов (агентов), представляющих в рамках общей структуры комплексной модели ее интеллектуальную составляющую. В качестве элементов этой подсистемы предлагается формализовать поведение агрегированных экономических субъектов, таких как «Совокупный производитель», «Домохозяйства», «Государство (региональный уровень)», «Финансовый сектор», «Внешний мир» и т.д.
Общая логика моделирования поведения экономических агентов представляет собой некоторый формализованный механизм трансформации имеющихся у агента экономических (в первую очередь финансовых) ресурсов R в конечный результат его деятельности Y через реализацию определенный экономической стратегии S. Другими словами, стратегия представляет собой итеративную процедуру преобразования доходов экономического агента в его целевые расходы, обеспечивающую поэтапное достижение цели данной стратегии. В качестве конечной цели реализации стратегии (т.е. условием остановки итеративного алгоритма поиска) выступает, как правило, либо достижение некоторого состояния краткосрочного рыночного равновесия, например спроса и предложения на конечный продукт, либо достижение заданной величины экономического результата или значения некоторого планового индикатора.
При этом логика построения поведенческих моделей предполагает, что каждый экономический агент при реализации собственной стратегии, во-первых, через систему горизонтальных взаимосвязей учитывает стратегию, реализуемую другими экономическими агентами, во-вторых, через систему вертикальных связей также учитывает условия и ограничения, задаваемые ему моделями более высокого уровня иерархии. Таким образом, в рамках предлагаемой концепции экономические агенты адаптируются к текущим стратегиям друг друга в рамках каждого модельного момента времени, обеспечивают при этом достижение собственной локальной цели и через систему регуляторов более высокого уровня одновременно обеспечивают достижение глобальной цели развития всей системы — обеспечение устойчивой динамики экономического роста.
Промежуточным звеном в иерархической структуре моделей является система динамических балансов, реализуемая на принципах национального счетоводства и его расширенной модификации на базе интегрированных матриц финансовых потоков SAM. Наличие балансовых тождеств обеспечивает сохранение основных пропорций производства и распределения конечного продукта при согласовании финансовых потоков между моделями микро- и макроуровня, а также является балансирующим звеном на всех других этапах моделирования.
В соответствии с данной логикой, применительно к общей структуре модели подмножество моделей динамических балансов представляет собой некоторую систему математических уравнений, отражающих в статическом разрезе
— баланс доходов In и расходов Exp экономических агентов для каждого шага моделирования в рамках итерационного алгоритма, в динамическом разрезе — баланс темпа входных - выходных финансовых потоков Fl и накопленных экономическими агентами величины запасов St.
Верхний уровень иерархии моделей представлен моделью управления, олицетворяющей собой макроуровень экономики и реализующей в рамках комплексной модели функции планирования и регулирования деятельности всей макроэкономической системы. По сути, данный уровень иерархии реализует часть функции экономического агента «Государство», которые будут рассмотрены ниже.
В целом предлагаемая структура схема взаимоувязки моделей, на наш взгляд, обеспечивает, с одной стороны, целостное отображение логики экономических процессов на региональном уровне, с другой стороны, именно такая многоуровневая структура модели обеспечивает выход на решение главной задачи моделирования — оценку степени взаимовлияния поведения отдельных экономических субъектов на микроуровне и устойчивости функционирования социально-экономической системы на макроуровне.
Итерационные алгоритмы реализации стратегий экономических агентов
В рамках данного раздела будет предпринята попытка формализованного описания множества итерационных алгоритмов, реализующих стратегию поведения каждого из рассматриваемых в модели экономических агентов, а также раскрытия базовых экономических механизмов реализации данных стратегий.
Основной, заложенный в рамках модели мотив поведения экономического агента «Совокупный производитель», — это поиск рыночного объема предложения конечного продукта, обеспечивающий максимизацию прибыли агента и минимизацию возможных потерь от перепроизводства товаров и услуг.
Основанная цель реализации интеграционного алгоритма — поиск условий макроэкономического равновесия величины совокупного спроса и предложения с учетом стратегий производителя по объему выпуска и параметров индикативного плана по величине прироста ВРП.
Логическая схема итерационного алгоритма, формализующего стратегию экономического агента «Совокупный производитель», представлена на рис. 2 и в целом включает следующие базовые этапы:
1. Расчет величины выпуска конечного продукта У{ на основе производственной функции по величине основных фондов Ф{ и численности занятых в экономике Е.
2. Расчет величины совокупного предложения ЛБ,, рассматриваемого как сумма произведенного валового продукта У( в текущем году и нереализованного объема предложения предыдущих периодов ЛБ- г
3. Расчет величины совокупного спроса ЛБ,, определяемой как сумма расходов всех рассматриваемых в модели экономических агентов.
4. Сопоставление величины совокупного спроса ЛБ и совокупного предложения ЛБ. При условии равенства величин итерационный алгоритм завершает работу, искомые параметры макроэкономического равновесия найдены.
5. При превышении величины совокупного предложения над спросом корректирующий коэффициент Ь уменьшается на некоторую величину Я, при превышении величины спроса коэффициент соответственно увеличивается на ту же величину Я. Изначально величина =0, приращение величины Я равно 0,001.
6. Расчет величины валовой прибыли экономического агента Р( при текущем значении величины совокупного спроса. Величина прибыли определяется как разность между конечным продуктом У{ и суммой всех издержек с учетом величины привлеченных агентом заемных (кредитных) средств КП.
7. При положительной величине валовой прибыли величина потребности в заемных средствах определяется как доля от У{ с учетом коэффициента автономных кредитов ка. При отрицательной величине валовой прибыли сумма потребности в кредитовании соответственно увеличивается на величину полученных в предыдущем цикле убытков (-Р().
Рис. 2. Итерационный алгоритм реализации стратегии экономического агента «Совокупный производитель»
8. Коэффициент автономных кредитов к? формируется для экономического агента в зависимости от изменения во времени величины банковской процентной ставки г. При увеличении (уменьшении) процентной ставки величина коэффициента автономных кредитов уменьшается (увеличивается) в обратнопропорциональной зависимости.
9. Конечная величина привлеченных заемных средств КПt определяется как функция минимума от потребности (спроса) экономического агента КР и от возможности (предложения) финансового сектора КФ^
10. Распределение полученной прибыли Р1 по направлениям осуществляется экономическим агентом в соответствии со следующим правилом:
- в первоочередном порядке производится уплата налога на прибыль НП в соответствии со ставкой налога на прибыль;
- во вторую очередь осуществляются выплаты на погашение ранее взятых кредитов ПК с учетом процентной ставки;
- оставшаяся прибыль используется экономическим агентом на выплату дивидендов Д (премий) и на реинвестирование I в основной капитал.
11. При условии неудовлетворенного спроса (т.е. когда ЛВ>ЛБ) приоритетом агента является инвестирование в производство дополнительного объема конечного продукта через механизм инвестиций в основной капитал. При этом
осуществляется итеративное приращение объемов инвестиций к предыдущему его уровню с использованием ранее полученного корректирующего коэффициента Ь.
12. Рассчитанный объем потребных инвестиций сопоставляется с уровнем фактической чистой прибыли Рп,, и выбирается их минимальная величина, что обеспечивает выполнение условия достаточности имеющихся наличных ресурсов инвестирования. Оставшаяся часть прибыли используется для выплаты дивидендов.
13. Рассчитанный объем чистых инвестиций из прибыли суммируется с восстановительными инвестициями (амортизация) и объемом государственных инвестиций и по контуру обратной связи — через увеличение стоимости основных фондов экономического агента Ф, в следующем цикле увеличивает объем совокупного предложения. Одновременно величина валовых инвестиций увеличивает в следующем цикле величину совокупного спроса, влияя на компоненту инвестиционного спроса.
14. Работа итеративного алгоритма осуществляется до момента достижения равенства совокупного спроса и предложения, при этом учитывается также условие достижения плановых темпов экономического роста, регулируемое в поведении агента через величину государственного спроса (расходов).
Таким образом, предложенный итерационный алгоритм моделирует логику поведения экономического агента, который реализуется через механизм стремления к равенству рыночного спроса предложения на конечный продукт посредством регулирования экономическим агентом величины собственных инвестиционных расходов.
Экономический агент «Домохозяйства» выступает в рамках модели основным потребителем произведенного конечного продукта, стратегией поведения агента является максимизация объема потребления с учетом баланса его расходных потребностей и имеющегося доходного потенциала.
Цель реализации итерационного алгоритма для экономического агента «Домохозяйства» — поиск рыночного объема потребления, величины доходов и расходов, обеспечивающих неотрицательный объем накопленных сбережений.
Логическая схема итерационного алгоритма, формализующего стратегию экономического агента «Домохозяйства», представлена на рис. 3 и в общем виде включает следующие базовые этапы.
1. Расчет величины потенциальных доходов ДН{ экономического агента, формирующейся как сумма доходов, получаемых в виде отплаты труда ЗП,, социальных трансфертов Т, дивидендов от собственности Д,, а также накопленных сбережений БН- и привлеченных кредитных ресурсов КР.
2. Расчет величины потребительских расходов С{ экономического агента, определяемых в зависимости от объемов доходов ДН{ и величины средней аре{ и предельной тре{ склонности к потреблению.
3. Расчет величины сбережений населения Б,, формируемой как разница между его доходами ДН,и потребительскими расходами С.
4. Реализация доходной и расходной стратегий агента в зависимости от величины сбережений Б,, по следующему правилу:
- если объем текущих сбережений отрицательный Б<0, то коэффициент предельной склонности к потреблению приравнивается к нулю трс=0, т.е. отсутствие прироста потребления и сохранение его на уровне средней склонности к потреблению аре.
Начало алгоритма
Расчет доходов ДН^ЗПМ+Г^+КР*
Расчет потребительских расходов
=Д Н,*а рс^+ЛД Н^т рс(
Стратегия доходов:
- формирование потребности в кредитных ресурсах (КР^);
- регулирование объемов сбережений во вкладах ^t (будущих доходов от финансовых вложений)
Стратегия расходов:
- регулирование объема потребления (С)
- определение объемов наличных сбережений (^)
Рис. 3. Итерационный алгоритм реализации стратегии экономического агента «Домохозяйства»
- если объем текущих сбережений положительный Б>0, то коэффициент предельной склонности к потреблению трс. прирастает пропорционально приращению доходов АДН. к приращению расходов АС.
Рассчитанное значение трспо контуру обратной связи используется в следующем цикле для пересчета величины потребительских расходов С.
5. Расчет коэффициента наличных сбережений кнс. по следующему правилу:
- если объем текущих сбережений положительный Б>0, то прирост коэффициента наличных сбережений кнспропорционален отношению приращения процентной ставки по вкладам АЯв. к приращению индекса потребительских цен А1ц. ;
- если объем текущих сбережений отрицательный Б<0, то коэффициент наличных сбережений кнс. равен нулю.
6. Расчет величины наличных сбережений определяемый исходя из общего объема накопленных сбережений Б. и расчетного коэффициента наличных сбережений кнс.
Расчетное значение накопленных сбережений Б. по контуру обратной связи используется в следующем цикле для корректировки величины доходов агента ДН.
7. Расчет потребности экономического агента в заемных (кредитных) средствах КРАО ,, определяемой как максимальное значение расчетной величины автономной потребности в кредитных ресурсах и величины обратной объему накопленных сбережений Б.
8. Расчет коэффициента автономных кредитов как, определяемого как прирост данного коэффициента пропорциональный приращению процентной ставки по кредитам АЯк{и величине обратной динамике сбережений & .
9. Расчет объема привлеченных кредитов КР,, определяемого как минимальное значение потребности в кредитных ресурсах экономического агента КРАО(и кредитных возможностей финансового сектора КРАБГ
Рассчитанное значение объема привлеченных кредитов КР по контуру обратной связи используется в следующем цикле для пересчета величины доходов ДН. экономического агента.
10. Завершение работы алгоритма.
Таким образом, итерационный алгоритм моделирует логику поведения экономического агента через механизм регулирования текущего и перспективного объемов потребления, стремления к его максимизации в долгосрочной перспективе при обеспечении неотрицательного объема сбережений.
Экономический агент «Государство» выступает в рамках модели одним из потребителей производимого конечного продукта и выполняет функции основного макроэкономического регулятора.
Стратегия поведения агента заключается в регулировании уровня государственного спроса на конечный продукт, в определении величины экономических регуляторов, обеспечивающих заданный индикативным планом прирост объема предложения (экономического роста).
Логическая схема итерационного алгоритма, формализующего стратегию экономического агента «Государство (региональное правительство)» представлена на рис. 4 и в общем виде включает следующие базовые этапы:
1. Оценка объема совокупного предложения конечного продукта АБ,, производимого экономическим агентом «Совокупный производитель».
2. Расчет объема совокупного спроса АД. всех экономических агентов на произведенный объем предложения конечного продукта.
3. Сопоставление текущей величины объемов предложения конечного продукта АБ.и спроса на произведенный конечный продукт АД.
4. В случае превышения объема спроса над предложением АД >АБ {регулирование экономическим агентом объема рыночного спроса не требуется и итерационный алгоритм на данном расчетном цикле не активируется, возвращаясь в начало алгоритма и находясь в состоянии ожидания. В противном случае АО<АБ{алгоритм продолжает работу.
5. Оценка соответствия текущего объема предложения конечного продукта уФакт .(фактического ВРП) заданному индикативным планом объему конечного продукта Утан .(планового ВРП).
6. В случае достижения необходимого планового объема ВРП Уфакт1 > Утан стратегия экономического агента реализована, и алгоритм завершает работу.
7. Расчет объема дохода бюджета ОБ1 экономического агента как суммы налоговых НД.и неналоговых ННД.доходов, межбюджетных трансфертов МБТ(и бюджетных займов БЗ.
8. Итеративная корректировка доли расходов бюджета я.(государственного потребления) в общем объеме доходов бюджета на некоторую положительную
величину X. Исходное значение а=0, значение X = 0,001 (0,1%), максимальное количество шагов итераций равно 1000.
9. Расчет текущего значения величины расходов бюджета О.исходя из величины доли расходов аи объема доходов бюджета агента ББ. .
Расчет доходов бюджета
О^НД+ННД+МБ^+Б^
Корректировка доли госрасходов
сї{=3і_і "і- А/ -------------------і-------------------
Расчет объема госрасходов -------------1
Расчет сальдо бюджета
5В1=0ВГС1
Расчет потребности в займах
БЗ,А0=НД,*с,
Расчет объема займов
Б3,=тіп (БЗаоьБЗаз{) -------------------1-----
Стратегия доходов:
- формирование потребности в бюджетных займах (БЗЛП);
Стратегия расходов:
- регулирование объема госрасходов ^) для поддержания спроса на конечный продукт (ADt);
- обеспечение индикативным планом объема конечного продукта (Уплан)
- регулирование состояния госбюджета (ББ)
Рис. 4. Итерационный алгоритм реализации стратегии экономического агента «Государство»
Рассчитанное значение величины расходов бюджета Опо контуру обратной связи используется в следующем итерационном цикле для пересчета величины совокупного спроса АВ. на конечный продукт.
10. Расчет сальдо бюджета ББэкономического агента как разницы между доходами ББ. и расходами О.
11. Оценка состояния дефицитности бюджета экономического агента ББ. Если бюджет агента исполняется с профицитом, т.е. ББ >0, то алгоритм в следу-
ющем итерационном цикле возвращается на шаг (7) для расчета дохода бюджета агента ББ,, в противном случае алгоритм продолжает работу.
12. В случае образования дефицита бюджета требуется обоснование привлечения бюджетных займов. С этой целью производится итерационный расчет корректирующего коэффициента с. на некоторую положительную величину X. Исходное значение с{ = 0, значение X = 0,001 (0,1%), максимальное количество шагов итераций равно 1000.
13. Итерационный расчет величины потребности в бюджетных займах БЗАВ ,, определяемой как доля с{ от величины налоговых доходов НД{ бюджета агента.
14. Расчет величины привлеченных бюджетных займов как минимального значения потребности в бюджетных займах БЗАО{экономического агента «Государство» и кредитного предложения БЗАБ ,агента «Финансовый сектор».
15. Рассчитанное значение величины бюджетных займов КР{ по контуру обратной связи используется в следующем цикле для пересчета величины доходов бюджета ВБ. экономического агента «Государство».
16. Завершение работы алгоритма.
В целом предложенный итерационный алгоритм моделирует логику поведения экономического агента «Государство» через механизм регулирования объемов госрасходов и стремления к обеспечению заданного индикативным планом объема предложения конечного продукта, производимого агентом «Совокупный производитель».
Экономический агент «Финансовый сектор» является в рамках модели основным сберегателем свободных финансовых ресурсов и поставщиком кредитных ресурсов для остальных экономических агентов.
Цель реализации итерационного алгоритма для экономического агента «Финансовый сектор» — поиск рыночного объема предложения кредитных ресурсов, обеспечивающих потребности экономических агентов, а также регулирование процентной ставки по кредитам и вкладам на основе величины спроса и предложения на денежном рынке.
Логическая схема итерационного алгоритма, формализующего стратегию экономического агента «Финансовый сектор», представлена на рис. 5 и в общем виде включает следующие базовые этапы:
1. Расчет величины совокупных доходов СД экономического агента, формирующихся как сумма доходов от кредитования ДК других экономических агентов, объемов привлеченных депозитов ПД,, прочих доходов ПР.(в том числе накопленных страховых резервов) и доходов, направленных из прибыли прошлых лет на увеличение запаса капитала ЗК,.
2. Оценка величины совокупных потенциальных расходов СР .экономического агента, рассчитываемых как сумма расходов на возврат ранее привлеченных вкладов ВК{ и средств на предоставление экономическим агентам текущих кредитов КР .
3. Расчет величины потенциального предложения кредитных ресурсов АБкр,, формируемой как сумма текущих доходов СД агента за вычетом средств на возврат ранее привлеченных вкладов ВК,и суммы страховых резервов РС .
4. Расчет совокупного спроса на кредитные ресурсы АБкр,, вычисляемого как сумма спроса на кредитные ресурсы всех экономических агентов.
5. Сопоставление величины спроса АВкр1 и предложения АБкр1 кредитных ресурсов, расчет коэффициента их соотношения.
Расчет прироста запаса капитала
ЗКФ^ПРФ^ * куки(А0к7А8%: АРкри/ А8кри)
Расчет дивидендов
Д =ПРфсгНДфсгЗКфс4
Стратегия агента:
- расчет потребности в увеличении капитала (ЗКФС);
- расчет объемов кредитования экономических агентов (КР\);
- регулирование процентной ставки по кредитам (Якр) и вкладам (Явк);
Рис. 5. Итерационный алгоритмреализации стратегии экономического агента «Финансовый сектор»
6. Расчет величины объема кредитования КР, экономических агентов, рассчитываемой как сумма минимальных значений соотношений величин спроса и предложения на кредитные ресурсы каждого экономического агента. Распределение общего фонда кредитования по экономическим агентам осуществляется пропорционально предъявленному ими спросу.
Рассчитанное значение величины объема кредитования КР, по контуру обратной связи используется в следующем цикле для пересчета величины совокупных расходов СР, экономического агента.
7. Расчет приращения величины процентной ставки по кредитам Вкр. исходя из изменения соотношения спроса АВкри предложения АБкрна кредитные ресурсы.
8. Расчет приращения величины процентной ставки по вкладам Явк., рассчитываемого как величина пропорциональная динамике процентной ставки по кредитам Якрг
9. Оценка финансового результата ПР$с. (валовой прибыли) экономического агента, рассчитываемого как разница между его совокупными доходами СД. и расходами СРс учетом расходов на страховые резервы РЗ.
10. Реализация стратегии агента по распределению полученной текущей прибыли в следующем порядке приоритетности:
- расчет величины налога на доходы НДфс{ (прибыль) экономического агента исходя из величины полученной прибыли ПРфс1 и налоговой ставки кнп;;
- расчет величины средств, направляемых экономическим агентом из собственной прибыли на увеличение запаса капитала ЗКфс, (потенциала кредитования будущих периодов), оцениваемой как приращение доли прибыли на увеличение запаса капитала кук1с учетом изменения соотношения спроса АБкр {и предложения АБкр ,на кредитные ресурсы.
Рассчитанное значение величины средств на увеличение запаса капитала ЗКфс1 по контуру обратной связи используется в следующем цикле для пересчета величины совокупных доходов СД, экономического агента:
- расчет величины средств, направляемых экономическим агентом из собственной прибыли на выплату дивидендов Д{ (премий), оцениваемой как остаток прибыли ПРфс, после уплаты налога на доходы НДфс,и увеличение запаса капитала ЗКфс.
11. Завершение работы алгоритма.
Таким образом, предложенный итерационный алгоритм моделирует логику поведения экономического агента «Финансовый сектор» через механизм регулирования объемов кредитования экономических агентов и равновесной рыночной величины процентной ставки.
Заключение
В целом предложенный подход к моделированию экономической системы региона основан на логическом встраивании множества алгоритмов поведения экономических агентов через систему динамических балансов в единую модель управления и дальнейшем интегрировании на верхнем уровне иерархии всех информационных потоков в единую вычислительную систему. Практическая реализация предложенного инструментария позволит проводить различные вычислительные эксперименты для оценки степени взаимного влияния изменений экономических условий на макроуровне на функционирование экономических субъектов на микроуровне, вырабатывать рыночные механизмы воздействия на микросреду, обеспечивающие достижение целевых параметров экономического развития региона в средне и долгосрочной перспективе.